Режиссёр о фильме
Когда я начинал съемки «Апокалипсиса сегодня», я намеревался создать широкий, захватывающий фильм жанра эпического приключенческого экшена, который при том также был бы богат событиями и философским исследованием мифологии войны. Но весной 1979 года мы были напуганы, что фильм слишком длинный, слишком странный и не предполагал классического большого сражения в конце. Мы находились под угрозой финансового краха. Я вложил в фильм все свои сбережения - в общей сложности около 16 миллионов долларов. А пресса все продолжала спрашивать: «Апокалипсис - когда?». Поэтому когда мы начали монтаж фильма, мы работали, ориентируясь на аудиторию того времени, сосредоточившись на путешествии вверх по реке и пытаясь оставить в нем хоть немного философского содержания. Более чем 20 лет спустя я увидел эту свою картину по телевидению. Меня поразило, что фильм, который был когда-то так популярен, своевременен, так странен и насыщен приключениями, теперь казался довольно скучным, как будто аудиторию пичкают небылицами. Этот случай, да еще плюс многочисленные отзывы, которые я получил за прошедшие годы от людей, видевших оригинальную 4-часовую версию, подтолкнули меня вновь вернуться к фильму и попробовать сделать его новую версию. В течение шести месяцев, начиная с марта 2000 года, мы повторно монтировали, мы переозвучивали фильм «с нуля». Что это значит? Что мы взяли сотни километров пленки с первоначальными съемками, кучи дублей и… сделали вид, что никакого фильма не было! На сей раз на нас не оказывалось такого давления, поэтому мы имели возможность больше размышлять о разных вещах, особенно связанных с этикой войны. Я чувствую, что любой художник, делающий фильм о войне, делает его антивоенным, и при необходимости будет несколько идеализировать события, - да, в общем, все военные фильмы такие. Мой фильм больше не «антивоенный», в «антилживый»; основная идея в том, что культура не может не показывать то, что действительно происходит на войне: что люди ожесточаются, замучены, искалечены и уничтожены, - избегать показа этого мне кажется неэтичным, поскольку незнание этих вещей увеличивает и увековечивает возможность войны. Одна из основных мыслей, являющейся стержневой линией первоначального сценария Джона Милиу была такой: «Они учат парней сжигать огнем людей, но они никогда не позволят им писать матерные слова на самолетах». И еще слова Джозефа Конрада: «Я ненавижу зловоние лжи». Наша новая, полная и окончательная версия фильма пытается объяснить эту идею сегодняшним молодым людям, парням и девушкам, которым предстоит жить в этом страшном безнравственном мире, и которые надеются жить честно. В результате всего этого в фильме появилось 49 минут, которых ранее не было; фильм стал более философский, более сексуальный, более забавный, более причудливый, более романтичный и более политически интригующий. Новые мысли проходят через весь фильм: появились сцены на французской плантации; расширена сцена с плэйбоем; новая сцена с патрульным катером в начале путешествия по реке; появилась новая сцена с участием Брандо - сцена, которую нельзя было показывать двадцать лет назад, потому, что эта тема была покрыта в Америке толстым слоем лжи. В конечном счете, моя цель состояла в том, чтобы достичь более богатого, полного и детализированного ощущения того, что было тогда во Вьетнаме: наивность, безумие, взволнованность, ужас, чувствительность и моральная дилемма наиболее ирреальной и кошмарной войны Америки.
Награды
Каннский кинофестиваль, 1979 год
Победитель: Золотая пальмовая ветвь
Победитель: Приз ФИПРЕССИ (конкурсная программа)
Оскар, 1980 год
Победитель: Лучшая работа оператора
Победитель: Лучший звук
Номинация: Лучший фильм
Номинация: Лучшая мужская роль второго плана (Роберт Дювалл)
Номинация: Лучший режиссер (Френсис Форд Коппола)
Номинация: Лучший адаптированный сценарий
Номинация: Лучшие декорации
Номинация: Лучший монтаж
Золотой глобус, 1980 год
Победитель: Лучшая мужская роль второго плана (Роберт Дювалл)
Победитель: Лучший режиссер (Френсис Форд Коппола)
Победитель: Лучший саундтрек
Номинация: Лучший фильм (драма)
Британская академия, 1980 год
Победитель: Лучшая мужская роль второго плана (Роберт Дювалл)
Победитель: Лучший режиссер (Френсис Форд Коппола)
Номинация: Лучший фильм
Номинация: Лучшая мужская роль (Мартин Шин)
Номинация: Лучшая работа оператора
Номинация: Лучший саундтрек
Номинация: Лучший монтаж
Номинация: Лучшая работа художника-постановщика
Номинация: Премия имени Энтони Эскуита за достижения в создании музыки к фильму
Сезар, 1980 год
Номинация: Лучший фильм на иностранном языке
«Давид» Донателло», 1980 год
Победитель: Лучший иностранный режиссер (Френсис Форд Коппола)
«Апокалипсис сегодня» включён в 2000 году в Национальный регистр фильмов.
Интересные факты
Внимательно присмотревшись к дальним планам в сценах с Дэннисом Хоппером, можно заметить слова «апокалипсис сегодня», написанных на каменных сооружениях.
Френсис Форд Коппола сыграл небольшую роль-камео. Он снялся в роли журналиста, который делал репортаж во время боя. Его слова: «Не смотрите на камеру, делайте вид, что сражаетесь!».
По версии «Film4» фильм занял 1 место в списке «50 фильмов обязательных к просмотру, прежде чем вы умрете».
Когда Фрэнсис Форд Коппола предложил Аль Пачино сыграть Уилларда, тот отказался, сказав: 'Я знаю на что это будет похоже. Ты собираешься сидеть там, в вертолете, и указывать, что мне делать, а я буду торчать в этом болоте пять месяцев.' На самом деле съемка продлилась 1 год 4 месяца.
По законам Филиппин, после завершения съёмок фильма все декорации должны были быть уничтожены. Коппола решил разрушить декорации с помощью серии взрывов и снять это на плёнку, в надежде так или иначе использовать эти кадры впоследствии. Коппола со своими сотрудниками установил несколько камер с различными объективами и фильтрами, и снял взрывы с разных точек и с разной скоростью. На фоне этих кадров в оригинальной версии фильма на 35-мм плёнке шли титры в конце фильма, и многие посчитали это указанием на то, что Уиллард всё же вызвал бомбардировщики. Узнав о такой реакции, Коппола вырезал из концовки фильма эти кадры и оставил просто титры. Он отрицал, что бомбардировка поселения Курца рассматривалась как один из альтернативных вариантов окончания фильма.
Сначала предполагалось, что фильм будет снимать Джордж Лукас, который был в то время протеже Копполы в студии American Zoetrope. Коппола основал эту студию в качестве альтернативы основным голливудским студиям и планировал использовать её для поддержки молодых режиссёров, только что закончивших режиссёрские школы и курсы. Война во Вьетнаме была тогда ещё в разгаре, и первоначальный план состоял в том, чтобы снимать картину непосредственно во Вьетнаме, на партизанский манер. Однако компания Уорнер Бразерс, у которой был договор с Zoetrope, отказалась финансировать такой проект, мотивировав это как сомнениями в коммерческом успехе фильма, так и соображениями безопасности — риск в том, что создатели фильма пострадают при съёмках в зоне боевых действий, был немалый. Лукас позже утверждал, что и сама студия Zoetrope смотрела на этот проект как на «сумасбродный», да и к нему самому и его коллегам по проекту относились так же.
Свой сценарий Джон Милиус написал в 1969-м году. Сценарий назывался «Психоделический солдат». По его же версии, мятежный полковник не только провозгласил себя богом, но и вступил в непосредственную войну с американской армией.
На роль капитана Уилларда приглашали Стива МакКуина.
Роль Уилларда уже начал играть Харви Кейтел, но спустя две недели Коппола заменил его на Мартина Шина.
Полное имя героя Шина – Бенджамин Уиллард. Старших сыновей Харрисона Форда зовут Бенджамин и Уиллард.
В момент, когда исполнителем главной роли хотели сделать МакКуина, сценарий назывался «Апокалипсис Три», в нем было три главных героя, и всех их, по замыслу Копполы, должны были сыграть крупнейшие звезды, в частности, Джин Хэкман.
Во время съемок Коппола сбросил 100 фунтов веса.
Хуже всех вел себя на съемках Марлон Брандо. Ему заранее заплатили миллион долларов, но всякий раз он угрожал уйти из фильма. Тогда Коппола заявил своему агенту, что ему все равно, и взамен Брандо он желает получить Джека Николсона, Роберта Редфорда или Аль Пачино. В конце концов, Брандо остался, набрал во время съемок 40 килограммов веса, отказался читать оригинальный сценарий и даже роман Конрада, отклонил режиссерский сценарий Копполы, согласился только на импровизацию своей роли и запрещал снимать себя на свету – лишь в темноте.
Первоначально по сценарию Куртца звали полковник Леви.
Коппола шутил, что если бы Аль Пачино согласился на роль Курца, ему пришлось бы снимать свой фильм в нью-йоркской квартире Пачино.
В некоторых сценах звук взлетающих геликоптеров был изобретен на синтезаторе, чтобы лучше синхронизировать его с музыкой.
Съемки шли на Филиппинах, и по контракту местный правитель Фердинанд Маркос должен был предоставить съемочной группе геликоптеры и пилотов. Однако время от времени Маркос забирал свою воздушную технику, чтобы вести сражения с местными мятежниками.
По графику съемки фильма должны были длится чуть больше шести недель. Они затянулись до 16 месяцев.
На несколько месяцев съемки прервал случившийся тайфун.
В фильме по-настоящему убивают корову.
До сих пор Апокалипсис окутывают легенды, что Коппола и многие из съемочной труппы снимали фильм, находясь под действием марихуаны и ЛСД. По крайней мере, в подобном точно уличили актера Сэма Боттомса.
Коппола отчаянно искал удовлетворившую бы его финальную сцену, пока его жена Элеанор не рассказала, что была свидетельницей жертвоприношения животного в местном племени ифугао.
У фильма нет начальных титров. Его название появляется лишь в самом конце.
Один из звукорежиссеров Рэнди Том рассказывал, что понадобилось девять месяцев, чтобы свести звук так, как того хотел Коппола.
Многие диалоги фильма были уже записаны на стадии пост-продакшна, так как записанные ранее шумы (например, звук геликоптеров) испортили большинство сцен с диалогами.
Ряд фотографий полковника Курца из его досье были кадрами из фильма «Отражения в золотом глазу» (1967) Джона Хьюстона, где Брандо сыграл военного офицера.
Героя Дж. Д. Спрэдлина зовут генерал Корман. Это намек на легендарного продюсера Роджера Кормана, у которого начинал свою работу Фрэнсис Форд Коппола.
Чтобы попасть в фильм Лоуренс Фишберн соврал о своем возрасте (съемки начались в 76-м, ему было на тот момент 14 лет).
Фильм стал широко известен в прессе задолго до его выпуска из-за долгого и трудного процесса съёмок. Жена Копполы Элеонор позже написала книгу, в которой рассказывала о том, как снимался фильм; она также принимала участие в создании документального фильма «Сердца тьмы: Апокалипсис кинематографиста», повествующем о создании фильма.
P.S.
Признаюсь, это мой любимый фильм,
смотрел много раз и ещё буду смотреть,
считаю самым сильным фильмом всех времён.
В расшифровках не силён,
но в процессе просмотра чувствуется атмосфера,
скрытый смысл и глубина.