ТРУБАДУР БЕЛОЙ БОГИНИ

«Змей, лев и орёл стали выступать в цирке. Вол, лосось и вепрь — продукция консервных заводов. Конь и борзая участвуют в бегах и на них держат пари. Священный лес отправляют на лесопильню. Луну презирают как сгоревший спутник Земли, а женщину считают «неполноценным гражданином государства», в котором на деньги можно купить всё, кроме истины, и всех, кроме истинного поэта» — эти слова принадлежат Роберту Грейвсу, одному из самых удивительных людей прошлого века, поэту, прозаику, исследователю и мистику. И к каждому из данных определений можно добавить — «истинный». Его называли «величайшим из ныне живущих поэтов Англии», он был кавалером Королевской Золотой медали поэзии, заслуженным оксфордским профессором литературы... и умер почти в полной безвестности на Майорке, полунищий, потерявший память девяностолетний старик, отдавший всю свою жизнь таинственному идеалу, прекрасному и страшному образу Богини, единой и единственной.

Навязчивая и мучительная порой мысль о Белой Богине и её священном дереве Олдер, чёрной ольхе, не оставляла Грейвса ни на минуту в 1944 году, когда он писал роман о Ясоне и аргонавтах. В это время на его письменном столе стояла маленькая латунная коробочка со странным изображением на крышке. В коробочке писатель хранил ещё одну необычную вещь — тоже латунную фигурку горбуна, играющего на флейте. Через десять долгих лет Грейвс узнал, что рисунок на крышке коробочки изображал африканскую Тройственную лунную Богиню Нгаму, и что горбун являлся ни кем иным, как герольдом королевы-матери африканского государства, род которой напрямую восходил к Нгаме.

В 1946 году Грейвс вернулся на Майорку. И удивительные совпадения продолжали громоздиться одно на другое. Умер его сосед антиквар и завещал Грейвсу разные маленькие вещички, среди которых была фигурка, похожая на мумию, с одним глазом. Позже он обнаружил, что эта мумия символизировала жертвоприношение Белой Богине. Его друзья, ничего не знающие о новой книге, подарили Грейвсу кольцо, на котором было изображение трёх основных символов культа: оленя, Луны и зарослей.

Когда «Белая Богиня» была закончена, писателя продолжали преследовать странные, если не сказать, жуткие события. Вернее, жуткими, они оказались для других. Первый издатель, которому Грейвс предложил свой труд, отверг «Белую Богиню», вскоре после чего внезапно скончался от сердечного приступа. Со вторым произошла история покруче. Тот прислал писателю очень грубый ответ и поплатился за это самым чудовищным образом. Однажды ночью он оделся в женское платье и нижнее бельё и повесился на дереве в своём саду. Скорее всего, он был из нередко встречающейся породы извращенцев, получающих мазохистское удовольствие от удушения, и гибель его могла быть случайностью, так сказать, увлекся и вовремя не остановился. Или ОНА затянула петлю на шее «презренного»?

А что же случилось с тем, кто принял и опубликовал книгу? Всё предельно ясно. Благодарность свыше. Т.С. Элиот, издатель «Белой Богини», не только с лихвой вернул вложенные деньги, но и получил орден Почёта.

«Белая Богиня» — это чрезвычайно трудная и запутанная книга, но ей невозможно не очароваться. Грейвс ничуть не преувеличивал, когда утверждал, что овладел древними секретами. Он и на самом деле натолкнулся (или его подтолкнули?!) на целую систему знаний, столь же сложную, как современная физика, но имеющую иное, «лунное», слишком отличное от «солнечного», происхождение. И проделал он это, используя единственно поэтическую интуицию.
Белая Богиня — Великая и Ужасная, способная родить и убивать, всегда была и кумиром поэтов-мистиков, где бы они ни рождались. Александр Блок, со своей Незнакомкой и Белой Маской — родной брат Роберта Грейвса, поставивший на пьедестал Вечную Женственность, но это уже другая история...