Путь Одиссея

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Путь Одиссея » Путь Одиссея » Овидий. Метаморфозы.


Овидий. Метаморфозы.

Сообщений 61 страница 90 из 123

61

Диана -- это сестра-близнец Аполлона.
Если Аполлон -- это солнечное божество, то Диана -- это лунное божество.
Аполлон ещё называется Фебом, а Диана -- Фебой.
Если Аполлон -- олицетворяет собой день, то Диана олицетворяет ночь.
Как лунное божество, Диана раз в месяц на три дня исчезает с небосвода, словно умирает. Затем -- появляется, словно воскресает.

Таким образом, в образе Дианы есть две идеи -- идея непорочности (девственности) и идея воскрешения.
Так как греческая (римская) идеология старше христианства, нетрудно заметить, что христианство... заимствовало идею непорочности и идею воскрешения... у Дианы.

Правда, заимствование произошло... в собственных интересах.
Идею непорочности отдали -- божьей матери, а идею воскрешения (на третий день после смерти) -- её сыну.

Проще говоря, сложный образ Дианы... максимально упростили.

Есть рассказ у Тургенева. Называется "Нимфы". Входит в сборник "Стихотворения в прозе". Там Тургенев будто бы видит нимф и Диану, которая... вскоре пропадает... будто бы от креста христианской церкви.
Тургенев, конечно, христианин, но в конце рассказа он восклицает: "Но как мне было жаль исчезнувших богинь!"
Да не то слово, Иван Сергеевич! Остался примитив.

Отредактировано avnucleus (2022-09-29 12:10:03)

62

У Юпитера -- очень много детей.
Из-за обилия детей Юпитера, трудно разобраться: что это всё обозначает ? Каков он -- "путь Юпитера" ? Что делать ? Кого родить первым ?
Однако, из всех детей Юпитера выделяется пара близнецов: Аполлон и Диана.
Один -- день. Другая -- ночь.
Полагаю, что если Сознание желает двигаться по "пути Юпитера", ему, Сознанию, первоначально нужно сделать такой шаг: осознать себя, что у него, у Сознания, есть сын-день (Аполлон) и дочь-ночь (Диана).
Это, видимо, тот случай, когда один (Юпитер) рождает двоих (Аполлона и Диану).
Что такое день? Это -- время бодрствования.
Что такое ночь? Это -- время отдыха, время бессознательного.
Во время дня, Аполлон устремляется за Дафной, пытается достичь, но не достигает. Образно говоря, идёт охота Аполлона за Дафной.
Наступает ночь. В дело вступает Диана. Сознание отключается. Начинается -- охота Дианы. При отключенном сознании, происходит перераспределение информации, накопленной за день.
Да, Аполлон не достиг Дафны. Но завтра -- всё повторится.

Другими словами, если Сознание осознает, что у него есть сын Аполлон и ночь Диана, и что они ведут совместную охоту, то Сознание начнёт управлять временем, отведённым для жизни.
Прежде всего, конечно, Сознанию нужно осознать сына Аполлона, время дня, время бодрствования.

То есть, образно говоря, первым шагом на "пути Юпитера" является осознание "пути Аполлона".

Собственно, истории "Метаморфоз", хотя они и разные, но логически обозначают "путь Аполлона". Сначала -- рассказали об Аполлоне и Дафне, затем -- о Фаэтоне (об утраченном сыне Аполлона), потом -- появилась сестра Аполлона (таинственная охотница).

После этого -- будет сюжет о Корониде, к разбору которого скоро перейду.

Отредактировано avnucleus (2022-09-30 10:05:31)

63

Коронида

В ясное небо Сатурния взмыла мгновенно.
На многоцветных павлинах, расписанных дивно
Арга глазами, недавно убитого подло.
Ворон речивый! И твой изменился окрас!

Был ты когда-то пушистого снега белее.
Не уступал голубям, незапятнанным птицам.
С лебедем, другом потоков, сравнится способен.
Чёрным ты стал! Твой язык повлиял на твой цвет!

Всё расскажу, что случилось в стране Гемонийской.
Краше красавиц в Лариссе была Коронида.
Чистая, светлая дева, открытая небу.
Фебом любима прекрасная дева была.

Только однажды она небесам изменила.
Ворон узнал. Полетел к господину поведать.
Рядом ворона летела, ведь ей любопытно.
И всю дорогу болтала пустым языком.

«Путь твой напрасен. Послушай моих рассуждений.
Сам убедишься, на пользу ли верная служба.
Был Эрихтоний когда-то. Он был сиротою.
Дева Паллада скрывала в корзинке дитя.

Девушкам трём, от двойного Кекропа рождённым,
Строгий приказ отдала не подсматривать тайны.
Герса с Пандросой хранили корзину, как нужно.
Третья, Аглавра, решилась узнать, что внутри.

Сёстры узлы развязали, и что же в корзине?
Полу-чудовище в облике полу-ребенка.
Видела я. Донесла обо всём без утайки.
Чем наградила за это меня госпожа?

Ниже теперь всякой птицы мой голос вороний.
Антипример всем пернатым, чтоб бед не искали.
А между тем, ведь не я домогалась Паллады.
Прямо спроси, и не станет она отрицать.

Ибо в Фокейской земле, знаменитой и славной,
Царственной девой была, ко мне сватались часто.
Но погубила меня красота, потому что
Богу морскому однажды пришлась по душе.

Берегом шла. Он увидел меня, загорелся.
Речью сначала ласкал. Перешёл в наступленье.
Я убегала. И в рыхлом песке оказалась.
К небу взывала. Спасите, кричала. Молю.

Просьбой моей была тронута дева Минерва.
Руки, что к небу тянулись, она превратила
В крылья. И вот — уже птицей с земли подымаюсь.
Спутницей девы Минервы теперь становлюсь.

Только в свободе полёта нет чести, поскольку
И Никтимене стать птицей позволили боги.
Разве не слышал о том, чем волнуется Лесбос?
Как покусилась она на отца своего?

Взоров людских Никтимена теперь избегает.
Птицы её прогоняют в небесных просторах»
, —
Долго, похоже, могла говорить бы ворона.
Ворон пустые рассказы внезапно пресёк.

«Пусть обернутся во зло тебе россказни эти», —
Так он сказал. Поспешил к господину с известьем.
Всё рассказал, как застал он с другим Корониду.
Гневом наполнился Феб, омрачился душой.

Лук напрягает, пронзает свою Корониду.
Та говорит напоследок: ««могла бы родить я.
Вместе со мною умрёт твой ребёнок сегодня»
.
И пожалел о случившемся пламенный Феб.

Возненавидел себя, лук надёжный и стрелы.
Птицу клянёт, чрез которую весть получил он.
Тщетно пытается вылечить рану любимой.
И понимает, что близится миг роковой.

Стонет в печали глубокой, однако — что делать?
В пепел сейчас обратится его продолженье,
Семя его, не родившись, растает во мраке,
В тёмную бездну низринется Феба дитя.

Хирон

Вырвав тогда из утробы родительской сына,
Он переносит ребёнка в пещеру к Хирону,
Просит кентавра заботой малютку окутать
И, чем возможно, содействовать бедной судьбе.

Ворону Феб запретил белоснежные перья.
За прямоту и открытость награда такая.
Что до Хирона, то рад был кентавр своей службе,
Хоть и нелёгкое бремя взвалил на себя.

Окиронея

Раз дочь кентавра пришла, что от нимфы Харикло
Около быстрой реки рождена. Прорицала
Тайны грядущего юная Окиронея.
И предсказала, младенца увидев, она:

«Многие будут тебе благодарны, поскольку
Сможешь их души вернуть в бездыханное тело.
К негодованью богов ты на это решишься.
И воспрепятствует молния деда тебе.

Станешь ты, бог, горсткой праха, и богом из праха.
Дважды твой рок обновится»
. Потом продолжала,
Также взглянув на отца, опечалившись сильно:
«Горькая доля досталась тебе, мой отец.

Смерти возжаждешь, бессмертный, спасаясь от муки,
Яд восприняв от змеи и, тебе помогая,
Сёстры, богини судьбы, тебя сделают смертным»
.
Не досказала. Вдруг слёзы ручьем потекли.

Больше она не способна грядущее видеть.
Окиронея слабеет. Неясные звуки
Рвутся наружу, похожи на конское ржанье.
Через минуту... кобылою стала она.

Больше она не способна грядущее видеть.
Окиронея слабеет. Неясные звуки
Рвутся наружу, похожи на конское ржанье.
Через минуту... кобылою стала она.

Тщетно молился Хирон, к Аполлону взывая.
Феб был в Элиде в то время, в лугах мессенийских.
Да и, хотел бы, не смог бы пресечь повелений,
Что от Юпитера, бога могучего, шли.

Аглавра

Феб был в Элиде, пастушеской шкурой покрытый.
Посох держал деревенский, свирель из тростинок.
Было преданье, что Феб наслаждался игрою.
И полюбил. И забыл о стадах Аполлон.

Вышли стада без охраны к пилийским долинам.
Майи Атлантовой сын посягнул на чужое.
Ловко увёл их. И спрятал в лесном буреломе.
Кражу заметил старик лишь. По имени Ватт.

Он табуны кобылиц сторожил у Нелея.
И испугался укравший, что Ватт его выдаст.
И попросил: «говори, ничего-де не видел,
Кто бы ни спрашивал. Будет подарок тебе»
.

Ватт отвечал: «проболтается камень скорее».
Сын Громовержца ушёл, успокоенный сделкой.
Но через миг, изменив и лицо и приметы,
Вдруг появляется, словно усталый пастух.

«Стадо коров не заметил ли, добрый селянин?
Если поможешь найти, дам быка и корову!»

«Будет награда двойной! вот какая удача!»
Думает старый. И к стаду ведёт пастуха.

«Ах ты! коварное сердце, предатель лукавый!
Мне же меня выдаёшь»
, — засмеялся Меркурий.
И превратил старика в твёрдый камень, позорный.
Имя «указчик» ему. До сих пор там лежит.

В небо вознёсся Меркурий. Летел над садами,
Над просвещенным Ликеем, любуясь изрядно.
А в этот день по обряду невинные девы
К храму Паллады святыни в корзинках несли.

Коршуном быстрым, что кружит над жертвой своею,
Круг нарезает Меркурий, увидев средь прочих
Юную нежную девушку именем Герса.
И поразился великой её красоте.

Путь изменил свой, спустился на землю. Уверен,
Что красота выделяет его между смертных.
В руки взял трость, наводящую сны, если нужно.
Ладно спадает хламида, подошвы блестят.

Были три спальни в дому, в отдалённых покоях.
В правой — Пандроса жила, в спальне левой — Аглавра.
Средний покой занимала прекрасная Герса.
Первой Аглавра увидела, бог к ним идёт.

«Кто ты?»«Плейоны я внук и Атланта-титана.
Тот, чей родитель — великий и грозный Юпитер.
Тот, кто веления бога по миру разносит.
Прямо скажу, что пришёл ради Герсы в ваш дом.

Верю, что детям моим станешь доброю тёткой,
Коль благосклонна к влюблённым, сестру уважаешь»
.
Чёрной тоской одурманено сердце Аглавры,
Чуточку золота хочет себе получить.

Зависть

Раньше Аглавра секреты Минервы хранила,
Но не смогла, любопытная, справиться с ними.
К Зависти в дом отправляется дева Паллада,
Чтоб отравила Аглавру за дерзость её.

Зависть жила без огня, в темноте, в грязном доме,
Скрытом от глаз в недоступной и мрачной теснине.
Внутрь недостойного дома пройти не желая,
В дверь постучала Минерва железным копьём.

Дверь отворилась со скрипом. Лениво поднявшись,
Зависть идёт посмотреть, кто стоит у порога,
Гнусный обед на минуту оставив в пещере,
Мясо гадюк, ежедневную пищу свою.

Стон издаёт, замечая Минерву у входа.
В подобострастном поклоне склоняется низко.
Прямо не смотрит в глаза, ухмыляется вяло.
Желчью заходится грудь, жёлт от яда язык.

Чахнет она, замечая других достиженья.
Вечно не спит, огорчённая чьим-то успехом.
И, хоть она ненавистна Минерве, богиня
Ей приказала Кекропову дочь отравить.

И — унеслась, оттолкнувшись от гиблого места.
Искоса Зависть глядела, как та уносилась.
И поворчала немного, завидуя деве,
Что совершится всё то, что желает она.

Взяв суковатую палку, колючую палку,
В спальню к Аглавре идёт, повинуясь приказу.
Треплет она её грудь заскорузлой рукою,
Сок вредоносный вливая ей в сердце. И яд.

Тут же родную сестру предъявляет Аглавре,
Брак представляя в счастливом и розовом цвете:
Вот — веселится влюблённая, нежная Герса;
Вот — улыбаются добрые дети её.

О, как несносны картины достатка чужого,
Если наполнено сердце завистливым ядом!
Вот уж Аглавру не радуют небо и звёзды.
Вот уж Меркурия в дом не желает впустить.

Меркурий

«С места не сдвинусь», — сказала она, не подумав.
«Пусть будет так», — внук Атланта ответил на это.
Двери Меркурий открыл своей тросточкой лёгкой.
И не перечила девушка, окаменев.

Странно! Меркурий покинул печальное место.
В небо поднялся. Юпитер его призывает.
«Просьбу исполни мою, — говорит, — отправляйся
В земли Сидонские. К морю стада отгони!»

64

История Корониды, а также другие истории, последовавшие за ней, о Хироне и его дочери, о воровстве Меркурием стад Аполлона, об Аглавре, Герсе и Пандросе, -- довольно запутанные.
Не сразу увидел связь между всеми этими историями.
Опять же, не вполне уверен, что понимаю верно. (потому что трактовать истории можно по-разному).

Однако, думаю, так.
Главное действующее лицо в истории о Корониде -- это новорождённый сын Аполлона.
У Овидия во второй книге "Метаморфоз" этот новорождённый сын даже не назван по имени.
А между тем, именно он -- главный.

Кто же родился? Родился сын Аполлона и Корониды -- Эскулап.
Сюжет об Эскулапе ещё будет в "Метаморфозах".
В пятнадцатой книге. В самом конце.

Там, в самом конце книги "Метаморфоз", будет рассказано, что Эскулап спасёт от эпидемии Рим.
Но будет рассказано -- сухо, буднично, без необычностей, без какого-то действия: Эскулап -- просто превратится в змею, взойдёт на корабль, корабль отправится к берегам Италии, войдёт в устье Тибра,
змея выберется на остров, и эпидемия прекратится... сама собой. Ничего особенного.

И вот. Нужно соединить вместе эти два кусочка пазла. Историю рождения Эскулапа. И историю спасения Рима.
И между ними... Множество других историй "Метаморфоз".
Историй Метаморфоз так много, что даже не видно, что история Корониды и история спасения Рима -- это две части одной истории.

Почему сюжет об Эскулапе так важен?

Напомню, что вторая книга "Метаморфоз" началась историей Фаэтона, сына Аполлона, который погиб.

И вот, появляется -- другой сын Аполлона, который становится врачевателем. Эскулап. Тот, кто научается вызволять души из Аида. Тот, кто сам оказывается в Аиде. И кто, в конце концов, покидает Аид, становится бессмертным.

Нигде не говорится, что один сын Аполлона, Эскулап, спасает из Аида другого сына Аполлона, Фаэтона. О Фаэтоне -- вообще больше нигде не говорится.

Но можно догадаться. Раз Эскулап -- умеет вызволять из Аида другие души, почему бы ему не вызволить Фаэтона, своего брата?

Собственно, думаю, что Фаэтон и Эскулап -- это один и тот же человек. Один -- погибает. Другой -- постигает, каким образом происходит воскрешение. Кого? Себя самого же. И, узнав, осуществляет воскрешение.

65

Итак, разберём миф о Корониде подробнее.

  • Царевна Коронида, дочь царя Флегия, была возлюбленной Аполлона.

  • Ворон с белыми перьями узнал, что Коронида изменила Аполлону, и рассказал Аполлону об этом.

  • Аполлон, недолго думая, выпустил стрелу в Корониду.

  • Коронида, умирая, сказала, что носит ребёнка Аполлона.

  • Аполлон вырвал ребёнка из чрева умирающей Корониды и отдал на воспитание кентавру Хирону.

Бросаются в глаза -- странности этой истории.

Первая странность -- что Аполлон поверил ворону и сразу застрелил Корониду, не став разбираться, была ли измена или не было.

Когда в истории есть странности -- это верный признак того, что история -- представляет собой аллегорию, иносказание, что через историю -- говорится о чем-то другом.
Так что тут у нас -- через рассказ об Аполлоне и Корониде -- повествуется о другом.
О ком?

Да о нас самих! О нашем рождении. Наш небесный отец (которого мы толком не знаем и лишь узнаём в небе по небесному следу) -- пристрелил нашу мать ещё даже до нашего рождения.
И в результате -- остались мы сиротами.

Правда, под надёжным присмотром доброго кентавра, существа двойной природы.

66

Второй странностью является -- изменение окраса у ворона.
Был белым. Стал -- чёрным.
Что-то это да означает. Что?

Кстати, у многих богов есть спутники в виде животных.
У Юноны -- павлин (с глазами Арга в оперении)
У Венеры -- голуби.
У Минервы -- ворона.
У Аполлона -- ворон.

Что они означают? Причем, ворон Аполлона -- первым узнаёт об измене Корониды. А рядом летящая ворона Минервы... рассказывает свою историю о том, что когда-то где-то она тоже донесла своей госпоже некую новость.
То есть -- и ворон (Аполлона) и ворона (Минервы) являются -- вестниками для бессмертных господ, которым они служат.

Можно предположить, что вестники божеств -- являются их органами чувств.
То есть... существо духовного мира... взаимодействует с физическим миром... посредством неких органов, для сего предназначенных.

И изменение окраса у ворона тогда означает то, что происходит переключение... в этом органе восприятия.

То есть... раньше ворон служил Аполлону, когда Аполлон не имел сына (то есть не был представлен в физическом мире). И цвет ворона был белым.
А потом... у Аполлона рождается сын (тем самым, у Аполлона появляется представитель в физическом мире). Поэтому -- цвет ворона меняется.

Такое у меня объяснение феномену изменения окраса.

67

Отмечу, как история Аполлона и Корониды похожа на историю Юпитера и Семелы.
В обоих случаях возлюбленная бога -- умирает.
В обоих случаях возлюбленная бога оказывается беременной.
И в обоих случаях бог спасает своего сына.

68

Обращу внимание и ещё на одну схожесть (хотя, на первый взгляд, никакой схожести в этих двух событиях нет).

История первая: Аполлон (своими стрелами) убивает Пифона, злое чудовище, которое было порождено землёй.

История вторая: Аполлон (своей стрелою) убивает свою возлюбленную Корониду, земную красавицу.

Это одна история? Или разные?
Похожа Коронида на Пифона? Или не похожа?

"Метаморфозы" Овидия хороши тем, что учат сопоставлять несопоставимое.

69

Теперь посмотрим внимательнее на воспитателя сына Аполлона.
То есть на кентавра Хирона.
Кто такой кентавр? Кентавр -- это мифическое существо двойной природы. Полу-человек, полу-конь.
Но это, конечно, аллегория.
Аллегорию двойной природы можно трактовать по-разному.
Можно считать, что мы, люди, тоже являемся существами двойной природы. Есть у нас человеческие черты. Есть у нас животные черты.
Таким образом, мы все -- тоже являемся кентаврами, в каком-то смысле (не смотря на то, что у нас ноги, а не конские копыта).
Но двойную природу можно определить и по другим критериям.
У нас, у людей, есть физические качества и есть духовные качества.
То есть одновременно мы являемся существами физического мира и духовного мира. И в этом смысле -- мы тоже кентавры.

Кто такой кентавр Хирон? Хирон -- это бессмертный кентавр изначально. Хирон -- это добрый кентавр. Как добрый кентавр, Хирон отличается от других кентавров. Обычно кентавры -- это буйные, необузданные существа.
В "Метаморфозах" будет описана битва кентавров с лапифами, это -- кровавое побоище.

А Хирон -- не такой, как все кентавры. Хирон -- воспитатель многих героев. Воспитанниками Хирона, помимо Эскулапа, являются Ясон, Ахиллес, Диоскуры, Актеон, Орфей.

Овидий. Метаморфозы.

70

Теперь -- о предсказании Окиронеи.
Напомню в кратких словах, в чём оно заключалось.
Окиронея, дочь кентавра Хирона, обладала даром предвидения.
Взглянув на воспитанника своего отца, на Эскулапа, сына Аполлона и Корониды, Окиронея предсказала следующее:

  • Эскулап будет обладать умением выводить души из Аида

  • Эскулап станет бессмертным

  • Хирон утратит бессмертие

Это предсказание -- стало последним предсказанием Окиронеи. Осуществив предсказание, Окиронея превратилась в кобылицу.

71

Чуток порассуждаю о том, что означают предсказания Окиронеи.

Окиронея -- это кто? Окирнея -- это дочь наставника Хирона. То есть, образно говоря, Окиронея представляет собой -- Сознание наставника.

Конечно, наставник, учитель обладает Сознанием. И конечно, наставник, учитель обладает даром предсказания. Учитель может сказать об ученике:
"этот ученик воспринимает сотую долю того, что я говорю; обладая такими знаниями, ученик пройдёт меньшую часть дороги, которую мог бы пройти.
а этот ученик воспринимает моё учение неправильно; получив такое знание, ученик пойдёт по неверной дороге, которая заведёт его туда, где он погибнет.
а этот ученик, Эскулап, жадно вбирает в себя то, что я передаю ему, и нет такой темы, которую он бы не понял или понял бы неправильно.
он пойдёт далеко, он узнает всё, о чём знаю я и не остановится на этом. Я передам такому ученику всё своё знание, и в том числе я передам ему свои знания о бессмертии и само своё бессмертие".

Таким образом, в лице Эскулапа мы наблюдаем благодатного ученика, ученика со способностями. Ученика, который превзойдёт учителя.

72

В предсказании Окиронеи две части кажутся взаимосвязанными: о том, что Эскулап обретёт бессмертие, и о том, что Хирон утратит бессмертие.

Выглядит это так, что Эскулап обретёт бессмертие именно потому, что Хирон утратит, а Хирон утратит именно потому, что Эскулап обретёт.

И тут нужно посмотреть на природу Хирона. Что это за бессмертный учитель? Кто это? И почему он утрачивает бессмертие, когда ученик его обретает?

Хирон -- это учитель. Хирон -- это голос духовного мира. Хирон -- это голос Атмана. Хирон -- это воспитатель сыновей Аполлона, то есть -- нас с вами.

Вот пришёл первый сын Аполлона -- первый Фаэтон. Мы же помним наставления Аполлона Фаэтону? Вот -- это они и есть, наставления Хирона. Но... первый сын Аполлона не смог справиться с задачей. Погиб.
Приходит на землю... другой сын Аполлона. Другой Фаэтон. И тоже пытается идти по пути своего отца. И тоже отец даёт наставления сыну. Но сын опять не может справиться с задачей. И тоже гибнет.
И приходит... третий Фаэтон.
Десятый.
Сотый.
Тысячный.
И всем фаэтонам даёт наставления отец. И всех сыновей наставляет Хирон. Хирон -- бессмертный учитель всех сыновей Аполлона.

И вот, наконец, появляется тот, кто не погибнет. Тот, кто сможет справиться с задачей. Тот, кто воспримет наставления отца. Тот, кто сможет управлять повозкой. Тот, кто исправит ошибки своих погибших братьев-фаэтонов.
И потому, после того, как сын Аполлона станет бессмертным, ему уже не нужен будет бессмертный учитель. Сын Аполлона -- сам станет бессмертным учителем.
Поэтому -- Хирон утрачивает бессмертие. А Эскулап -- обретает.

73

Рассмотрим легенду о том, как погиб Хирон.
Хирон погиб случайно. От стрелы Геракла. Геракл не хотел смерти Хирона. Хирон был другом Геракла. Но произошло то, что произошло...
Геракл случайно выпустил стрелу.
Стрела случайно попала в Хирона.
А стрела Геракла -- отравленная. Смешанная с ядом Лернейской Ехидны. Вытерпеть муки от яда Ехидны -- не может никто.
Бессмертный Хирон обратился к небесам -- и попросил смерти.
Боги даровали смерть бессмертному Хирону. И Хирон умер.

Интересно и то, что смерть Геракла произошла в точности так же, как смерть Хирона. Тоже от яда Ехидны, которого нельзя вытерпеть.
Геракл убил ядовитой стрелой кентавра Несса, который пытался похитить жену Геракла Деяниру.
Яд из стрелы впитался в хитон Несса.
Деянира хранила хитон Несса и передала хитон Гераклу, когда узнала об измене Геракла и хотела напомнить о себе, передав хитон.
Геракл облачился в хитон Несса, а яд из хитона проник внутрь через кожу.
Так Геракл отравился ядом Ехидны. Не имея сил терпеть мучения, сгорел в костре, который сам же и запалил.

То есть -- и Геракл был причиной смерти кентавра. И кентавр -- причиной смерти Геракла.

Если так вышло случайно, то это -- странная случайность.

74

Кстати, в греческой (римской) мифологии бывают временные парадоксы.
Хирон, убитый Гераклом, вряд ли мог бы быть воспитателем для Ахиллеса, который является представителем следующего поколения.
Соратниками Геракла были Пелей и Теламон, которые являются Ахиллесу отцом и дядей.

Кстати, с Ахиллесом -- вообще забавная история.
Предположим, что с Хироном ещё могло бы быть так, что Хирон успел повоспитывать малютку Ахиллеса до того, как его самого ранила стрела Геракла.

Но во времени Троянской войны есть большой парадокс: эпизод с яблоком случился на свадьбе Пелея и Фетиды, родителей Ахиллеса.
Последующее похищение Елены произошло вскоре после того, как случился эпизод с яблоком.
Потом -- началась Троянская война. И Ахилесс -- её активный участник.
А когда бы он успел повзрослеть?

Так ведь это ещё не весь временной парадокс!
В Троянской войне участвует сын Ахиллеса -- Неоптолем!
То есть вырос не только Ахиллес, вырос уже и сын Ахиллеса!

И такие временные парадоксы -- тоже указывают на то, что в греческой (римской) мифологии описываются события -- не исторические, а -- аллегорические.

То есть, возвращаясь к Хирону, можно сказать, что Хирон -- умер (от стрелы Геркулеса). Но он -- одновременно -- и не умер. Потому что после этого он ещё и Ахиллеса воспитывал.

75

В определённой степени, дар предвидения есть у каждого человека.
Каждый человек является пророком для себя самого, поскольку может предсказать свою судьбу.
Каждый человек может предсказать событие, которое с ним случится -- свою смерть.

Так что нет ничего удивительного в том, что Окиронея, дочь наставника Хирона, была провидицей.
Провидцы -- это, наверное, те, кто наблюдательны, и не закрывают глаза на последствия, к которым приведут те или иные события.
То есть провидцы -- просто видят события во всей их полноте и анализируют цепочку причинно-следственных связей.

Таким образом, Окиронея увидела и оценила -- возможности Эскулапа.

Превращение Окиронеи в кобылицу означает, видимо, вот что: сознание, увидев и оценив свои возможности, превращается в собственного помощника, становится средством передвижения,
используя которое продвигаешься по дороге познания, быстрее других.

Может быть, метаморфоза превращения в кобылицу выглядит как-то негативно (была человеком, стала животным).
Но... в этом нет ничего негативного.

Вообще, в "Метаморфозах" возможны любые превращения. Но обязательно превращения означают что-то плохое.

Метаморфозы -- это аллегории изменений, которые случаются с человеком. Можно извлечь пользу для себя практически из любого изменения.

76

И ещё хочу сказать о взаимоотношениях учителя и ученика.
Хороший учитель передаёт ученику всё своё знание, силы, энергию. Всё, что у него есть.
Тем самым, образно говоря, учитель лишается всего, что у него есть. Силы уменьшаются, энергия расходуется. Учитель стареет. К концу жизни знает меньше, чем знал на заре своей юности.
Учитель как бы умирает постепенно в своих учениках.
Учитель -- бросает семена своих знаний, как сеятель в почву, где почвой учителя -- является сознание его учеников.
И вот, что удивительно: учитель, умирая в учениках, продолжает свою жизнь. В своих же учениках.
Если учитель не станет щедро делиться своими знаниями, если задумает сберечь частицу своего сокровенного знания, то что станет с этим знанием?
Оно -- умрёт. Оно умрёт вместе со смертью учителя.
Единственная возможность сохранить знание состоит в том, чтобы им поделиться.

Так Хирон, воспитавший бессмертного Эскулапа, умерев, продолжает жить в сознании Эскулапа.

И у нас перед глазами -- множество примеров таких учителей, которые, умерев, продолжают жить.
Это -- и Гомер. И Овидий. И Пушкин. И Жуковский. И Ulis.

77

Теперь --  о воровстве Меркурием стад Аполлона.

Овидий. Метаморфозы.

Невиданное дело! Когда впервые прочитал об этом, сильно удивлялся: неужели воровство происходит не только в нашем мире, но и там, среди бессмертных ?! А интересно, на что надеялся Меркурий, уводя стада Аполлона? Неужели надеялся, что его бессмертный брат  (всеведущий, как и другие боги) не узнает, кто и куда угнал его любимых бычков?

Лично у меня подобное не укладывается в голове. И эта странность -- тоже указывает на аллегорию, на иносказание. Указывает на то, что здесь -- под воровством стад Аполлона -- подразумевается что-то иное. Это -- не то воровство, которое существует в мире людей. Это -- не захват чужого имущества.

Что же это тогда?

Трактовки могут быть разные. И не одна.

Например, трактовка может быть такой. Что представляют собой стада Аполлона? Это -- время. Что такое -- бык Аполлона? Это -- Солнце на небе. Сегодня на небе -- один бык Аполлона. Завтра -- другой. В течение жизни -- их много, целое стадо.

И воровство Меркурия означает -- потерянное время. Время жизни, которое прожито напрасно. То время, когда не было сделано ничего полезного. То время, когда человек не узнал ничего нового. И т.д.

Это время -- будто бы кто-то ворует из жизни человека. Образно говоря: "Меркурий ворует стада Аполлона".

Отредактировано avnucleus (2022-10-06 18:06:11)

78

В "Метаморфозах" говорится о старике Ватте, который был единственным, кто заметил, что Меркурий увёл быков Аполлона.
Кто это -- Ватт?
Говорится, что Ватт был сторожем кобылиц у царя Нелея.
А кто такой Нелей?
Нелей -- это царь Пилоса. Нелей -- это сын Нептуна. И он же, Нелей, является отцом Нестора, персонажа "Илиады" и "Одиссеи".

То есть, если быки Аполлона -- символизируют время нашей жизни в физическом мире, то кобылицы Нептуна -- символизируют время в волновом мире.
И тот, кто является стражем времени в волновом мире (старик Ватт), замечает пропажу времени -- в физическом мире.

Наверное, бывает и наоборот: если мы замечаем пропажу своего времени в своём мире, то можем догадаться, что это каким-то негативным образом сказывается на наличие нашего времени в волновом мире.

Другими словами, если время теряется, то оно теряется везде, что в волновом мире, что в физическом, что в мире Аполлона, что в мире Нептуна.

79

Собственно, можно считать, что старик Ватт -- это просто обычный человек. Мы с вами.

Старик Ватт -- это тот, кто -- замечает потерю своего времени.

Не всем людям свойственно ощущение, что время -- теряется, что время -- потеряно, что время -- упущено.

То есть, недалеко от истины то, что в "Метаморфозах" говорится о внимательном старичке, который только один и заметил пропажу быков Аполлона (а другие -- не видели).

Не все люди настолько чувствительны к потере своего времени, как старик Ватт.

"А! теряется и теряется. Ничего с этим не сделаешь".

80

Теперь -- о превращении старика Ватта в камень.

На первый взгляд, превращение выглядит, как что-то плохое: был человеком, стал -- камнем. Наказан за то, что -- хотел получить свою выгоду (сверх той выгоды, о которой он договорился с Меркурием).

Но мне кажется, дело тут сложнее. Мне кажется, что речь идёт не столько -- о наказании Ватта (хотя и этот смысл отметать не нужно), сколько -- об изменении Ватта: Ватт стал камнем, теперь -- он не исчезнет и не растворится. Поэтому, превращение в камень -- это не наказание, а -- награда (замаскированная под наказание).

За что же Ватта наградили (если это было наградой) ?

Нужно углубляться. Итак, старик Ватт -- заметил, что время его жизни -- расходуется напрасно ("Меркурий своровал стада Аполлона"). Затем, Меркурий договорился с Ваттом о том, чтобы Ватт -- никому не говорил о том, что заметил (о том, что его время теряется напрасно).

За молчание Ватта, Меркурий обещал Ватту несколько быков ("несколько дополнительных дней жизни"). Но Ватт -- не сдержал обещание. И рассказал о том, что видел ("о том, что время жизни расходуется напрасно"). За это -- его превратили в камень.

И о чём тут идёт речь?

Тут речь идёт -- о подвижниках. О поэтах, о писателях, о композиторах, об изобретателях. О тех, кто превращает время своей жизни, -- во что-то полезное.

От поэта -- остаются стихи.
От композитора -- музыка.
От изобретателя -- изобретения.
И т.д.

Все они -- возможно, заметили, как теряется время их жизни. Но они -- не стали молчать. Они превратили дни своей жизни -- в звук. И превратились -- в камни!

То есть, в конце концов, они (поэты, композиторы, изобретатели) -- остаются жить (не смотря на то, что умерли). Они -- стали камнями. Живут -- в стихах, в музыке, в изобретениях.

То есть, эта история (о превращении старика Ватта в камень) -- представляет собой забавный перевёртыш (в котором -- всё не так, как видится на первый взгляд).

Они (писатели, композиторы, изобретатели) могли бы послушаться Меркурия, и ничего никому не говорить ("о том, что время жизни расходуется напрасно, а и ладно"). Тогда бы -- они прожили спокойную жизнь (без тревог творчества), тогда бы -- Меркурий подарил бы им несколько бычков (дней, месяцев, лет подобной жизни).

Но они -- выбрали слово, звук (жизнь, связанную с творчеством, в самом широком его понимании), они -- не стали молчать. Тем самым, они -- отказались от награды, предложенной Меркурием (в виде нескольких бычков). И стали камнями -- памятниками самим себе!

Отредактировано avnucleus (2022-10-04 17:04:56)

81

Меркурий превратил в камень не только старика Ватта.
Ещё и девушку Аглавру превратил.

Легенда такая. Жили-были три сестры. Аглавра, Герса и Пандроса.
Меркурий полюбил одну из них. Герсу.
Аглавра позавидовала своей сестре.
Не хотела пускать Меркурия к ней.
Сказала: "не сойду с места!"
На что Меркурий сказал: "пусть так и будет".

И осталась Аглавра стоять, каменная. А Меркурий -- отбыл восвояси.
Причём, что странно, даже и о Герсе забыл.
Ибо легенда заканчивается на том, что Аглавра окаменела, а о том, что случилось дальше, Овидий не говорит. Словно так и надо.

В общем, есть три сестры. Аглавра, Герса и Пандроса.
Аглавра живёт -- в левых покоях. Герса -- в средних покоях. Пандроса -- в правых покоях.

Кто же они?

Думаю, что они, эти три сестры, олицетворяют собой время. Прошедшее, настоящее и будущее.

Меркурий -- влюбился в настоящее. Превратил в камень -- прошедшее.

82

Девушка Аглавра не пускала Меркурия к сестре не просто так.
Девушка Аглавра не пускала Меркурия к сестре -- из зависти.
То есть Аглавра -- позавидовала сестре.
Прошлое -- завидует Настоящему.

А почему Аглавра завидует?
Потому что -- Минерва вселила в неё зависть.

А почему Минерва вселила в неё зависть?
Потому что Минерва была рассержена на Аглавру.

А рассержена была Минерва за то, что Аглавра -- была любопытной и подговорила сестёр посмотреть, что находится в корзинке, которую Минерва наказала сёстрам хранить.
В корзинке же, которую Минерва приказала хранить сёстрам, находился Эрихтоний, будущий великий царь Афин, вместе со змеёй.

То есть -- Аглавра, которая символизирует собой Прошлое, открывает тайну, к которой богиня Мудрости (Минерва, она же греческая Афина) наказывает не прикасаться.
А что представляет собой тайна?
Человека-царя -- вместе со змеёю.
Некое переплетение разной природы: человеческое и животное.

Между прочим, эти сёстры (Аглавра, Герса и Пандроса) были дочерями Кекропа, человека двойной природы. У Кекропа было туловище человека и ноги змеи.
То есть, можно сказать и так, что, открыв тайную корзинку с Эрихтонием, сёстры увидели -- своего отца: человека и змею. Змея выползла из корзинки. Человек остался.

Опять же, когда двойной Кекроп рождает троих дочерей, это всё равно что: "два порождает три".

Овидий. Метаморфозы.

В общем, как-то много всего намешано в этой легенде, связанной с Аглаврой и её сёстрами.

Отредактировано avnucleus (2022-10-07 08:35:22)

83

В "Метаморфозах" говорится, что об обнаружении Эрихтония (дочерями Кекропа) рассказывает ворона ворону.

Овидий. Метаморфозы.

Ворона -- это спутница богини Минервы (Афины).
А ворон -- это спутник бога Аполлона.

Кроме истории об обнаружении Эрихтония, ворона рассказывает ворону свою историю.
О том, что она была царевной в Фокейской земле (где-то в современной Турции, недалеко от тех мест, где была Троя).
О том, что ей пытался овладеть Нептун.
О том, что за неё заступилась Афина, после чего, собственно, царевна превратилась в ворону и стала спутницей Афины.

В общем, сплошные загадки, которые требуют своего осмысления.

84

И -- несколько слов о рождении Эрихтония.

Дело было так. Минерву пытался оплодотворить Вулкан (то есть греческий Гефест). Минерва -- отвергла Вулкана. Семя Вулкана -- попало в землю. И от семени Вулкана -- родился Эрихтоний.

Тут, конечно, тоже... везде аллегории, то есть иносказания.

Кто такой Вулкан? Это -- бог Мастерства, бог Умения. А кто такая Минерва? Это -- богиня Мудрости.
Что означает ситуация, когда Вулкан пытается получить Минерву?
Это означает, что Умение пытается завоевать Мудрость.

Но Мудрость -- отвергает Умение.
Почему отвергает?
А потому что Мудрость не приобрести чем-то одним. Пусть даже великим умением -- Мудрости не завоевать.

Мудрость -- сама приходит к тому, к кому посчитает нужным прийти.

И вот Умение (пытавшееся овладеть Мудростью) изливает семя на землю.

И из семени Умения (желавшего овладеть Мудростью), из семени, попавшего в землю, -- рождается человек (обвитый змеями).

И почему-то... этот ребёнок, рождённый землёй... от семени Вулкана... оказывается у Минервы.

То есть... другими словами... Минерва, которая ранее отвергла семя Вулкана... приняла ребёнка Вулкана...

То есть... другими словами... Мудрость отвергает то, что Умение намеревается предложить Мудрости... Но Мудрость принимает то, что рождено Умением.

Мудрость не принимает семя Умения, но принимает -- плод Умения.

Овидий. Метаморфозы.

Ну, как-то тоже... всё очень мудрёно...

Отредактировано avnucleus (2022-10-07 10:32:58)

85

Получается, что когда три дочери Кекропа (Аглавра, Герса и Пандроса) обнаруживают Эрихтония, это означает, что Время (во всех своих ипостасях, Прошлое, Настоящее и Будущее) обнаруживает -- ребёнка Умения.

Ну, то есть, если тот, кто умеет, совершит что-то, достойное своего умения, то это деяние сохранится во Времени (окаменеет в Прошлом, будет известно в Настоящем, перейдёт в Будущее).

86

После того, как Меркурий превратил в камень Аглавру, начинается история похищения Европы.
Похищением Европы заканчивается вторая книга "Метаморфоз".

Напомню, что после того, как Меркурий угнал стада Аполлона и превратил в камень Аглавру, его призвал к себе его отец Юпитер и поручил отправиться в Сидонские земли и пригнать стада к морю.

Европа

Что? И зачем? Непонятно, но просьба — есть просьба.
Царское стадо уже отправляется к морю.
На побережье бежит, где обычно царевна
Любит гулять, в окружении нежных подруг.

Тут — сам Юпитер обличье быка принимает.
Звучно мычит. И со стадом смешавшись, резвится.
Мышцы тугие играют на шее здоровой.
Кожа белеет, как нежный, нетронутый снег.

Ясны глаза, а рога — словно два самоцвета,
И не бодлив этот бык, а спокоен и ласков.
Смирный такой, — изумляется дочь Агенора.
Очень красив, так и тянет к нему подойти.

Медлит немного. Затем подошла. Протянула
К морде цветы. А бычок её руки целует.
Чудо! Она веселится... А он белым боком
Падает. Так уморительно. Ласковый бык.

Грудь подставляет под нежные девичьи руки.
Рожки свои позволяет укутать цветами.
Может быть, сесть на него? Да проехать по полю.
Да насладиться... полётом, весельем, весной.

Села на спину его. О, невинность святая!
Даже не знаешь, какого быка оседлала!
Он побежал. По земле. По песчаному брегу.
По побережью. И дальше. По глади морской.

Страхом объята, глядит на косматые волны.
На покидаемый берег, на земли отцовы.
Рог ухватила, немея от смутной тревоги.
Ветер трепещет. Одежды неистово рвёт.

87

Так как девушка Европа подарила своё название части света, откуда развилась цивилизация нашей планеты, и, тем самым, девушка Европа незримо присутствует (своей невидимой частью) практически во всех делах, которыми занимаются европейцы, то неплохо бы рассмотреть легенду о похищении Европы чуть подробнее.

Прежде всего посмотрим, откуда её похитили и куда увезли. Говорится, что Европа была из Сидонской земли. Где это? Это -- нынешний Ливан. Примерно там, где находится город Сайда. А увезли её -- на Крит.

Овидий. Метаморфозы.

88

В истории похищения Европы не обошлось без Меркурия. Говорится, что Меркурий (по поручению Юпитера) пригнал стада в Сидонскую землю.

Вопрос: Зачем это было нужно Юпитеру? Зачем? И что это означает? Юпитер же вполне мог обойтись и без того, чтобы Меркурий пригонял куда-то стада. Юпитер мог бы и просто -- превратиться в бычка. И далее -- проделать всё то, что он проделал.

Видимо, загадка со стадами имеет то же самое объяснение, что и в истории похищения Меркурием стад Аполлона.

Что такое стада Аполлона? Это -- время. Похищенные стада означают -- потерянное время.

Но в истории похищения Европы появляется ещё один смысл. Оказывается, Меркурий может не только похищать стада. Но и -- пригонять стада!

Это -- хорошая новость!

То есть: время жизни может не только утекать напрасно. Но и -- приобретаться!

Что означают стада, пригнанные в Сидонскую землю? Они означают то, что царевна Сидонской земли (Европа) получила дополнительное время (то есть, сверх бычков Аполлона в её жизни появились бычки, которые пригнал Меркурий).

То есть эта царевна (Европа) -- представляет собой земного человека, который жизнь свою проводит с пользой. Того, кто не только времени не теряет, но ещё и -- приобретает.

То бишь, эта Европа -- это такой земной человек, который делает в своей жизни что-то такое, отчего у него появляются дополнительные возможности. Приобретаются знания, которые затем помогают в жизни. Или умения, благодаря которым жизнь становится легче и увлекательней. Нарабатываются сиддхи. Создаются произведения. Совершаются открытия. И т.д. И т.д.

И кроме того, в этом дополнительном стаде, которое пригнал Меркурий, где-то есть ещё особый бычок, в которого превратился сам Юпитер. А что это означает? Это означает, что однажды, Европа увидит этого бычка, проявит к нему интерес, и тот увлечёт её. То есть -- в жизни физического человека однажды проявится духовный человек. И между ними -- возникнет связь. Юпитер (духовный человек) похитит Европу (земного человека).

Овидий. Метаморфозы.

Отредактировано avnucleus (2022-10-07 15:44:16)

89

После истории похищения Европы, начинается третья книга "Метаморфоз". И начинается третья книга с истории Кадма, брата Европы, которого отец Европы отправил на поиски сестры.

Кадм

Ветер трепещет. Юпитер себя объявляет.
Сброшена маска быка... Вот и Крит показался...
...А удручённый отец ищет дочь безуспешно.
Кадму велит отыскать дорогую сестру.

Велено, чтобы не смел без сестры возвращаться!
Кадм обошёл все дороги, все земли, все страны.
В ближних краях был и в дальних, да только напрасно.
То, что похитил Юпитер, возможно ль найти?

Разве совета спросить у оракула Феба?
Молится Кадм. И оракул ему отвечает.
«Встретишь корову, не знавшую тяжести плуга.
Там, где возляжет, — Беотию-город построй»
.

Вот выбирается Кадм из Кастальской пещеры.
Видит телицу — без признаков рабства на шее.
Молча за нею последовал медленным шагом.
Мысленно Феба весь путь прославлял горячо.

Долго идут, миновали Кефис и Панову.
Наземь телица легла на траву молодую.
Кадм припадает к земле. И приветствует горы.
К жертве Юпитеру начал готовиться он.

Слугам воды повелел принести из пещеры.
Был там источник в лесу, где холодные воды
Звонко стекались в пещеру и там собирались.
Там же, в пещере, жил змей, ядовитый и злой.

Слуги в дубраву вошли и воды зачерпнули.
Только хотели тянуть, как из тёмной пещеры
Змей, извиваясь, себя обнаружил, шипящий.
И всех убил. Этих — ядом. Других — задушил.

Кадм удивляется: долго товарищей нету.
Сам поспешает в дубраву, взволнованный сильно.
Дротиком вооружён. И копьём. И отвагой.
Видит друзей, павших в битве с жестоким врагом.

«Либо за вас отомщу, либо тоже погибну!»
Думает Кадм. И кидает великую глыбу.
Змей содрогнулся, но справился с этим ударом.
Толстою кожей, как панцирем, был защищён.

Но чешуя не спасает от меткого дрота.
В теле ужасного змея застрял наконечник.
Раненый змей только древко сломал, извиваясь.
Но не сумел от железа избавиться он.

Боль досаждает ему. Вздулись жилы на шее.
Ярость мешает собраться и точно ударить.
Он напирает на Кадма, а Кадм ему в глотку
Смело направил копьё. И всадил глубоко.

Рухнул злодей. С оглушающим грохотом рухнул.
Кадм удивился размерам убитого змея.
Голос послышался вдруг, неизвестно откуда:
«Змеем окажешься в будущем скоро ты сам».

Чем объяснить этот странный таинственный голос?
Эхом сраженья? усталостью? действием яда?
Долго в себя приходил. Собирал свои мысли.
Дева Паллада пришла на подмогу к нему.

Кадму велела змеиные зубы посеять.
Странная воля богини, но Кадм покорился.
Землю вспахал, разрыхлил, взборонил и засеял
Семенем страшным, невиданным в здешних местах.

Вскоре — поверить нельзя! — показались росточки.
Шлемы железные, головы, плечи и руки.
Племя мужей щитоносных восходит над полем.
С грозным оружием, с яростью в черных глазах.

Новых врагов увидав, Кадм хотел защищаться.
Вдруг восклицает один: «не мешай нашей битве!»
И рассекает мечом одного из собратьев,
Тут же поверженным падает, дротом убит.

Только родившись, друг с другом воюют безумцы.
И погибают в кровавой безудержной рубке...
...Пять остаются в живых. Среди них был Эхион.
Бросив оружие, братьям он мир даровал.

Пятеро было помощников верных у Кадма
В деле постройки прекрасного нового града.
Были воздвигнуты Фивы, как велено Фебом.
Счастлив строитель, построивший город такой.

Мы называли бы Кадма счастливейшим мужем:
Тесть его Марс, а Венера была ему тёщей;
Много детей у него народилось достойных;
Но — кто поручится счастием будущих дней?

90

Небольшой комментарий по Кадму.

После истории похищения Европы, её отец, царь Агенор, отправил на поиск пропавшей дочери своих сыновей.

Причем, отправил со словами: «Ступайте и без Европы не возвращайтесь!»

Нормально? Дочь пропала. А отец говорит: "Раз такое дело, пусть и сыновья пропадают!"

Ну не странно ли? По мне: не просто странно, а -- очень странно.

А где странность, там -- аллегория. Брат ищет сестру, -- это аллегория.

Попробую порассуждать, что эта аллегория может означать (аллегория поиска сестры).

Ранее рассматривал историю Потопа, когда на Парнасе спаслись Девкалион и Пирра, муж и жена, которые приходились друг другу братом и сестрой (поскольку у них был общий дед Иапет).

Тогда же говорил об аналогии истории Потопа, о том, что

  • Девкалион соответствует мужской гамете.

  • Пирра соответствует ядру женской гаметы.

  • Спасение на Парнасе соответствует процессу оплодотворения и мейозу, первому делению образовавшейся зиготы.

Что происходит в процессе мейоза? В процессе мейоза появляется несколько клеток, которые имеют новый уникальный хромосомный набор. То есть, в результате мейоза формируется хромосомный набор нового человека. Ребёнка.

Что было до мейоза? Был Девкалион. И была Пирра. Брат и сестра.

Что стало после мейоза? Новый человек! Либо мужчина, либо женщина. Либо брат, либо сестра. Один из двух.

Предположим, что в результате мейоза сформировался хромосомный набор мужчины. То есть, в результате мейоза появляется — брат.

Где сестра? Её нет! Сестра исчезла! Сестру похитили!

Это — ещё один смысл мифа о похищении Европы. До мейоза были — брат и сестра. После мейоза остался — только брат. Где сестра? Юпитер превратился в быка — и похитил.

Что делать брату? Идти по миру. Искать сестру.


Вы здесь » Путь Одиссея » Путь Одиссея » Овидий. Метаморфозы.