Статья из Википедии. Особо важные места выделены мной. http://ru.wikipedia.org/wiki/Скопцы
Ско́пцы («белые голуби») — последователи секты, возводящей операцию кастрации в степень богоугодного дела.[1]
Скопчество
(юрид.) - по русскому уголовному праву составляет преступное деяние, отнесенное к группе религиозных посягательств (см.) и караемое с особенной суровостью. Закон различает: 1) принадлежность к С., караемая лишением всех прав состояния и ссылкой в отдаленный край Вост. Сибири "с поручением строжайшему надзору тамошнего гражданского начальства". Возвращение из ссылки в случае обращения в православную веру, установленное для последователей ереси или раскола вообще, на скопцов не распространяется (ст. 203 и 204 улож.). 2) Coвpaщeниe: а) простое - ссылка на поселение в отдаленный край Вост. Сибири (ст. 197) и б) сопряженное с оскоплением - ссылка в каторжные работы от 4 до 6 л. (1 ч. ст. 201). Состав последнего деяния закон определяет так: "за оскопление других по заблуждению фанатизма, хотя и без употребления насилия". Насильственное оскопление, как всякое насильственное совращение вообще, влечет за собой каторгу от 12 до 15 лет (ст. 200). К совращению, сопряженному с оскоплением и влекущему за собой для хозяина-скопца ссылку в каторж. работы до 6 лет, ст. 202 относит тот случай, когда работник, прислуга, сиделец или принятый в дом на житье посторонний человек или родственник окажется оскопленным, между тем как в паспорте его или виде это не оговорено. 3) Самооскопление - ссылка на поселение в Вост. Сибирь. Наказанию этому подвергается всякий скопец, в виде которого или свидетельстве не обозначено, что он оскоплен (2 ч., ст. 201 и 1 ч., ст. 202). Проект уголовного уложения сохраняет в отношении С. постановления действующего права без существенных изменений; сохранена как наказание и ссылка в отдаленнейшие части Вост. Сибири - наказание еще более исключительное по проекту, чем по действующему уложению, ибо в общей части проекта, в перечне наказаний, о поселении говорится без обозначения места ссылки.
История
Известно, что некоторые духовные лица на Руси в XII—XIII веках были скопцами (то есть кастратами). По мировоззрению близка к хлыстам (христоверам[3]). Как секта в религиоведческом понимании возникла в XVIII веке, основателем считается беглый крепостной Кондратий Селиванов, покинувший секту хлыстов самозванной «богородицы» Акулины Ивановны, разочаровавшись в своих прежних религиозных убеждениях. Общины скопцов считали, что единственным путём спасения души является борьба с плотью путём оскопления. В царской России скопцов ссылали в Сибирь. Несмотря на это, секта была довольно многочисленна: во второй половине XIX века скопцов насчитывалось около 6 тысяч, главным образом в Тамбовской, Курской, Орловской губерниях, в Сибири, где богатые скопческие общины покупали огромные территории у местного населения. В СССР секта скопцов была запрещена. В 1929 году состоялся громкий судебный процесс над сектой. [4] А первый суд над сектой состоялся в 1772 году, когда судили целую общину в количестве 246 человек.[5] В настоящее время небольшое количество скопцов осталось в некоторых районах Северного Кавказа. Это т. н. «духовные» скопцы (в их общинах оскопление не производится). От членов этих сект требуется отправление определённого культа, сохранение аскетического образа жизни.
Трактовка христианства скопцами
Основой учения скопцов явилась строка из евангелия от Матфея 19 глава, стих 12:
« Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит
(Мф.19:12)
»
В то же самое время Второзаконие утверждает наоборот:
« У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне
(Втор.23:1)
»
В статье «Скопцы — ошибка трактовки» российский богослов и психотерапевт Е. А. Розенков утверждает, что сознательное самостоятельное физическое оскопление есть неправильное толкование Библии. Исследователь утверждает, что трактовать стих 12 главы 19 Евангелия от Матфея необходимо лишь в переносном значении, то есть в том, каком и подразумевал сам святой Апостол, описывая духовную и физическую чистоту Иисуса Христа: «Иисус Христос говорит о девстве, как об идеале совершенных: „Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит“ (Мф. 19:12). Бог-Сын дал людям всесовершенный пример целомудрия. Плотские люди и сластолюбивые хулят девство. Святые же отцы, восприняв нравственный дух Евангелия, всегда смотрели на девство как на нравственный подвиг. Великий богослов св. Иоанн Дамаскин пишет: „Сам Христос — слава девства, не только потому, что родился от Отца безначально, без истечения и сочетания, но и потому, что, сделавшись подобным нам, Он превыше нас воплотился от Девы без (супружеского) соединения и Сам в Себе самом показал истинное и совершенное девство. Поэтому, хотя Он и не узаконил девства, ибо не вси вмещают словесе сего (Мф. XIX, II), как Он Сам сказал, но Он Своим примером научил нас девству и дал нам силы для него. Ибо кому не ясно, что девство живет ныне между людьми?“»
В отличие от членов старообрядческих общин, скопцы охотно посещали православную церковь и даже проявляли в вопросах религиозной обрядности большое усердие.
Религиозные взгляды и мифология скопцов
Скопцы имели собственный взгляд на Евангелие (считали, что кастрацию прошли все апостолы) и создали собственную мифологию, связанную с их взаимоотношениями с русскими царями. Так, согласно вымыслу скопцов, Павел I был убит именно за отказ принять скопчество, а царем стал согласившийся оскопиться Александр I. Существует скопческая песня, излагающая вымышленную беседу Павла и Кондратия Селиванова, после которой участь царя была решена:
Наш батюшка искупитель
Кротким гласом провестил:
«Я бы Павлушку простил:
Воротись ко мне ты Павел,
Я бы жизнь твою исправил».
А царь гордо отвечал,
Божества не замечал,
Не стал слушать и ушел.
Наш батюшка искупитель
Своим сердцем воздохнул,
Правой рученькой махнул:
«О земная клеветина,
Вечером твоя кончина!
Изберу себе слугу,
Царя бога на кругу.
А земную царску справу
Отдам кроткому царю:
Я всем троном и дворцами
Александра благословлю,
Будет верно управлять,
Властям воли не давать…»
Есть и другая смехотворная легенда, популярная у скопцов. Раз будят Александра I сенаторы. Говорят ему хмуро: «Мы слышали, что вы, ваше величество, — скопец. Это никуда не годится, чтобы русский царь был скопец. Поедемте в Сенат, там снимете штаны, чтобы правду узнать». Делать нечего, поехал царь в Сенат и там снял штаны, и все увидели: да, действительно скопец. Сенаторы разозлились и хотели его там же удавить.
Но в этот момент к Сенату подъезжает Константин, человек невероятной физической силы, тоже скопец (по легенде). Говорит гвардейцу: отвори ворота. Тот: не велено пускать. Константин вырывает у него шашку и одним движением ему голову с плеч. Вбегает и рубит всех, кто под руку подвернулся, в том числе и злодеев-сенаторов. А спасенному Александру говорит: эх ты, курицы испугался.
Обряды
Себя скопцы гордо именуют «белыми голубями» (в отличие от «серых голубей» — хлыстов). [6] Этимология самоназвания проста: «убелиться» на жаргоне скопцов означает оскопиться. Кастрация называлась у скопцов «огненное крещение» или «убеление». Скопцы практиковали ступени «убеления»: «малая печать» (обязательная для всех) — отрезание яичек и «большая печать» или «царская печать» — когда пенис («ключ бездны») тоже удалялся. «Царскую печать» принимали не ранее, чем через несколько месяцев после первой, иначе вероятность летального исхода будет слишком высока. «Третья печать» — удаление сосков. В ряде случаев практикуется и «четвертая печать» — вырезание на боку у скопца треугольника (мотивация обряда неясна).
Зачастую «убелению» подвергались и женщины, входящие в скопческую общину. Существовали «печати» и для женщин: им удаляли половые губы, а в ряде случаев еще и клитор и груди. Однако в этом случае женщины не теряли способности к деторождению: советский исследователь скопчества Волков свидетельствует о примерах, когда покинувшие общину женщины даже выходили замуж и имели детей.
Свои общины скопцы, как и хлысты, называли «кораблями», молитвы — «радениями». Несмотря на декларируемое скопцами равенство всех «братьев» и «сестер», «кормчий», стоящий во главе корабля, обладает огромной властью над прочими общинниками. Ему помогает самозваная «богородица». Основной специфический обряд скопцов (опять же заимствованный у хлыстов), называется «радением» и представляет собой ритуальную пляску, цель которой — довести участников до состояния экстаза. Радения совершаются четырьмя способами: 1) «корабликом»: радеющие становятся в круг один сзади другого и ходят, сильно припрыгивая, друг за другом гуськом; 2) «стеночкой»: становятся также в круг, но плечом к плечу, и ходят посолонь (то есть по солнцу, слева направо), прыжком; 3) «крестиком»: 4-8 человек становятся по одному или по два в каждый угол и затем скорым шагом, опять-таки припрыгивая, крестообразно сменяют друг друга; 4) в «одиночку»: несколько человек выходят на середину и, под такт скороговорчатых «распевцев», начинают кружиться на одном месте, все быстрее и быстрее, так что рубахи их надуваются и шумят как паруса.
Скопцы отличаются сильнейшим прозелитизмом. Волков выделяет несколько видов вовлечения в секту новичков:
1. Оскопление малолетних родственников
2. Экономическое закабаление
3. Выкуп крепостных крестьян при условии оскопления
4. Соблазнение деньгами
5. Пропаганда «чистоты», особенно эффективная среди юношества