Христианство создавалось с главной генеральной целью - пресечь возможность реинкарнации, а значит и Эволюции человеческого Духа. Целью Креаторов христианства было превращение огромных масс людей в полуразумных животных, лишенных собственной Воли, опускание Человеков на животный уровень сознания - "Петр, паси овец моих". По задумке Креаторов - человеческие стада "овец божиих" должны были состоять из Оборотней, проживающих одну-единственную страдальческую жизнь, под контролем и охраной своих Пастырей, коими были и есть Твари и Рептоиды - в случае западного христианства, и Твари вместе с Черными Волхвами, которые записались в "Отцы Церкви" - в восточном христианстве.
Посему, сразу после захвата власти в Римской Империи - Западной и Восточной - Администраторы Проекта все силы положили к тому чтобы уничтожить все античное интеллектуальное наследство и всякие даже малейшие упоминания о реинкарнации или по гречески - метемпсихозе. Идея реинкарнации была объявлена величайшей ересью, и даже те, кто считал, что есть предсуществование Души - подвергались анафеме. Основной и центральный догмат христианства - Душа каждого из людей создается заново на 8 день от зачатия, человек проживает одну единственную жизнь, за которой следует Суд, сначала Малый, потом Страшный. На этом все. Никакой дальнейшей эволюции. Грешники навсегда остаются в аду, праведники, числом 144 тыс. по 12 тыс из 12 колен израилева входят навечно в Небесный Сион.
Христиансая теология и идея Реинкарнации - две вещи абсолютно несовместимые. То есть если вы признаете Закон Реинкарнации, то вы уже не можете быть христианином, аналогично если вы христианин - вы должны категорически отрицать Идею Реинкарнации и всех кто ее разделяет - проклинать и считать агентами Сатаны.
Даже идея предсущестования Души была подвергнута анафеме на 5 вселенском соборе в Константинополе, подтвержденной специальным эдиктом императора Юстиниана 1: «Если кто говорит или думает, что души людей предсуществовали, именно были раньше духами или святыми силами, пресытились созерцанием Бога, пали и потому, охладев к любви Божией, стали называться по-гречески psyche и в наказание были погружены в тела, – да будет анафема».
Идея Реинкарации противоречит почти всем догматам христианской Церкви касающихся человеческого бытия:
догмат о первородном грехе.
догмат о искуплении человечества от греха.
догмат о необходимости благодати Божией для освящения человека.
догмат о Таинствах Церкви.
догмат о частном суде человека после смерти.
То есть - ни один из христианских догматов не допускает даже малейшей возможности Реинкарнации. А раз так - то значит - "по вере их и воздастся им" - во что веришь, то и получишь - то есть одну единственную рабскую жизнь "овцы божией".
Выше говорилось, что в русской цивилизации после Крещения не было никаких интеллектуальных следов об Идее Реинкарнации. Это так. Единственный труд, который был написан на эту тему - это небольшая книга русского религиозного философа Н. О. Лосского https://ru.wikipedia.org/wiki/Лосский,_Николай_Онуфриевич
"УЧЕНИЕ О ПЕРЕВОПЛОЩЕНИИ" http://proroza.narod.ru/Lossky.htm
Эту книжку читал еще в конце 80-х, в ее первом издании после 17 года. И поскольку всегда активно интересовался этим вопросом, то основательно ее проштудировал. После чего окончательно и бесповоротно разочаровался в т.н. "русской философии". Ибо Лосский, повторюсь - был глубоко верующим христианином и целью его в этой книжке была попытка смонтировать догматическое богословие и Идею Реинкарнации, что совершенно невозможно, как было указано выше. Но Лосский был человек достаточно образованный, учился в С.П. Университете и читал многих европейских мыслителей, в том числе и Лейбница (Админ тоже читал Лейбница лет 35 назад) и усвоил его учение о Монадах, в частности его книгу "Монадология" 1714 года https://ru.wikipedia.org/wiki/Монадология
Вот после осмысления этой информации Лосский и решил смонтировать христианство и реинкарнацию, что получилось можете посудить сами, почитав книжку - первую главу можно не читать, а начать со второй. Уровень мышления Автора показывает хотя бы этот абзац:
"Все три основные теории происхождения души, предложенные в христианской литературе, креационизм (творение души Богом при зачатии или рождении), традуционизм (возникновение новой души из души родителей) и учение о предсуществовании (творение души при творении мира), не могут считаться удовлетворительными, как это признает епископ Сильвестр в своем труде «Опыты православного догматического богословия» (т. III, 3 изд., стр. 337 – 339). Изложенная мною более сложная теория, заключающая в себе учение о предсуществовании души и о дальнейшей транскреации, есть синтез двух теорий – теории предсуществования и теории креационизма. Она дает ответ на вопрос о судьбе души, удовлетворяющий требованиям справедливости и соответствующий любви Божией к творимым Им существам. О других особенностях моего учения, отклоняющихся от мнений, широко распространенных среди богословов, можно прочесть в моей книге «Бог и мировое зло. Основы теодицеи» в главе V «Персоналистическая теодицея и догматы Церкви».
То есть автор считает Реинкарнацию возможной, но как "особый" творческий акт Бога. При этом совершенно не понимая и не желая даже думать о том - где в Природе начало реинкарнации Души? То есть он допускает возможность "особой милости" Бога, который дозволяет доброй душе, скажем лошади - воплотиться как-то в человеческую клетку - но не яйцеклетку, а в другую, и потом эта Душа начнет очеловечиваться и т д.
Происхождение человека из низших существ может в некоторых случаях осуществиться таким образом. Положим, какое-либо умное домашнее животное, напр. собака или лошадь, полюбит людей так, что не сможет жить без них. После своей смерти такое животное не оставит людей; оно может вступить в состав тела человеческого зародыша и стать заведующим каким-либо центром мозга или другим важным органом. Исполняя специальные функции, такой субстанциальный деятель научается вообще типу жизни, согласной с идеею человечности, и в дальнейшем своем развитии может стать организатором такой клетки в теле человека, как яичко или сперматозоид; после оплодотворения он становится зародышем, развивающимся в теле матери, и рождается как человек.
Этот шаг от животного к разумной человечности совершается, конечно, не посредством одних только индивидуальных усилий данного субстанциального деятеля, но еще и при благодатном содействии особого творческого акта Божия: деятель, сотворенный Богом при творении мира, удостоивается дополнительного акта творения, если бескорыстно стремится к добру столь высокого типа жизни, как разумная человечность. Это учение о дополнительном Божием акте творения выработано Лейбницем, который назвал его словом transcreatio. Таким образом он в своем учении о перевоплощении сочетал две богословские теории происхождения души – теорию предсуществования и теорию креационизма. Имея в виду свое учение о дополнительном творческом акте Божием, поднимающем неразумную душу на степень разумности, Лейбниц полагает, что его теория перевоплощения может быть принята христианской Церковью.
Нелепейший бред, но тем не менее он в это верит. Но самое главное - он так и не может ответить на вопрос, который все таки частично решил Лейбниц - с какого уровня начинаются реинкарнации Души? А это вопрос кардинальный. То есть у Лейбница, как и у пифагореццев, как и у неоплатоников, как и у ведантистов - реинкарнация Атмы-Монады начинается с самых простейших организмов. Однако сами Атмы-Монады эмитируются, сотворяются Богом. Однако ни Лейбниц, ни ведантисты не имели ни малейшего понятия - как зарождается Жизнь. И если бы имели понятия, то поняли бы, что их "теория" тут не работает, ибо никаких "первичных организмов" в которые инкарнировали первые Атмы-Монады не существовало, а была длительная химическая и протобиологическая эволюция материи. И все Атмы создавались Матерью Природой в процессе этого самозарождения Жизни. Подробно этот вопрос рассмотрен в теме: Атман! Откуда к нам?
В последней главе ОТНОШЕНИЕ ЦЕРКВИ К УЧЕНИЮ О ПЕРЕВОПЛОЩЕНИИ
Лосский пытается доказать, что Метемпсихоз - это не ересь, и что церковь якобы никогда не называла это ересью:
Многие лица, встретив частное богословское мнение, отступающее от традиционных учений Церкви, торопятся заклеймить его словом «ересь». Учение о перевоплощении тоже называют иногда ересью. Обыкновенно при этом не отдают себе отчета, что следует называть словом «ересь». В «Dictionnaire de Theologie Catholique» дано следующее определение этого понятия: ересь есть «учение, непосредственно и прямо противоречащее истине, сообщенной в Откровении Богом и признанной за таковую аутентично Церковью» («une doctrine qui soppose immediatement, directe-ment et contradictoirement a la verite revelee par Dieu et proposee authentiquement comroe telle par l'Eglise», VI, 2, стр. 2211). Отсюда ясно, что когда какое-либо учение не содержит в себе прямого отрицания одного из догматов Церкви, только компетентный богослов может определить, следует ли называть его ересью.
Однако он был таким смелым, потому что писал это в 20 веке. Три века назад его бы за эту "не - ересь" спалили бы на костре.
Но все же стоит привести для общего развития главу
ФИЛОСОФЫ, ПРИЗНАЮЩИЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ
Я не собираюсь излагать различные учения философов о перевоплощении. Только в некоторых случаях будут указаны особенности учения того или другого философа. Глава эта содержит в себе почти только перечень имен философов, придерживающихся учения о перевоплощении, да и то это перечень весьма неполный.
В Индии учение о перевоплощении содержится в Упанишадах, религиозно-философских трактатах. Оно содержится также в философии буддизма. В уме многих христиан учение о перевоплощении тесно связано с буддизмом. Услышав, что кто-то утверждает перевоплощение, они говорят: «значит, вы усвоили это учение буддизма». В действительности, однако, большинство учений о перевоплощении не имеет ничего общего с философиею буддизма. В особенности изложенная мною теория во многом прямо противоположна учению буддизма.
Сущность буддийской теории перевоплощения я изложу, пользуясь исследованием «Проблемы буддийской философии» O.O.Розенберга, талантливого русского ученого, погибшего от сыпного тифа в условиях гражданской войны. В своей книге Розенберг дает «схему основных буддийских учений», более или менее общую «для буддистов всех направлений», пользуясь такими памятниками и источниками, которые до сих пор еще мало изучались европейскими учеными*. Конечно, Розенберг излагает не простонародные верования буддистов, а философские теории их. Исходный пункт и основная задача буддийской метафизики, говорит Розенберг, есть анализ человека, именно анализ потока индивидуального сознания. Каждое конкретное переживание, напр. радостное восприятие восхода солнца, можно разложить на ряд элементов: в нем есть 1) сознательное чувственное восприятие чего-то объективного – нечто светлое, круглое и т.п.; 2) сознательные психические состояния – напр. чувство радости, какие-либо воспоминания и т. п. Эти элементы объединяются, вступают в связь друг с другом и сменяют друг друга. Кроме самих элементов и их взаимоотношений, т.е. самого факта их сплетенности, необходимо иметь в виду еще один элемент, обусловливающий способ их сплетения; от этого элемента зависит характер личности и характер переживаемого ею внешнего мира. Этот организующий элемент или формирующая сила буддистами называется «карма» (стр. 100). В буддийской философии, говорит Розенберг, «каждый элемент, в свою очередь, рассматривается как цепь моментов». «Согласно трактату Абидармакоша, момент равняется 1/75 секунды, а по другим, напр. по позднейшей бирманской традиции, момент – биллионная часть сверкания молнии. Видение солнца в течение секунды есть поэтому цепь мгновенных действий, «актов», световых явлений, явлений круглой формы и т. д.». «Человеческая личность с ее переживаниями как предме-
--------------------
* O.O. Розенберг. Проблемы буддийской философии. Пг., 1918, стр. 65. Изд. Факультета восточных языков Петроградского Университета.
тов внешнего, так и явлении внутреннего мира оказывается сведенной на поток ежемгновенно сменяющихся комбинаций мгновенных же элементов. Поэтому нет ни солнца, ни человеческого я, нет ничего постоянного, кроме вихря элементов, слагающихся каким-то закономерным образом; в результате получается сложное явление «человек, видящий предметы и переживающий психическую жизнь», а не человек и предмет отдельно» (71),
Свободы в таком мире быть не может; течение его представляется буддизму как цепь необходимых неотвратимых явлений, обусловленных какою-то не зависящею от сознательных существ необходимостью. Личное индивидуальное бессмертие отрицается здесь. В простонародья у буддистов сохраняется первобытное учение о переселении душ, но философия буддизма истолковывает его так, что оно перестает содержать в себе признание бессмертия. «Следует иметь в виду», говорит Розенберг, «что не какая-либо душа переходит из одного тела в другое или из одного мира в другой, а что данный один и тот же внеопытный комплекс дхарм» (словом «dharma» означается неизвестный трансцендентный носитель мгновенного элемента), «проявляющийся в данное время как одна личность-иллюзия, после определенного промежутка времени проявляется в виде другой, третьей, четвертой и т.д. – до бесконечности. Следовательно, ничего, собственно, не перерождается, происходит не трансмиграция, а бесконечная трансформация комплекса дхарм, совершается перегруппировка элементов-субстратов, наподобие тому, как в калейдоскопе те же частицы группируются в новые, более или менее похожие друг на друга фигуры, но все же индивидуально различные, никогда не повторяющиеся. Каждая отдельная фигура до известной степени обусловлена или связана с предыдущею и в известном смысле влияет на последующую. Процесс такой перетасовки происходит в силу безначальной инерции, и если не произойдет приостановки или пресечения движения, то колесо бытия автоматически должно продолжать свое вращение» (229).
Без сверхвременного субстанциального центра личности невозможно для нас достижение индивидуальной и в то же время абсолютной полноты бытия. Отсюда понятно, что буддист, понимая личность только как комплекс происходящих мгновенных событий, замкнутых в себе, считает личное бытие злом, и сущность его он видит только в себялюбии. Посредством определенной системы упражнений он старается уничтожить в себе всякое желание и любовь к жизни, чтобы достигнуть уничтожения своей личности. Направив все внимание лишь на временное бытие, буддист не замечает, что личность может быть источником не только себялюбия, но и бескорыстной любви к абсолютным ценностям и центром бесконечного творчества, создающего абсолютную полноту бытия.
В древней греческой философии сторонниками учения о перевоплощении были Пифагор и его школа, Эмпедокл, Платон, новопифагорейцы, Плутарх, Плотин и основанная им школа новоплатонизма, гностики (см. о гностиках «Dictionnaire de Theologie Catholique», статью «Metem-psychose», стр. 1586).
Среди христианского духовенства широко распространено мнение, что Ориген был сторонником учения о перевоплощении и что он был осужден на пятом вселенском соборе. В действительности Ориген, по-видимому, не высказывал учения о перевоплощении и Церковью оно не было осуждено.
В средние века и в эпоху Возрождения учение о перевоплощении встречается в Каббале, у Виклефа (Wycleff, 1320 – 1384), у Цвингли (Zwingli, 1484 – 1531), у Кардана, Телезия, Джордано Бруно, у Франца Меркурия Ван-Гельмонта (F. Мегси-rius van Helmont, 1618 – 1699).
Впервые в новой философии появилось учение о перевоплощении, вполне удовлетворяющее требованиям разума. Выработал его гениальный философ Лейбниц (1646 – 1716). Мысли его об этом вопросе изложены мною в статье «Учение Лейбница о перевоплощении как метаморфозе»*. Учение Лейбница настолько ценно, что статью свою я перепечатываю в этой книге.
Вслед за Лейбницем в XVIII в. наиболее разработанное учение о перевоплощении развил швейцарский натуралист и философ Шарль Боннэ (Воп-пе1, 1720 – 1793). Подобно Лейбницу, он утверждает, что смерть не есть отделение души от всего своего тела; умирая, душа сохраняет часть своего тела и развивает новое тело, более совершенное. Отличие своих взглядов от учения Лейбница он излагает в книге «La palingenesie philosophique», 1770.
К учениям Лейбница и Боннэ сочувственно относился Гете. Беседуя с Эккерманом, он сказал:
--------------------
* См. Труды Русского Научного Института в Праге, т. II, 1931; Leibniz Lehre von der Reinkarnation als Metamorphose, Archiv fur Gesch<ichte> der Philosophic. B. XL, H. 2, 1931.
«Для меня убеждение в нашем будущем существовании возникает из понятия деятельности; ибо если я неустанно действую до конца моей жизни, то природа обязана дать мне иную форму существования, когда эта теперешняя уже не в силах будет удерживать мой дух» (4.11.1829). «Я не сомневаюсь в продолжении нашего существования, так как природа не может обойтись без энтелехии. Но не все мы бессмертны в одинаковой мере, и кто хочет в грядущем проявить себя как великую энтелехию, должен уже теперь быть ею» (1.1Х.1829)*.
Во время прогулки в окрестностях Веймара Гете сказал: «Наш дух есть существо, природа которого остается неразрушимою и непрерывно действует из вечности в вечность». В разговоре с Фальком в день похорон Виланда Гете, изложив учение Лейбница о душах-монадах, продолжал: «минута смерти есть именно та минута, когда властвующая монада освобождает своих дотоле подданных монад. Как на зарождение, так и на это преставление я смотрю как на самостоятельные действия этой главной монады, собственная сущность которой нам вполне неизвестна... Об уничтожении нечего и думать; но стоит поразмыслить о грозящей нам опасности быть захваченными и подчиненными монадой, хотя и низшею, но сильною...» В это время на улице пролаяла собака. Гете чувствовал от природы нелюбовь к собакам. Он подошел к окну и закричал: «Ухитряйся как хочешь, ларва, а меня ты не захватишь в плен!» И закончил торжественно: «Монады принимают участие в радостях богов как блаженные,
--------------------
* Эккерман. Разговоры с Гете. Асаd. 1934. стр. 417, 474.
сотворческие силы. Им вверено становление творения. Свободные, они идут по всем путям, со всех вершин, из всех глубин, от всех созвездий, – и кто их удержит? Я уверен, что я – тот самый, кто перед вами уже тысячи раз жил и еще буду жить тысячи раз» *.
О том, что Лессинг и Гердер были сторонниками учения о перевоплощении, было сказано уже в предыдущих главах. Замечательно, что скептик Д. Юм (1711 – 1776) говорит в статье о самоубийстве: «Метемпсихоз есть единственная система этого рода, к которой философия может прислушиваться» («the metempsychosis is the only system of this kind, that philosophy can hearnen to»). Также позитивист Джон Стюарт Милль считает вероятным, что человек входит в будущую жизнь, каким он был перед смертью**.
Шеллинг в статье «Philosophic und Religion» высказывается в пользу учения о палингенезии. О том, как сочувственно относится Шопенгауэр к индусским учениям о палингенезии, было уже сказано раньше. Сын Иоганна Готлиба Фихте (Фихте Старшего) Иммануил Германн Фихте (1797 – 1879), бывший профессором в Бонне и Тюбингене, говорит, что «земное существование человека понятно лишь как начало и дробь развития будущих ступеней духа»***.
Французский философ Пьер-Симон Балланш (Ballanche, 1776 – 1847) сделал попытку развить
--------------------
* См. Мережковский. Вечные спутники. Собр. соч., т. XVII, стр. 148 – 150.
** John St. Mill. Three essays on religion. 211.
*** J. H. Fichte. Die Seelenfortdauer und die Weltstellung des Menschen. 1867. Schlussanmerkung, § 28, стр. 463.
учение о перевоплощении исходя из своего христианского миропонимания*.
С различными видоизменениями в той или иной форме в пользу учения о перевоплощении высказываются К. Дю-Прель (К. du Prel, 1839 – 1899), Карпентер (Carpenter), Douglas Fawcett, Мак-Таггарт, Зиммель (Simmel), Метерлинк**.
Своеобразное учение о перевоплощении высказывают французские социалисты-утописты Пьер Леру и Фурье***.
Особенно распространено учение о перевоплощении среди польских мессианистов. Вспомним следующие имена: Хене-Вронский (Ноепе-Wronski), Товянский (Towianski), Словацкий (Slowacki), Выспянский (Wyspianski), Цешковский (Cieszkowski), Лютославский (Lutoslawski)****.
Иерархический персонализм Лейбница при логически последовательном развитии его необходимо ведет к учению о перевоплощении. Следующие лейбницеанцы признают это учение: Дроссбах; лейпцигский профессор физики и философии Фехнер (1801 – 1887); профессор Дерптского университета Тейхмюллер; Ренувье (1818 – 1903); профессор Кембриджского университета Джеме Уорд; Лютославский; профессор Киевского университета А. А. Козлов; С. А. Алексеев (Аскольдов); профессор Петроградского и Братиславского университетов (1942 – 1945) Н. Лосский*.
Бердяев в своей последней книге «Опыт эсхатологической метафизики» признает предсуществование души и «многочленное перевоплощение», т. е. не повторение жизни на земле, а жизнь «в ином плане» (207 с.).
Укажу еще имена нескольких ученых, признающих перевоплощение. Таковы профессор медицинского факультета в Берне Максимилиан Перти, Луи Фигье, профессор политехникума в Праге Узел, канадский профессор Д. Ф. Гаррис, профессор McDougall**.
--------------------
* Palingenesie sociale; см.: Gaston Frainnet. Essai sur la philosophic de Pierre-Simon Ballanche. Paris, 1903.
** К. Дю-Прель. Философия мистики; Карпентер. Любовь и смерть; D. Fawcett. Imaginism. – В «Contemporary british philosophy», II t.; Maeterlinck. La grande parte. Paris, 1939.
*** P. Leroux. De 1'humanite; Ch. Fourier. Theorie de Iunite universelle. T. II, <p> 304 – 348.
**** Lutoslawski. Niesmertelnosc duszy. 3 изд. 1925 (есть английский перевод).