Кавказская пленница.
1966
страна СССР
режиссер Леонид Гайдай
сценарий Леонид Гайдай, Яков Костюковский, Морис Слободской
директор фильма Л. Фрейдин
оператор Константин Бровин
композитор Александр Зацепин
В ролях
Александр Демьяненко
Наталья Варлей
Руслан Ахметов
Юрий Никулин
Георгий Вицин
Евгений Моргунов
Владимир Этуш
Фрунзик Мкртчян
Нина Гребешкова
Михаил Глузский
Этот фильм мы не будем разбирать по Арканам Таро. Хотя они там все присутствуют, хотя и в не столь явной форме, как в других разбираемых фильмах.
Для понимания этой картины, следует перечитать мое толкование сказки Ершова «Конек Горбунок» Конек - Горбунок Даосская внутренняя алхимия в русском фольклоре и толкование поэмы «Руслан и Людмила» - очень много параллелей.
Итак, Шурик- это такой Ваня- Лох, Буратино, который будучи студентом, ничего не знает о реальной жизни, но любит сувать свой любопытный нос в чужие дела- это и дает ему толчок к эволюции.
Мы встречаем его на горной дороге, он на осле въезжает в некое условное горное селение. Будем считать, что эти его «каникулы»- есть его очередное воплощение, а горное селение- это и есть земная юдоль. К тому есть все основания- он один на дороге, дорога проходит сквозь ущелье и лес. Это границы двух миров. А осел, которого он явно арендовал, тут не случайно, ибо в горном селении хозяйничает Товарищ Саахов, который есть ни кто иной, как Сетх. Осел, как средство вхождения в Жизнь, в Тело тут вот почему- разные животные, на которых перемещаются в пространстве Боги, Герои, а иногда и простые люди и которые в индуизме называются вахана (например Вишну ездил на Гаруде) есть символическое изображение основных сил и энергий, на которых работает данное Божество или эгрегор. Есть еще другие, более оккультные значения, но здесь мы их не будем приводить.
Итак - Осел - вахана Шурика, который въезжает во владения Саахова - Сетха - иначе и быть не может, ибо Осел и есть его главное священное животное, поэтому ни на какой иной вахане Шурик прибыть туда не мог. Кроме того, вспоминаем, что иисус тоже въехал в Иерусалим на осле, хотя Шурик и не Иисус, но параллели явные.
Осел еще и встает как вкопанный, очевидно, из за природной несовместимости обоих. Шурик студент филолог и прибыл собирать фольклор, а проще говоря- изучать глубинные пласты человеческой, неформальной жизни или еще проще говоря- Шурик приехал учиться Жить. Где он был до этого воплощения- нам не поясняется, даже город его постоянной дислокации, но судя по его золотоволосой шевелюре, близорукости, наивности, доверчивости, честности, благородству, а также- смелости и решительности в последствии- он явно прибыл сюда с Белой Арктиды. Из Арктиды в Азиатиду на новое воплощение.
Как только он сюда прибыл, его тут же нагрузили всяческой народной мудростью, а также вином, к которому он явно не привык, ибо в Арктиде вина не было, а значит, и не было выработано толерантности, главным образом- психологической. Пока главная его проблема- не умение сказать Нет!
Теперь опишем иерархию цивилизации, в которой Шурик воплотился. Итак во главе ее- Сетх- Сион- Саахов. Владимир Абрамович Этуш- прекрасный актер и мы против него ничего не имеем, однако, далеко не случайно то, что как минимум два раза в своей актерской карьере, он изображал Сетха. Первый раз- в этом фильме, а второй- в фильме «Приключения Буратино», где он играл Карабаса Барабаса, за образом которого абсолютно ясно виден Бородатый Черномор. Ярко выраженная еврейская внешность тому причиной. Хотя формально тов. Саахов какой то кавказский тип, но мы то знаем, что часть кавказцев- это бывшие хазарские евреи. Поэтому вполне закономерно, что еврей Этуш играет Саахова, который в принципе может быть потомком хазарских евреев и он же являет собой Сетха. Вы можете возразить- но ведь Саахов- вроде как во плоти, да, но ведь и история у нас мифологическая. Царь в сказке «Конек Горбунок»- тоже вроде как человек, а на самом деле- Бог Отец. У нас здесь не реальное пространство, а мифологическое и даже- магическое. Поэтому Сетх- Саахов здесь как бы наяву и он хочет жениться. Вернее- ему нужна очередная невеста, как и Черномору. А вот она и появляется- племянница местного царька- слуги Сетха- Саахова. Поскольку родителей у нее как бы формально нет, то это означает, что она и есть Душа- Атма. И тов. Саахов- тоже не женат, что весьма странно, для такого влиятельного человека. Он не женат точно по той же причине, почему не женат Черномор.
Она появляется впервые в бело- красно- черном платье и эти цвета Великой Тройственной Богини- Красный- цвет матери, которая дает жизнь, Белый- невесты которая, продолжает жизнь, Черный- жрицы смерти, которая заканчивает жизнь.
Саахову она очень понравилась- лакомый кусок. «А царевна все ж милее, все ж прекрасней и белее».
Короче, он хочет ее заключить в свою Горную резиденцию, а замок Черномора у нас тоже находится за «северными горами».
Начинается торг с Царьком. Ведь если он Царь в этом селении, то юридически Душа Царевна принадлежит ему, потому что народ, который и есть носитель и взращиватель Душ- в его власти и поэтому он считает, что он в полном праве торговаться о ней как о товаре.
Сговорились на 25 баранах и холодильнике- а по сути- власти, богатстве и покровительстве божества. Ведь если Саахов- это Сетх Бессмертный, то стать его родственником, отдав ему племянницу- означает, что и ты вроде как можешь стать бессмертным. Так и было в реальной истории. Так было и с Владимиром Крестителем. Ударили по рукам. Хотя его жена была против. Но он ее урезонил: «Молчи женщина!»- это и есть патриархат. Матриархат, при котором такая насильственная выдача замуж была невозможна- уничтожен, а жена царька- забитая, страдающая женщина, как оно и было в истории.
Однако как уловить Душу Царевну, чтобы самому не попасть под подозрение? И тут он видит Троицу! Да, не случайно к ним прикрепилось это имя! Это оно самое и есть! Трое фармазонов, шулеров и паразитов. Бывалый- это значит Бог Отец, Балбес- Бог Сын, Трус- Бог Святый Дух.
Поскольку реально никакой Троицы не существует, а теологическая Троица- это просто фантом, идея, мыслеобраз, то значит, под этой Троицей фармазонов мы должна понимать что? Ясное дело- Церковь! Ведь именно Церковь уловляет души человеков. Князь, царь он как бы не при чем- он охраняет, следит за порядком, а для уловления человеческих душ нанимается Церковь. Здесь- тоже самое.
Итак, они приступают к ловле. Но на их беду, Шурик наконец то очухался от обильных возлияний и встретился со своей Душой Царевной- вернее- узнал о ее существовании. Она прекрасная девушка, мало того, еще и поет песню о белых медведях, которые трутся о земную ось- а это явное указание на Белую Арктиду- она оттуда. И припев- Ла-ла –ла ла- ла- это есть Мантра Души и богини Лады. К тому же она танцует модный тогда твист, и так вертится, что явно представляет собой живую активную Душу, полную энергии, радости жизни, активности и счастья.
Шурик сразу оказывается влюблен и начинает мешать уловителям его собственной Души. Ничего у них не получилось, потому что Церковь не может уловить в свои сети некрещеные, природные души. Это не в их власти. Чувствуете, куда клоню?
Значит, человечка надо покрестить, чтобы он сам свою душу в руки уловителей отнес.
Царек приглашает Шурика в ресторан и начинает охмурять. Оказывается, у нас тут христианство, а ты и не знал? Вот тебе предстоит принять участие в нашем священном «обряде похищения невесты»- то есть покреститься, а не то ты какой- то нехристь получаешься. А ведь Крещение- в своей оккультной сути- это и есть Обряд Похищения Невесты. Так что в этом он не соврал, соврал в том, что невеста сама хочет, чтобы ее похитили. Сначала, Шурик вроде бы соглашается, тем более- ему показали кунаков «влюбленного джигита», своим внушительным видом и неразговорчивостью приведя его в трепет. Троица- что тут скажешь! Троица не имеет к Душе Царевне никакого отношения, но тем не менее, Шурику внушают, что его Душа Царевна- уже согласная. Он только должен Сам свою Душу Царевну передать «кунакам» Сетха. Поэтому, кармически, никто не будет виноват, только он сам. Сетх- Саахов получит очередную невесту, Местный Царек- власть, богатство и покровительство Бога, «Кунаки»- работу, кров и пропитание. Все довольны, только Шурик потерял самое ценное- Душу свою- даже не продал, а профукал, не за понюх табака надурили его фармазоны, одним словом.
Но вот когда Шурик узнал, что надо похищать Нину, стал отказываться. Но попробуй тут откажись! «Если ви откажетесь- они вас зарежут».
И ведь реально резали, топили, сжигали без всяких шуток!
И вот он подбирается к ней как тать в ночи и закрывает ей лицо, застегивая спальный мешок- «Я пришел проститься с тобой»- все- теперь она исчезает из его поля зрения, теперь она- во власти Бога. Она брыкается- не хочет быть пожранной Людоедом, но христианину внушили- что в этом высший смысл Бытия- отдать свою Душу Богу- они так это и говорят- «Отдал Богу Душу». А когда они ее грузили в машину, милиционер у них спросил, что они там грузят. А Бог сын Балбес проблеял в ответ. И правильно- ведь Барашка всегда приносили в жертву, вот и Душа для этого предназначена.
Но в данном случае он передал ее в распоряжение Троицы- т.е. Церкви, а те не мешкая, доставили ее в резиденцию Саахова- Сетха. Вот так оно и бывает в реальности. А вы думали- комедия.
Далее в резиденции, в чертогах Саахова- Сетха все происходит как в поэме «Руслан и Людмила». Сначала она не понимает, где находится. Какие- то дивные чертоги. Но вот появляется Троица- в поэме- три девы. Троица вносит всякие кушанья, она сначала отказывалась, но потом началась музыка, танцы и она- «Не стану есть, не буду слушать, Умру среди твоих садов!» Подумала- и стала кушать». Троица между тем, поет знаменитую песню про султана. Казалось бы шуточная песня, но с глубоким смыслом, поскольку оканчивается словами- "Если б я был султан- был бы холостой!" А ведь вся иерерхия этой чортовой церкви- монахи! Значит, на случайно они поют это гимн безбрачию.
Попыталась бежать, но ее поймали. Настало время Черномору свататься. Саахов входит чинно, вносит дары, Людмила- «Княжна с постели соскочила, Седого карлу за колпак Рукою быстрой ухватила, Дрожащий занесла кулак И в страхе завизжала так, Что всех арапов оглушила. Трепеща, скорчился бедняк, Княжны испуганной бледнее; Зажавши уши поскорее, Хотел бежать, но в бороде запутался, упал и бьется». Нина обрушила все дары на голову «жениха» и он бежал, с позором, облитый, жалкий и смешной. «Хулиганка!» Саахов, за это свое посрамление, как и Черномор, решил взять ее измором. Он удаляется, а она смотрит на мир сквозь решетку – «К окну решетчату подходит и взор ее печально бродит».
Между тем Шурик узнает, что это был не обряд! Что его обманули! И кто ему это сообщает? Правильно- женщина- жрица древних матриархальных культов, она то знает всю подноготную и тайную цель всех этих обрядов. «Свадьбы- не будет!» решительно постановляет Шурик- это означает- он становится Человеком. Однако не все так просто- решить то он решил, но у Бога власти здесь больше- всё и все под его контролем . Он к нему с молитвой- мол как же так- несправедливости творятся- Троица у меня Душу умыкнула! Не знает еще, лопух, что Бог это все и организовал! Бог ведь «добрый» он всех любит, поэтому сразу обещал «наказать» виновных- отправил к прокурору, которого сам и поставил на эту должность. И Шурика кладут в психушку. А раньше- и не так было- чуть что- в острог, как еретика и бунтовщика- ишь чего вздумал- у Бога душу обратно отнимать! Да за это и головы рубили.
Вот какая трансформация- был свободный человек- покрестился- стал психом в дурдоме, под названием Христианская Церковь. Там у них все такие. К тому же охраняют их, чтобы не сбежали.
Но Шурик уже успел стать Человеком, покрестили его не во младенчестве, а в сознательном возрасте, поэтому Разум сохранился и силы сопротивляться- есть. Бежит из психушки. Теперь надо вызволять Душу Царевну из лап Лиходея, который «жнет, там, где не сеял».
Шурику помогает местный житель, очевидно Маг, поскольку у него есть машина- колесница, значит он развитый адепт, к тому же бескорыстный- помогает просто так, из солидарности, потому что нужно жить по Природе и по Правде, а не похищать чужих невест. Аз делаю тоже самое.
Вместе они под видом санитаров проникают в чертоги и вливают в Троицу снотворное. Их и усыплять то не надо- они и так как полудохлые мухи. Шурик отпирает дверь, но получает от нее золотым подносом по башке- и правильно, Душа – Атма миллиарды лет эволюционировала, а ты, остолоп, ее по дурости своей взял да и отдал на съедение Людоеду. Вот и получи за это. В поэме Людмила пытается скрыться, надев шапку невидимку, в фильме Нина, перемахнув на канате из окна, уезжает на санитарной машине. Троица за ней в погоню, Шурик вместе со своим добровольным помощником на бочке вслед за ними. Начинается комическая погоня, которую не буду комментировать, поскольку фильм все таки комедийный и не все детали имеют оккультное значение. Ее снова поймали, связали тугой веревкой и везут обратно. «В сетях открылася Людмила». Но тут появляется Шурик верхом на Белом Коне- а это уже не Осел. Это уже совсем другая вахана. Это Вахана Героя. Он уже настоящий Руслан- освободитель. На самом краю пропасти он останавливает машину, достает драгоценную ношу, развязывает ее и тут же получает звонкую пощечину. Он связывает ее опять и смелый поцелуй решает все дело.
Далее- наказание Сетха- Саахова. Прошлый раз его оскопили, в этот раз- выпороли. И устроили Суд Народов над Богом и его чортовой Церковью. Поделом.
Но Шурику не удалось на этот раз пожениться на Душе Царевне- уехала она от него в дальние дали, в далекие горы. Остался он на дороге, но теперь знает, куда надо идти- вслед за ней, в том же направлении.
Вот такая история. Понятное дело, что Гайдай, снимая фильм, не предполагал вкладывать все эти смыслы. Они, все эти смыслы появились в силу того, что Гайдай в детстве читал Пушкина, Ершова, русские волшебные сказки. В этом и состоит Магия Слова.