Итак - пишу полную трактовку.
Режиссёр - Юлий Гусман.
В ролях:
* Лев Дуров - Сан Саныч
* Мухтарбек Кантемиров - Рустам (озвучивал Александр Белявский)
* Полад Бюль-Бюль Оглы - Теймур
* Гамида Омарова - Телли
* Сергей Юрский - Пристав
* Гасан Турабов - Джафар
* Мирза Бабаев - Фарзали Бек
* Александр Шаровский - Петров
* Джангир Новрузов - Мардан
* Насиба Зейналова - мать Мардана
Итак - начало 20-го века(хотя как и в Матрице - описаны события происходящие Здесь и Сейчас. В данном случае - СССР - 80-е - перестройка) - первые кадры - циркачи Рустам и Сан Саныч. Тренируют выступление. Так сказать работа с внутренними энергиями. Про героев:
Рустам(один из предков(уже Азиатида), решивших воплотиться(хотя сложно так сказать - действие происходит в арканах посмертного бытия)) - выходец из Азербайджана, в своё время уехавший оттуда. Долго тренировался стрелять, драться, чтобы потом исполнить долг - кровную месть. В процессе тренировок и познания мира развился, уже сам считает кровную месть бессмысленным обычаем и приобрёл чёткие светлые принципы.
Сан Саныч(Финн, Белая Арктида) - бывший матрос, побывавший в Индии и познавший тамошнюю философию. Также знает боевые исскуства. Называет себя Индусом. То, что это Белая Арктида ясно из нескольких вещей. Во первых - индийская философия Сан Саныча. Во вторых - один из трёх русских в фильме.
Далее - Рустам говорит, что больна его бабушка, и что он собирается ехать в Азербайджан, чтобы её проведать(собирается воплощаться). Сан Саныч его отговаривает, напоминает про кровную месть. Рустам говорит, что на дворе уже двадцатый век(перевожу - "это было давно и цивилизация уже должна была перерости этот этап"). Сан Саныч решает ехать с ним.
Далее - Аркан 12 - подвешенный. Появление героев в этом мире. Они идут в театр. Слушают пьесу "Лейли и Меджнун"(есть такая, о несчастной любви) с Теймуром(о нём позже) в главной роли. Сан Санычу обзор заслоняет бандит Джафар(Сетх, про него позже) в шапке. Что характерно - заходит Джафар с кучкой "арапов" и ставит стул перед рядами со зрителями. Сан Саныч снимает с него шапку и ложит в сторонку. Джафар злится на него, но Рустам не даёт достать Джафару кинжал и предотвращает конфликт. Джафар говорит, что убил бы Рустама прямо сейчас, но любит музыку больше жизни. Уходит.
Джафар(Сетх) - бандит. Имеет достаточно большой клад(состояние) под землёй(будет ниже). То, что это Сетх ясно по нескольким признакам.
1.Его описание извозчиком.
- Вы знаете, кто это был?
- Нет!
- Джафар трехглазый!
- Бек?
- Почему бек? Пастух... Ночной пастух, а мы все его бараны. Кого хочет, острижет; кого хочет, зарежет...
- Понятно.
- Разбойник и вор...
- А ты не боишься, что был с нами?
- Чего мне бояться: с вами я боюсь, без вас - тоже боюсь. Простому человеку всегда надо бояться...
2.Он лысый и с бородой(как Черномор).
Неясно только несколько деталей:
1.Почему он Трёхглазый? Полагаю, что это намёк на всевидящее око. Либо на святую троицу.
2.Почему он любит музыку больше жизни? Это будет фигурировать не раз.
Далее - Аркан 13 - Смерть. Герои едут в повозке, за ними гонятся люди Джафара. Перед мостом Рустам хватает плуг у какого-то придорожного крестьянина и им собирает брёвна на мосту. По мосту становится невозможно проехать. Герои ушли. Происходит тот разговор с извозчиком. Аркан Смерть завершился.
Можно увидеть множество аналогий между крещением(во младенчестве) и этими моментами фильма. С крещением становится сложнее увидеть всю картину мира. Тебе подсовывают какого-то дядьку и говорят, что он его весь создал, да ещё и заслоняют обзор. Отказ от крещения тоже не сулит ничего хорошего.
Далее - Аркан 14 - Умеренность. Герои застигают похороны бабушки. Когда Рустам говорит, кто он - местный сразу вспоминает про то, что "его отец не отомстил и убежал как трус". Это уже второе обстоятельство(после Джафара), показывающее героям, что здесь ничего не изменилось в лучшую сторону.
Далее - конфликт влюблённого в Телли(Душа народа, Людмила если так можно сказать) Теймура(Народ, Человек, Руслан, опять же, если так можно сказать) и отца Телли Фарзали-Бека(правящая иерархия, Хиттида). Про Телли и Теймура сказать можно немного - основная часть их истории\личностей формируется\иллюстрируется в процессе.
Особого внимания заслуживает Фарзали-Бек(Хиттида). Во первых - его песня, данная выше. Во вторых - его стремление к внешней экспансии - он ищет нефть у себя на территории(это ещё при том, что инженер уверяет его, что "не похоже чтобв тут была нефть"), и претендует на соседнюю территорию Рустама, он стремиться выдать дочь за жениха-дурачка с богатыми родителями. Кстати - то, что он - Хиттида - подтверждает ещё характер его обращений к инженеру Петрову(о нём отдельно). Очень напоминает разговор старика с золотой рыбкой:"Гарантии оставь себе. Мне дай нефть.". Кстати - то, что на его участке нет нефти и единственное, что однажды идёт из-под земли - грязная вода, а на участке Рустама мало того, что должна быть нефть, так ещё он и единственный равнинный в этой местности и на нём бьёт горячий ключ - заставляет задуматься, что участок - это не участок, а нечто, выработавшееся в процессе эволюции.
Также заслуживает внимания полицейский пристав(Чёрная Арктида). То, что это Чёрная Арктида ясно из нескольких вещей. В первую очередь это один из трёх русских в фильме. Во вторую очередь - характер взаимоотношений с Фарзали-беком. Вроде как он должен здесь следить за порядком(как и кшатрии) - но он в большой мере дружит с Фарзали-беком, на порядок ему наплевать, пока он ему выгоден.
И последний, кого необходимо упомянуть - инженер Петров(видимо - более мелкий, по сравнению с Сан Санычем и приставом представитель Арктиды). Во первых - революционер, встречался с кем-то, находящемся здесь в ссылке, распространял запрещённую литературу среди рабочих. Всячески не любит местных Фарзали-бека и пристава, но сделать ничего не может, поэтому видимо и раздаёт запрещённую литературу. Видимо - более мелкий представитель Арктиды(опять-же - один из трёх русских), который видет всю неправильность здешнего мира, но сделать ничего не может.
Рустам и Сан Саныч приходят в дом, где Сан Саныч провёл детство. Теймур приходит к Фарзали-Беку свататься, тот отказывается(при этом - видно, что он относится к невесте, как к товару - не более). Теймур пытается доказать, что он не трус, на что Фарзали-Бек требует от него в качестве доказательства убить Рустама. Теймур согласен, что это жестокий обычай, но идёт на него ради Телли(что характерно - она одобряет это, видимо от безнадёжности). Здесь начинается пересечение с арканом 15 Дьявол. Сначала Дьявол - отправившийся на убийство Теймур. Ему не удаётся убить Рустама, тот его обезоруживает и, оказавшись повержен, он обсуждает с Рустамом свои проблемы. Рустам с Сан Санычем решают помочь Теймуру украсть невесту. Украсть её удаётся, но в погоне Сан Санычу приходится прикрывая товарищей сдаться. Его отправляют в тюрьму(Аид). Теперь - он прикованный к трону дьявола.
Фарзали-бек нанимает Джафара(Сетха, в этот момент дьявол - он), чтобы он убил Рустама и Теймура. Джафар соглашается, но за Теймура требует большую цену, так как тот хорошо поёт(снова упоминание).
Рустам, Теймур и Телли прячутся в горах и обнаруживают заложенную камнями пещеру с сокровищами, в которой и прячутся. Через некоторое время Рустам выходит осмотреться и обнаруживает банду Джафара, ищущую его. Он очень быстро прогоняет банду, но Джафар берёт одного человека в доме в заложники и угрожает убить. Рустам просит отпустить заложника и обещает жизнь. Джафар отпускает и выходит из дома. Рустам, не смотря на то, что имеет все возможности его убить - не делает этого, держит слово и отпускает. С одной стороны - Рустам выполняет закон "Пообещал - выполняй обещание". С другой - в данном случае этот поступок перевесили бы несовершённые дела Джафара. Хотя можно трактовать, что если бы он убил дьявола, то и сам бы им стал.
Далее - 16 аркан - Башня. Рустам возвращается в пещеру и туда возвращается, уже через свой ход(сверху) Джафар(напоминает момент, когда возвращается циклоп). Герои вынуждены бежать из пещеры на присмотренную Теймуром неподалёку башню. Здесь завершается аркан 15 Дьявол и начинается аркан 16 Башня. На специально заготовленной верёвке герои поднимаются на башню, закрепляются на ней и не дают бандитам залезть на неё Не дают они также и проломить дверь в башню тараном. Башня защищает от пуль. Бандиты собираются поднести веток и поджечь башню. В это время Сан Саныч осваивается в тюрьме и начинает учить боевым исскуствам местных. Кроме того, инженер Петров, напуганный угрозами пристава начинает бурить на территории Рустама. Но услышав о том, что они держатся на башне - оставляет бурение и идёт жаловаться приставу. Пристав утверждает, что тот неправильно понял, на что инженер отвечает, что будет жаловаться властям. В ответ пристав сажает инженера в тюрьму. От него Сан Саныч узнаёт о Рустаме и в тюрьме происходит мятеж. Заключённые вырываются на свободу и идут освобождать Рустама, Теймура и Телли. Теймур в этот момент поёт для Джафара перед смертью песню, во время которой тот опять таки говорит что-то вроде, что он хорошо поёт и говорит, что ещё чуть-чуть и я расхочу его убивать. Далее - говорит своим поджигать ветки на башне. Ветки поджигают, но в этот момент подходит толпа заключённых во главе с Сан Санычем и выручает героев. Аркан Башня завершается.
Далее - короткий аркан 17 - Звезда. Теймур и Телли селятся в Баку, Рустам и Сан Саныч покупают им цветы и говорят, что вынуждены уходить.
Далее - последний в этом фильме аркан 18 - Оккультная иерархия. Герои видят детей, играющих с ножиком, забирают у них нож и запускают для них бумажную птицу(по моему достаточно символично. птица символизирует душу(тем более, когда показывают, как она летит - начинает петься очень характерная песня(внизу), которую поют до самых титров). нож - путь разрушения). Далее - становятся на станции, ждут извозчика. В этот момент слышат свисток полицейского пристава и видят идущих к ним полицейского со своими, Фарзали-бека со своими с другой стороны и Джафара со своими с третьей. Со стороны Баку к ним бежит Теймур и они втроём становится вокруг столба и собираются обороняться. Фильм завершается.
Песня
Вот человек рождается на свет,
Рождается еще одна мечта,
Но лишь одна судьба - то плачь то смех,
Еще одна любовь и красота,
И не было похожего во век,
И больше уж не будет никогда,
Рождается на свете человек,
Рождается еще одна мечта.
припев:
Спрячу в ладонь новорожденный огонь,
Он к утру не погаснет на ветру
Спрячу в ладонь новорожденный огонь,
Он к утру не погаснет на ветру,
Он к утру не погаснет на ветру.
Вот человек рождается на свет,
И в мире прибавляется тепла,
Но если вдруг тепла на свете нет -
Сжигает человек себя до тла.
Не прервала бы только кровь свой бег,
Жифому сердцу только не остыть,
Рождается на свете человек,
Расти, рождать и самому растить.
припев
Вот человек рождается на свет,
Он продолжает жизни торжество,
И первый крик - его простой ответ,
Всем стам смертям нацеленным в него.
Ни злу, ни смерти в мире воли нет,
В нем ночь хозяйка только до утра,
Рождается на свете человек,
Земной творец и жизни и добра,
P.S. Сначала думал выложить скрины всех героев, но по моему это излишнее.
1. Джафар. Лысина и борода.
2. Полицейский пристав. Чёрная Арктида. В конце фильма. Высока, Стройна, Бела.
Отредактировано DartMol2 (2009-05-08 19:21:11)