Гуана Ворошилов
Происхождение еврейского племени.
В биологии, установить происхождение культурного растения - значит найти его дикорастущего предка. Всем памятен хрестоматийный пример с Николаем Вавиловым, отыскавшим в разнотравье Абиссинского нагорья прадедушку пшеницы. Это открытие было воспринято в своё время как торжество науки - с соотвествующими теоретическими и практическими выводами. В нынешнее время не очень поощряется задаваться подобным вопросом в отношении людей. Ибо считается как бы косвенным проявлением расизма. Тем не менее древние придавали ему большое значение. Знание и понимание биологичеких законов позволяло жрецам управлять и манипулировать своим и чужими народами. Особенно преуспели в этом раввины. Может, именно по этой причине они добились столь впечатляющих успехов и выдающегося положения своего племени среди других национальностей. Характерно, что при этом мы мало чего знаем о происхождении самих евреев.
Как же так, ведь у нас в руках одна из самых древних книг - Библия, или Тора - которая и есть ни что иное, как (мифологизированная) история еврейского народа? И тем не менее, о других народах, которые не писали или не сумели сохранить о себе никаких письменных сообщений, мы знаем подчас - из той же археологии или свидетельств соседей - больше, чем об евреях. Это связано с тем, что в до и послебиблейской истории еврейского этноса зияют чудовищные провалы, которые даже никто особенно и не пытался заполнить систематическим образом.
Если буквально следовать Библии, то первым евреем был Авраам, само имя которого так и означает "еврей по имени". Впрочем можно и наоборот - воспринимать Авраама как эпоним еврейского народа. Но эта библейская повесть - о том как сын некоего Фарры из Халдейского Ура принял новую религию и потому стал родоначальником нового племени - вряд ли устроит нас в биологическом смысле. Ведь и сама Библия и сторонние источники указывают на то, что до прихода в Харран у предков Фарры была долгая месопотамская история. Кроме того есть и другой конец - "Иосиф, проданный в Египет" и последующий исход под водительством Моисея. Вспомним также, что прежде чем купить у хеттянина пещеру в Хевроне, караван Авраама наведался к своим соплеменникам в Нижний Египет - чтобы потом снова вернуться в Палестину. И вот для того, чтобы свести вместе оба конца нам и понадобятся другие источники. Но прежде остановимся на толковании соответствующего эпизода из Библии историками.
Известный буржуазный семитолог Финкельштейн [1], а вслед за ним и советский академик Дьяконов [2], считают, что Фарра тянет свою генеалогию от некоего Sutu или Situ ( аморейское Sutiu). Евреи же получили своё имя от Эвера (Ebar), что означает "пересекший реку" или "перешедший Евфрат". Потомки Эвера - это сутии, покинувшие Месопотамию. И, действительно, узнаём мы из Библии: "Адам жил 130 лет и родил сына ... и нарёк ему имя Сиф (Set)".
Пожалуй, с основными постулатами Финкельштейна можно согласиться. Во всяком случае, они не противоречат сторонним источникам. Только вот за "пересечение" какого водоёма - Евфрата или Красного моря - евреи получили своё имя, остаётся неясным. А может речь должна идти о переходе через Синайскую пустыню? Кто его знает. Но известно, что старая и популярная этимология слова "еврей" - проходимец - несмотря на свою оскорбительность, в действительности лишь дополнительно подтверждает (ставшую ныне официальной) версию Финкельштейна. Нужно только немного изменить предлог: переходимец, а не проходимец. Хотя, на поверхностный взгляд, может показаться, что еврей Финкельштейн применил уловку - с тем, чтобы уйти от позорного толкования имени своего племени.
Есть и другая крайность - народная шабес-гойская мудрость считать слово "Европа" проистекающим от слова "еврей". Чем мотивировано? Ну, помимо сходства корней ещё и тем несомненным фактом, что верой своей европеяне целиком обязаны иудеям. Но это - фольклор. Истина же заключается в том, что ещё в древних языках бассейна Средиземного моря , слово "евро" означало тоже, что и over в современном английском или аверс - на латыни т.е. "через", "пере", а также и "пересечь", "перейти". Вспомним хотя бы архимедовское "Эврика!" - нашёл, просёк. Корень "евро" присутствует и в названии многих рек, крупнейшая из которых Эбро. Достоверно известно, что в древности имя Европа относилось только к месту, которое ныне называется Босфор и Дарданеллы, и означало "проход" или "переход" - из "цивилизованной" Азии в другую часть Света. Вот тебе и проходимец! Заметим, что понятие перехода является ключевым в еврейской истории. Как впрочем и в истории других народов, склонных считать себя избранными. Назову для примера Великий Трек Африканерский. И в связи с этим обратим внимание на то обстоятельство, что главный еврейский праздник, отмечаемый в память перехода то ли через Синайскую пустыню, то ли через Красное море, называется Песах - Пасха по нашему и Passover (еврейская Пасха) - по-английски, а значит и по латыни. Таким образом мы опять возвращаемся к переходу. Но и этот переход или исход оказывается не самым ранним в еврейской истории.
Более пространное, но зато и не опубликованное в реферируемых журналах, толкование библейской истории, предполагает, что якобы Ной был шумером, а вот уже его сыновья - евреями. Ну правильно, ведь Ной тоже кое-что пересёк водное прежде, чем пристать к Арарату. Для нас же в этом указании ценно то, что шумерская компонента несомненно входит в еврейскую антропологию. Это - время от времени встречающиеся круглые головы и характерные узкие губы. Писарь из Вавилона. Бабель. Зельдович. Другая вавилонская струя - дравидская. Она выражена бледнее - потому что не непосредственно из Шумера, а из его восточного соседа - Элама. Вы можете найти антропологические аналоги среди нынешних индусов. С другой стороны, я, например, имею образчиками и московского Малкина - вылитый пакистанец. Кажется, даже кличку носил Индус в детском саде. Ещё - Хургеса из Испании. Помнится (ах, где мои 17 лет), я его спрашивал: "Какой же ты испанец?" "А кто же я?" "Ну не знаю. Откуда-нибудь из Хайдарабада." Он смеялся, но собирался эмигрировать - не в Испанию, конечно, а по еврейской визе. В Харране, очевидно, евреи добавили себе хурритскую компоненту, лёгшую также и в основу арменоидной расы. "Разве вы армянин?" - спрашивал я однажды беженца из Карабаха, заливая ему про Великую Армению от Трапезунда до Киликии. "А почему нет?" "Да потому что вы - вылитый Борис Леонидович Пастернак." Впрочем, это, скорее, результат взаимовливания.
Однако, ни в семитской, ни в хурристской, ни в шумерской или дравидийской компоненте не заключается цимес еврейской расы. Как же так, евреи - и не семиты?! Доказательства? Доказательства, конечно, антропологические. А значит - наглядные.
Оказывается, что не один Вавилов искал прародину. И шарили - не только нацисты на Шамбале. В 1928 году из молодой Советской республики группа этнографов-кинематографистов (возглавляемая, кажется, оператором Раппопортом) направилась, по следам царя Соломона, в Йемен, т.е. говоря по-нашему - в бывший Эдем или Счастливую Аравию. И чего только им там понадобилось, в этом захолустном имамстве? Может, за опытом приехали к своим родичам - как удержать среди варварского народа завоевания революции? И в самом деле, в отснятой ими ленте не мало места было уделено местным евреям - потомкам тех "реформаторов", которые до 6-го века держали здесь иудейское царство Химьяр - одно из трёх в мире, наряду с собственно Иудеей и Хазарией (четвертому не дала состояться инквизиция). И положение их было незавидным. Потому что, видать, так нахлебались йеменцы раввинской законности, что вот уже 14 веков с тех пор держится в этих краях строгий запрет евреям занимать государственные должности. Чуть ли не в конституцию им записан. Но я не об этом. Что бросилось в глаза. Показали парад местной гвардии. Босые, поджарые, с ружьями на плечах. Крупным планом - тела, лица. "Какие же это семиты?" - вырвалось у меня. Вон идёт похожий на дядю Василия. Вот ещё и ещё. Среди толпы на базаре мелькают и эфиопские лица, негроидные. Наконец, показали и еврейскую общину. Да, действительно, видно: это - евреи. Но ведь совершенно отличный расовый тип. А причём же тогда антисемитизм? Конечно, я давно знал, что это словечко нарочно придумано - чтобы сбить с толку и ввести в заблуждение. Но понадобилось некоторое воображение для того, чтобы мысленно переодеть базарных персонажей тогдашней Саны в европейскую одежду и распознать в них с детства знакомые типажи большевицких комиссаров и видных советских писателей.
Окончательное решение еврейского вопроса пришло неожиданно. Лет десять назад в Сомали случились беспорядки и по этому случаю на телевидении транслировали репортаж. Вот оно - то, что нужно. Я увидел в совершенно диком откровении искомый еврейский абрис. Нет, это не эфиопы, а специфическая, хотя, конечно, и близкая к ним сомалийская раса. Видимо, именно здесь, на острие Африканского Рога, и сосредоточился тот первоначальный электростатический заряд, который затем постепенно истёк на всю поверхность земного шара. Видимо, отсюда и был совершён первый переход аидов, или антиподов - через Баб-эль-Мандебский пролив, а в те времена, возможно, перешеек, на другую сторону Света. В древности эта территория называлась Савой (т.е. землёй отцов) или Сабейей.
Сомалийцы - не негры и не негроиды, но смуглокожи. Сразу приходят на ум щедринские оливковые люди. Вспомним, что ведь и царица Савская была темнокожа. Тем не менее это не помешало царю Соломону считать её своей родственницей. Здесь я углядел в толпе дикарей лицо Бориса Пастернака - маску африканского божка, как вспоминали наблюдавшие его и во сне, и в движении современницы. "И предка, плоскогубого хамита, он видит на пустынном берегу." Эти строки, написанные выдающимся поэтом о Пушкине, очевидно, относятся и к нему самому. Вскоре мне повезло: на мормонском сборище я познакомился с человеком, который оказался свежеприготовленным евреем. По свежим следам я сходу определил его национальность. На прямой вопрос он ответил: отец - сомалиец, мать - полька. Парень был с крепкой головой, здравыми понятиями и содержателен для беседы. Во всех прочих отношениях - набит характерными национальными "комплексами". Считал, что в России поднимает голову фашизм. Особенно его огорчали скинхеды. Несколько раз он пытался вовлечь в свою орбиту двух негров, которые тоже присутствовали на собрании. Но безуспешно. По-настоящему их не волновали его темы. Ибо, как и положено, они были надуманными. Парень не скрывал своих намерений - через мормонов перебраться в США. Но самое поразительное - в нём явно присутствовала та расовая доминанта, которая должна была передаться через его русскую жену детям, внукам и так далее. Это было ходячее подтверждение моих теоретическиъ построений.
По слухам, отца сионизма Теодора Герцля ухайдокали свои же. Якобы за то, что не сумев выторговать у англичан Палестину, он начал агитировать за Уганду. У лиц, незнакомых с предметом, этот вариант может вызвать недоумение, либо воспринимается как шаг отчаяния. Для нас же он служит указанием на то, что "раввины" знают или смутно помнят, где находится истинная прародина евреев. Опять же, эта, явно инспирированная ими недавняя компания по научному установлению всехней Евы, - якобы праматери всего человечества. Ведь "первичный ген" они обнаружили в останках прачеловека из радиационных кристаллических разломов Танзании (!). Конечно, к таким как автор настоящих заметок, это универсальное правило не приложимо. Я-то знаю, что мои предки - от славного Ильма, а не от неведомого моей генетической памяти Адама. Но к евреям, скорее всего, эта схема и относится. Далее я коротко излагаю сценарий первого еврейского исхода. Не следует думать, что он - целиком моя гипотеза. Скорее это - обработка сведений, полученных из разнородных источников за многие годы наблюдений и коллекционирования.
Новая история человечества началась с какой-то гигантской геологической катастрофы, в результате которой начали таять льды Скандинавии, а в Африке сдвинулся к Северу пояс аридности, разделяющий Северную и Южную зоны обитания. Некоторые считают, что этот сдвиг связан с изменением ориентации земной оси по отношению к плоскости вращения Земли вокруг Солнца. Как бы то ни было, но толчок этот привёл к первому великому переселению народов. По-видимому, до указанных событий предки евреев проживали в Южной зоне обитания. Т.е. являлись географическими антиподами обитателей Европы, Азии и Северной Африки. Можно предположить, что они были в то время единственным нечернокожим племенем, проживавщим в Южном полушарии. И, разумеется, поэтому являлись господами для отличного от них негроидного населения. Именно в этот период и был заложен всем хорошо известный еврейский комплекс избранной расы. Но - сломался какой-то механизм и вождями праевреев было принято решение о радикальном броске на Север. Ничего достоверного, кроме приведённых выше антропологических данных и смутных воспоминаний народов, об этом периоде истории сказать невозможно. Известно только, что в древности южная часть Аравийского полуострова была покрыта густыми лесами. Там-то и располагался описанный в Библии Эдем, позже - Аден, что, также как и слово Адам, обозначает "дом", или "становище". В Аравии праевреи заняли позицию беньяминов, буквально, "лучших людей" по отношению к окружающим арабам т.е. "рабам".
И снова что-то случилось. Недовольство бедуинов или резкая засуха. Во всяком случае в начале 2-го тысячелетия до н.э. на западных границах тогда уже изрядно семитизированного Шумера появился новый враг - амурру, или амореи - в позднейшем правописании. Это были орды кочевников, возглавляемых "беньяминами". До сих пор в иудейской традиции амореем называется начётчик - ученый еврей, толкователь Торы родом из Вавилона. Амореи успешно овладели Месопотамией и заняли в ней позицию господствующего класса. Наиболее известный из аморейских правителей, Хаммураби (буквально, раввин Хамму), вошёл в мировую историю как составитель юридического кодекса, основные положения которого имеют чёткие параллели с более поздними и проповедуемыми на другом конце Сирийской пустыни заповедями Моисея.
Здесь, в Междуречьи, окончательно закрепился аморейский комплекс превосходства над другими народами. Здесь же сложился еврейский комплекс судейства над другими народами. Но оба они оказались омрачёнными одним чисто биологическим обстоятельством. Сообщества Древнего Востока, а возможно и всего мира, были организованы по сословно-расовому принципу. Это значит, что сословные границы попросту совпадали с расовыми и племенными. Так что господина всегда можно было легко распознать по цвету кожи и другим антропологическим признакам. Причём повсеместно выполнялось нехитрое правило: чем белее кожа и чем более "нордической" была общая физиономия, тем к более высокому сословию принадлежал их обладатель. Так, древнюю цивилизацию долины Инда, Мохенджо-Даро, построили смуглокожие дравиды. Последние составляли высшее сословие по отношению к темнокожим аустроазиатам и негритосам. Эта блестящая материальная культура была бесжалостно уничтожена бледнолицыми ариями, которые, однако, продолжили и закрепили традиционное кастовое деление индийского общества. Только отныне высшие касты - кшатриев (буквально, "имеющие отцов") и брахманов (возможно, "божьи люди") - образовали светлокожие арии. А смуглые, черноглазые дравиды перешли в низшие касты - вайшья и даже шудра. Уделом же автохтонных мунда стало полное изгойство. В Южной Индии их объединили в касту париев (неприкасаемых).
Как уже упоминалось выше, африканских предков евреев только на негрском фоне можно было считать "белыми". Однако же по многим другим признакам они несомненно принадлежали к расе господ. Это нарушение общего правила и создало специфический облик еврея, раздираемого двумя несовместимыми комплексами - культурно-интеллектуального превосходства и физической неполноценности. По-видимому, годы аморейской династии (2000 - 1600 до н.э.) были самыми безмятежными и счастливыми в еврейской истории. Впереди амореев ждали занимательные испытания, тяжёлые приключения, старые обольщения, новые огорчения и разочарования, а также сокрушительные триумфы и блистательные поражения.
[1] J.J.Finkelstein, The genealogy of the Hammurapi dynasty, J. of cuneiform studies, 1960, v. 20,
No 3-4, [2] И.М.Дьяконов, Праотец Адам, Восток, 1992, No 1, стр.51-58.