ПАТОЛОГИЯ "БЛАГОДАТИ"
Алексей Широпаев
Христианство как бионегативный культ
Я восшел с востока с печатью Бога живого...
(Из воззвания Дэвида Кореша, лидера христианской секты самоубийц в Техасе)
1. Тень с востока
Помнится, в декабре 1994 года архиерейский собор Русской православной церкви принял обличительное Определение О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме . В этом документе, наряду с другими зловредными явлениями, упомянуты некие реформированные восточные религии . Злая ирония заключается в том, что само же христианство, и, в частности, православие, является реформированной восточной религией - реформированным иудаизмом.
Выступая в русле этого Определения, неутомимый пропагандист и агитатор РПЦ дьякон Андрей Кураев назвал российское рериховское движение нелегальной религиозной сектой . Не являясь апологетом Рериха, все же скажу: отец дьякон почему-то забыл, что две тысячи лет назад его же Церковь была классической нелегальной религиозной сектой , точнее восточной сектой деструктивного толка - вроде тех, нынешних, против которых выступает Кураев.
На рубеже нашей эры в Римской империи начинается экспансия восточных культов, проникающих из Малой Азии, Иудеи и Египта. Нельзя сказать, что государство не сознавало опасности этого явления. Римский сенат пресекал распространение восточных культов, справедливо считая, что они подрывают официальную римскую религию, с которой связывалась мощь Римского государства и его устойчивость.
Историк И.С. Свенцицкая пишет: Во время правления Тиберия из Рима были высланы почитатели египетских и иудейских священнодействий , четыре тысячи из них отправлены на остров Сардинию. Приведенная цифра показывает (даже если она не совсем точна), что подобных почитателей было немало. Но преследования не могли остановить проникновения восточных верований .
Пока народ верует в себя, у него свой бог, - читаем у Ницше. - ...когда народ гибнет, когда чувствует, что его вера в будущее иссякает, надежда обрести свободу окончательно гаснет, когда покорность представляется ему полезным делом, а добродетель побежденного - первым условием сохранения жизни, тогда обязан переменится и бог... такой бог беспрерывно резонерствует, забивается в пещеры личной добродетели, он становится богом каждого, становится частным лицом, становится космополитом... /.../ На деле нет для богов иной альтернативы - либо ты воплощаешь волю к власти и остаешься божеством племени, народа, либо ты воплощаешь бессилие к власти, а тогда ты непременно хорош, благ... .
В римском обществе возникла болезненная потребность в боге-утешителе, боге страдающих, слабых и уставших от жизни, боге нежизнеспособных. Место античных божеств в верованиях жителей империи стали занимать древние восточные умирающие и воскресающие божества... Почитатели этих божеств верили, что путем особых обрядовых действий - мистерий, во время которых представлялись сцены смерти и воскресения бога, они сами становятся сопричастны богу и обретали бессмертие. Так, во время празднества Аттиса жрец провозглашал: Утешьтесь, благочестивые, подобно тому, как спасен бог, спасетесь и вы... (И.С. Свенцицкая).
О деструктивном влиянии восточных культов на римское государство и общество, а также на арийский мир в целом хорошо сказал известный английский историк религии Д. Фрейзер (1854-1941):
Греческое и римское общество строилось на подчинении личного начала общественному, гражданина - государству... С распространением восточных религий, которые внушали мысль о том, что единственно достойной целью жизни является единение с богом и личное спасение, а благоденствие и даже существование государства в сравнении с ними ничего не значат, ситуация резко изменилась.
Неизбежным следствием принятия этого ЭГОИСТИЧНОГО И АМОРАЛЬНОГО учения был все возрастающий отход верующих от служения обществу, концентрация на личных духовных переживаниях и появление у них презрения к окружающей жизни, в которой они начинали видеть не более как временное испытание перед жизнью вечной (Ницше: ...бесстыжее учение о личном бессмертии ; Спасение души - а в переводе: Весь мир вращается вокруг меня ... - А.Ш.). Высочайшим идеалом человека в народном представлении стал святой отшельник, полный презрения ко всему земному и погруженный в экстатическое религиозное созерцание; этот идеал пришел на смену древнему идеалу самозабвенного героя-патриота, готового пожертвовать жизнью на благо своей родины. Людям, чьи взоры были устремлены к заоблачному граду божьему, град земной стал казаться низменным и жалким (Блаженный Августин: Две любви воздвигли два Града. Град Земной воздвигла любовь к себе, даже до презрения к Богу, а Град Небесный - любовь к Богу, даже до презрения к себе . - А.Ш.). Центр тяжести, так сказать, переместился с настоящей жизни на будущую, и, насколько от этого перемещения выиграл один мир, настолько проиграл другой (опять Ницше: ...Мир иной убьет жизнь - А.Ш.). Начался процесс ВСЕОБЩЕЙ ДЕЗИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕСТВА: государственные и семейные связи ослабли, общественная структура стала распадаться на составляющие фрагменты, над обществом вновь нависла угроза варварства. Ведь цивилизация возможна только при условии активного содействия со стороны граждан, при условии их готовности подчинить свои частные интересы общему благу. Между тем люди отказывались защищать свою родину И ДАЖЕ ПРОДОЛЖАТЬ СВОЙ РОД. В стремлении спасти свою душу и души других людей они равнодушно смотрели на то, как гибнет окружающий мир - мир, который стал для них символом греховности. Это наваждение длилось целое тысячелетие... ( Золотая ветвь ).
...Вместо героев, увлекающихся борьбою, вместо гостей, увенчанных миртами и розами, вместо веселых хороводных песен - явились другие люди, с другими стремлениями. Не чарующие дубравы, не светлоструйные ручьи, не изумрудное море, не очаровательные ландшафты веселой Эллады - нет, - ужасающие египетские пустыни, одинокие пещеры - вот что теперь привлекало взоры и внимание целого света. Суровые подвиги воздержания, умерщвления плоти, страшные лишения, слезы сокрушения, неустанная молитва, отречение от суетных радостей мира - вот что вдохновляло этих новых людей , - читаем в книге великого русского мыслителя В.В. Розанова Метафизика христианства (М., 2000).
А вот законченное мировоззрение этих новых людей в его описании:
Никогда не будет детей. Никогда не будет дома, хозяйства , - иначе как в смысле помещения, стоянки, логова, квартиры, кельи , пещеры, палатки. Одна виноградинка и нет лозы, - и помещение виноградинке совсем другое, чем лозе. Таким образом глубочайше будет разрушен тип социальной жизни - разрушен не в бытовом, а в психологическом корне, т. е. более глубоко. Это есть то разрушение, на месте которого ничего не вырастает. Не менее разрушается тип истории. У него оставляется голова и отсекается туловище. Будущее не нужно тому, у кого не будет потомства, - будущее полное, всеобщее.
Судьба последующего человечества представится под углом зрения не интересов этого человечества, а интересов группы этих одиночек, их - за неимением родового - духовного союза, духовной преемственности и связи. Эта группа людей будет жить и развиваться среди человечества, но ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ОТРИЦАЯ САМЫЙ ЕГО КОРЕНЬ. Наконец, в каждом племени и народе эта группа не будет иметь связывающих боковых скреп в виде горячо лелеемого родства. Что братья и сестры мне? Мне важны ученики , - это типичный голос, типичное самоощущение каждого подобного одиночки и всех их.
Племени, народа, рода - нет. Будущего - нет. Прогресс - не нужен...
Человеконенавистническое мировоззрение, основанное на презрении ко всему земному , толкает адептов восточных культов на крупномасштабные экстремистские акции, вроде газовой атаки в токийском метро, устроенной несколько лет назад сектой Аум синрике . Единый психотип диктует одинаковые действия: думается, что именно фанатическое стремление покарать грешный мир , максимально приблизить его развоплощение стало причиной чудовищного пожара в Риме в 64 г. - зря православный сектовед Александр Дворкин отдает вожаку аумистов Асахаре лавры организатора первой акции гражданского терроризма, предпринятой религиозными лидерами . В поджоге столицы империи римляне уверенно обвиняли различных восточных сектантов , среди которых многочисленностью и организованностью выделялись христиане. Их пристрастие к очистительному огню общеизвестно: возможно, поджог Рима был первым и самым крупным в истории костром инквизиции.
Именно христианству суждено было, по точному определению Ницше, РАСТЛИТЬ некогда благородный и мужественный греко-римский мир декадентскими понятиями вины, кары и бессмертия , подорвав в нем великий инстинкт жизни и выдвинув на авансцену все жалкое, страждущее, обуреваемое скверными чувствами, все гетто души...
2. Тоталитарная секта 1
В 2002 году увидело свет третье издание увесистого тома Сектоведение . Автор - уже упомянутый А. Дворкин. В книге приводится обширный список признаков и характерных черт тоталитарных сект, составленный западными специалистами. И вот что любопытно: согласно этим признакам исток самого же христианства - община Иисуса - есть классическая тоталитарная секта, можно сказать, архетип деструктивного сектантства вообще.
Вот лишь некоторые из этих признаков в нашем сопоставлении с евангельскими текстом.
У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину .
Открываем Евангелие: Дух Господень на Мне... (Лк, 4, 18); А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья;... и не называйтесь наставниками, ибо один у вас наставник - Христос (Мф, 23, 8-10); Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со мною, тот расточает (Мф, 12, 30).
Учение группы (розановское выражение - см. выше! - А.Ш.) считается единственно настоящим, вечно истинным знанием...
...Я свет миру (Ин, 8, 12); Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется... (Ин, 10, 9); Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни (Ин, 6, 47-48); ...небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф, 24, 35). Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек (Ин, 8, 51). ...Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего (Ин, 18, 37).
Критика со стороны не принадлежащих к группе считается доказательством ее правоты .
Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас ненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал Вас от мира, поэтому ненавидит вас мир (Ин, 15, 18-19); ...и будете ненавидимы всеми за имя Мое... (Лк, 21, 17); А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому (Мф, 10, 14-15); Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить на Меня (Мф, 5, 11).
Твоя группа - это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно...
Вы - соль земли... Вы - свет мира (Мф, 3, 13-14); Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный свой свет... (1 Пет, 2, 9); Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф, 7, 13-14); ...много званых, а мало избранных (Мф, 22, 14).
Ты должен немедленно стать членом группы ; Группа желает, чтобы ты разорвал свои старые отношения, так как они препятствуют твоему развитию .
Ну это евангельская классика : Кто оставит домы или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Мф, 19, 29); ...и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах (Мф, 23, 9); И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? И кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф, 12, 47-50). Другой же из учеников Его сказал ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Мф, 8, 21-22). Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк, 9, 61-62). Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или сестер, или жену, или детей ради Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной (Лк, 18, 28-30). КАКОЙ МАТЕРЫЙ СЕКТАНТСКИЙ ДУХ! Даже похоронить отца - некогда !
И наконец: Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ЛОВЦАМИ ЧЕЛОВЕКОВ (кстати, есть расхожее выражение Попал к сектантам в сети или паутина секты - А.Ш.). И они тотчас (вот оно: немедленно стать членом группы - А.Ш.), оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они ТОТЧАС, ОСТАВИВ ЛОДКУ И ОТЦА СВОЕГО, последовали за Ним (Мф, 4, 18-22). Тут очевидное назидание адептам, мол, вот так и надо поступать: плюнул на отца родного и пошел без оглядки за духовным учителем... Вот где корни нынешних несчастий родителей, безуспешно вытаскивающих своих детей из всевозможных братств и общин ...
Важная деталь: члены тоталитарных сект обязаны отдавать в общину свое имущество и деньги. Этот принцип, скорее всего, также унаследован от первых христианских сект с их тяготением к обобществлению личной собственности: ...все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов... (Деян, 4, 34). Как верно подметила И.С. Свенцицкая, явно назидателен рассказ об Анании и Сапфире, христианах, которые продали землю и утаили часть полученной суммы, сказав, что продали землю за меньшую сумму, чем на самом деле. Супругов постигла страшная кара: они после произнесенной лжи пали бездыханными . После чего, разумеется, ...великий страх объял всю церковь и всех слышавших это (Деян, 5, 11). Чисто сектантская жестокость, попахивающая уголовщиной! Коммунарские принципы царили и в печально известном Народном храме Джонса, и в Ветви Давида Дэвида Кореша, и в Небесных вратах Эпплуайта, и в Аум синрике , и в других современных тоталитарных сектах. В некоторых, как, например, в Аум синрике виновные, бывало, падали бездыханными ...
Вообще великий страх - фундамент тоталитарного сектантства, заложенный еще в Евангелии: Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь и они сгорают (Ин, 15, 6); ...а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф, 8, 12); ...пошлет Сын Человеческий Ангелов своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов... (Мф, 13, 41-42). ...а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф, 25, 30). Мы видим, как сказал Ницше, эффективное средство утверждения жреческой тирании: веру в бессмертие, то есть учение о суде ... - то есть типично сектантский психологический террор.
Характерным признаком тоталитарной секты также являются взвинченные апокалиптические настроения, ожидания СКОРЕЙШЕГО конца света, присущие и первым христианам. Если рассматривать Евангелие в этом ракурсе, то все встает на свои места: ненавидящие жизнь декаденты с нетерпением стремились освободиться от человеческих и гражданских обязательств перед миром и вырваться из него: ...пойди продай имение свое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах... (Мф, 19, 21); ...не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться... (Мф, 8, 26). А зачем, в самом деле, об этом заботиться, и вообще - трудиться, сражаться, если четко сказано: ...есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем (Мф, 16, 28); ...и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою... Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет (Лк, 21, 27, 32). Ни к чему и жениться, ни к чему и дети, раз уж проходит образ мира сего и скоро, чуть ли не завтра - Страшный суд и воскресение, а ...в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах (Мф, 22, 30). И вот закономерный апофеоз сектантского жизнеотрицания: Говорят ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им (как бы кивая - А.Ш.): не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит (Мф, 19, 10-12). Чего ж тут вмещать , все ясно: степень христианской духовности зависит от степени бесполости адепта, от степени его самокастрации...
3. В пещерах личной добродетели
Итак, повторяем, с распространением в Римском государстве восточных культов начался процесс всеобщей дезинтеграции общества, государственные и семейные связи ослабли... люди отказывались защищать свою родину и даже продолжать свой род . Теперь рассмотрим, что конкретно стоит за этой мрачной констатацией. Обратимся к православным Житиям святых (Введенская Оптина Пустынь, 1993).
Начнем с влияния христианства на родовые связи. Вот, например, история обращения ко Христу отрока Кельсия, относимая к эпохе императора Диоклетиана (284-305). Отец Кельсия, местный правитель Маркиан, в соответствии с антисектантским указом кесаря, привлек к ответственности некоего Иулиана. Когда иисусовца конвоировали по городским улицам, его увидел Кельсий - юноша, видимо, впечатлительный и психически неуравновешенный - и тут же уверовал . Бросившись в ноги учителю, он воскликнул: Тебя хочу иметь вторым отцом своим; от нечестивого же Маркиана, РОДИТЕЛЯ СВОЕГО ПО ПЛОТИ, врага праведников и истязателя, Я ОТРЕКАЮСЬ СОВЕРШЕННО... Сбежавшемуся народу Кельсий подтвердил: ...ОТВЕРГАЮСЬ ОТ ЛОЖНЫХ БОГОВ, ОТРЕКАЮСЬ ОТ ОТЦА И МАТЕРИ... (Как неразрывны отречение от родовых богов и отречение от родных, от рода!) Прибежали отец и мать, вне себя от горя, стали укорять Иулиана, что он отнимает у них надежду, прельстил юношу дурными речами, искореняя в нем любовь к родителям . (Ситуация знакомая тем, чьи дети попали в сети учителей и гуру). На это Иулиан ответил, обращаясь к рыдающей матери Кельсия: ...Пред тобою же находится тот, кто родился от тебя по плоти (мол, всего лишь! - А.Ш.), а ныне возродился духом (мол, вот это да! - А.Ш.), веруя вместе со мною во Христа. Он сам уж в возрасте, - пусть он сам тебе и отвечает... Ушлый сектант, отлично понимая, какой взрывной пропагандистский эффект будет иметь обращение , а тем паче мученичество сына римского гауляйтера , ловко подталкивал ученика к нужному ответу. Экзальтированный юноша и ответил, уже в третий раз: Ради Господа моего Иисуса Христа Я ОТРЕКАЮСЬ ОТ ВАС, РОДИТЕЛЕЙ... Четко ответил, ибо Иисус говорил, что нельзя быть его учеником, не возненавидев отца своего и матери (Лк, 14, 26).
Если судить по книге А. Дворкина, история обращения Кельсия - классический случай сектантства. В нем наличествует и преображающая сила первой встречи , и учитель, знающий всю истину , и немедленное следование ученика за учителем. Рассматривая сектантские методы контролирования сознания, А. Дворкин пишет: ...сектанты начинают ему (адепту - А.Ш.) внушать, что плотские родители - это не настоящие родители... Истинные родители - это не те, кто тебя произвел на свет, а те, кого ты обрел в секте . Православный борец с сектантством Дворкин как-то упустил из виду, что канонизированный его Церковью Кельсий - это типичная жертва сектантов. А сколько еще таких святых! Обличая сектантов, Дворкину следовало бы прежде всего обличить свою же Церковь - как суперсекту. Все старое резко оборвано. Вам вновь и вновь напоминают, что оно осталось позади и ведет к погибели , - моделирует Дворкин идеологию сектантства. Но в таком случае, например, крещение Руси надо рассматривать как подчинение целого народа секте Православная церковь ...
Теперь - о сектантском влиянии на государственные скрепы Римской империи. Вот, скажем, славное житие великомученика Феодора Стратилата. Будучи римским военачальником в городе Гераклее (Малая Азия), он, используя служебное положение, разложил почти все вверенное ему население христианской пропагандой. В Гераклее началась смута. Об этом узнал кесарь Лициний (308-324), язычник, высоко ценивший Стратилата, и, весьма огорчившись , вызвал его к себе. Тот пошел на хитрость: сославшись на невозможность оставить Гераклею в большом смятении , когда многие, по его же словам, оставив отечественных богов, поклоняются Христу , Стратилат пригласил кесаря в мятежную Гераклею - он лицемерно уверял Лициния, что желает вместе с ним совершить публичное поклонение олимпийским богам с целью умиротворения народа. Обрадованный Лициний, вместе со свитой и конвоем, прибыл в Гераклею, по просьбе Стратилата захватив с собою образы наиболее чтимых богов. С притворным почтением встретив кесаря, Феодор попросил у ничего не подозревавшего Лициния эти образы себе на дом, якобы для поклонения. Беспрепятственно получив их, он отнес священные изваяния домой и там вероломно надругался над религией предков, разбив образы на малые части - с именем распятого иудея на устах. Так, по его мнению, он показал бессилие древних богов, их ложность (две тысячи лет спустя эти хамские способы ведения полемики бумерангом ударят по христианам: комсомольцы будут плевать с паперти в небо и рубить иконы, доказывая , что Бога нет )*. Представ перед Лицинием, который долго не мог прийти в себя от столь изуверской подлости и просто тупости, Стратилат хамил ему, называл кесаря безумным, сравнивал с ослом и мулом, всячески стремясь, как и подобает сектанту-фанатику, отойти из сей жизни и приять венец бессмертия .
Вот еще один защитник отечества : легионер Феодор Тирон, тоже великомученик , пострадавший во времена императора Галерия (293-311). Очевидно, войдя в нормальное для фанатиков-изуверов эпилептоидное состояние , он публично отказался принести жертву мерзким языческим богам . Командир попытался вразумить Тирона: Послушай меня, Феодор, возьми с собой все свое оружие и, как воин, приди и принеси жертву богам . Мол, хватит, будь мужчиной, а не выродком-извращенцем. Но сектант отвечал: Я воин моего Царя Христа, и НЕ МОГУ БЫТЬ ВОИНОМ КАКОГО-ЛИБО ДРУГОГО ЦАРЯ . (Это опять - к вопросу о христианском патриотизме .) Командир возразил: Вот эти все воины - христиане, и однако же они - воины римского царя . Но Тирон стоял на своем: Каждый знает, кому он служит, я же служу моему Небесному Царю и Владыке - Богу и Единородному Сыну Его - Иисусу Христу . При этом вел антигосударственную сектантскую агитацию: Ничто не препятствует вам, оставив тьму и ВРЕМЕННЫХ ЦАРЕЙ, приступить к живому Богу, Царю и Владыке вечному и БЫТЬ ВОИНАМИ ЕГО, ПОДОБНО МНЕ . Как видим, Тирон действует вполне в духе Блаженного Августина, противопоставившего Град Небесный Граду земному . Этот житийный пример вполне развеивает миф о христианском патриотизме - ведь канонизировала-то Церковь не тех, упомянутых командиром воинов-христиан, служивших Риму, а именно отказника Тирона - наверное, первого в истории поборника альтернативной воинской службы.
Язычники дали Тирону на размышление несколько дней, оставив его на свободе. Изувер не оценил эту терпимость: вместо размышлений, он подзуживал арестованных единоверцев, и, главное, как сказано в Житиях , выбрав удобное время , поджег храм Цибелы - матери Зевса и всех олимпийских богов. Как и Стратилат, Тирон тщился таким образом доказать бессилие богини, поскольку огонь может касаться и опалять ее (а скольких потом христианских богородиц смог коснуться огонь! Не счесть). Будучи уличенным, он выразил мазохистскую готовность пострадать и получить награду себе на небесах .
Следующий сочный персонаж - опять же защитник отечества , сотник Гордий из Кесарии Каппадокийской, пострадавший в эпоху Лициния. Это дезертир, который в знак протеста против мер правительства по защите народа и государства от сектантской чумы, ушел в пустыню, свергнув с себя воинское препоясание и оставив богатство, родственников, друзей, рабов и житейские удобства... - короче, наплевав на гражданский долг, на родственные связи и семейные обязательства. Спустя некоторое время, он явился в Кесарию на праздник бога Марса, отмечавшийся традиционной спортивной забавой греко-римского мира - конскими бегами. В разгар заезда он вышел на середину цирка, подобный могильной тени среди солнечного дня, и с яростью дегенерата-человеконенавистника принялся обличать язычников. Смутьяна пытались остановить угрозами, но ему только того и надо было: наказание лишь разжигало его изуверский экстаз, зыбко граничащий с половой психопатией: Чего вы медлите? Зачем стоите? Строгайте мое тело и раздробляйте его на части, МУЧЬТЕ МЕНЯ, КАК ВАМ УГОДНО... Скорбь этой жизни доставляет вечное веселие, и мы, вместо ран, какие вы возлагаете на тело наше, получим в день всеобщего воскресения светлые одежды; за бесчестие нам будут даны небесные венцы...
Еще одна колоритная фигура: уважаемый воин Полиевкт. Он пострадал во времена императоров Деция (248-251) и Валериана (253-259). Распропагандированный своим возлюбленным другом-христианином, Полиевкт забыл о воинском долге, о семье, и объявил, что оставляет миру его суету и исповедует себя рабом Христа . Человек, очевидно, психически неполноценный, он с комсомольским энтузиазмом неофита начал исповедание : пошел на площадь, прочитал указ кесаря о борьбе с сектантами, плюнул на него и разорвал на части при народе . Войдя в раж, новоиспеченный христианин огляделся и тут увидел шествие язычников, несших в храм изваяния эллинских богов.
Расхохотавшись, глядя на это языческое неразумие , Полиевкт затем применил многократно испытанный христианский маневр: притворившись, что хочет поклониться олимпийцам, он приблизился к простодушным язычникам и стал хватать изваяния и бить их о землю, уничтожив двенадцать образов**. Своему тестю-военачальнику, прибежавшему на место событий, Полиевкт, радостно озирая обломки священных изваяний, заявил, что не печалится о жене и детях , что пренебрег земным , ищет небесного , а главное, опять-таки, был уверен, что якобы показал как бессильны ваши боги . Перед казнью, увидев в толпе своего друга-наставника, Полиевкт прокричал ему: Прощай, возлюбленный друг мой, и помни скрепленный между нами союз любви! Что же это за любовь такая между ними , умертвившая любовь к родине, к роду, наконец, мужское влечение к жене? Вспоминаются странные слова псалмопевца Давида: ...Ионафан, любовь твоя была для меня превыше любви женской (2 Цар, 1, 26), которые известный исследователь Григорий Климов уверенно толкует в ключе дегенерологии - своей теории вырождения...
4. ...Побеждается естества чин
Теперь о тех, кто в стремлении к Царствию Небесному отказывались продолжать свой род . То есть, по сути, ратовали за исчезновение человечества как вида. А проще говоря, проповедовали СМЕРТЬ как конечный вывод христианства.
По признанию самих же отцов Церкви новозаветное иночество ведет свое начало от самих Апостолов.
Таким в начале было и все множество первых уверовавших в Христа . Подчеркивается, что некоторые из Апостолов, не вступившие в брак до своего призвания к апостольству, остались навсегда девственниками: св. Иаков, брат Господень, сыны Заведеевы - Иоанн и Иаков, и Апостол Павел.
Ученики св. Апостола Павла Тит и Тимофей, подобно своему наставнику, оставшись безбрачными, всецело посвятили себя на служение Господу. Дщери перводиаконов Филиппа и Николая пребывали в девстве. Климент, ученик апостольский, писал уже окружные послания к девственницам... С самых времен апостольских идет почти непрерывный ряд свидетельств церковных писателей о девственниках и девственницах ( Жизнь пустынных старцев , Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1898).
Действительно, - пишет В. Розанов об общине Иисуса, - все в этой общине и она сама была не от похоти мужским рожденною, ни - от похоти женския . Уже в ней ничего не было от плоти : все устремления - духовные , все интересы - духовные ; и община эта была, конечно, зачатком и прообразом духовенства , греко-российского, латинского, германского. Кой-кто из них был женат; но каким-то боковым способом, не центрально, не главным образом...
Сохранение девства, а точнее, отказ от продолжения рода, влекущий за собой неизбежное вымирание Расы - несомненно, высшая христианская добродетель. Развивая тезис Иисуса о скопцах, преподобный Исидор писал: Хранящих девство можно уподобить солнцу, вдовствующих непорочно - луне, а живущих честно в супружестве - звездам... Иерархия добродетели вполне очевидная...
Вновь откроем Жития святых . Вот преподобный Макарий Египетский. Когда он достиг совершеннолетия, его родители пожелали, чтобы Макарий вступил в супружество, хотя сам Макарий НЕ ИМЕЛ К ЭТОМУ НИКАКОГО ЖЕЛАНИЯ. Напротив, он всеми силами противился уговору своих родителей, желая обручиться единой нетленной невесте - чистой и непорочной девственной жизни (т.е. брак, с точки зрения христианского святого - грязен и порочен ; как полагал В. Розанов, это типично гомосексуальный взгляд на нормальный брак - А.Ш.). Однако, подчиняясь воле родителей, Макарий повиновался им, предав всего себя в руки Господа и надеясь, что Он укажет ему дальнейший путь жизни. По совершении брачного пира, когда новобрачные были введены в брачную комнату, Макарий притворился больным и НЕ ПРИКОСНУЛСЯ К СВОЕЙ НЕВЕСТЕ... Вскоре несчастная супруга Макария умерла от горячки, а он с головой ушел в богослужения и чтение Писания, и уже никто в его присутствии не смел упоминать даже имени женского...