СОКОЛ (Falcon – Финист – Феникс)
есть космический, родовой, обрядовый знаковый образ наследницы Гипербореи - Руси Великой, символ силы, мужества и зоркости (ясного видения) – главных качеств доброго молодца. В славянской мифологии Сокол-вселенское око восседает (в-ось-съдает) на Вершине Мирового Дерева. Сокол у древних славян — первоптица и первобог мира (мужская ипостась, дополняющая женскую – лебедицу, утицу). В Сокола перевоплощался, согласно легенде, Род, который влиял на судьбу богов и людей. Согласно древним поверьям Сокол это божество, родившееся от удара молнии, поэтому Сокол-Рарог есть знак Огня, Агни; «бег» огня по дереву сравнивали с сокольим полётом, а прилёт сокола – с началом дня. В древнеегипетских мифах бог света и неба Гор изображался в виде сокола (или человека с головой сокола). Бог Солнца Ра также представлялся в образе соколиных крыльев с солнечным диском. У скифов Сокол тоже был в большом почёте. Его значимость читается уже в названии, которое дали себе скифы – соколоты.
Помимо символа мужской богатырской красоты и отваги, Сокол также традиционный образ жениха в свадебном фольклоре.
В основе символизма птичьих перьев не только их невесомость, способность летать, но и их духовные качества. Сокол, орел, сова, ворон подобно человеку, но не в полной мере, способны задерживать нейтрино, поток гармоничных частиц Ярилы-Солнца, влияющих на умственную деятельность и нервную систему некоторых живых существ. Поэтому эти птицы наделялись мудростью и считались у наших предков помощниками богов. Носить перья в одежде, прическе означало у многих народов — принять в себя силы птицы, соприкоснуться с её трансцендентным, инстинктивным знанием; ее магической силой.
Образ сокола очень ярко представлен в русской традиции, причём не только в фольклоре. По новгородским былинам известен тип русского корабля – "сокол", в отличие от скандинавского "дракона" (драккар). В "Слове о полку Игореве" красной нитью проходит поэтический образ сокола. Примеров очень много...
«…стилизованные изображения Птицы, нанесенные на оружие, щиты, наконечники мечей и даже игральные фишки, а также выполненные в виде одежных застежек и ременных бляшек достаточно хорошо представлены в скандинавских и прусских дружинных захоронениях IX - XI вв., как на Севере Европы, так и на территории Древней Руси. По мнению известного исследователя геральдики историка В.И. Кулакова в скандинавской и балтийской дружинной среде изображения Птицы на оружии и иных предметах первоначально воспринимались, как сакральные обереги владельца, но позже они стали символизировать "знак социальной принадлежности воина-профессионала". (Сергей БЕЗЗАКОНОВ. «Трезубец-ворон Владимира»).
Всё это указывает на то, что перед нами не просто важнейший элемент традиционной символики, а скол некой глубинной национальной идеи…
«Взгляд этой птицы был способен увидеть в первобытной темени зарождение жизни. Сокол загнездился на прадереве и снес “яйце-райце”, из которого и произошел мир (Скуратівський, 1998). Его золотое оперение осветило вечную тьму. Сокол пустил мелкую слезинку, из которой появилось озеро живой воды. Он снес золотой желудь, из которого вырос прадуб — первое дерево. “Сокол”, “соколик”, “Финист-ясный сокол” означало на Руси ласковое прозвище доброго молодца, жениха. В Украине так поэтически называли любимого (“соколом прилинув”), красивых и сильных парубков, детей (“соколята”), даже матерей (“Соколихо-мати, коня не продати”). Нередко с соколами сравнивали казаков. Эта птица ассоциируется с такими чертами характера, как сила, отвага, верность, скорость и высота полета, острота зрения (Скуратівський, 1998).
Сокола входили в гербы городов и княжеских родов, играли огромную роль в дипломатических контактах Киевской Руси. Они были изображены на гербах украинских городов Сокаля, Соколова, Вознесенска (Панченко, 1996).
Как считает Т.А. Бернштам (1982), образ сокола у восточных славян обладает сложной многозначной символикой, в нем есть признаки древнейшего мифологического пласта, указывающего на связи с языческими божествами. Интересно, что сокол-балобан в языках западных славян называется “рарог”. Рарог — давний персонаж славянской мифологии. Это огненный дух, связанный с культом очага. Одним из его олицетворений был сокол. Предполагается его связь с древнерусским богом огня Сварогом (Мифы народов мира, 1980-1982).
Сокола, особенно ловчие, ценились очень высоко. Сага о Нибелунгах начинается описанием зловещего сна Кримгильды: два орла убили ее сокола, которого она вынашивала несколько дней. “На этом свете у нее не могло случиться большего горя”, — говорится в поэме. В песне о Сигурде светлый рыцарь Сигурд и темный рыцарь Куно добиваются руки Лизелотты Салернской. Она обещает выйти за того, чей сокол окажется лучшим при напуске на цаплю. В Исландии убивать кречетов строго запрещалось. По закону, действовавшему до 1752 г. за это карали смертью. Ловить кречетов могли только сами исландцы, получившие особые патенты на занятие этим промыслом. О добычливости ловчих соколов говорит древнее предание. С ними охотились дети Чингисхана. В конце недели они отправляли в Самарканд для раздачи народу по 50 верблюдов, груженых лебедями (Дементьев, 1951).
Интересно, что в одном из ханаанейских мифов битва Баала с богом Ямме описывается в терминах соколиной охоты: одна палица “словно сокол из его пальцев” слетает с руки и сгоняет бога с трона, другая настигает и ударяет в голову (Гордон, 1977).
У тюркских народов считалось, что отдавать или продавать ловчего сокола нельзя ни в коем случае, он равен душе хозяина и его жизни на земле. По представлениям народов Средней Азии, потеря на охоте ловчей птицы равносильна утрате ее хозяином души на какое-то время. В фольклоре подобные ситуации описываются многократно. Герой обретает покой и счастье лишь когда вновь находит потерянную птицу. По легенде, хан Золотой Орды Тохтамыш имел бесценную пару соколов, которые давали продолжение славной породе. Тамерлан смог победить его лишь после того, как получил несколько яиц от его соколов, чтобы вырастить подобных для себя и овладеть военным могуществом (Симаков, 1998).
О чеглоке у киргизов существует такая легенда. В давние времена жил прекрасный, благородный и храбрый юноша. Он горел желанием свершить подвиг на благо людей. По поручению своей семьи, хана, возлюбленной, он совершил немало геройских дел. Однако каждый раз он узнавал, что за даваемыми ему поручениями скрываются эгоистические интересы любимых и почитаемых им людей. Разочаровавшись в людях, герой обратился с просьбой к пророку, чтоб тот даровал ему полную свободу и освободил от служения человеку. Пророк обратил его в сокола…» gordo-orel.com›kult-orla/1.htmlв
Этимология:
СОКОЛ - в древнем славянском языке в варианте "sokolъ" (Булаховский, 1948). В большинстве славянских языков оно сохраняется практически без изменений: белорусское - сокол, украинское - сокiл, древне-русское, церк.славянское - соколъ, болгарское - сокул, сербохорватское сокф, словенское - sуkol, чешское и словацкое - sokol, польское sokу верхне и нижнелужицкое soko, литовское sгkalas, что указывает на глубокую древность происхождения. Этимология не совсем ясна и предлагаемые этимологическими словарями варианты малоубедительны. На наш взгляд, это название происходит от пра-славянского словосочетания so-kol - "so" - в значении "как, подобный", "kol" - "солнце, круг" в целом "как солнце, солнцеподобный". Мифология многих евразийских народов связывает этих птиц с высшим солнечным божеством. Название одного из видов так называемых благородных соколов "кречет" (см.), в русском языке имеет общий корень с названием высшего из божеств египетского пантеона бога солнца "Hr" (в русской транскрипции Гор). Близкий вариант встречается в арабском - sakr "охотничий сокол", но буквально то же "са" - как, "kr" - Кр, Гор, солнце; отсюда итальянское sagro, каталонское, испанское, португальское - sacre (Фасмер, 1996), французское sacret, немецкое - Sacker Falke -балобан, отсюда же вариант "сокол" от латинского корня *sac, (sacri) - в значении сакральный, священный, обрядовый, ритуальный и другие варианты в родственных языках в том же значении. Другие варианты этимологии слова "сокол", в частности, происхождение от и.е. корня *sok в значении - следовать, преследовать предлагаемое словарем П. Я. Черных (1994), вряд ли приемлемо. Скорее это вариант использования индоевропейского корня является вторичным, исходно образованием от вышеприведенного "kr" и связанного с использованием хищных птиц в охоте».
«Но из процесса падения редуцированных, происходившего в русском языке в Средние века, мы знаем, что редуцированный звук Ъ появился на месте звука полного образования О (иногда А), так что следующее, пятое состояние слова – это *СКОЛАВЫ или *СКОЛОВЫ. Я допустил, что падение редуцированных – более или менее постоянный процесс, идущий в каждом тысячелетии, то есть, что он мог идти и в античности. Казалось бы, я зашел в совершеннейшие дебри, откуда невозможно выбраться. Однако неожиданную поддержку мне оказала статья Б.А. Рыбакова «Новое прочтение Геродота» («Природа», 1977), из которой следовало, что примерно в четвертом веке до н.э. существовало славянское племя с название СКОЛОТЫ. Отличие от моего гипотетического слова *СКОЛОВЫ состояло всего в одну букву. Эта буква легко заменялась, поскольку притяжательному суффиксу славян –ОВ соответствовал притяжательный суффикс греков –ОТ (например, киприОТЫ, патриОТЫ и т.д.). Тем самым слово *СКОЛОВЫ греки понимали, как СКОЛОТЫ». (В.А. Чудинов. "Славянский тотем найден").
Отредактировано Марина (2011-12-04 17:19:08)