День сурка
Groundhog Day
год 1993
страна США
режиссер Харольд Рэмис
сценарий Дэнни Рубин, Харольд Рэмис
продюсер Тревор Альберт, С. Эриксон, Харольд Рэмис, ...
оператор Джон Бэйли
композитор Джордж Фентон
В ролях
Билл Мюррэй
Энди МакДауэлл
Крис Эллиот
Стивен Тоболовски
Брайан Дойл-Мюррей
Марита Герати
Анджела Пэтон
Рик Дукомман
Рик Овертон
Робин Дьюк
Это один из самых гениальных фильмов, из всех виденных мной, а я видел практически все гениальные фильмы.
Каждый раз, открывается что- то новое, видишь детали, которые ранее ускользали.
Фил Коннорс- метеокомментатор на региональном канале. Местная "знаменитость". Работа ему явно прискучила и он метит выше- хочет перебраться на федеральный канал, но тут в пятый раз ему придется опять ехать освещать этот уже надоевший ему День Сурка. Он уже был там четыре раза. На этот раз он замечает продюсера, который будет организовывать поездку- она вся такая появляется в облаках. А на экране надпись Satellit. Раньше он видимо, не замечал Продюсера. И вот они едут- Фил командует, Ларри- водитель и оператор- выполняет команды, а сзади- Рита Продюсер. И что все это значит?
А это новое воплощение! Уже четыре воплощения было, а это- пятое. Фил- это Дух, Разум. Ларри- Тело- он правит машиной, он смотрит на мир через Глазок телекамеры, он выполняет указания Фила. Рита- Душа, Атма, Царевна. "Рита" в индуизме синоним индивидуальной Дхармы или динамической природы Вселенной.
Да , непростую девушку он везет сзади. Надо сказать, что Энди МакДауэлл- идеальная кандидатура на эту роль. Она не из тех мишурных блондинистых пустотелых голливудских красавиц. В ней чувствуется внутренняя сила, глубина, теплота, мудрость. Да и вообще- она очень красивая женщина.
Приезжают в Панксутони. Фил, как это ему и полагается по статусу, останавливается в более элитной гостинице, где будут жить Ларри и Рита- его не интересует. Это весьма характерно для самовлюбленных и глупых субъектов, сконцентрированных на собственной «уникальной» личности. Они забывают о собственном Теле и имеют смутные понятия о Душе.
Итак начинается первый день Мистерии. Все это мы помним- 6.00, музыка, бодрые слова ведущих, помылся, вышел на лестницу, столкнулся с очкастым толстячком, высокомерно поговорил с хозяйкой, уличил ее в незнании элементарных понятий о кофе, вышел на улицу, не заметил нищего старика- он его долго не будет замечать! Тут его обнаружил Нед Раерсон, настойчивый страховой агент и по совместительству- однокашник. После невежливого с ним прощания тут же ступил в ледяную выбоину на дороге. Привычно так провел репортаж, испытывая ко всему скуку и раздражение. Опять бросил Ларри и Риту одних. Встретились в кафе. Собрались ехать обратно. Поехали. Но тут разыгралась снежная буря, которую он же и спрогнозировал. Сам спрогнозировал и сам же в этой бурей был остановлен на пути куда? К почти всемирной славе. Ведь его региональный телеканал- это эгрегор его постсмерного бытия, скажем так- земного уровня, а он думает, что дорос до телеканала уровня, ну так скажем- галактического. Но оказывается- нет ему туда дороги, и отменить снежную бурю, которую сам и спрогнозировал- не может. Придется возвращаться. Он начинает звонить, качать права, заявляет что «Он- знаменитость» и тут же получает лопатой по затылку. За знаменитость. Ложится спать.
А дальше... Что произошло?. В чем смысл повторений Дня Сурка? Да тут все просто! Это его уже шестая жизнь. Прожил он их в общем неплохо- другим на зависть- знаменитость, опять же, образован, умен, способности есть, ну да, немного зазнался, ну это не есть плохая Карма. У него- в общем- хорошая Карма.
И что же? А то, что он вновь родился ФИЛОМ КОННОРСОМ!!! Его Личность не умерла, не рассеялась, не растворилась в Акаше. Он умер- заснул Филом Коннорсом и вновь проснулся- родился Филом Коннорсом. Вообще, для того, чтобы достичь неуничтожимости Личности на всех этапах всех Путей Жизни и Смерти, это черт возьми, что нужно сделать, надо даже в Аид спускаться- это в "Пути Одиссея" подробно изъясняется. Это очень трудно. Но иногда бывает и так- спонтанно. Ведь Карма у него позитивная, значит, почему бы Природе не сохранить его Личность и в следующей жизни? И самое главное- он помнит всю свою предыдущую жизнь!
Очевидно, Харольд Рэмис- соавтор сценария и режиссер, вдохновился идеей этого фильма, прочтя писания даосов, в которых говорится, что просветленный Даос воспринимает каждую новую жизнь, также, как обычный человек воспринимает новый день., просыпаясь ото сна.
Значит это его шестая человеческая жизнь и поначалу это- сплошное непонимание и недоумение. Ведь он этого не добивался- неуничтожимости Личности, поэтому пока не знает, что ему со всем этим делать. Над хозяйкой гостиницы уже не высокомерит, старика по прежнему не замечает, Неда Раерсона оттолкнул и опять в лужу попал. «В этом месте будь острожен- здесь у нас лужа!»- с издевательским смехом напутствует его Нед в новую жизнь. Уже что-то немного изменилось. Пока не в позитивную сторону и нового опыта пока нет. Кое как провел репортаж. Пометался, опять попал под холодный душ, сломал карандаш для проверки и лег спать. Ничего ему не дала пока эта неуничтожимость Личности. Это, кстати, Аркан 14 Умеренность.
Третий день начинается с паники- с обнаружения карандаша который, разумеется, оказался целым.
Первый серьезный разговор с Ритой, он ее простит о помощи, ведь она- Продюсер- организатор его этой очередной жизни! Но пока она советует ему обратиться к врачу. Врач, как и ожидалось, не обнаруживает никакой органической патологии и направляет его к психоаналитику. Тот ему тоже ничем не смог помочь. Оказывается- это не так просто- помнить свою прежнюю жизнь, если не знаешь, что с этим делать. Эту жизнь он прожил бездарно и закончил ее с двумя местными выпивохами, мало того, чуть не погиб вместе с ними под колесами локомотива. Но понял одну важную вещь- поскольку никакого Ада или Рая не существует, то, значит ты- абсолютно свободен и вправе делать все, что хочешь делать. «Иногда мне кажется, что в жизни нужно пробовать все». «Я больше не собираюсь жить по чужим правилам, я собираюсь Сам делать выбор, по нему и жить». Это важнее решение всех его жизней, но на этот раз оно приводит его за решетку, где он и заканчивает эту свою жизнь. Отработка Муладхары.
Четвертый день- это Осознание возможностей- поистине безграничных! Особенно в том мире, где никто не помнит своих прежних жизней! Только ты один. Но пока он действует по варварски- первым делом Нед Раерсон получает в челюсть. И первый успех- он не проваливается ногой в выбоину- за него проваливается Другой- кто-то ведь все равно должен туда ступить, почему он? Ведь он уже туда наступал, он отработал эту карму, пусть теперь отрабатывают другие. Начинается этап удовлетворения всевозможных телесных потребностей- поначалу он объедается всевозможными лакомствами и затем забрасывает в будущую жизнь, как удочку в реку времени, свое знакомство с Ненси Тейлор.
Пятый день- пожинание плодов этой обретенной сиддхи. Он, зная, условно говоря, всю подноготную Ненси, легко соблазняет ее. Он вот так просто стал мастером соблазнения легкомысленных девушков. Первый полезный навык. Однако в постели он называет ее Рита, что вызывает ревность его жены Ненси в этой его жизни. Ведь он предложил таки ей выйти за него замуж. Отработка Свадхистаны.
Шестой день- он становится понемногу Мастером жизни и самым элементарным образом, путем отъема, добывает себе деньги на роскошную жизнь. Так всегда бывает. Большинство крупных богачей- дваждырожденные и добывают себе деньги- именно так- грамотно отнимая их у простодушных граждан, называя это бизнесом. Фил- Мустанг покупает себе пафосный Мерседес, покупает себе девушку, встречает свою прежнюю жену- Ненси, но она его, разумеется не узнает- «Моя прежняя подружка. Все меня забывают»- объясняет он своей новой пассии. Он, по сравнению с ней- очень древний, поэтому пытается взять один билет взрослый, а другой…Но она настаивает, чтобы и ей взяли взрослый. На этом его «насыщенная» удовлетворением тщеславия жизнь закончилась, не принеся особого удовлетворения. В Пути Одиссея- эти две жизни соответствуют эволюционным этапам, начиная с Аркана 15 Тифон и до Аркана 16 Башня. Хотя Тифона или Полифема здесь нет, но смысл Аркана в кармических цепях, которые создает сам человек в эволюционном процессе, а действие Аркана 16 проявляется в том, что он, после богатой, пафосной жизни опять просыпается- рождается в том же положении, в том же статусе, с которого начал предыдущие жизни. Но знание и опыт все равно накапливаются.
Седьмой день- он начинает всерьез относится к Рите, и пытается понять- кто она- какие мужчины- ей нравятся, что она любит, с кем она встречается. Это означает, что он начинает понимать суть жизни- его Душа Царевна- вот главный смысл его жизни. Каков он твой идеал, спрашивает он у своей Души. Она перечисляет ему качества, которыми должен обладать Царевич, чтобы быть достойным и Фил решает, что он вполне подходит. Добр, чуток, нежен, умен, красив, скромен, любит животных, детей, будет менять нашей крошке пеленки, он играет на пианино и любит свою Маму. Под Мамой понимается, надо полагать, сама Мать Природа. «Это все я, - констатирует он,- тебе нужен я». Она же в свою очередь говорит о карьере, о семье, под карьерой мы будем понимать Эволюцию, а под Семьей- сакральный брак, интеграцию Души и Духа.
Начинается долгий и мучительный процесс самовоспитания- чтобы стать ее Царевичем он должен быть абсолютно соответствовать ей по всем параметрам, на всех уровнях, по всем кармическим характеристикам, точно также, как Гвидон должен был построить целый остров Буян, и стать Бессмертным чтобы жениться на Царевне Лебеди.
Сначала он узнает, какие напитки ей нравятся, а, заодно узнал, через две жизни!, что с ней нужно пить не за сурка, а за Мир. А вот и она начинает понимать и чувствовать уже его. Он ей начинает нравиться, возможно- он достойный претендент. Важнейший разговор они ведут в ресторане. Она хочет понять, куда привела ее жизнь, и именно Дух должен дать ей на это ответ. Ведь Душа эволюционировала миллиарды лет в разных телах, и вот она смотрит на мир глазами Фила Коннорса. «Я училась миллион лет назад»- говорит она, правильнее было бы- «Я училась миллиард лет». И изучала она французскую поэзию 19 века, что Фил посчитал пустой тратой времени. А ведь французская поэзия- поэзия о любви, поэтому Фил осознает свою оплошность, исправляется и в следующей жизни читает стихи на французском. Он прожил уже столько жизней, что знает много языков. В Пути Одиссея этот этап соответствует Аркану 17 Звезда.
Первая близость, они строят снеговика, потом танцуют. «Тебе нравиться, как заканчивается этот день (жизнь)»- спрашивает он, да ей нравится, и она хочет, чтобы так заканчивался каждый день. «Для этого надо немного поработать». Первый поцелуй, который был первым в череде поцелуев. Но она не может так сразу. Она устала и предлагает встретиться завтра, в следующей жизни. «Ты ведь знаешь, я не могу с тобой остаться». «Ты меня совсем не знаешь». «Знаю»- а это чистый Гнозис, без чувств. Дело кончается разрывом, и пощечиной, потому что он был неискренен и пытался подойти к делу чисто технологически, мало того- он не нравиться сам себе. Начинается отработка Анахаты.
В следующей жизни он пытается завоевать расположение, наигранно демонстрируя свою любовь к детям, но опять пощечина. И еще пять пощечин в разных обстоятельствах. Да, трудное это дело! Нина также лупила Шурика в «Кавказской пленнице». Вы можете сказать- а чего она такая капризная? Да дело в том, что Душа Атма эволюционировала миллиард лет и является часть Мировой Души, поэтому Дух, личность, чтобы иметь право «жениться» на Душе Царевне, должен быть совершенным, отработать все природные законы, приобрести всевозможные сиддхи, развить в себе все таланты, ни в малейшем нюансе не вступать в противоречие, конфронтацию с законами Anima Mundi, но и этого еще мало, нужно быть искренним, чутким, отзывчивым, человечным. Так что его технологический подход оказался безрезультатным, что привело его к стойкой депрессии- столько жизней прожито и все впустую. Он устал, у него кончились силы. Он уже тут все знает, со скукой демонстрирует свое всезнание, когда смотрит с аборигенами телевикторину, что вызывает у них чувство благоговения смешанного со страхом. И теперь начинается период, который можно назвать буддистским- стремление выйти из сансары путем самоуничтожения- «эта зима никогда не кончится». Первым делом он пытается уничтожить себя вместе с сурком, которого тоже зовут Фил. Он его похищает, садится в машину и едет с ним в карьер, дабы разбиться насмерть. Он едет в машине, сурок впереди него. Сурок- это его дочеловеческое воплощение, и, следовательно, он пытается уничтожить себя вместе со своей изначальной природой, упав на самое дно Эволюции.
Но ничего не вышло. Самоубийством делу не поможешь. Этим путем сансару покинуть невозможно, да и вообще- это порочная идея, покидать сансару. Зачем? Куда?
И вновь приходится рождаться, уже потеряв счет жизням. Погибает от удара током в ванне, бросается под машину, падает с башни. Это он так проходит Аркан 18 Луна. Познание Смерти во всех ее аспектах.
И наконец, пройдя через столько смертей он стал Богом, он так и говорит- «Я Бог, меня убивали много раз разными способами, но я Бессмертный»- и это абсолютная правда. Потому что он ВСЕ и обо ВСЕХ знает в этом мире! Что он тут же демонстрирует Рите, он даже знает все мысли окружающих людей, их тайные страсти, он видит их насквозь, он может управлять их судьбами, правда ему теперь это уже не интересно. «Господь бог не так уж всемогущ- просто живет долго и все знает». «Я знаю все!».
Это Аркан 19 Солнце. Теперь кое что становится понятным. Обнаружилась небольшая проблемка, которая была и раньше, но скрывалась за внешним благополучием и гордыней- он себя не любит, он себе не интересен, ему скучно и тошно жить. Риту- Душу он полюбил уже давно, а себя- нет. Значит, она была права, когда его отвергла, ведь если бы они воссоединились на прежнем этапе, она погибла бы вместе с ним, когда у него случилась бы очередная депрессия.
Выслушав его признания о собственной божественности, она решает стать его Свидетелем, а Атман- Джива- Сакшин в йогических текстах так и называется Свидетель. Теперь он начинает ее учить- бросать карты, например. Этим он занимался почти целую вечность. Однако его печалит одно обстоятельство- что она в следующей жизни опять забудет все и будет считать его идиотом. В чем тут смысл? А в том, что Душа Атма не обладает Личностью, до тех пор, пока она полностью не интегрируется с Духом. То есть, после смерти они расстаются- Душа в одну сторону, Дух- в другую и на следующем этапе Душа уже не помнит прежней жизни и прежней Личности. Т.е. в процессе жизни, он одухотворяет ее, но после смерти, они расстаются, и она все забывает. Он должен ей дать Память и Разум. Превратить Лебедь в Царевну. Он говорит, что он столько раз умирал, что ему кажется, что его уже нет, а она наоборот, хочет прожить тысячу жизней. Она говорит, что это был лучший день в ее жизни и если ему захочется, они проживут его снова- а это уже просыпается ее желание воссоединиться с ним. Именно так и должно быть. Выбирает женщина. Она, наконец у него осталась! И это полная и окончательная реализация Аркана 19 Солнце, они воссоединились, но всего лишь в одной жизни. Когда она уже почти заснула, он говорит ей: «Ты самая добрая, милая и красивая женщина». «А царевна все ж милее, все ж румяней и белее».
А наутро он снова просыпается один. Начинается Аркан 20 Воскресение. Он уже стал Бессмертным, но и этого мало. Теперь он должен стать Всесовершенным Архатом, ведь его цель- Аркан 21 Вселенная. Он впервые подает старику нищему, но так- походя. Он начинает учиться играть на пианино, узнает что быть любезным ко все людям- это очень приятно и самому. Он развивает в себе художественный вкус, осваивает те 84 искусства, которыми должен овладеть Совершенный Архат. И навыки от жизни к жизни становятся все искуснее.
Но даже не это главное. Аркан называется Воскресение, он должен научиться Воскресать! Первый раз он просто отвел нищего старика в теплое место, но он умер. Во второй раз он накормил его и хотя бы на мгновение, но продлил ему жизнь.
Теперь он уже всеобщий любимец. Рита удивлена его разносторонними талантами, теперь уже она стремиться к нему, но у него много дел- он теперь спасает жизни. Ему это просто. Ведь он Бог. Причем, не требуя награды за свою помощь.
Небольшой бенефис Ларри, который пытается соблазнить Ненси, но не производит на нее впечатления. Почему? Да потому что он- Тело, а Тело просто так, без Духа ей не интересно.
Начинается радостная мистерия Аркана 21 Вселенная. Это настоящий праздник, все в сборе, весь мир Панксутони. И Фил здесь самый главный гость, он на сцене и он творит музыку. «Правда хорош?»- «Он великолепен!». Они танцуют, отовсюду приходят благодарности. «Не упустите его- он просто сокровище». Он еще и Доктор Коннорс, правда это Почетное звание.
Начинается Аукцион Холостяков. А Холостяк это тот, кто еще не соединился со всей Душой Царевной.
Все хотят его. Но Рита дает самую большую цену. Она дала 339 долларов и 88 центов. В этом числе можно усмотреть предпоследнюю ступень эволюции, как Духовной, так и физической. 3 на 3 дает 9 и еще одна девятка- это завершение Духовной эволюции. А 88- это полное физическое совершенство.
А вот за Ларри дали совсем немного- всего 25 центов и то купила старушка, которой уже не на что больше рассчитывать.
Он вновь встречается с Недом Раерсоном, который задержался в вечных страховых агентах и покупает у него все страховые полисы, почему нет? Ведь у него уже все есть, он все испытал, все знает и умеет, теперь есть смысл помочь другим, может быть именно эта удачная сделка дала толчок вечному Нэду вырваться из привычного круга и стать на новый уровень эволюции.
Они на улице, мороз и он изо льда создает ее скульптуру. «Ты мне так нравишься, что я могу нарисовать тебя с закрытыми глазами»- а что это значит? Это значит, что он настолько углубленно медитировал, созерцал свою Душу Царевну, что способен в мельчайших деталях воспроизвести ее в своем сознании. «Я так счастлива!».
Свершилось! Сдвинулось! «Все перемены к лучшему». «Как ты здесь оказалась?»- «Я тебя купила, ТЫ МОЙ».
Между прочим, День Сурка- это 2 февраля- 22. А чтобы наступило Завтра, нужно пройти все 22 аркана и сделать еще один шаг.
Они выходят в Мир: «Как красиво! Давай здесь останемся! И для начала снимем Дом».