Путь Одиссея

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Путь Одиссея » Путь Одиссея » Овидий. Метаморфозы.


Овидий. Метаморфозы.

Сообщений 31 страница 60 из 123

31

Проанализируем историю Ио ещё глубже.
В завязке истории -- красавица Ио.
В окончании истории -- превращение Ио в богиню.
Таким образом, о чем история Ио? История Ио -- это история о превращении красавицы в богиню.
А всё, о чём рассказывает история, как то: превращение Ио в корову, приставление к Ио стоглазого сторожа, поручение Меркурия усыпить сторожа и т.д., -- представляют собой промежуточные шаги на пути превращения красавицы в богиню.
Эти промежуточные шаги -- представляют собой аллегории, загадки, которыми обозначены ступени, которые проходит человек при выполнении главной цели (становясь бессмертным).
Со всеми этими этапами -- надо разбираться отдельно и смотреть, чему они соответствуют на жизненном пути человека.

32

Не уверен, что смогу разгадать загадки правильно, но попробую (в этом мне помогает форум "Путь Одиссея", благодаря которому мыслительные процессы активизируются, и кроме того, известно, что если хочется разгадать загадку, нужно о ней рассказать).

Итак, история Ио описывается загадочным образом: Юпитер увидел красавицу, она пыталась убежать, но Юпитер напустил на землю темноту.

Что это за "темнота"?

Как говорил раньше, красавица соответствует земному человеку, в настоящее время живущему на земля. Юпитер -- это Атман. Духовный отец, который пытается установить контакт с земным человеком. Либо, как в данной истории, муж, который пытается овладеть женой.

То есть голос Юпитера -- есть голос духовного мира. Конечно, сначала этот потусторонний голос пугает земного человека (красавица пытается убежать).
Ведь живя в физическом мире, мы привыкаем к тому, что имеем дело с вещами, которые можно потрогать, увидеть, услышать, обнаружить, объяснить.
Голос же Юпитера -- это голос иной природы. Мы сталкиваемся с необъяснимым. И необъяснимое нас пугает.
Есть вопросы, которые ставят нас в тупик: вопросы о жизни и смерти, о конечности своего пребывания на земле.
Чтобы разрешить этот вопрос, нужно отыскать свой бессмертный исток.
А это не так просто сделать.
Красавица хочет убежать. Не думать о том, о чем думать страшно.
И тут Юпитер напускает темноту.

Темнота может означать то, что голос Юпитера будет продолжать проявляться в жизни настойчивым образом. Мы можем отмахиваться от мыслей о смерти, но смерть настойчивым образом будет входить в нашу жизнь.
Смерть для нас -- темнота. В том смысле, что мы ничего о ней не знаем.
Отмахиваясь от мыслей о смерти, мы погружаемся в темноту. И погружаемся больше и больше.
Если бы люди думали о смерти и пытались бы разгадать загадку жизни, возможно, было бы больше шансов на успех.
А так люди думают о чём угодно: о работе, об играх, о музыке, о том, кто что сказал, о том, кто куда приехал и прочее.

Таким образом, отмахиваясь от мыслей о смерти (в виду невозможности заглянуть по другую сторону бытия), люди пребывают в темноте.

Другим объяснением "темноты" (которую наслал Юпитер) может служить осознание своей беспомощности в познании мира (положение, которое сформулировал когда-то Сократ, который говорил: "знаю, что ничего не знаю").

И ещё одно объяснение "темноты": голос духовного мира (Юпитера) иногда прорывается к нам неосознанно, во время сна или во время потрясений, сильных расстройств, когда сознание отключается (образно говоря, когда мы погружаемся в темноту).

33

Теперь несколько слов о том, кто такая Юнона?
Если Юпитер -- это Атман, повелитель духовного мира, то его жена, Юнона, представляет собой повелительницу земного мира.
Другими словами, Юнона является персонификацией матери-Природы.
Между Юпитером и Юноной взаимоотношения диалектического единства и борьбы противоположностей.
Они и божественная семья (представляющая собой гармоничный союз двух личностей, любящих друг друга). Они и находятся в постоянной борьбе между собой.
Символически, борьба между Юпитером и Юноной выражается в том, что Юпитер постоянно смотрит в мир в поисках новой красавицы, которую ему хотелось бы познать, а Юнона постоянно этим не довольна и всячески усложняет существование этой новой возлюбленной своего мужа.
И хотя эти сложные взаимоотношения выглядят, как любовный треугольник, однако они, эти сложные взаимоотношения, любовным треугольником не являются.
Всё сложнее, чем любовный треугольник, и интереснее.

Кто такая земная красавица (такая, как Ио) ? Это -- земной человек. Это -- каждый из нас.
Кто такой Юпитер? Это -- Атман. Это -- голос духовного мира.
Естественно, наш духовный отец (Атман) любит своё нынешнее физическое воплощение (Юпитер любит Ио).
И естественно, что повелитель духовного мира одновременно любит повелительницу физического мира (Юпитер любит Юнону).

А вот Ио (то есть конкретный живой человек) противостоит физическому миру (противостоит Юноне).
Потому что существование любого конкретного живого человека сопряжено с немалыми трудностями и буквально висит на волоске.
И жизнь любого из нас может прекратиться в любой момент.
Если мы не умрём от болезни, то попадём в ДТП.
Если не попадём в ДТП, то заразимся какой-нибудь дрянью.
Если не заразимся дрянью, то скончаемся от старости. Срок же земной жизни не такой уж и большой.
Другими словами, Ио (пока живёт) вынуждена противостоять физическому миру, который не очень-то благоприятствует к любому отдельному человеку (аллегорически, это выражается, как то, что "Юнона преследует Ио").

34

Следующая загадка в истории Ио -- это появление в истории Юноны, а также то, что это появление сопровождалось тем, что Юнона "рассеяла темноту", которую навёл на мир Юпитер для того, чтобы овладеть Ио. Что означает аллегория "рассеивания темноты" ? Было темно, наступил свет. Что это означает?

Как говорил ранее, Ио -- это земной человек, Юпитер -- это Атман, Юнона -- это мать-Природа.

То, что "Юпитер навёл темноту", -- это аллегория. Аллегория означает то, что голос духовного мира прорывается к человеку сначала неосознанным. Земной человек (Ио) сначала живёт, не зная ничего о духовном мире. Образно говоря, сначала земной человек (Ио) живёт, пребывая в темноте.

Что происходит затем? Затем появляется Юнона и темнота рассеивается. Что это означает? Это означает, что земной человек постепенно перестаёт находиться в темноте. Это означает, что земной человек познаёт мир, а познавая мир, лучше узнаёт духовный мир, и понимает, в конце концов, что духовный мир проявляется через физический мир.

35

Физический мир, повелительницей которого выступает Юнона, постепенно объясняется для человека. То, что прежде было для человека необъяснимым, приобретает смысл. Образно это выглядит как: "было темно, стало светло". Естественно, это происходит не вдруг. Это в истории Ио этот процесс описан простой фразой: "пришла Юнона и привнесла в мир свет". Для человека -- процесс познания долгий. Связан со взлётами и падениями. С озарениями и ошибками. С ложными путями и исправлением того, чего наворотил по незнанию и по недоразумению.

Кстати, поговорим немного об Юноне. В "Метаморфозах" Юнона часто выступает, как злодейка. Но она не злодейка. Она -- богиня. Справедливая и мудрая. И т.д. А то, что она в истории с Ио выглядит, как злодейка, так что поделать: роль у неё такая.

Так и мать-Природа. Мы можем думать, что мать-Природа враждебна земному человеку, что часы жизни земного человека могут остановиться в любой момент. Однако, мать-Природа -- не только препятствует земному человеку, но и -- предоставляет возможности для пути. Вот Юнона принесла с собой свет. Какая же она злодейка?

Человек может познавать мир. Как человек может стать бессмертным, если не узнает этот мир? А узнать мир нужно во всей его полноте: не только то, что хорошо для человека, но и то, что для человека плохо. А потом ещё узнать, и обдумать, почему то, что хорошо, -- хорошо, а то, что плохо, -- плохо. И ещё обдумать. И ещё обдумать.

И узнать о физическом мире внутри себя. И узнать о физическом мире вне себя. Как можно стать бессмертным, не узнав всего этого? Нужно изучить мир. Изучить во всей его полноте. Во всех проявлениях.

Отредактировано avnucleus (2022-09-21 09:33:38)

36

По поводу Юноны, как богини-повелительницы физического мира, нужно сделать дополнение.
В греческом/римском пантеоне есть несколько богинь, которых можно рассматривать в качестве персонификации физического мира, как олицетворение матери-Природы.
Помимо Юноны, это и Церера, тоже супруга Юпитера и мать Прозерпины, божественной дочери, от Юпитера рождённой.
Это и Рея (Кибела), мать и Юпитера, и Юноны, и Цереры.
Это и Тефида, древнее божество, супруга своего брата Океана, давшая жизнь огромному числу божественных существ.
Можно и Фемиду рассматривать, как персонификацию матери-Природы.
И Мнемозину.

Тут дело вот в чём. И каждую из перечисленных богинь можно рассматривать, как отдельную сущность, описывающую собой некий аспект матери-Природы.
А можно -- каждую из богинь (столь разных!) рассматривать в качестве представительниц матери-Природы в целом, в полном её разнообразии.
И Юнона -- это мать-Природа в целом (а не только один из аспектов матери-Природы).
И Рея -- это мать-Природа.
И Тефида.
И другие.

И, собственно, Ио, которая в конце своей истории становится богиней (Исидой), -- это тоже мать-Природа. Вся, целиком.

Она и богиня, олицетворяющая собой возможность обретения божественного статуса (один из аспектов матери-Природы). Она и богиня, мать-Природа, целиком (потому что невозможно стать богиней без полной интеграции со всеми своими божественными сёстрами, без осознания всех аспектов, которые сёстры олицетворяют).

37

Следующая загадка -- это "превращение Ио в телицу" (в корову). Что означает эта аллегория? Что подразумевается?

"Превращение Ио в телицу", -- есть символическое превращение. Для земного человека (для Ио), оно означает -- осознание своей животной природы.

"Кто я?" -- спрашивает себя земной человек. "Я -- животное" -- отвечает земной человек сам себе.
"Я ем, пью, сплю, справляю естественные потребности. Ко мне приставлен стоглазый сторож. Меня перегоняют с пастбища на пастбище. У меня нет свободы. За меня всё решено. У меня печальная жизнь, которая завершится тем, что я издохну".

Не было, как такового, превращения Ио в животное. Не было такого, что Юпитер щёлкнул пальцами и Ио превратилась в телицу.
Было вот что: Ио, земной человек, просто осознала -- своё животное текущее состояние. Осознала своё состояние, во всей грандиозной пугающей чудовищности его.

Отредактировано avnucleus (2022-09-21 11:35:14)

38

В общем, "всё плохо, но..."

Но... отец-Юпитер посылает своего сына Меркурия, чтобы тот спас Ио от стоглазого Аргуса, который неусыпно стережёт её.

Что представляет собой стоглазый Аргус? Что за сторож, который приставлен надзирать за земным человеком?

Это -- условия, в которых обитает человек. В процессе жизни, каждому земному человеку приходиться заботиться о добывании пропитания на каждый день, о крыше над головой, о безопасности, о семье, о родителях, о друзьях, о соседях. И т.д. и т.д. Человеку приходиться учиться, овладевать навыками, приобретать опыт. Человеку приходиться что-то делать для того, чтобы обеспечить своё существование более-менее приемлемым образом. В процессе жизни, совершая те или иные действия, человек обрастает сетью причинно-следственных связей: кому-то переходит дорогу, у кого-то становится должником, с кем-то борется.

Весь этот клубок зависимостей делает человека несвободным. В процессе жизни, человек выполняет массу дел, но какие из этих дел нужны человеку? Что из того, что человек делает, является действительно необходимым?

Получается, что нас стережёт некий сторож, стоглазый Аргус. И нужно каким-то образом устранить этого сторожа. Для того, чтобы обрести внутреннюю свободу. Чтобы начать заниматься тем, что действительно нужно на своём собственном уникальном жизненном пути.

И вот. Приходит Меркурий (или Гермес). И устраняет сторожа.

В общем, было "всё плохо". Ио вела животную жизнь. И так бы и умерла телицей, если бы не пришёл Меркурий.

Овидий. Метаморфозы.

Отредактировано avnucleus (2022-09-22 09:48:45)

39

Пока не буду подробно рассматривать миссию Меркурия (как, каким образом ему удалось устранить сторожа), хотя тема эта чрезвычайно интересная. И нужная. И полезная.

Однако, рассматривание деталей отвлечёт от результата действия.

А результат таков.
Зачем приходил Меркурий? Чтобы устранить сторожа.
Что приобрела Ио после того, как приходил Меркурий? Ио приобрела свободу!

Вот -- основной результат того, что сделал Меркурий. Земной человек приобрёл свободу!

Воспользовалась Ио этой свободой? Да, воспользовалась. В "Метаморфозах" сказано, что Юнона рассердилась на то, что устранили её сторожа и стала гнать Ио по миру.

Но это же самое утверждение можно прочитать и иначе: не Юнона рассердилась и стала гнать Ио. А Ио, обретя свободу, пришла в движение, начала двигаться по своему пути!

Да, собственный путь труден. И есть опасность не дойти до конца. Есть опасность упасть, обессилев. Но всё-таки лучше для земного человека двигаться по своему пути.

Отредактировано avnucleus (2022-09-22 10:40:30)

40

Собственно, в "Метаморфозах" и говорится о том, что Ио бежала-бежала и утомилась. Выбилась из сил (преследуемая Юноной) и, наконец, упала и не могла уже даже пошевелиться.

Это тоже -- момент интересный. Всё так. Да не так.

Здесь тоже -- аллегория. Нужно обдумать эту аллегорию и понять, что подразумевается под ней.

Происходит вот что. Земной человек обрёл свободу. Получил возможность движения по собственному пути. А затем -- упал. И лежит, не двигаясь. Что произошло?

А произошло то, что свободный человек, двигающийся по своему пути, нашёл способ двигаться, не двигаясь!

Это -- парадоксальное открытие. Что настоящее движение возможно только посредством остановки!
Это подобно многочисленным йогическим практикам, которые практикуются для установления внутреннего покоя, который, в конце концов, даёт прирост сил, который позволит выйти на новую ступень бытия и даст возможности для дальнейшего движения.
Движение -- посредством остановки.
Делание -- путём неделания.

Но выглядит это всё, как "злодейка Юнона, преследуя несчастную Ио, загнала её до такого состояния, что та упала и не может шевелиться..."

Это очень забавно.

Истории в "Метаморфозах" -- это настоящие перевёртыши.  Если углубляться в "Метаморфозы", то практически все истории предстают прямо-таки противоположностью того, чем они представляются первоначально. Злодейка Юнона превращается в не-злодейку. И т.д.
(возможно, у меня ещё будет повод поговорить об этом поподробнее)

И гений, парадоксов друг.

Отредактировано avnucleus (2022-09-22 10:37:33)

41

Теперь разберу последнюю загадку в истории Ио.
Загадка того, как Ио приобрела бессмертие после того, как Юпитер договорился с Юноной, сказав своей божественной жене о том, что кроме неё для него никаких женщин не существует.
Загадка в том, что всё выглядит так, что Юпитер -- слукавил, что Юпитер -- обманул Юнону.
Ведь Юпитер изменял Юноне и до истории с Ио. И после.
Юпитер вообще не пропускает ни одной красавицы, которая появляется в поле его зрения.
После истории с Ио, в "Метаморфозах" описываются истории с Калисто, с Европой, с Семелой.
А кроме них, Юпитер изменял Юноне с Данаей. С Алкменой. И т.д. И т.д.
Как же так? В чём тут дело? Обманывал ли Юпитер Юнону, говоря, что он любит только её? Или не обманывал?

Чтобы понять, в чём здесь дело, нужно принять во внимание, что всё в "Метаморфозах" (и в греческих) мифах является аллегориями.
И данная загадка -- не исключение.
Перед нами -- аллегория.

Юпитер, действительно, любит Юнону. Юпитер, действительно, любит только Юнону. И Юпитер, действительно, не изменяет Юноне.
Юпитер, действительно, не изменяет Юноне, причём даже тогда, когда он ей изменяет.

Такой вот парадокс.

Юпитер -- это кто? Юпитер -- это хозяин духовного мира. А кто такая Юнона? Юнона -- это хозяйка физического мира.
Между миром духовным и миром физическим (между Юпитером и Юноной) -- тесная неразрывная связь. Единство.
Что представляет собой Ио? Ио представляет собой -- земного человека. Человека, живущего в физическом мире.
Земной человек -- является частичкой физического мира.
Юпитер, когда говорит, что он любит Юнону, он говорит о том, что он любит физический мир.
В том числе, Юпитер любит физический мир, заключенный в отдельном человеке (в Ио).

Другими словами, любя Ио (как отдельного человека), Юпитер любит Юнону (как физический мир в целом).

И хоть это выглядит, как парадокс, на самом деле нет противоречия в этом парадоксе.

А тот, кто начнёт разбираться в подобных парадоксах, выйдет на новый уровень познания, начнёт постигать единство мира.

Поэтому, видимо, Ио и обретает бессмертие, становится божеством, потому что проходить весь путь: от красавицы-нимфы, через связь с Юпитером, через тьму и свет, через осознание своего животного состояния, через обретениие свободы, через движение по собственному пути, через остановку и обретение покоя, через постижение единства мира, через примирение с Юноной.

42

После истории Ио, первая книга "Метаморфоз" завершается историей Фаэтона.
История Фаэтона рассказывается в двух книгах "Метаморфоз". Рассказ начинается в первой книге и продолжается во второй.

Фаэтон. Конец первой книги Метаморфоз

Сын был рождён у Ио от Юпитера, верят.
Вместе с отцом почитали во храмах Эпафа...
...Солнечный сын Фаэтон был ровесник Эпафу.
Равными были они по способностям их.

Раз похвалялся один гордым именем Феба.
Превозносил сам себя. Тем, что, Фебом рождённый,
Он унаследовал славу и свойства отцовы.
Но осадил речь спесивую славный Эпаф.

«Матери веришь, что будто рожден Аполлоном,
Но обманулся в отце!»
— был упрёк Фаэтону.
Побагровел Фаэтон. Поспешает к Климене.
Мать умоляет — свидетельство дать об отце.

«Если и вправду рождён от небесного корня,
Знак мне подай, чтобы мог приобщиться я к небу!»

Долго упрашивал мать. И, на солнце взирая,
Обе руки к небесам возносила она.

«Светом клянусь! лучезарным блестящим светилом!
Фебом великим рождён ты! А если неправду
Я говорю, пусть мой день завершится последний.
Можешь увидеть отца, покажу его дом.

Там, где восход, — дом отцовский граничит с землёю.
Если желаешь, к отцу своему отправляйся.
Примет тебя и признает, и сам ты узнаешь
Все доказательства, ищешь какие давно».

Тут Фаэтон, ободрённый услышанным словом,
Встал и отправился в путь, направляясь к восходу.
Земли прошёл эфиопов и индов. И скоро —
Прибыл к отцовскому дому настойчивый сын.

Фаэтон. Начало второй книги Метаморфоз

Солнца дворец подымался на стройных колоннах,
Золотом ясным сверкал и огнём лучезарным.
Створки дверей красовались серебряным блеском.
Костью слоновой покрыт был великий дворец

Мастеровитый художник украсил жилище.
Изобразил свод небесный, и землю, и море.
Были и боги на великолепной картине.
Дорнда, Протей, Эгеон, громогласный Тритон.

Были озёра и реки, долины и горы,
Люди и звери, стихии и боги лесные.
Шесть знаков неба — на левой двери отразились.
Шесть знаков неба — отметили правую дверь.

Стал Фаэтон чуть поодаль, поскольку сомненья
Душу терзали, а вдруг ему Феб не родитель?
Яркого света не мог выносить сын Климены,
И потому в отдалении робко стоял.

Феб на престоле сидел во пурпурной одежде,
В блеске смарагдов, игравших с чудесною силой.
С правой и левой руки в расстояних равных
Встали Часы, Дни и Месяцы. Годы. Века.

Там — молодая Весна, там — окрепшее Лето.
Тут же и Осень была, и Зима ледяная.
Юношу Феб замечает, а как не заметить?
Всё замечают прекрасные очи богов.

«Милый мой сын, Фаэтон! Назови мне причину,
Что побудила тебя оказаться в дороге,
Что помогла одолеть череду испытаний,
Что помогла обнаружить отеческий дом!»

«Свет мой! Отец! Вдохновитель великого мира!
Если Климена права, и рождён я тобою,
Дай мне залог, по которому было бы ясно,
Что я действительно сын твой. Что бог — мой отец».

«Верно Климена сказала. Тебя не отвергну.
Чтобы сомненья развеять, стигийским болотом
Я поклянусь, настоящей божественной клятвой.
Дара любого проси у меня. И я дам».

Только сказал, Фаэтон произнёс пожеланье.
Просит великого права вести колесницу
И управлять ежедневным небесным полётом
Сильных и резвых крылатых отцовых коней.

Феб покачал головой, говоря: «Безрассудно
Мне говорить после клятвы, которую дал я.
Если б я мог, Фаэтон, отменить обещанье!
Очень опасно твоё пожелание, сын.

Смертного рок у тебя. Управлять колесницей
Смертный не сможет. И даже правитель Олимпа
Не совладает с конями, поскольку непросто
Их удержать на крутой пламеносной оси.

Путь начинают вполне отдохнувшие кони,
Но и они тяжело забираются в гору.
Дальше, в зените, такой высоты положенье,
Что замираем от страха и я, и они.

Боязно видеть оттуда моря и равнины.
Ноет от ужаса грудь, опасаясь ошибки.
Даже Тетида, страхуя полёт колесницы,
Вечно страшится тому, как бы я не упал.

Спуск не спокойней подъёма и точки зенита.
Мчатся светила навстречу стремительным ходом.
И невозможно свернуть, придержать колесницу,
Дать передышку коням, утомившимся чуть.

Может быть, думаешь ты, что в небесной дороге
Ждут удовольствия? Храмы? Богатства? Дубровы?
Всюду препятствия там. Затрудненья. Препоны.
Лев разъяренный. Клешнями пугающий Рак.

Там — Скорпион. Там — Телец, круторогий и грозный.
Терпят меня кое-как, иногда распаляясь.
Чем защитишься от их своевольного нрава?
Остерегись. Измени пожелание, сын

Ты подтверждения ищешь божественной крови?
Разве моё беспокойство не служит залогом,
Верным залогом отцовской любви и тревоги?
Благ попроси. Ты не дара — погибели ждёшь».

Только не мог бедный Феб вразумить Фаэтона.
Был, безрассудный, настойчив в упрямом желанье.
Вот к колеснице идут, изготовленной дивно.
В золоте оси и ободы были её.

Кони стояли в богатом убранстве, играя.
Свет разливался везде, изумляя округу.
Створы багряных дверей раскрывала Аврора.
Оры могучих коней запрягали. Пора!

Феб напоследок учил неразумного сына:
«Не погоняй, а старайся натягивать вожжи.
Кони и сами бегут, ускоряться не надо.
В небе срединной дороги отважно держись!

Выше возьмёшь — загорится небесная кровля.
Ниже помчишься — земля запылает пожаром.
Вправо нельзя уклонится — там Змей караулит.
Жертвенник — слева. Доверься Фортуне, мой сын.

Более медлить нельзя, но ещё есть возможность
Остановиться. Пока ты на почве не зыбкой.
Есть полсекунды, пока не отправился в небо».

Но в колеснице готовился в путь Фаэтон.

Жарко отца обнимал в благодарном порыве.
Вожжи восторженно принял, полёт предвкушая.
Кони заржали, и, воздух ногами взрывая,
Быстро помчались сквозь нежную ткань облаков.

Против обычного, лёгок возница в повозке.
И неустойчив поэтому. Так без нагрузки
Кони, стремглав, понесли, покидая дорогу,
Верный, известный, веками испытанный путь.

Скоро бежит четверная не в прежнем порядке.
Новый хозяин не знает, куда они гонят.
А если б знал, то не мог бы исправить, поскольку
Опыта нет непослушных коней удержать.

В жарких лучах пребывая, согрелись Трионы.
Змий, что был вялым от стужи, неистовством пышет.
И побледнел Фаэтон, узнавая с вершины,
Земли, лежащие там — глубоко-глубоко.

Вот потемнело в глазах от великого света.
Вот задрожали колени. И губы. И руки.
Он уж жалеет о просьбе своей недостойной.
Он уж не хочет подарка бессмертных богов.

Как поступить? Возвратиться немыслимо сложно.
И впереди — неизведанность мрачной вселенной.
Где же дорога? Не видит её очертаний.
Лишь необъятных чудовищ рассерженный взор.

Есть скорпионово место меж звёздных скоплений.
Там, где дугой изгибаются мрачные клешни.
Видит несчастный испарины чёрного яда.
Сердце стянуло. И выпустил вожжи из рук.

Кони тогда в безотчетном и дерзком порыве,
То в высоту забирая, то в сторону круто,
Бег обозначили вовсе безумным аллюром.
И содрогнулись созвездия, сжалась Луна.

Пламя приходит на землю огромным пожаром,
Почва чернеет, дотла выгорают равнины.
Стонут народы, большие и малые страны.
Дымом окутанный, в панике плачущий мир.

Тмол и Афон полыхали, Родопа и Этна.
Гем загорелся, Парнас, Геликон и Микала.
Скифия, Альпы, Кавказ, Апеннинские горы.
Чёрна, как смоль, эфиопская кожа с тех пор.

Ливия стала сухой от похищенной влаги.
Нимфы страдали. Иссохли ключи и колодцы.
Облако пара над бедной рекою стояло.
Русла могли оказаться совсем без воды.

Трещины в почвах бегут. Через них проникает
Свет в тёмный Тартар. Подземные боги трепещут.
Море сжимается. Всюду песок раскалённый.
Там, где вчера было море, пустыня теперь.

Гибнут тюлени, дельфины и многие рыбы.
Трижды Нептун из воды воздымал кверху руки.
Небо хотел упрекнуть, но не выдержал зноя.
Вся затряслась благодатная матерь — Земля.

И возмутилась. Рекла пересохшей гортанью:
«Бог высочайший! Взгляни! Если смерть неизбежна,
Пусть от огня твоего я погибну, Юпитер!
Чем же теперь заслужила великий пожар?

Тем, что в работе всё время? Изранена плугом?
Муки терплю от людской бороны и мотыги?
Пищу для смертных даю? Для богов фимиамы?
В чём провинилась? За что эта кара, ответь?

Чем заслужили несчастье озёра и реки?
Море и брат твой? А если ты к нам безучастен,
Сжалься над небом, над собственным дивным жилищем!
Всё полыхает. Уж скоро погибнет Атлант!

Хочешь, чтоб снова в бесформенный Хаос смешалось
Всё, что мы любим? Зачем же ты медлишь, Юпитер?
Останови испытанье! О мире подумай!
Сил не хватает терпеть это буйство огня!»

Тут всемогущий отец обратился к бессмертным,
Даже и к Фебу, сказав, что пора что-то сделать.
Сильно смущённый, взошёл на вершину Олимпа.
Молнию кинул в возницу. И душу отнял.

В ужасе кони, в обратную сторону прянув,
Сбросили с шеи ярмо, разметали повозку.
А Фаэтон, как звезда раздражённого неба,
Вниз полетел, растворяясь в печальных огнях.

Принял его Эридан и омыл, что осталось.
Руки наяд-гесперид уложили в могилу.
Камнем означили место, на нём написали:
«Спи, Фаэтон. Устремился ты в небо. И пал».

Феб горевал. Если верить правдивым рассказам,
Солнце в тот день не всходило, пожары вселенной
Свет доставляли. Ну что же? Хоть чуточку пользы.
Как убивалась Климена, нельзя описать.

Сказано было немало безумных проклятий.
Скорбные ткани одев, круг земной исходила.
Всюду искала могилу погибшего сына.
Горько рыдала над мраморной глыбой, найдя.

Гелиады

Дочери Солнца стенали и вместе, и розно.
Ночью и днём омывали слезами могилу.
Раза четыре Луна округлялась, увидев,
Как на земле распростёрлись тела их, скорбя.

Ноги сестры Фаэтусы вот-вот онемеют.
Стонет она. Ей на помощь идёт Лампетия.
Младшая также. Вдруг все обрастают корою.
Слёзы текут у сестёр, превращаясь в янтарь.

Кикн

У Фаэтона был друг. Верный Кикн, сын Сфенела.
Он, опечален, пришёл к берегам Эридана,
Царство оставив своё. Полный скорби глубокой,
К другу взывая, внезапно стал лебедем он.

Лебедь и ныне к отцу всех богов недоверчив.
Чуждый огню, благосклонный к прудам и озёрам,
Он не простит никогда то, что сделал Юпитер,
Вновь отправляя в жестокое небо упрёк.

Феб

Феб потемнел и осунулся, скорби предался.
Возненавидел весь свет. И сказал в сильном гневе:
«Больше не стану проклятую гнать колесницу!
Будет! Довольно! Кто хочет, возьмётся пускай!

Пусть хоть Юпитер попробует наших поводьев.
Пусть испытает всю резвость коней огненогих.
Пусть сам узнает пути непростого опасность.
Сам пусть поймёт опрометчивость действий своих.

Жаль мне вседневных трудов, совершаемых мною.
Чести им нет, и конца никогда им не будет.
Что же я так убиваюсь немалое время?
Хватит с меня! Пусть попробует кто-то другой».

Феба немедленно все божества обступили.
И умоляли его всеми клятвами мира,
Чтобы вселенную он не оставил без света.
Даже Юпитер державную речь произнёс.

Сердцем кручинясь, выводит свою колесницу.
В путь собирается Феб, жеребцов бьёт нещадно.
Их обвиняет зачем-то в погибели сына.
Едет повозка. Обычным, знакомым путём.

43

Раз речь зашла о Фаэтоне, хочу воспользоваться случаем и сказать несколько добрых слов об Овидии, как о замечательном авторе.
Потому что история Фаэтона -- была первой из историй "Метаморфоз", которые благотворно повлияли на моё неокрепшее воображение.
История Ио -- замечательная, но углубление моё в неё произошло несколько позднее.
Тогда, как история Фаэтона -- показалась яркой и убедительной.
И как обстоятельно ведёт свой рассказ Овидий!
Обстоятельно и в то же время -- просто.
Просто, да не просто.
Это та простота, которая содержит в себе глубину. Такую глубину, что в неё страшно заглядывать.
И как очеловечены образы Фаэтона и Феба!
Как по-человечески жаль отца, потерявшего сына!
Вообще, судьба Феба -- очень грустная (как грустны и истории, которые с ним связаны).
Феб -- сам весь солнечный. А Дафну не догнал! А сына потерял! А возлюбленную его закопал в землю её отец! А друга-Гиацинта пришлось ему оплакивать!
Какие-то всё душе-раздирающие истории.
И не смотря на всё это, Феб -- светел. Светел! Очень светел!
Вот, что потрясает!
День за днём он везёт свою повозку. И только один раз закручинился за всё время, оплакивая сына Фаэтона! Только раз захотелось ему всё бросить...
Это так понятно, по-человечески. И так бескорыстно со стороны великого бога. Ну, не оценят его великий подвиг. А ему и не надо. Он всё равно делает своё великое дело.
Может быть, такое бескорыстие и отличает бессмертного от смертного ?
И ведь Феб -- не один такой светлый. Позднее, в "Метаморфозах" будет история о Прозерпине и о горе Цереры, где Церера будет горевать так же, как Феб, оплакивающий Фаэтона.
Церера, так же, как и Феб, -- доброе, светлое, бескорыстное божество. Не все ли они такие, боги-Олимпийцы? Возвысившиеся когда-то до служения миру?

В общем, и Феб -- молодец. И Овидий -- молодец.

Отредактировано avnucleus (2022-09-23 09:36:02)

44

История Фаэтона, с одной стороны, простая и понятная.
Фаэтон поступил неразумно.
Замахнулся на то, на что замахиваться не должен был бы.
Ай-я-яй.
Не нужно так делать.
"Поступайте, дети, правильно. Делайте то, что делать умеете. Соизмеряйте свои силы. Учитывайте все обстоятельства. Будьте благоразумными. И будет вам счастье."
Так?

Так. Да не так.
Можно ли вообще прожить жизнь, делая только то, что умеешь делать, зная только то, что уже известно?
Когда-то мы не умели ходить. Было время, когда мы не умели говорить.
Да, те дела, которые мы делаем в жизни, меньше того дела, на которое замахнулся Фаэтон. Но откуда ему было знать, что всё так закончится?
Делая шаг вперёд, мы же тоже... не всегда знаем, куда приведёт та дорога, по которой ступаем?

А разве, желая обрести бессмертие и продолжить своё бытие, мы не замахиваемся на большую задачу?
Разве желание обрести бессмертие не соизмеримо -- с желанием Фаэтона?

Да, нужно осознавать ответственность пути, по которому движешься.

И, видимо, главный урок истории Фаэтона -- урок осознания ответственности.
Беда Фаэтона не в том, что он желал слишком многого.
Беда Фаэтона в том, что он не понимал, чем может обернуться его желание.
А обернуться оно может -- Вселенской катастрофой.

Грустно, но что поделать?

Овидий. Метаморфозы.

Отредактировано avnucleus (2022-09-23 15:27:54)

45

Истории "Метаморфоз" хороши тем, что в них можно углубляться.
Не смотря на то, что история Фаэтона, довольно-таки понятная, её можно обдумывать с разных сторон.
Её можно сопоставлять с другими историями.

Так история Фаэтона состоит как бы из двух частей.
В первой части -- Фаэтон ищет своего отца.
Во второй части -- развиваются основные события истории Фаэтона, связанные с попыткой управления колесницей.

Хочется обратить внимание на то, как лихо Фаэтон нашёл своего отца!

Вот буквально: Пошёл искать. И нашёл!

Вспомним "Одиссею". Какие трудности испытал Телемах, которому нужно было найти отца!

Это же похожая история! Сын ищет отца. Только у отцов и сыновей имена разные. Но суть ведь одна. Сын ищет отца -- это Разум ищет свой духовный исток, ищет свой Атман, который находится где-то далеко-далеко.

И вот задачу поиска отца -- Фаэтон решил с лёгкостью!

Можно ли, после этого, считать Фаэтона неразумным?

Отредактировано avnucleus (2022-09-23 16:20:48)

46

Познакомимся с Фаэтоном поближе. Посмотрим на родословную Фаэтона.

Отца Фаэтона мы знаем. Отец Фаэтона -- Аполлон (Феб), солнечное божество. Кто мать Фаэтона? Мать Фаэтона -- Климена.

Кто это -- Климена? Климена -- это океанида. Дочь древних божеств Океана и Тефиды. Океан и Тефида являются мужем и женой. И являются друг другу братом и сестрой. У Океана и Тефиды -- множество детей. И Климена -- одна из них.

Таким образом, Климена олицетворяет собой древние механизмы жизни. То есть, можно сказать так, что Климена -- это тоже мать-Природа. Раньше говорил, что у матери-Природы много имён: это и Юнона, и Рея, и Церера. Вот и Климена. Одно из имён матери-Природы.

Таким образом, Фаэтон -- это кто? Фаэтон, сын Феба и Климены, образно говоря, является сыном Солнца и Земли. А это, образно говоря, -- каждый из нас. Мы тоже... дети Земли и Солнца. Рождены Землёй. Питаемся Солнцем. Мы -- Фаэтоны.

47

А дальше -- интересно. Посмотрим на братьев Фаэтона. Ранее была рассмотрена история Девкалиона и Пирры, спасшихся на Парнасе от Потопа. Ранее говорилось о том, что Девкалион и Пирра представляют собой аллегории мужской и женской половых клеток, а Потоп -- представляет собой аллегорию зачатия, зарождения жизни.

Так вот Девкалион -- является Фаэтону братом. Девкалион -- это тоже сын Климены.

И ещё интереснее. Братом Фаэтона является отец Девкалиона, Прометей. Прометей -- это тоже сын Климены.

Прометей -- это сын Климены и титана Иапета.

Да, Прометей познал свою мать Климену. И у Прометея и Климены родился сын Девкалион.

Мы знаем трагическую историю царя Эдипа, убившего своего отца и женившегося на своей матери. В истории царя Эдипа -- всё трагично.

А вот у Прометея и Климены -- почти такая же история, как у царя Эдипа. Сын женится на матери. И это -- не инцест.

И более того, в результате союза Прометея и Климены рождается Девкалион -- один из двоих, возрождающих жизнь после потопа.

Прометей и Климена, сын и мать, вступили в связь и родили Девкалиона -- и это не инцест. Это -- аллегория. Кто такой Прометей, сын Климены? Прометей, сын Климены, -- это сын Земли, сын Природы.

Сын Природы познаёт Природу. И овладевает Природой. Вот, что означает эта аллегория.

48

А ещё сыном Климены является Атлант.

Атлант, подпирающий небо, не дающий небу обрушиться на землю, -- это тоже... брат Фаэтона.

49

Из-за чего чуть не произошла вселенская катастрофа, когда Фаэтон управлял солнечной повозкой?
Из-за желания Фаэтона.

А ещё из-за чего?
Из-за того, что Феб позволил Фаэтону управлять повозкой.

Феб, как бессмертный, не мог не понимать, чем обернётся это предприятие.
И он понимал! И пытался вразумить неразумного сына. И напутствовал.

Но всё-таки позволил.
А позволил -- потому что дал слово исполнить любую просьбу сына.
И поклялся при этом -- стигийским болотом.

На этой клятве (клятве стигийским болотом) хочу заострить внимание.

Для бессмертного, это какая-та страшная клятва. Если бессмертный даёт эту клятву, то он уже не может её не исполнить.

Чуть позднее в Метаморфозах рассказывается, что подобную клятву даёт Юпитер своей возлюбленной Семеле (её коварная Юнона научила, чтобы та попросила Юпитера выполнить её просьбу и непременно, чтобы Юпитер поклялся стигийским болотом).
И чем всё кончилось для Семелы?
Смертью.
Та попросила о том, чего не могла перенести: чтобы Юпитер предстал перед ней в настоящем, божественном, огненном виде.
Огня Юпитера никто из смертных выдержать не может.
И Юпитер знал, что Семела сгорит.

Но поклялся стигийским болотом. И потому -- вынужден был исполнять, не смотря на страшные последствия.

Ужасная клятва -- клятва стигийским болотом!

А почему? А потому что -- это тайна бессмертия.

Отредактировано avnucleus (2022-09-25 11:47:59)

50

Что известно о "Стигийском болоте" ? Это место, откуда истекает Стикс. Речка, которая отделяет царство живых от царства мёртвых.
Таким образом, "Стигийское болото" является истоком Стикса, началом Стикса, причиной Стикса.
Другими словами, образно говоря, тот, кто знает об истоке Стикса, знает о водоразделе между царством живых и царством мёртвых, то есть -- знает обо всём: и о царстве живых (во всей полноте знания), и о царстве мёртвых, и о различиях между царствами.
Другими словами, тот, кто клянётся "Стигийским болотом" -- клянётся своим знанием.
Тут два варианта: либо он не знает о "Стигийском болоте" и клянётся, колыхая воздух. Тогда его постигнет кара. Он -- умрёт.
Либо -- он знает о "Стигийском болоте", и зная, осознаёт свою ответственность: что зароком своих слов он ставит всю полноту своего знания о мире.
Тогда, нарушив клятву, он лишится своего знания. То есть -- перестанет быть бессмертным. Тоже -- умрёт.

51

И кстати, можно отметить различие греческой-римской идеологии и христианства: по отношению к клятвам.
Напомню, что и Феб, и Юпитер клянутся Стигийским болотом, то есть -- оба готовы взять ответственность за свои слова и поступки (хотя, казалось бы, зачем им это?)
А вот учитель христианства (в Нагорной проповеди) говорил своим ученикам: "не клянитесь вовсе".
Есть разница между подходами?

52

Погрузимся в историю Фаэтона чуть глубже.
Попытаемся понять, о чём эта история?
Как и у других историй "Метаморфоз", у истории Фаэтона есть поверхностный смысл толкования... и другой, который переворачивает первый.
Что видим при поверхностном взгляде на историю Фаэтона?
Видим неразумного человека, который чуть не устроил вселенскую катастрофу.
Так?
Да, так.

Но теперь подумаем о том, что все истории Метаморфоз представляют собой аллегории, и попытаемся раскрыть аллегорию Фаэтона.
О чём история?

Фаэтон, сын бессмертного бога Феба, ищет отца. В чём смысл?
Это Разум, Эго, Сознание ищет свой Исток, ищет свой Атман.

Для чего Разум ищет Отца? Для чего Сознание ищет Атман?
Для того, чтобы обрести единство с Атманом. Для того, чтобы продолжить Бытиё.

Атман (относительно) бессмертен. Но Сознание -- не бессмертно.

Феб -- бессмертен. Но сын Феба -- не бессмертен. И сын Феба -- ищет отца для того, чтобы пойти по пути своего отца. Для того, чтобы... тоже пойти путём бессмертия.
Поэтому, у Фаэтона... нет иной дороги, чем та дорога, по которой идёт его отец.

И на самом деле у Фаэтона... не было другого выбора, чем взойти в повозку, взять вожжи в руки и пуститься в путь. И умереть.
Фаэтон должен был познать жизнь. И Фаэтон должен был познать смерть.

Феб не зря клялся "Стигийским болотом". Феб-то знал об истоках Стикса. Но сын Феба -- не знал об истоках Стикса.
Для того, чтобы сын Феба узнал об истоках Стикса, нужно было отправить сына Феба к истокам Стикса.
Вот таким вот... страшным образом... через вселенскую катастрофу...

Но тут же аллегория. Тут не сама вселенская катастрофа.

Ранее рассказывал, что потоп -- это не совсем потоп, что потоп -- это не событие, произошедшее когда-то... в незапамятные времена... Потоп -- это аллегория зачатия, зарождения жизни.

Так и с историей Фаэтона. Это не столько событие, в котором неразумный сын взялся за дело, к которому был не готов. Это -- аллегория испытания, которое нужно пройти.
Испытания, которое заканчивается тем, что ты оказываешься в "Стигийском болоте" и начинаешь познавать ту сторону бытия, которая была тебе не ведома.

История Фаэтона заканчивается гибелью Фаэтона. Но на самом ли деле Фаэтон погиб? В "Метаморфозах" есть несколько историй того, как души, оказавшиеся в Аиде, выходили из Аида.
А значит -- есть выход и для Фаэтона.

В конце истории Фаэтона рассказывается о его друге Кикне, сыне Сфенела, который превратился в лебедя и посылал упрёки Юпитеру за то, что тот убил Фаэтона.
А позже в Метаморфозах говорится о другом Кикне, неуязвимом воине, который сражается с Ахиллесом. Этот Кикн -- уже сын Нептуна.

Так вот что это? На самом ли деле Кикн, сын Нептуна, -- это другой Кикн? Или же неуязвимый Кикн является новой инкарнацией Кикна, друга Фаэтона?

Так что гибель... это не совсем гибель...

53

И ещё чуть глубже.
С чего начинается история Фаэтона?
Со спора между Эпафом и Фаэтоном об отце Фаэтона.
Кто с кем спорит? Эпаф -- это кто?

Эпаф -- это сын Юпитера и Ио, ставшей богиней.
Юпитер -- это Атман, отец. Ио стала богиней и стала олицетворением матери-Природы. У Юпитера и Ио рождается сын. Кто он? Он -- Сознание земного человека.

А кто Фаэтон? И Фаэтон -- Сознание земного человека.

И Эпаф -- Сознание. И Фаэтон -- Сознание.
Эпаф и Фаэтон -- это две части одного Сознания.

Только Эпаф -- это сын Юпитера. Эпаф -- это Сознание Отца.
А Фаэтон -- сын сына Юпитера. Фаэтон -- это Сознание Сына.

Эпаф -- от Юпитера первый. А Фаэтон -- от Юпитера второй.

У человека -- критическое мышление. Человек может находить идеи. И -- обдумывать их. Человек как бы спорит сам с собой, рассматривая идеи с разных сторон.

Эпаф говорит Фаэтону: "Ты не знаешь своего отца. Ты не можешь верить своей матери."

И это -- побуждает Фаэтона к действию. И Фаэтон -- желает узнать отца. И Фаэтон -- обращается к матери.

То есть, что происходит? Происходит то, что Сознание изучает физический мир (обращается к матери). И Сознание изучает духовный мир (желает узнать отца).

54

Ещё, полагаю, в "Метаморфозах" Овидия имеют значение детали.
К сожалению, не все детали могу объяснить.
Так, при описании дворца Феба рассказчик говорит о картинах, которыми украшается жилище Феба.
На этих картинах изображения богов. Эти изображения имеют какое-то значение.

Мастеровитый художник украсил жилище.
Изобразил свод небесный, и землю, и море.
Были и боги на великолепной картине.
Дорнда, Протей, Эгеон, громогласный Тритон.

Что означает Тритон -- ещё могу понять. Тритон -- указывает на потоп (а потоп означает -- зачатие, мистерию зарождения жизни).
Что означает Протей -- ещё могу понять. Протей -- указывает на эволюцию живых существ.
Что означает Эгеон? Эгеон -- сторукий великан (Бриарей), союзник Юпитера в борьбе с титанам.
Но кто такая Дорнда, не смог понять.
Может быть имеется в виду, Дорида -- одна из океанид?

В общем, детали историй что-то означают, но что именно, нужно обдумывать отдельно.

55

После истории Фаэтона, вторая книга "Метаморфоз" продолжается историей Каллисто ("прекраснейшей").

Каллисто

Стены небесного свода Юпитер обходит.
Не расшатались ли? Нет. Они в полном порядке.
Взор направляет на землю верховный правитель.
Полон забот. Устраняет пожара следы.

Реки спешит возродить, родники и озёра.
Листья деревьям даёт. Устилает поляны
Новой травою. И вот уже — лучше, чем прежде,
Жизнь продолжается. Всюду. Забыта беда.

Более всех об Аркадии милой печётся.
Часто бывает в лесах. Вот, что там приключилось...
Девушку встретил. Огонь разгорается в жилах.
Думает, что не узнает проделок жена.

Был жаркий полдень. А девушка — воином Фебы.
Дротик носила. Себя, как Диана, держала.
Жаркое солнце её в этот день утомило.
В роще, густой и тенистой, дремала она.

Если захочет, любое лицо принимает
Хитрый Юпитер. И вот перед девой... Диана...
...И говорит, обращаясь к охотнице милой:
«Ты не одна ли из ласковых спутниц моих?»

«Да, божество! и Юпитера выше считаю
Душу твою непорочную, пусть хоть услышит!»

И засмеялся Юпитер, узнав, что его же
Предпочитают сегодня ему самому.

Деву целует Юпитер. Сначала невинно.
После — с невиданным жаром. Борьба разгорелась.
Сопротивлялась она, сколько женщина может.
Только какая из женщин осилит его?

Взял всё, что нужно. И взмыл в небеса, победитель.
Лес зашумел, недовольный свидетель позора.
Чуть не забыла охотница лук свой и стрелы,
Вдаль убегая от скорбного места сего.

Видит: идёт, возвращаясь с охоты, Диана.
Вместе со свитой. Бежать собралась, испугавшись,
Что вновь Юпитер пред нею в обманчивом виде.
Но успокоилась множеству радостных нимф.

Деву Диана звала. И она, как бывало,
К лёгкой примкнула толпе. Но пошла где-то с краю.
Молча идёт. Выдают преступление щёки.
Только подруги не видят румянца пока.

Если б невинность свою не хранили подруги,
Тайну несчастной узнали б по тысяче знаков.
Девять раз глаз свой Луна между тем округлила.
Как-то охотницы-девы пришли к роднику.

Светлый струился ручей, услаждая журчаньем.
Местность одобрив, Диана ручей похвалила.
«Нет нам помехи; никто наготу не увидит», —
Так говорила, попробовав воду стопой.

Платья снимают охотницы, медлит одна лишь.
Ей помогают. Спадают на землю одежды.
Тут открывается всё, что так долго скрывалось.
«Прочь от воды! Отойди от святого ключа!»

Долго таилась Юнона, мечтая о мести.
Вот и удобный момент поквитаться с беспутной.
Мальчик родился, Аркад, у любовницы мужа.
«Мерзость Юпитера явною стала для всех!»

Молвила так. Ухватила роженицу крепко.
Волосы рвёт. Навзничь кинула. Руки несчастной
Шерстью покрылись. Персты изгибаются в когти.
Речь отнимается. Ужас! Медведица здесь!

Сущность у нового зверя — совсем не медвежья.
Память о прошлом жива, продолжаются муки.
Зло, совершённое богом, простить невозможно.
К звёздам небесным напрасно взывает она.

Часто из леса бежала, у дома блуждала.
Часто, охотников видя, спасалась со страхом.
Часто медведица наша, столкнувшись с медведем,
Грозно рычала, животность свою ощутив.

Через пятнадцать годов, бедной матери чадо,
Диких гоняя зверей по лесам Эриманфским,
Встретил медведицу эту, смутившись сначала.
Чуть смертоносной стрелой не пронзил свою мать.

Не допустил Всемогущий несчастья такого.
Мать и Аркада поднял. Среди звёздных просторов
Их поместил. Две Медведицы рядом отныне.
Только Юнону не радует блеск новых звёзд.

Очень рассержена видом блудницы на небе,
В море спустилась Юнона, к отцу-Океану.
К мудрой Тетиде. Искать справедливого слова.
Слово участия ясно желая найти.

«Боги! скажите, за что мне немилость такая?
Небом владеет другая, обидчица наша.
Кто бы теперь ни разглядывал звёздное небо,
В полюсе самом узрит греховодницу ту.

Кто не захочет теперь посмеяться над нами?
Кто оскорбить не захочет Юнону отныне?
Кто, нас обидев, раскается? кто затрепещет?
Вот как обширно могущество светлых богинь!

В зверя её превратила, — богинею стала.
Так-то виновных карать удаётся Юноне!
Так почему бы ему не ввести её в дом наш?
Взять Ликаона в зятья? А супругу — прогнать!

Коль сохраняется нежность к питомице вашей,
Не принимайте Медведицу в ласковом море,
Чтоб не могла погружаться в чистейшие воды»
.
И согласились Тетида, отец-Океан.

История о том, что Прекраснейшая была спутницей Дианы (охотилась в лесах вместе со свитой Дианы и сторонилась мужчин), потом -- понравилась Юпитеру, и тот соблазнил её, приняв образ Дианы, своей дочери-охотницы.

Овидий. Метаморфозы.

Отредактировано avnucleus (2022-09-28 07:44:00)

56

История Каллисто -- это ещё одна история соблазнения Юпитером красавицы.

О сути таких историй уже говорил раньше.
Такие истории означают то, что духовный мир (олицетворением которого является Юпитер) проникает в мир физический (олицетворением которого является, в данном случае, Диана).

В "Метаморфозах" первой такой историей была история Ио.
Истории похожи одна на другую.
Но есть и отличия между ними.
Истории можно сравнивать (между собой) и обдумывать, что означают те или иные отличия.

В чём же особенности истории Каллисто ?

Во-первых, мы узнаём, что Юпитер может принимать любые формы. Юпитер с лёгкостью может стать похожим на свою дочь Диану.
Что это означает? Это означает то, что если духовный мир (Юпитер) проявится в физическом мире (Диане), то скоро физический мир будет одухотворён.
Одухотворён настолько, что скоро в физическом мире не останется такого места, которое не было бы проявлением духовного мира.
Так представляется мир для Каллисто (которая есть Сознание): куда ни посмотрит, всюду видит Диану (физический мир).
А на самом деле, под видом Дианы -- действует Юпитер (физический мир является проявлением духовного мира).

Во-вторых, особенностью истории Каллисто является новое действующее лицо: Диана.
Загадочный персонаж!
Не менее загадочный, чем Меркурий.

В-третьих, история Каллисто завершается тем, что Каллисто и её сын превращаются в медведей и оказываются на небе (становятся бессмертными).
То есть, тут ключ к тому, что если кто-то из героев помещается на небо (в виде созвездия), это означает, что герой -- обретает бессмертие.

57

Ещё отличие в том, что Ио -- была нимфой, а Каллисто -- царевной.

И ещё отличие, что Ио -- превращали в телицу, а Каллисто -- в медведицу.

Но на данный момент у меня нет какого-то глубокого объяснения, что означает аллегория превращения в медведицу.

Возможно, медведица -- это более независимое животное, нежели телица (и медведице не нужен сторож, которого нужно устранять) ? А возможно дело в чём-то другом.

58

И хочется ещё прокомментировать забавное поведение Юноны, которая просит о том, чтобы созвездия Медведицы не погружались в океан.
В результате же получается что?
Да, созвездия Медведицы не погружаются в океан.
То есть -- постоянно находятся на небосводе.
То есть -- постоянно находятся перед взором Юноны (и остального мира, того мира, где живут греки и римляне).
Ну, какая-то странная просьба о наказании.
То есть тут у Юноны -- не соответствие слов и поступков. Юнона говорит о наказании соперницы, но это приводит к тому, что соперница не только не наказывается, но напротив -- выделяется из общего сонма божеств.

59

Говоря о Каллисто (Прекраснейшей), нельзя не поговорить о Диане, потому что роль Дианы в судьбе Каллисто -- велика.
Диана (она же греческая Артемида) -- странная богиня.
И странность Дианы состоит в том, что она -- богиня-девственница.
Этим и отличается от всех других богов и богинь.
Все другие бессмертные божества -- живут насыщенной жизнью, влюбляются, разлучаются, ревнуют, страдают, рождают детей.
Причём, у некоторых -- такие истории, что искры высекать можно.
Ничего этого нет у Дианы.
Диана -- охотница.
И нужно подумать, что означает этот образ -- богини-девственницы, богини-охотницы.
Что-то же он должен означать?
Долго думал. Долго не мог разрешить загадку Дианы.
Не уверен, что разрешил загадку правильно.
Но у меня есть объяснение.

На кого охотится Диана? Не на зайцев же? Не на лесных животных?
И только одно у меня объяснение.
Диану не интересует ничего в этой жизни, интересующее остальных.
Диану интересует охота.
Охота, только охота и ничего, кроме охоты.

Диану интересует истина.
Диану интересует правда.
Правда, только правда и ничего, кроме правды.

Если вас тоже интересует истина, поздравляю: вы в -- свите Дианы.
И потому же Диана -- девственница.
Потому что она -- не изменяет своим занятиям. Она -- родилась приверженицей истины. И она осталась ей. Она -- преследует истину и ничто другое не может отвлечь её от преследования.

Диана -- охотница за истиной.
Диана -- охотница за знаниями.

60

Овидий. Метаморфозы.


Вы здесь » Путь Одиссея » Путь Одиссея » Овидий. Метаморфозы.