Путь Одиссея

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Путь Одиссея » Путь Одиссея » Овидий. Метаморфозы.


Овидий. Метаморфозы.

Сообщений 91 страница 120 из 123

91

Когда (много миллионов лет назад) живые организмы эволюционно нашли (и освоили) механизм полового размножения, произошёл скачок в эволюционном развитии. Можно скалабмурить, говоря, что половое размножение было революцией в эволюции.

Какое преимущество даёт половое размножение? При половом размножении у ребенка формируется новый генотип, при этом происходит рекомбинация генов отца и матери. То есть при половом размножении происходит устойчивое изменение организмов.

Если до полового размножения изменение происходило редко и случайным образом, то при половом размножении изменение происходит всегда.

И закрепляются те изменения, которые лучше приспособлены к окружающей среде.

Итак, (до полового размножения) был один. Стало -- двое. Брат и сестра.

Но есть у полового размножения оборотная сторона. Брату нужно искать сестру. Сестре нужно искать брата.

В этом смысл истории Кадма. Кадм -- отправился на поиски сестры. Зачем? Для продолжения рода.

Нашёл ли Кадм сестру? И да. И нет. Кадм не нашёл сестру Европу. Зато нашёл -- сестру Гармонию.

Гармония -- стала женой Кадма. Значит, миссия Кадма была успешной.

92

Кто такая Гармония? Гармония — дочь Марса и Венеры. Дочь войны и любви. Единство противоположностей. Оксюморон. То, чего не бывает.

Кадм нашёл ту, которой не бывает. И мало того, что нашёл. Женился. И на их свадьбе гуляли все боги-олимпийцы.

Богиня Венера сделала дочери свадебный подарок. Подарила -- пеплос (одежду) и ожерелье.

Потом, в Метаморфозах описывается что стало с Кадмом и с Гармонией. Оба -- превратились в змей.

Две змеи, переплетённые между собой. Что это? Это -- ДНК.

Нити ДНК обёртываются вокруг гистонов. Вот оно -- ожерелье Гармонии. Гистоны! ДНК находится в ядре клетки. Защищено ядерной мембраной. Вот он -- пеплос Гармонии. Ядерная мембрана!

Овидий. Метаморфозы.

93

Поговорим вкратце об основных моментах в истории Кадма. Итак, Кадма отправил отец на поиски сестры, пропавшей Европы. Кроме Кадма, на поиски Европы отправились другие братья. Никто, конечно, Европу не нашёл.
Кадм много ходил в поисках. Затем -- решил спросить у оракула Феба, что ему делать. Оракул находится в Кастальской пещере, на Парнасе.
Другими словами, фактические поиски Кадма начались на Парнасе, то есть в том месте, где Девкалион и Пирра спаслись от потопа (до того, как Кадм решил спросить совета у оракула, значит, была не сказка, а присказка, все его предварительные путешествия по земле вели его к осознанию того, чтобы спросить совета у оракула, научиться слушать себя, свой внутренний голос).
То есть, образно говоря, история Кадма является -- продолжением истории Девкалиона и Пирры.
И если история Девкалиона и Пирры представляет собой -- зачатие человека, то история Кадма представляет собой процесс -- развития человека.
Что оракул Феба сказал Кадму? Оракул сказал о том, что Кадм встретит телицу, не знавшую плуга, и что Кадму нужно следовать за телицей и основать город в том месте, где телица ляжет на землю.
Эта аллегория (следования за телицей) представляет собой -- младенчество человека (где телица -- это мать человека).

Кадм является основателем священного города Фивы.
То есть, священный город Фивы -- это другое название человеческого тела.
Что есть у каждого? У каждого есть его священный город. Его тело.

Легенда рассказывает, что там, где Кадм остановился, был источник, который охранялся драконом.
Дракон убил спутников Кадма. Но сам Кадм -- сражался с драконом (со змеем). И победил.
Минерва наказала Кадму засеять землю -- зубами дракона (та же история была позже у Ясона в походе за золотым руном).

Из зубов дракона выросли воины, которые стали драться между собой.
Все погибли, остались -- пятеро.
Эти пятеро -- стали помощниками Кадма.

Раньше отмечал, что в Метаморфозах была история, когда "один рождает два" (Юпитер родил близнецов: Аполлона и Диану), "два рождает три" (время разделяется на прошедшее, настоящее и будущее).
Теперь вот -- Кадм отправился искать сестру (то есть "пошел на все четыре стороны", "три породило четыре").
В результате -- в деле строительства священного города, стало у Кадма пять помощников ("четыре породило пять").
Кто эти пять помощников? Наверное, органы чувств человека.

Отредактировано avnucleus (2022-10-10 11:06:28)

94

Кадм является дедом бога-олимпийца Вакха (он же греческий Дионис). То есть род Кадма -- является благословенным (кроме Вакха, были среди потомков Кадма и другие бессмертные). И одновременно -- род Кадма испытал множество несчастий.
То есть, в роду Кадма -- всё, как в жизни: есть те, кто достигают неба, есть те, кто постигают несчастья.

Далее в "Метаморфозах", в третьей и в четвёртой книгах, идут истории о потомках Кадма (истории, которые иногда перемежаются историями других людей).

Сначала -- следует трагическая история Актеона, внука Кадма. Следом за историей Актеона -- трагическая история Семелы, дочери Кадма, тётки Актеона.

Актеон

Внук Актеон стал причиною первого горя.
Горе же в том, что рога появились у внука;
В том, что хозяйские псы растерзали беднягу;
Словно оленя собаки загрызли его.

Вряд ли судьба виновата в событии этом.
Вряд ли преступный характер сгубил Актеона.
В чём преступленье? За что наказанье такое?
Сами решите, историю эту узнав.

Полдень. Охота. Жара. Компаньоны устали.
Люди внимательно слушали речь Актеона:
«Славный денёк! повезло нам с добычей! Однако,
Зной нестерпимый. Прервёмся до завтра, друзья?»

С ним соглашаются. Отдыху рады предаться.
Все разбрелись по долине, сосною поросшей.
Дол назывался Гаргафией. Есть в нём — пещера.
...В ней — ручеёк неглубокий струится в тени.

К водам прозрачным пришла в жаркий полдень Диана.
Чтобы умыться, взбодриться прохладною влагой.
Нимфы во всём помогали богине охоты.
Черпали воду. И лили на плечи её.

Шагом бесцельным бредя по сосновому лесу,
Тайное место нашёл Актеон в это время.
Сам не желая, таинственный грот обнаружил...
...И всполошились все нимфы, заметив его.

Тут же закрыли Диану от взора чужого.
Только она всё равно возвышалась над ними;
Ибо была выше спутниц по росту и стати,
Виден отчётливо гневный румянец её.

Стрелы богиня хотела схватить для возмездья,
Но передумала. Лучше нашла наказанье.
И наглеца окропила холодной водою:
«Сможешь сказать — расскажи, что увидел меня».

Вмиг вырастают рога. На оленьи похожи.
Ноги оленьими стали. И тело — оленьим.
Страх поселился в груди. Актеон убегает.
Бойко весьма. Удивляясь своей быстроте.

Он добежал до реки. Пересохло в гортани.
Пьёт. Наблюдает оленя в речном отраженье.
«Разве такое возможно?» — сказать захотелось.
Только нет голоса. Рвётся наружу лишь стон.

Прежняя только душа в изменившемся теле.
Делать-то что? Возвращаться? Скитаться по лесу?
Но колебался недолго: его же собаки
С лаем накинулись, как на добычу свою.

Чуткие псы облепили оленя всей стаей.
Гонят его. По местам, где охотились раньше.
«Я — Актеон! Господина признайте! Постойте!» —
Крикнуть хотелось ему. Но стонать только мог.

Горы запомнят отчаянный крик Актеона —
Нечеловечески-дикий, утробно-звериный.
Горы запомнят напрасные, глупые звуки:
Капельку жизни собаки за них не дадут.

К возобновившейся травле друзья Актеона
Скоро добавили собственных псов неуёмных.
Участь оленя была предсказуемо-горькой.
Но удивлялись охотники мощи его.

Правда, жалели при этом, что Кадма потомок
Где-то пропал в одиночестве гордого леса
И не разделит восторгов удачной охоты
Вместе со стаей своих удивительных псов.

Только тогда успокоилось сердце Дианы,
Гневный окрас отступил от лица молодого,
Как прекратились мучения бедного зверя
И пресеклась его жизнь от полученных ран.

Кто-то считает Диану излишне жестокой,
Кто-то поступок её одобряет всецело;
Надо сказать, у бессмертных свои измеренья.
Боги по-своему правы. Теперь о другом...

Семела

Только Юнона не столько винила Диану,
Сколько в душе наслаждалась, что в дом Агенора
Беды пришли. Потому что ей радостно было
Думать, что так отвечает их род за грехи.

Правда, несчастия новые ей подоспели.
Деву Семелу Юпитер теперь осчастливил.
Как раскалилось горячее сердце Юноны.
Как воспылало неистовым гневным огнём.

Много ругательств она припасла для Семелы.
Но ничего не достигнешь, бранясь понапрасну.
Лучше устроить всё так, чтобы грозный Юпитер
Сам бы в стигийском болоте её утопил!

Облаком бурого цвета Юнона покрылась.
Древней старушкой пришла в почивальню Семелы,
Старой кормилицей, доброй и очень знакомой.
И разговор завязала о разных вещах.

Долго они говорили на темы иные.
И добрались до Юпитера в тихой беседе.
Горько вздохнула старушка: «откуда ты знаешь,
Что сам Юпитер приходит в покои твои?

Может охальник какой поступает так дерзко?
Чтоб насладиться любовью твоею, Семела?
Ты попроси доказательств! Чтоб в полном величье,
Как пред Юноной явился, огнями горя!»

Время идёт... Как-то раз... На одном из свиданий
Всё, что захочет она, обещает исполнить...
Но не успел он поклясться божественным Стиксом,
Хочет его она видеть таким, как жена!

Сказано слово — его возвратить невозможно.
И невозможно — в божественном виде явиться!
Только Юноне, бессмертной, позволено это —
Знать мощь Юпитера в огненном блеске его.

Нечего делать, болотом поклялся Юпитер.
Преобразился, как должно. Пытается, впрочем,
Силу уменьшить свою. Входит к дочери Кадма.
Только огонь — есть огонь, смертным гибель несёт.

Вот и Семела — сгорела от лютого жара.
А нерождённый ребёнок? был вырван из чрева,
В ногу Юпитера вшит, где пробыл сколько нужно.
И в нужный срок... был отцом извлечён из бедра.

Тётка, Семелы сестра, за младенцем смотрела.
Позже нисейские нимфы своею заботой
Нежно его окружили, в пешерах укрыли.
Дважды родившийся Вакх в безопасности рос.

95

В чём несчастье Актеона?

Актеон -- был охотником. Кстати, мифология утверждает, что учителем Актеона был кентавр Хирон, тот самый, который был наставником Эскулапа; мы говорили о Хироне чуть ранее. Эта деталь (о наставничестве Хирона) косвенно говорит о том, что Актеон был не самым плохим охотником.

Как-то на очередной охоте, во время полуденного перерыва на отдых, Актеон попал в пещеру, где находилась Диана. Другими словами, охотник Актеон внезапно увидел богиню охоты. Но встреча охотника с богиней охоты не принесла охотнику ничего хорошего. Диана окатила Актеона водой. Актеон превратился в оленя. Собаки не узнали своего хозяина, набросились на него и загрызли.

Овидий. Метаморфозы.

В чём смысл? За что Диана так поступила с Актеоном? Он же не сделал ничего плохого?

Возможно, образ Актеона -- есть просто предостережение всем охотникам. Предостережение, которое показывает, к чему может привести практика. Возможно, Актеон просто пытался форсировать события, охотился слишком рьяно, продвигался вперёд быстрее, чем мог выдержать.

Возможно, что дело в чём-то другом...

96

В истории Актеона мы кое-что узнаём о характере Дианы. Прежде уже был один сюжет, в котором Диана выступала героиней. Так, в истории с Каллисто, Диана немедленно удалила ту от себя, увидев, что она беремена.
Характер Дианы -- непреклонный.
Реакция Дианы -- мгновенная. 
Вот и с Актеоном. Не успел Актеон оглядеться, куда он попал, а Диана -- уже окатила его водой, не долго думая.

В "Метаморфозах" будет ещё несколько сюжетов, в которых Диана проявит себя.

Это -- история с Калидонской охотой, когда царь Ойеней принёс ежегодные жертвы всем богам-олимпийцам. Все, кроме богини Дианы. Это -- не понравилось Диане и, по её повелению, в угодьях царя начал свирепствовать огромный кабан, разоряющий земли царя Ойенея.

Другой случай -- это вызванная Дианой огромная непрекращающаяся морская буря, которая препятствовала грекам добраться до Трои. Эту бурю удалось утихомирить, только принеся в жертву Диане Ифигению, дочь царя Агамемнона.

В общем, Диана -- это грозная богиня, с которой лучше не шутить, и вовремя приносить жертвы этой богине, о которых она просит.

Другое дело, что Диана -- это богиня-загадка. Не сразу разберёшься, какие жертвы ей нужны. Но те истории, которые описаны в "Метаморфозах", помогают разобраться в том, какие жертвы ожидает Диана.

Отредактировано avnucleus (2022-10-10 16:38:07)

97

О Семеле уже писал ранее, когда говорил о клятве "стигийским болотом" и о похожести истории Семелы и Корониды.

Разве только можно написать отдельно о ребёнке Семелы. Сделать акцент на том, кого родила Семела. А родился у Семелы и Юпитера -- бог-олимпиец. Вакх (он же Дионис).

Это -- загадочный бог. Сразу же образовался культ этого бога. Считается, что Вакх -- это бог виноделия, бог веселья. Считается, что ходили многочисленные толпы народа, уверовавшие в нового бога, распевали песни, танцевали, испытывали радость, впадали в экстаз. Женщины неистовствовали. Им придумали даже название, этим буйным приверженицам бога Вакха. Назвали их вакханками. Название стало нарицательным.

А между тем, сам Вакх -- бог смирный и кроткий. Сам Вакх не имеет отношения к алкоголю, пьянству и потере головы. Сам Вакх -- это история о вине духовном. Сам Вакх -- это о духовных ценностях, от которых кружится голова (подобно тому, как голова обычного человека кружится от воздействия вина).

Но, что случилось -- то случилось. А случилось то, что бога Вакха -- стали понимать превратно. Исторически, имя Вакха попытались запятнать вакханалиями, которые стали происходить вокруг его имени. Как где пирушка, -- там поминают Вакха.

Но не всё так просто с этим Вакхом, сыном Юпитера и Семелы. В "Метаморфозах" он назван -- "дважды родившимся". Ведь, в самом деле, первый раз он родился (появился на свет) тогда, когда Юпитер извлёк его из чрева матери, объятой пламенем. Юпитер -- извлёк его из чрева матери. И поместил себе в бедро. Там, в бедре Юпитера, Вакх провёл остальное время. И появился на свет вторично (вторично родился). Уже из бедра Юпитера.

Конечно, история рождения Вакха -- это сплошная аллегория.

Овидий. Метаморфозы.

Отредактировано avnucleus (2022-10-11 08:40:20)

98

После истории о Семеле и о рождении Вакха, в Метаморфозах идут три истории, напрямую не относящиеся к Кадму и к его роду. То есть, это такое -- лирическое отступление (вставка), затем -- повествование возвращается к Пенфею, это внук Кадма.

Тиресий

А в это время Юпитер с Юноною праздной
Тешился вволю и ей говорил между прочим:
«Женская радость намного сильней, чем мужская!»
«Как бы не так!» — возражала Юнона ему.

Как разрешить этот спор? Появился Тиресий.
Он ведь и женщиной побыл по прихоти неба.
Ту и другую любовь испытал, потому что
Совокупившихся змей поразил как-то раз.

Как-то в лесу он убил их ударом дубины.
Целых семь лет после этого женщиной прожил.
А на восьмой... змей увидел такого же вида.
И, поразив их, как раньше... мужчиною стал.

В пользу Юпитера спор разрешает Тиресий.
Этим навлёк на себя недовольство Юноны.
Очень она огорчилась исходу такому.
И наказала судью. Ослеплением глаз.

Бог всемогущий немного смягчил его участь.
И наградил его даром грядущее видеть:
То испытанье, которое выберут боги,
Боги другие не могут совсем отменить.

Нарцисс

Добрую славу обрёл прорицатель Тиресий.
Первой спросила красавица Лириопея:
«Много ли мальчик Нарцисс проживёт в нашем мире?»
Молвил слепой: «Если сам не увидит себя».

Долго причудой незрячего фразу считали.
Странная смерть объяснила загадку слепого.
Странная страсть, непонятное сердцу влеченье...
Всех удивила нелепость кончины его.

Было шестнадцать Нарциссу. Прекрасное время!
Время любви, увлечений, охоты, веселья!
Гордость, однако, скрывалась под внешностью нежной.
Всех отвергал он в ту пору, друзей и подруг.

Эхо

Нимфа по имени Эхо влюбилась в Нарцисса.
Нимфа следила, как он загоняет оленей.
И полюбила. У ней было странное свойство:
Лишь окончание фразы могла повторять.

Это Юнона её наказала однажды.
Часто с Юпитером нимфы в горах веселились,
Но никогда не могла уличить их Юнона.
Эхо всегда чем-нибудь отвлекала её.

Длинною речью, вопросом, ничтожною просьбой...
Нимфы тогда умудрялись сбежать от расплаты...
После того, как открылось коварство распутниц,
Эхо лишилась возможности много болтать.

Эхо влюбилась в Нарцисса... За юношей тайно
Следует в чаще лесной, разгораясь всё жарче.
Как обратиться к любимому с ласковой речью,
Если пропала способность беседу начать?

Хоть бы он что-то сказал! Произнёс полсловечка!
Нимфа готова ответить! Она ожидает...
Следует всюду за ним... Терпеливою тенью...
Вот заблудился. И крикнул: «Здесь кто-нибудь есть?»

«Есть!» — отвечает ему окрылённая Эхо.
Кажется ей, что любимый её подзывает.
Он удивляется тайному голосу леса:
Сколько ни смотрит, не видит вокруг ни души.

Крикнул «сюда!» неизвестности гулкого леса.
Эхо ему многократно «сюда!» отвечала.
В чащу шагнул... И к нему чьи-то нежные руки
Тянутся, юношу страстно желая обнять.

Но отшатнулся Нарцисс, недовольный порывом.
Нимфа его испугала любовью своею.
Он отвергает объятия нимфы несчастной.
И убегает, оставив её в тишине...

Эхо в лесу затаилась. Живёт одиноко.
Прячется в тёмных пещерах от взора чужого.
Зреет обида. Любовь тяготит её сердце.
Тело её истощается день ото дня...

Нынче остался лишь звук от отвергнутой Эхо.
Голос бесплотный один пребывает в пространстве.
Тело исчезло, растаяло... Плоть — истончилась.
Все её слышат. Но больше не видит никто.

Многих отвергнул Нарцисс. Не одну только Эхо.
Нимф и мужей. И водой, и горами рождённых.
Каждый, кого он обидел, кричал в поднебесье:
«Пусть он полюбит! Отвергнут пусть тоже его!»

Что справедливо — решает одна Немезида.
Просьбы услышаны были богиней возмездья.
И к ручейку с изумительно-чистой водою
Гордого юношу как-то она привела...

Птицы и звери у русла ручья не бывали.
Скрыт был от мира прекрасный и светлый источник.
Ни пастухи, ни животные вод не касались.
Вкруг зеленела трава. Лес густой шелестел.

На берегу разместился Нарцисс утомлённый.
От напряжённой охоты устав. И от зноя.
Жажду хотел утолить, отдохнуть и взбодриться.
Жгучую жажду иную внезапно узнал!

Юноша пил. И смотрелся в кристальные воды.
Пил и смотрелся. И что так его поразило?
Видит красавца, который огнём поцелуя
Страстно к нему прикоснулся из толщи воды.

Видит лицо молодое, глаза молодые.
Щёки без пуха. Румяную нежную кожу.
Волосы мягкие. Белую тонкую шею.
Смотрит Нарцисс, удивлённый виденьем своим.

«Кто ты, приятель? в кристальной прохладе живущий?
Тянешь зачем свои губы ко мне с поцелуем?»

Не понимает Нарцисс. И, безумный, глядится
В чистые воды, не в силах глаза отвести.

Смотрится в нового друга внимательным взором.
Друг безотрывно глядит на Нарцисса, влюблённый.
Оба, как уголь, пылают неистовой страстью.
Только не могут обняться в порыве любви.

Как ни пытался Нарцисс прикоснуться к красавцу,
Руки в ручей погружая, всё было напрасно.
Что за обман? Наваждение? Что за ошибка?
Друг пропадает, как только стремишься к нему.

Вовсе Нарцисс обезумел. Обман возбуждает.
Тайну желает понять: почему ускользает
То, что желанно? Ведь цель так близка и так зрима!
Вот же он! Вот! Драгоценный товарищ и друг!

Их разделяют не стены. Не горы. Не море.
Нет ни дорог между ними, ни крепостей мощных.
Тонкая кромка, граница воды и пространства.
Как погрузиться в желанный неведомый мир?

Призрак летучий вот так увлекает порою.
Образ надуманный. Тень. Отражение мира.
Нет ничего в этой сказке, прозрачной и тонкой.
Вместе с тобою пришла. За тобою уйдёт.

С плачем Нарцисс обратился к деревьям высоким:
«Много веков шелестите, зелёные братья.
Всякое видеть пришлось в продолжении жизни.
Тысячу раз вы давали влюблённым приют.

Кто-нибудь был из прошедших за долгое время,
Сильно любивших? Обманутых столь же жестоко?
Вижу я то, что люблю. От меня цель не скрыта.
Но прикоснуться к заветному я не могу.

Всё, чего жажду, — со мной. Всё желанное — рядом.
И недоступно! Далёко... Проклятье обмана!
Эта загадка рассудку никак не даётся.
Тают надежды в бесплодной жестокой борьбе».

...Час пролетел. И другой. И другие. За ними
Ночь наступила. Луна осветила безумца.
На берегу он лежал. Перед ним — плыли звёзды.
В звёздное небо летел за вопросом вопрос.

«Что же мне делать? Что ждать? Где искать утешенья?
Всё, что мне нужно, — нашёл я. Все смыслы и цели.
Только напрасными цели мои оказались.
Как мне добиться успеха? Какою мольбой?»

...Утро пришло. Посмотрел в безмятежные воды.
С болью знакомой — глядит на Нарцисса товарищ.
Он опечален! Он тоже страдает в разлуке!
Горькие слёзы текут по родному лицу.

Капают слёзы в ручей. Исчезает виденье.
«Не убегай! Погоди! Задержись на минуту!
Нимфы влюблялись в меня! Я не зверь, не разбойник!»

...И раздирает в отчаянье юную грудь.

...Долго ещё он терзался, безумство питая.
То на виденье любуясь, то в боль погружаясь.
Силы Нарцисса оставили. Нежная Эхо
Горькие звуки ещё повторяла за ним.

...И наконец, он утих. Утомлённый. Усталый.
Смерть успокоила юношу. В царстве Аида
Тоже смотрел, говорят, на своё отраженье.
В водах печального Стикса кого-то искал.

...Сёстры-наяды пришли. Принесли для Нарцисса
Памятный дар. Нимфы плакали. Вторила Эхо.
Факел уже зажигали. Но не было тела.
Только шафранный цветок. С белоснежной каймой.

Пенфей

...Должную славу Тиресию люди воздали.
Имя почёт обрело в поселеньях ахейских.
Впрочем, нашёлся один, поносивший пророка.
Сын Эхиона, Пенфей, потешался над ним.

«Слеп ты, старик. Ничего ты не видишь, незрячий.
Люди напрасно тебя превозносят, калеку».

Что же ответил Пенфею почтенный Тиресий?
«Время настанет, признаешь провидцем меня».

«Скоро придёт сын Семелы, — пророчил Тиресий, —
Юного Либера ты почитать не захочешь.
Будешь растерзан. Припомнишь Тиресия слово!»

Но рассмеялся Пенфей... И прогнал старика.

Через неделю, другую — волнуются сёла.
Толпы, ликуя, встречают восторженно бога.
К таинствам Либера все приобщиться желают.
Этим весьма недоволен угрюмый Пенфей.

«Змеерождённые! Стойте! Что вас привлекает
В звуках тимпанов? В рожках? В колокольчиках медных?
В женских восторгах? В вине? В необузданных плясках?
Как вы забыли себя? Дух воинственный свой?

Вспомните мужество предков, отцов и героев.
Вспомните гордость и ярость родителя-змея.
Если захвачены будут священные Фивы,
Воины пусть их разрушат! Железо! Огонь!

Но не юнец безоружный, пропитанный миррой,
В гибких венках, в златотканных одеждах узорных,
Враль, соблазняющий именем ложного бога.
Все его таинства — наглый безумный обман.

Живо в цепях приведите преступника-Вакха!»
Слуги ушли выполнять. Домочадцы и старцы
Тщетно пытались слегка урезонить Пенфея.
Лишь раздражался сильнее упрямый Пенфей.

Слуги вернулись в крови. С ними не было Вакха.
Всё ж привели одного. Соучастника таинств.
Страшно Пенфей распалился, расправы желая.
«Кто ты? Откуда? Участвуешь в буйствах зачем?»

99

История провидца Тиресия начинается со странного спора между Юпитером и Юноной (со спора, который произошёл вскоре после того, как Юнона устранила свою соперницу -- Семелу).

А в это время Юпитер с Юноною праздной
Тешился вволю и ей говорил между прочим:
«Женская радость намного сильней, чем мужская!»
«Как бы не так!» — возражала Юнона ему.
Как разрешить этот спор? Появился Тиресий.

О чём они спорят?

Юпитер (то есть божество-мужчина) утверждает, что божество-женщина испытывает бОльшую радость, нежели божество-мужчина.

Юнона ему возражает (то есть божество-женщина стоит на том, что радость у божества-мужчины -- бОльшая, чем у божества-женщины).

Нормально? О чём они вообще говорят? Какая радость у божества-мужчины? Какая радость у божества-женщины?

Думаю так.

При разборе легенды о гибели Геркулеса, говорилось, что Геркулес -- это сын бессмертного отца и смертной матери. От бессмертного отца Геркулес наследует свою духовную часть (неуничтожимую), от матери Геркулес наследует свою физическую оболочку (которая гибнет в огне).

Таким образом, мужское -- соответствует духовному миру (волновому), а женское -- соответствует физическому миру.

Таким образом, в споре между Юпитером и Юноной спорят между собой божества духовного и физического миров.

Юпитер, заявляя о том, что божеству физического мира доступен более обширный диапазон радости, тем самым говорит о том, что у божества, воплотившегося в физическом мире, более широкие возможности по сравнению с божеством, не воплотившимся.

Ну, а у Юноны, как у божества физического мира, почему-то свой взгляд на это положение вещей (возможно, она просто ревнует мужа к тому, что он, как божество духовного мира, может взаимодействовать с красавицами физического мира, недаром у него такая насыщенная жизнь).

Как бы то ни было, такой вот забавный спор между ними.

100

Для того, чтобы разрешить спор между Юпитером и Юноной, был вызван Тиресий.

Чем знаменит Тиресий? Тиресий знаменит тем, что он был и мужчиной и женщиной.

Говорится о том, что Тиресий увидел в лесу совокупляющихся змей, убил их ударом дубины, после чего -- превратился в женщину.

Так, Тиресий прожил женщиной семь лет. На восьмой год Тиресий снова отправился в лес; снова увидел там змей; опять, как и раньше, пустил в ход свою замечательную дубинку; и теперь уже -- стал мужчиной.

Вы так можете? Сходить в лес, найти в лесу -- совокупляющихся змей, пришибить их дубиной, и -- поменять пол?

О чём тут речь?

Возможно, змеи обозначают спираль ДНК. ДНК -- это две переплетённых змеи (образно говоря: совокупляющихся).

Что означают понятия «увидел» и «убил» ? Это — аллегорическое вИдение и аллегорическое убийство.

Двойная спираль ДНК содержит наследственную информацию. Двойная спираль ДНК хранит тайны прошлого, настоящего и будущего. В двойной спирали ДНК записаны программы развития организма. Пригодные для многих случаев изменения условий окружающей среды. Есть участок спирали, где записана программа о том, как формируется ухо. Есть участок, где записана программа, как формировать глаз. Есть участок, где записана программа, как нужно действовать при мейозе, какие белки активировать и каким образом.

Как можно увидеть этих змей? Можно почувствовать, что все тайны организма — находятся где-то внутри, что тайн много, что они вытянуты в длинную цепочку (словно змея). Можно почувствовать, что змей должно быть — двое. Что должна быть — пара.

Не могу воссоздать в деталях ход мыслей Тиресия. То есть, не могу сказать, каким именно образом ему пришла идея направить мысль глубоко внутрь себя, превратиться в мельчайшую частичку, заглянуть внутрь клеточек своего организма, заметить там двух переплетённых змей, начать охоту за ними, узнать их повадки, выследить, где они бывают, чем занимаются.

Не могу сказать, что делал Тиресий. Но он этих змей увидел. Заметил, изучил, выследил.

А что означает убийство змей? Убийство змей — это победа над змеями. Он не лишил этих змей жизни — он стал их властелином.

Точно также, как Кадм, убивая змея-дракона, не лишает того жизни, а становится властелином дракона, то есть — узнаёт все его тайны и приобретает навыки использования.

Отредактировано avnucleus (2022-10-11 15:29:41)

101

А чем вообще отличается мужчина от женщины?

С точки зрения генотипа, мужчина и женщина -- различаются половыми хромосомами.

В генотипе женщины две половых хромосомы — это две хромосомы X. Причём, как пишет Википедия, одна из хромосом X инактивирована.

Овидий. Метаморфозы.

В генотипе мужчины две половых хромосомы — хромосома X и хромосома Y.

Овидий. Метаморфозы.

То есть, если бы мужчина смог бы инактивировать свою хромосому Y, то он бы... Превратился в женщину. Безо всяких чудес и операций.

То есть, в порядке бреда, можно предположить, что Тиресий был йогином, и каким-то чудесным образом... одномоментно... деактивировал хромосому Y... во всех клетках своего организма...

А через семь лет... проделал обратное: одномоментно... активировал хромосому Y... И вот он опять -- мужчина.

102

Всё-таки, думаю, что Тиресий не менял свой пол физическим образом.

Всё-таки, думаю, что изменения Тиресия (был мужчиной -- стал женщиной -- вновь стал мужчиной) означают то, что Тиресий:

  • был невоплотившимся духом

  • воплотился на земле

  • вернулся в мир духов

При этом, Тиресий -- сохранял своё сознание и память о своих изменениях.

103

Решив спор в пользу Юпитера, Тиресий этим подтвердил, что — радость жизни в физическом мире больше, чем радость жизни в мире чистого духа.

Что происходит дальше? Дальше Юнона, якобы не довольная исходом спора не в свою пользу, ослепляет Тиресия. Что это означает? А это означает — новое воплощение Тиресия в физическом мире!

Как можно ослепить того, кто не живёт?

Ведь кем был Тиресий на момент спора между Юпитером и Юноной? Был мужчиной. То есть -- бесплотным духом.

А то, что говорится, что Юнона его ослепила, то это возможно только -- в физическом мире.

Получается, что Тиресий -- опять воплотился (вновь становится «женщиной»).

Получается, что Юнона -- не злодейка. Ослепив Тиресия, она, действительно, преподнесла Тиресию подарок — она подарила Тиресию новую жизнь (хотя такой роскошный, царский подарок, искусно маскируется под не подарок, маскируется под увечье). Это ещё один перевёртыш: когда догадаешься, о чём идёт речь, так мгновенно Юнона из злодейки превращается — в великодушную богиню. а ослепление из не подарка превращается — в подарок.

"Хорошенький подарок!", -- скажете вы, -- "жить, имея такое увечье! Жить слепым!"

А чем мы, зрячие люди, живущие на земле, отличаемся от слепого Тиресия?

Мы -- зрячие, но многого не видим, многое не понимаем. Мы, как и Тиресий, являемся слепыми и зрячими одновременно.

Так что ослепление Тиресия можно рассматривать, как аллегорическое, ещё и в том смысле, что он не был изувечен, что зрение-то у него -- было, просто он, не видя цели жизни, передвигался по жизни наощупь.

Или не видел причинно-следственную связь своих поступков (или поступков других людей).

104

Как вы знаете, слепой провидец Тиресий является героем "Одиссеи". Одиссей посещал Аид именно затем, чтобы распросить Тиресия.

Дав Перимеду держать с Еврилохом зверей, обреченных
В жертву, я меч обнажил медноострый и, им ископавши
Яму глубокую, в локоть один шириной и длиною,
Три совершил возлияния мертвым, мной призванным вместе:
Первое смесью медвяной, второе вином благовонным,
Третье водой и, мукою ячменною все пересыпав,
Дал обещанье безжизненно-веющим теням усопших:
В дом возвратяся, корову, тельцов не имевшую, в жертву
Им принести и в зажженный костер драгоценностей много
Бросить; Тиресия ж более прочих уважить, особо
Черного, лучшего в стаде барана ему посвятивши.
Дав обещанье такое и сделав воззвание к мертвым,
Сам я барана и овцу над ямой глубокой зарезал;
Черная кровь полилася в нее, и слетелись толпою
Души усопших, из темныя бездны Эреба поднявшись.

Так что, в образе Тиресия происходит соединение между "Одиссеей" и "Метаморфозами". Одно дополняет другое.

105

Вообще, думаю, что слепой провидец Тиресий представляет собой альтер эго Гомера.

Тут, конечно, только мои размышления, не вполне обоснованные: Был ли Гомер, на самом деле, слепым? Или просто Гомеру было удобней, чтобы его считали слепым?

Но это так... мысли вслух... риторические вопросы...

106

Однако, вернёмся к "Метаморфозам".

Рассмотрим первое предсказание, которое сделал Тиресий. Вот оно:

Добрую славу обрёл прорицатель Тиресий.
Первой спросила красавица Лириопея:
«Много ли мальчик Нарцисс проживёт в нашем мире?»
Молвил слепой: «Если сам не увидит себя».

Иногда мы не обращаем особого внимания на слова. Ну, кто такие Тиресий? Лириопея? Нарцисс? Мало ли, кто кого о чём спрашивал две тысячи лет назад? И мало ли, кто что кому две тысячи лет назад ответил?

Однако, кто такие Тиресий, Лириопея и Нарцисс? И в чём суть вопроса?

Тиресий, Лириопея и Нарцисс это — не разные персонажи. Это всё тот же — единственный человек. И этот человек задаёт вопрос самому себе в отношении самого себя. «Много ли я проживу в нашем мире?»

«Много ли я проживу? И что со мной станет потом?»

Это просто художественное мастерство Овидия разделило персонажа на три составляющих: на Тиресия, на Лириопею и на Нарцисса.

  • На того, у кого спрашивают.

  • На ту, кто спрашивает.

  • И на того, о ком спрашивают.

Писатель разделил одного персонажа — на троих. А читателю нужно — собрать. Из троих — одного. Для того, чтобы увидеть глубину этой истории. Для того, чтобы разобраться в хитросплетениях сюжета.

Кто такая красавица Лириопея? Это — мать Нарцисса. Мать-природа. Мы же помним, из истории смерти Геркулеса, что у любого человека есть две части:

  • часть, доставшаяся от матери, земная, преходящая,

  • и часть, доставшаяся от отца, неумирающая, божественная.

Так что Лириопея в рассматриваемой истории выступает в роли — матери Нарцисса, а Тиресий выступает в роли — отца Нарцисса, в роли божества.

Разве не может Тиресий выступать в роли божества? Мы же помним его историю:

  • был бесплотным духом (мужчиной),

  • был воплотившимся духом (женщиной),

  • был духом, потерявшим плоть (мужчиной),

  • стал духом, обретшим новую плоть (женщиной).

То есть, Тиресий минимум дважды жил в мире чистого духа, и минимум дважды рождался на земле. Лириопея — это нынешняя часть Тиресия, родившегося на земле. Лириопея — это жена Тиресия. Нарцисс — это их сын. Нарцисс — сын Тиресия и Лириопеи.

  • Тиресий — это Атман.

  • Лириопея — это Тело (Природа).

  • Нарцисс — это Эго, Сознание.

Овидий. Метаморфозы.

Отредактировано avnucleus (2022-10-12 07:51:43)

107

Так-то Нарцисс -- это сын речного бога Кефиса и нимфы Лиропеи.
Кефис -- это река. Источник Кефиса -- гора Парнас. В истории Девкалиона и Пирры гворится, что когда они спаслись на Парнасе, они проходили через русло Кефиса.

Так что история Нарцисса -- берёт своё начало на Парнасе.

История Девкалиона и Пирры -- это история зачатия.
Кадм спрашивал оракула в Кастальской пещере, это тоже было на Парнасе, -- это продолжение истории Девкалиона и Пирры.
То, что происходило с Кадмом (следование за телицей, основание города, битва с драконом) -- это младенчество, детство и отрочество.

История Нарцисса -- это следующая серия. Это -- продолжение продолжения.

В современной культуре, имя Нарцисс стало нарицательным и имеет негативную коннотацию (обозначает себялюбца, эгоиста).

Но не всё так просто с Нарциссом!

Отредактировано avnucleus (2022-10-12 08:07:57)

108

История Нарцисса -- это не история себялюбца.

История Нарцисса -- это история человека, узнавшего о своей внутренней сущности и не сумевшего понять своей природы.

Он -- увидел себя. Но не смог понять, кто он есть.

Овидий. Метаморфозы.

Отредактировано avnucleus (2022-10-12 11:47:24)

109

Овидий пишет, что Немезида (богиня возмездия) однажды привела Нарцисса к необычному источнику.

Вот как описывается это место:

Птицы и звери у русла ручья не бывали.
Скрыт был от мира прекрасный и светлый источник.
Ни пастухи, ни животные вод не касались.
Вкруг зеленела трава. Лес густой шелестел.

Необычность в том, что никто прежде этого источника не видел. Источник -- скрыт от всех. От животных, от растений, от всего мира. Лес вокруг источника шелестит, но листья, падающие с деревьев, не касаются воды (источник чистый и незамутнённый).

То есть, судя по описанию, этот источник -- не физической природы.

Есть вообще где-нибудь в мире такой источник?

Есть! Этот незамутнённый источник -- находится внутри каждого человека. У каждого человека -- свой незамутнённый источник.

Тут тема такая: Нарцисс -- пришёл к своему незамутнённому источнику. А многие люди -- даже не знают о существовании источника.

Так что Нарцисс -- это не себялюбец. Нарцисс -- это продвинутый человек. Просто он не смог разгадать тайну жизни. И в этом -- его трагедия.

Нарцисс -- заглянул в себя. Увидел, что он -- живой. Увидел, что внутри него -- есть жизнь. А что такое жизнь? Он пытается понять -- и не может.

И ничто другое его больше не интересует: ни политика, ни экономика, ни имена царей прошлого, ни имена царей настоящего. Нарцисс не может отойти от источника, который он обнаружил. Нарцисс пытается понять только одну загадку: что такое его жизнь? И не может.

И умирает. И превращается в цветок.

Овидий. Метаморфозы.

110

О нимфе Эхо.

Эхо и Нарцисс -- находятся во взаимоотношениях диалектического единства и борьбы противоположностей.

Эхо -- любит Нарцисса. Но Нарцисс -- не любит Эхо. Что у нас здесь? Здесь у нас -- ребус.

Рассмотрим высказывание: "Эхо любит Нарцисса". Кто такой Нарцисс? Нарцисс -- это тот, кто любит своё отражение. А кто такая Эхо? Эхо же -- тоже Отражение? Эхо -- это синоним Отражения (только не визуального, а звукового).

Таким образом, высказывание "Эхо любит Нарцисса" можно интерпретировать, как высказывание "Отражение любит того, кто любит своё отражение".

При всей несуразности такой интерпретации, из полученного высказывания можно извлечь кое-что полезное.

Нарцисс -- полюбил отражение. Но почему же он Эхо не любит? Ведь Эхо -- это тоже отражение.

Во-первых, Нарцисс не любит Эхо потому, что Нарцисс -- зациклился на визуальном отражении. Нарцисс -- не понимает, что кроме визуального отражения существуют -- другие виды отражения (например, звуковое).

Во-вторых, Нарцисс не понимает, что существует не только внутреннее отражение, но и внешнее отражение.

111

История Нарцисса -- это хорошая возможность поговорить о сущности человека и об отражении человека.

Бывают добрые люди с внешностью Квазимодо. Бывают люди наоборот, с прекрасной внешностью и с чудовищной внутренностью. Бывают несовпадения. Отражение человека -- это его внешний вид. Это то, как человек воспринимается миром.

Но, как правило, отражение соответствует сущности, а сущность -- отражению. Какая у человека сущность, таким он и представляется для внешнего мира.

Многим людям не нравится их внешность. Многие люди хотят что-то изменить в своей внешности (или исправить последствия своих поступков, которые, по истечению времени, представляются людям в несколько ином свете). Нарцисс -- не таков. Нарциссу -- всё в себе нравится. И внешность, и поступки. В этом смысле, Нарцисс -- это гармоничный человек. У Нарцисса лишь несколько недостатков: во-первых, Нарцисс не может разгадать загадку жизни, а во-вторых, Нарцисс сосредоточился только на внутренних переживаниях. Возможно, именно потому Нарцисс и не может разгадать загадку жизни, что он слишком углубился в себя.

112

Нарцисс, конечно, смотрелся не в воду. Вода -- это метафора отражающей поверхности. Вода -- это аллегория отражения. Нужно рассматривать ситуацию шире.

Нарцисс отражается не в воде. Нарцисс отражается в мире. На самом деле, все люди отражаются в мире, который нас окружает. Люди отражаются -- через дела, которые они совершают (совершили).

Так Пушкин отражается в своих стихотворениях и в сказках.
Так Чайковский отражается в своей музыке.
Так Менделеев отражается в периодическом законе химических элементов.
И т.д.

История Нарцисса -- это не история чудака, который прилип к озеру и не может оторваться от своего изображения. История Нарцисса -- это аллегория. Это иносказание о том, что человек делает в жизни, о поступках, которые человек совершает в жизни (о поступках, через которые человек отражается в мире). Это иносказание (о Нарциссе) -- применимо к любому человеку (не зависимо от того, насколько человек себялюбив или, напротив, альтруистичен).

113

Если Юпитер прав и верно то, что человек состоит из неуничтожимой части, доставшейся человеку от отца, и из физической оболочки, унаследованной человеком от матери, то что представляет собой отражение человека?

Отражение человека представляет собой -- физическую оболочку человека, то есть ту преходящую часть, которая разрушается, когда человек умирает.

А что составляет сущность человека? Сущность человека составляет его неуничтожимая часть, которую человек наследует от отца.

Сущность человека -- не видно. Видимой является только физическая оболочка человека.

Но, если мы достаточно проницательны, то мы можем, наблюдая физическую оболочку человека, увидеть и то, что скрыто от нашего взора (потому что физическая оболочка отражает духовную сердцевину).

Таким образом, в истории Нарцисса заключена информация о двойном отражении: Нарцисс увидел своё внешнее отражение, а увидел -- как (через его внешнее отражение) отражается его неуничтожимая сущность.

Полагаю, что эта история (о человеке и его отражении) развивается дальше в истории Персея (героя, который обретает бессмертие, на пути к которому он побеждает медузу Горгону, которую нельзя победить, если смотреть на неё в упор, но можно победить, если смотреть на отражение медузы).

114

История Нарцисса заканчивается трагически: Нарцисс умирает, не разрешив своей загадки.

Но обнадёживающим является то, что, оказывается, даже в царстве Аида, будучи бесплотной тенью, Нарцисс продолжает думать над загадкой: он вглядывается в воды Стикса и пытается в них что-то рассмотреть.

Почему это обнадёживает? Это обнадёживает потому, что, даже в царстве Аида, Нарцисс не утратил своей идентичности: он всё ещё размышляет над загадкой, которую разгадывал при жизни.

Воды Стикса по определению таковы, что отнимают память у тех, кто пересекает те воды. Но Нарцисс настолько погрузился в свои размышления, что они не отпускают его даже и там. То есть, это свидетельство того, что и сознание и память сохранились у него даже и там, в царстве Аида.

Отредактировано avnucleus (2022-10-14 14:28:29)

115

После истории Нарцисса и нимфы Эхо, в "Метаморфозах" рассказывается история царя Пенфея, который был растерзан вакханками и которому родная мать оторвала голову.

Первая часть истории приведена выше. В первой части говорится о том, что Пенфей не признавал слепого Тиресия, как провидца, на что Тиресий предсказал смерть Пенфея, а также то, что придёт время и Пенфей убедится в справедливости пророчества Тиресия.

Пенфей также не признавал божественности сына Семелы (Вакха) и приказал своим слугам арестовать Вакха. Слуги ушли выполнять приказание, но сумели арестовать только одного из последователей Вакха.

Вторая часть истории Пенфея начинается с того, что арестованный Акет стоит в цепях перед Пенфеем и рассказывает о своей жизни.

Акет

«Имя Акет у меня. Из Меонии родом.
Рыбу ловили с родителем. Этим и жили.
Скромно, но честно. В наследство отец мне оставил
Небо бескрайнее, парус и много воды.

Чтобы увидеть утёсы других побережий,
Я различать научился созвездия неба,
Я научился корабль поворачивать верно,
Добрые пристани в скалах далёких узнал.

Раз, направляясь на Делос, шёл мимо Хиосса.
Бухту пригодную выбрал. Ночуем на суше.
Спутников утром отправил за пресной водою.
И рассказал им, где нужно источник искать.

Вакх

Сам же взошёл на высокое место. Увидеть,
Что обещают ветра. И назад возвратился.
Скоро и спутники, вижу, подходят. И с ними
Мальчик, на деву похожий, качаясь, идёт.

Я посмотрел на одежду, лицо и осанку.
Вижу, что в образе этом — бессмертный пред нами.
Только не знаю, кто именно. Но обращаюсь
С просьбой помочь нам, товарищей грубых — простить.

Тут возмутилась команда! Они ожидали,
Что наживиться на пленнике смогут изрядно.
Я говорил, что нельзя поступать святотатно.
И осквернять наш корабль. Ибо будет беда.

Как обезумели спутники! В жутком порыве
С разных сторон кулаками меня отходили.
В море бы сбросили, верно. Да только верёвкой
Тело моё обмоталось во время борьбы.

Мальчик очнулся. От шума, как будто, вернулись
Чувства и мысли забытые в сонное тело.
Это был Вакх, несомненно. Спросил:
«что за крики?
Как очутился я здесь? И что будет со мной?»

«О, не волнуйся, — ему отвечали лукаво, —
В гавань любую направим корабль быстроходный.
Где пожелаешь, сойдёшь».
Улыбается мальчик:
«В Наксосе дом мой, в краю дружелюбных людей».

Морем лжецы поклялись, что отправятся в Наксос.
Это направо. Туда паруса я наставил.
Только отплыли, и мне говорят, угрожая:

«Влево держи! Поворачивай влево корабль!»

Я обомлел. От руля отошёл, предоставив
Клятвопреступникам выбрать маршрут, как им надо.
Все проклинали меня. После долгих попыток
Курс изменили. Пошли направленьем другим.

Вакх удивился, как будто бы только-что понял
Умысел взрослых людей, их коварные планы.

«Вы же сулили не это! — сказал со слезами, —
Что вам за радость юнца обмануть, моряки?!»

Тирренские моряки

Я горевал. А команда смеялась над нами...
Но неожиданно — встал наш корабль среди моря.
И ни вперёд не идёт, ни налево, ни вправо.
Парус обвис. И не действуют руль и весло.

Лозы и плющ оплетают уключины вёсел.
На парусах — виноградные кисти созрели.
Тигры — вокруг божества. И пантеры. И рыси.
Страх — на челе моряков. Стали прыгать за борт.

Прыгали в море, и там — плавники получали.
Двадцать морских обитателей новых возникло.
Я оставался один на покинутом судне.
Сильно дрожал. Вакх с трудом успокоил меня.

«Страх отреши и на Дию плыви», — мне сказал он.
Я подчинился. Причалив, зажёг алтари я.
С этой поры соучаствую в таинствах Вакха».

Так завершил свой рассказ молодой мореход.

Злобой наполнено лютое сердце Пенфея:
«Долго, несчастный, твои небылицы я слушал.
Кто из разумных поверит в лукавые сказки?
Слуги! мучительной смерти предайте его!»

Брошен в темницу, закован в тяжёлые цепи.
К казни готовятся средства — огонь и железо...
...Вдруг растворяются двери холодной темницы.
Падают цепи с колодника. Сами собой...

Гибель Пенфея

...Очень разгневан Пенфей. Едет сам к Киферону.
К месту, где песни звучат возбуждённых вакханок.
Конь в нетерпении ржёт. Рвётся в бой торопливо.
Гневно на поле безумства взирает Пенфей.

Был там пустырь, отовсюду приметный средь леса.
На пустыре исполнялись ужасные пляски.
Первой заметила мать приближенье Пенфея.
Кинула тирс в ненавистное тело его.

«Это — кабан!» — закричала неистово-громко.
И устремилась толпа, опрокинув Пенфея.
Помощь просил он у тётки своей, Автонои.
Руки ему оторвали родные его.

«Мать, посмотри!» — умоляюще ищет Агаву.
Дико завыла она. И вцепилась руками
В волосы сыну. Движеньем решительно-быстрым
Голову оторвала. Показала толпе.

Осенью медленней листья слетают с деревьев,
Нежели тело его разорвали на части.
После примера такого никто не посмеет
Не почитать Исмениды священный устав.

Этими историями заканчивается третья книга "Метаморфоз".

116

История Пенфея поражает воображение. Ужасной смертью погиб царь Пенфей. Обезумевшие женщины-вакханки руками разорвали тело Пенфея. Да ладно бы просто женщины! Руки Пенфею оторвала его родная тётка (Автоноя). А голову Пенфею оторвала его родная мать (Агава). Оторвала. И победно вскинула руки. И продемонстроировала всей толпе оторванную, окровавленную голову своего сына.

Не знаю, экранизировал ли Голливуд "Метаморфозы" ? Кадр с оторванной головой мог бы быть очень эффектным.

Овидий. Метаморфозы.

117

И в чём смысл этой истории с оторванной головой? За что так жестоко с Пенфеем обошлась его родная мать? Что главное в этой истории: показана сила безумства разъярённых женщин, способных руками отрывать головы, не разбирая, кто перед ними, свои или не свои? Или что-то другое?

Эта история -- эмоциональная. Но обдумывать историю Пенфея нужно -- не эмоционально. Обдумывать историю Пенфея нужно логически, дождавшись момента, когда эмоции улягутся.

Подумать же нужно вот о чём: кто она, мать Пенфея, оторвавшая голову своему сыну? Это же -- мать-природа!

Не так ли в жизни и просходит? Приходит время -- и мать-природа лишает головы родных своих детей.

Живёт человек. И умирает. И нет у него больше -- ни рук, ни ног, ни головы.

118

Чтобы разобраться в том, в чём состоит смысл истории Пенфея и его оторванной головы, нужно выяснить некоторые обстоятельства происшествия (назовём это кровавое убйство происшествием).

Прежде всего нужно выяснить, кто кому и за что оторвал голову.

Кто? Агава.
Кому? Пенфею, своему сыну.
За что? За то, что Пенфей не признавал божественности Вакха.

Агава же -- не только признавала божественность Вакха. Она -- вместе со своими сёстрами -- была убеждена в том, что Вакх -- является божестом. И не просто убеждена. А -- убеждена твёрдо. Убеждена настолько твёрдо, что готова порвать на куски любого, кто думает иначе (будь тот хоть родным сыном).

Таким образом, произошёл конфликт интересов. Царь Пенфей -- не признавал божественности Вакха. А мать царя Пенфея -- признавала.

Зафиксировав это обстоятельство, нужно выяснить: почему Пенфей не признавал божественности Вакха? И почему Агава была твёрдо убеждена в обратном?

Кто такой Вакх? Вакх -- это сын Семелы. Семела является сестрой Агаве и тёткой Пенфею. Тут -- между Пенфеем и Агавой -- не просто отвлечённый спор о некоем новом божестве. Тут -- конфликт внутрисемейный.

Вакх был Пенфею -- двоюродным братом. Теперь вспомним о том, как родился Вакх. Вакх родился в результате того, что его мать Семела сгорела от огня Юпитера.

А теперь спросим себя: как Пенфей, будучи здравомыслящим человеком, мог бы признать появление на свет брата, родившегося у тётки Пенфея, сгоревшей в огне?
Представьте: есть у вас родная тётя. Пусть даже она беременна вашим братом. Вот -- случается несчастье, пожар. Тётя гибнет. И каким образом у беременной может появится ребёнок, если вокруг пожар и огонь?

Ясно, что ни один человек в ясном уме не признает появление на свет ребёнка у женщины во время пожара.

Поэтому Пенфей считал того, кто, якобы, родился у его тётки, -- самозванцем.

А почему тогда мать Пенфея признавала Вакха божеством? Причём, признавала не только она, Агава, но и все сёстры Семелы: и Автоноя, и Ино.

Вакх, родившийся от Семелы, и вторично родившийся из бедра Юпитера, был отдан Юпитером на воспитание Ино, сестре Семелы. Вот каким образом это произошло? Юпитер (верховное божество) должен был, как минимум, появиться перед Ино и передать Ино корзинку с новорождённым ребёнком. То есть, в жизни Ино -- говоря определённо -- должно было бы произойти чудо. В физическую жизнь Ино должно было войти божество и причём с доказательством своего бесспорного существования, с артефактом в виде новорождённого младенца, в котором бы Ино и другие сёстры ясно увидели бы черты схожести со своей сестрой, сгоревшей в пожаре.

Отредактировано avnucleus (2022-10-15 10:52:45)

119

Краткая информация о доме Кадма.

У Кадма и Гармонии было четыре дочери: Автоноя, Агава, Семела и Ино.

Актеон был сыном Автонои (Актеон -- это тот, кого Диана окатила водой, в результате чего тот превратился в оленя, собаки не узнали своего хозяина и загрызли).
Пенфей был сыном Агавы.
Вакх -- сын Семелы.
Ино -- воспитывала Вакха.

120

Мне представляется, что смысл в истории Пенфея такой.

Царь Пенфей -- это Сознание физического человека. Но не Сознание любого человека, а Сознание -- материалиста, то есть того, кто рассматривает только те вещи, которые находятся у него перед глазами, познаёт только тот мир, который можно познать с помощью органов ли человеческих чувств или с помощью сконструированных приборов, линз, увеличивающих силу зрения, либо слуховых аппаратов, расширяющих диапазон звуков, доступных для восприятия, либо с помощью других приборов подобного рода (в основе использования которых -- физические законы материального мира). Другие же вещи (то есть те, которые нельзя увидеть, услышать, пощупать или как-то обнаружить) -- просто не рассматриваются таким Сознанием (Сознанием Пенфея), отвергаются, как ересь, бред, галлюцинации, миражи, сказки.

Царь Пенфей знает, что у него есть мать, мать Агава. Вот она -- у него перед глазами. Агава для Пенфея -- это всё, что вокруг. Агава -- это то, что породило Сознание Пенфея.                                                                                                                       

Царь Пенфей знает, что у матери Агавы была сестра: Семела, которая сгорела в огне.

Кто такая Семела для царя Пенфея? Семела, тётка Пенфея, и сестра матери Пенфея, -- тоже, как и Агава, является матерью-Природой, но только той матерью-Природой, которой уже нет. Кто она Семела, тётка Пенфея? Это -- мать-Природа прежнего воплощения Пенфея.

Вот живёт человек. И умирает. Вместе с умершим человеком, умирает мать-Природа этого человека, умирает -- тело, которое принадлежало этому человеку, и умирает Сознание этого человека, которое продуцировалось мозгом человека, теперь умершего.

Образно говоря, при смерти человека сгорает его мать, Семела. Что остаётся? "Да вроде ничего не остаётся", -- думает материальный человек.

Но вот -- происходит следующее воплощение человека. Теперь уже, в следующем воплощении, мать-Природу зовут не Семела, а -- Агава. И рождается у матери-Природы по имени Агава -- новое Сознание. И называют новое Сознание, родившееся у матери-Природы Агавы, -- царём Пенфеем. Что знает о себе это новое Сознание? Так, знает всего понемножку: что-то знает о своей матери, что-то знает о себе, что-то знает о своей семье, что была когда-то у матери сестра, но сгорела.

Откуда Сознание нового человека может узнать о сознании того, кто уже умер? В представлении Пенфея -- это невозможно.

Поэтому, когда провидец Тиресий говорит: "Скоро придёт сын Семелы", понятно, что Пенфей не верит этому пророчеству.

По представлению Пенфея, сын Семелы (то есть Сознание человека, уже умершего, сгоревшего) никак не может придти к Пенфею.

***

Добавлю от себя, что это на самом деле чудо, что у сгоревшей Семелы сохраняется сын.

Овидий. Метаморфозы.

Отредактировано avnucleus (2022-10-16 08:12:18)


Вы здесь » Путь Одиссея » Путь Одиссея » Овидий. Метаморфозы.