Путь Одиссея

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Путь Одиссея » Искусство » В.М. Васнецов "Три богатыря"


В.М. Васнецов "Три богатыря"

Сообщений 1 страница 23 из 23

1

Случайно задумался над смыслом этой картины, символизирующую нерушимость русских границ.
Первое, что пришло на ум - это имена богатырей и их расположение. Первый Добрыня Никитич - славянское имя и отчество. Значение имени и отчества в совокупности - "удалец нападающий". Он явно славянин. Он явно готов кого-то атаковать. Конь его тоже на взводе.
В центре, самый могучий - Илья Муромец. Имя Илья - еврейское. Означает "Божья сила" или "Божья крепость". Есть еще одно толкование имени Илья. Это означает «воинственный, охраняемый богом громовержцем». Этот внимательно смотрит и оценивает ситуацию. Конь тоже как бы раздумывает, уклонив голову в противоположную сторону.
Третий Алеша Попович. Алексей имя греческое - означает "защитник". В нем есть какое-то лукавство и нерешительность. Голова немного отвернута от общего направления взора всех троих , но глаза смотрят в ту же сторону, но создается впечатление, что смотрит он в спину Илье. Лицо не напряжено, в отличие от лиц своих напарников, а немного лукаво. Именно на его головном уборе красный флажок. Для битвы это может быть опознавательным сигналом для кого-то, что он свой.
Конь Алеши тоже стоит в странной позе какого-то заговора. Опять же оружие он приготовил  перед сечей вовсе не то. Одна стрела и лук. Годно только для того чтобы выстрелить один раз и может быть кому-нибудь в спину.
У Алеши плюс ко всему соответственное для этого прозвище - Попович. Весь его образ отдает чем-то византийским, заговорщическим.
Если по рассуждать в этом контексте - кто здесь лишний, кто первым должен пасть в предстоящей схватке. Конечно, русский дух, русская пассионарность, русское нападение - это Добрыня Никитич. Может быть ему и была предназначена эта приготовленная, но не вставленная пока в лук  стрела предательства.  Хотелось бы понять еще значение гуслей, взятых с собой в дозор. Не праздновать ли потом пир на досках положенных на тела убитых русских героев, как это произошло после битвы на Калке.
Затем, кто враг сей, на которого Добрыня уже приготовил меч? Если судить про то, что смотрят они все вправо, то логично предположить, что враг этот идет с востока.
Империя российская, как известно расширялась на восток. Именно туда и готовится нанести удар славянское "удалое нападение". Но принесет ли это ему пользу, имея за спиной таких союзников - это вопрос, на который история уже дала свой ответ.

2

KovalArt написал(а):

Вы случайно не смотрели это шоу?
http://www.youtube.com/watch?v=OyFEGQJ0p8w
Уж больно все сходится.

Я это не смотрел, но теперь у меня еще больше складывается впечатление, что мои мысли где-то рядом с истиной. Сам В. М. Васнецов (в письме к П. П. Чистякову) описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?» Но это версия официальная. Конечно, что подразумевал на самом деле Васнецов мы вряд ли узнаем, но если внимательно присмотреться ко всему его творчеству, то мистика там точно есть.
А все официальные рецензии "наших" доблестных искусствоведов, обслуживающих власть, как правило, гроша ломанного не стоят. Мы знаем, как они формируют шаблоны в головах людей еще со школьной скамьи. Если хочешь зайди по ссылке, где описаны на примере Гоголя, Пушкина, Достоевского ряд таких шаблонов с детских лет внушаемых нам: http://www.russiandialogi.com/press/gog … st-pervaya 
Статья из двух частей. Обе выложены на сайте.

С уважением!

Незнайка всего потустороннего.

3

Neznaika написал(а):

А все официальные рецензии "наших" доблестных искусствоведов, обслуживающих власть, как правило, гроша ломанного не стоят. Мы знаем, как они формируют шаблоны в головах людей еще со школьной скамьи. Если хочешь зайди по ссылке, где описаны на примере Гоголя, Пушкина, Достоевского ряд таких шаблонов с детских лет внушаемых нам: http://www.russiandialogi.com/press/gog … st-pervaya
Статья из двух частей. Обе выложены на сайте.

Сразу вспомнилось изречение Сиддхартхи Гаутамы:
Не доверяйте тому, что вы слышали; не доверяйте традициям, так как их передавали из поколение в поколение; не доверяйте ничему, если это является слухом или мнением большинства; не доверяйте, если это является лишь записью высказывания какого-то старого мудреца; не доверяйте догадкам; не доверяйте тому, что вы считаете правдой, к чему вы привыкли; не доверяйте одному голому авторитету ваших учителей и старейшин. После наблюдения и анализа, когда он согласуется с рассудком и способствует благу и пользе одного и каждого, тогда принимайте это и живите согласно ему.

Отредактировано KovalArt (2011-02-25 23:00:03)

4

В.М. Васнецов "Три богатыря"

Через год после публикации этой статьи на своем сайте, вновь внимательно стал изучать картину. И новые мысли и впечатления. Первое, на что упал взгляд и впечатлило - это глаз коня Ильи. Из трех коней - это наиболее выразительный, разумный, эмоциональный глаз. Он по центру картины и первое, что видишь - это этот глаз. Там то ли испуг, то ли на разворот. Короче, говорит и показывает всем видом конь, ну  его на хрен...!
Далее: цвета коней. Конь Добрыни - чисто белый. Цвет невинности и добра. Конь Ильи - черный, но с белой нижней частью задней ноги со стороны Добрыни. Это либо частичная ассимиляция, временный союз, либо индийское изображение символов добра и зла, где в черном секторе белая точка.
Конь Алеши - рыжий. Выражения глаз у коня не  видно совсем. Это явно подчеркнуты обман и предательства. Рыжие в России всегда не в чести. У коня тоже задняя, но уже дальняя от Добрыни нога белая. Немного есть белого и на передней ноге в районе копыта.

У меня сложилось впечатление, что кони в картине играют даже более существенную роль нежели чем сами всадники. Но я не могу нащупать ту самую истинку. Если кто поможет буду сильно благодарен.

В.М. Васнецов "Три богатыря"

В продолжение темы о картине "Три богатыря". Картина называется "Бой скифов со славянами". Можно сказать, что это продолжение "Трех богатырей" именно в том ключе, что описал я в первом посте. На заднем плане Добрыня, а на переднем Илья. Все-таки он решил принять бой и вот-вот его проткнет копье.
Правда скифами названы простое русское мужичье, явно промышляющее бандитизмом в степи. Таким отдали власть в 1917 году. Так-что картину можно также рассматривать как предупреждение того, откуда идет опасность для России. Она идет всегда изнутри. Ее нельзя завоевать снаружи. Она очень большая. А вот изнутри, имея таких союзничков, типа изображенных скифов - всегда пожалуйста.
А дальше еще одно продолжение серии о богатырях

В.М. Васнецов "Три богатыря"

" Витязь на распутье". Точнее: Добрыня на распутье. Еще точнее: Русские на распутье, вооруженные оружием Ильи (палица, копье). На своем же белом коне и в своих же сапогах (см. "Три богатыря")

А вот судьба Алеши из этой серии непонятна. В "Битве славян со скифами" чья то стрела на заднем плане проткнула шляпу скифа. Но может я еще упустил какую-нибудь картину Васнецова!?
Что-то можно нащупать в картине "После побоища Игоря Святославовича с половцами" но... боюсь, что там немного "за уши притянуто будет". В картине "На распутье" у Добрыни так же появилось и Алешино снаряжение: колчан со стрелами. А лука вот нет. Не много ли вооружения тащит на себе Добрыня?

Прошу прощения, что неудачно расположил в порядке очереди картины. "Три богатыря" должны быть первыми.

Отредактировано Neznaika (2013-05-11 11:08:16)

5

Neznaika написал(а):

Если по рассуждать в этом контексте - кто здесь лишний, кто первым должен пасть в предстоящей схватке.

Лишние на картине Алеша Попович и Илья Муромец. Добрыня Никитич готов сражаться, за что и будет вознагражден. На картине "Витязь на распутье" он один вышел победителем

Neznaika написал(а):

Если судить про то, что смотрят они все вправо, то логично предположить, что враг этот идет с востока.

Жест правой руки Ильи Муромца может указывать на то, что враг находится очень далеко или блики от многочисленных лат врагов его слепят.

Neznaika написал(а):

это наиболее выразительный, разумный, эмоциональный глаз.

Кони могут символизировать личность наездников.

Neznaika написал(а):

У меня сложилось впечатление, что кони в картине играют даже более существенную роль нежели чем сами всадники.

У коня Добрыни Никитича голова поднята выше всех. В глазах виднеется решительность, смелость и отвага, и чуть-чуть даже какой-то фанатизм.

Neznaika написал(а):

Конь Ильи - черный, но с белой нижней частью задней ноги со стороны Добрыни.

Возможно, конь Ильи это переходная форма от простого к сложному, от тьмы к свету или от зла к добру. Как-то так.

Отредактировано KovalArt (2013-05-11 17:34:04)

6

KovalArt написал(а):

Лишние на картине Алеша Попович и Илья Муромец. Добрыня Никитич готов сражаться, за что и будет вознагражден. На картине "Витязь на распутье" он один вышел победителем


Что-то не похож он на победителя на последней картине. И конь голову низко склонил. Видать "пиррову победу" одержал Добрыня. Впрочем оно так по жизни и есть.

7

Третьяковка и Русский музей, друзья
иначе вы Незнайку не услышите

8

Neznaika глубоко всматриваешься, но можно еще глубже. Попробуй как в кинозарисовках "Сны Акиры Куросавы". С позиции описательных техник кастанеды это переход на второе внимание - Сновидение на яву и погружение во внутрь картины. Причем важны ощущения: запахи, звуки, температура воздуха. Погуляй там. И можно понять зачем ты зацепился за этот срез реальности Васнецова. Что ты хочешь понять через эти образы. Истинка может быть для тебя где-то там рядом. И вообще хорошая практика развивать правое полушарие. Потом пригодится в моделировании сновидческой реальности.

9

Может здесь зашифрованы три эпохи эволюции страны и народа? Слева - направо.
Если мы - зрители, находимся на Севере, то слева у нас - Восток - справа - Запад. Солнце и движение времени идет слева - направо.
Добрыня Никитич - дохристианская Русь.
Илья Муромец - христианская.
Алеша Попович - советская и постсоветская.
Ты правильно заметил, что у Алеши красный флажок на шлеме и рыжая, еврейская масть коня. Оружие - подлое, ибо копье, булава и меч Добрыни и Ильи - это орудие ближнего боя, а лук - дальнего и часто из засады. Кроме того - на груди и Алеши - явний Наперстник иудейского первосвященника! http://en.wikipedia.org/wiki/Priestly_breastplate
Если Конь - это Атман, то у Добрыни он смотрит смело вперед, прямо и двумя глазами. На Хомуте коня - солнечно-лунная символика.
Конь у Ильи - одним глазом, правым, что соответствует...На хомуте и на челе - не знаю как это называется - явно христианские символы - треугольник и три основы христианства в виде подвесок.
У Коня Алеши глаз почти не видно, вернее это тоже один глаз - Левый и смотрит он вниз на землю, что также характеризует эпоху - кондового материализма.

Далее Конь Добрыни Белый - Конь Ильи - Черный. Острие копья Ильи направлено точно в грудь коня Добрыни - то есть Илья убивает Атмана Добрыни. А далее Алеша стреляет в спину Илье. У Алеши к тому же красные сапоги и обшлага - очевидно символизируют то, что его руки будут по локоть в крови и ходить он будет в сапогах по лужам крови, - а именно так и было в годы красного террора в подвалах ЧК.
Если проследить направление линии соединяющей глаза коней - а глаза как раз выражают жизненную силу, то явно виден полный упадок жизненных сил, вплоть до полного вымирания.
На Земле - слева в начале так сказать - в Основе - Камень, под конец эволюции - чахлые елочки и одуванчики. Сдунул и нет его.
Причем, если мы знаем, что Ель - это древо реинкарнации, и символ энергоканалов - то уже справа от Ильи мы видим три чахлые и несимметричные елочки. Справа от Алеши их чуть побольше - около восьми, но тоже ассиметричные и убывающие в росте и пышности со временем.
Далее - есть линия у копыт коней - это нечто вроде пригорка, за которым виден небольшой ров, на котором и стоит конь Ильи а ров символизирует разрыв с прошлым - вначале идет подъем, а потом спад.
Вначале все было Белое, затем все стало Черным, за исключением правой ноги Коня Ильи, затем - рыжим, еврейским, а белое стало Левым.
Есть еще одна деталь в Будущем - это могильный камень на пригорке сзади Алеши и Орел летящий вправо по движению Солнца - возможно это символизирует конец старой эпохи и начало новой.
Не думаю что Васнецов имел в виду все это, когда писал картину. Но интуиция гениального художника подсказала все образы и динамику действия. Хотя мы видим тут статику. Движение по времени воображаемое.
Кроме того, возможно что под Добрыней Васнецов имел в виду Руслана, под Ильей - Рогдая, а под Алешей - Фарлафа.
Все три Витязя смотрят в Прошлое - Будущего, в том числе и своего -  не видят.

10

Neznaika написал(а):

" Витязь на распутье". Точнее: Добрыня на распутье. Еще точнее: Русские на распутье, вооруженные оружием Ильи (палица, копье). На своем же белом коне и в своих же сапогах (см. "Три богатыря")

Да скорее всего эта картина пророческая, о современном времени. Очень многие детали совпадают, в том числе и могильный камень по ходу движения Времени. Кстати у витязя за спиной - еще и колчан со стрелами от экипировки Алеши Поповича. Костные останки Человека и Коня - это скорее всего Илья и его Атман, пожраный черными воронами. Копье опущено вниз, голова коня и витязя тоже вниз - что означает полный упадок жизненных сил. Все результаты векового братоубийства. Ибо острие копья как раз направлено на останки Коня - Атмана. Мы видим явный Закат и Конец Дня - Эпохи. Куда идти - решительно не известно.

11

Ждёшь оценок Ulis?! ;)
Мне понравилось.
Хороший анализ.

12

Ulis написал(а):

Да скорее всего эта картина пророческая, о современном времени. Очень многие детали совпадают, в том числе и могильный камень по ходу движения Времени


Камень нам указывает на то, что мистерия двух картин "Три богатыря" и "Витязь на распутье" происходит в одном и том же  смысловом поле, но через которое проходит некая метафизическая граница, установленная камнем. Но камень лишь один из общих элементов. Второй элемент - птица, пролетающая чуть в стороне от него. Заметьте в "Трёх богатырях" мы видим птицу сзади, а в "Витязи" спереди, но направление полёта птицы одно и то же. А значит птица обозначает и общее поле времени для двух картин.

Ulis написал(а):

Кстати у витязя за спиной - колчан со стрелами от экипировки Алеши Поповича.

Ну почему  экипировка только от Алёши. А палица от Ильи? А также скорее всего и его копьё. Так как различия в двух копьях минимальны. И это можно отнести на небольшой огрех художника. Что касается Ильи и Алёши. Ну во первых копье тоже можно использовать как оружие дальнего боя, хотя конечно и не такого дальнего как у стрелы. Но из засады им тоже вполне можно воспользоваться. Во вторых, у Ильи тоже есть колчан и стрелы. Присмотритесь, прямо за палицей торчат оперение стрел. В третьих, не надо только Алёши приписывать чекисткие подвалы. У Ильи они тоже имеются.

В гости ехали к боярам во дворы.
Загуляли по боярам топоры.

Говори да приговаривай
Топорами приколачивай. Жги жги жги.

Раскололи те ворота по палам
Ходят чаши золотые по рукам.

Говори да приговаривай
Топорами приколачивай. Жги жги жги.

Ну а  после с похмелья  домой пошли
Они терем этот за собой сожгли.

Говори да приговаривай
Топорами приколачивай. Жги жги жги.

Что касается куда богатыри смотрят. Былины нам прямо отвечают на этот вопрос.
"Направо пойдешь коня потеряешь, прямо пойдешь голову потеряешь, налево пойдешь и коня и голову потеряешь". То бишь выбор не велик. Либо погибнет Твоя атма, либо Ты сам - твоё ныне воплощенное Я, либо то и другое вместе. Решили пойти по наиболее легкому, правому  пути. И вот к чему пришли. А ведь надо то было повернуть налево. Ибо этот выбор и был самый правильный. В горе и радости вместе со своей душой, в жизни и в смерти едиными оставаться быть. Не разлучаться друг с другом. А там глядишь, и не всё что на камнях пишут сбывается. Ибо любовь преодолевает любое пророчество.

Отредактировано Зелёный VS (2013-05-12 12:26:16)

13

В.М. Васнецов "Три богатыря"
"Согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 33-х лет (возраста, в котором погиб и воскрес Христос) «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Кто они — во всех советских изданиях опущено; в дореволюционном же издании былины считается что «калики» были Христос с двумя апостолами.[6] Калики, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище»[1]. Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После, старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. После, Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-ка ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру."
Здесь явно прослеживается связь Ильи с иудо-христианской религией, кстати заметьте, на позднем изображении Ильи Муромца, в руке у него уже не булава, а плеть.

14

Зелёный VS написал(а):

Во вторых, у Ильи тоже есть колчан и стрелы.

Да, одна голова хорошо, а четыре глаза лучше. Не заметил вначале.
Оружие Добрыни - честное, только для ближнего боя, лицом к лицу. И Ильи уже копье и стрелы - уже подлости побольше, ну а у Алеши так и вовсе только лук, хотя меч тоже есть, но для добивания раненного. К тому же тут важно, что лежит в руках, чем орудуют витязи.

15

Ulis, хорошая трактовка. Мне понравилось.
Ещё добавлю, что возможно оружие у богатырей отражает форму государства и так сказать активной политики на тот или иной период. Булава Добрыни (как ты выразился самое честное орудие) - военная демократия, родовые общины и с врагом боролись честно рать на рать. Копьё Илиь - централизованное московское/романовское государство, сильная власть, война регулярной армией и используя ресурсы государства как резерв. Лук и стрелы Алёши (как ты сказал самое хитрое оружие)- "прелести" большевиков и комми: переворот в Питере (удар в спину), рай для особых служб и слежка за всеми, хитрая и лживая пропоганда, в военном плане ЯО. То что у Добрыни на последней картине в руках копьё а за плечами стрелы тоже показательно - намёк на то что если Русь и возродится, то она уже не будет прежней и чтобы выжить ей придётся перенимать наработки более поздних эпох.

16

Ulis написал(а):

И Ильи уже копье и стрелы - уже подлости побольше, ну а у Алеши так и вовсе только лук, хотя меч тоже есть, но для добивания раненного. К тому же тут важно, что лежит в руках, чем орудуют витязи.


Это понятно. Дело в другом. Илья только потому лучше Алёши, что каждая предыдущая формация на порядок более русская (гиперборейская) чем последующая.  Уж на что белогвардейцы плакали, что - "Пропала Россия!" И не знали родимые, что им в этом плане здорово посчастливилось, что они не дожили до Путина.  А то советская власть - Хе!  Посмотрели бы эти белогвардейцы советский фильм  "Не ходите девки замуж", особенно сцену где всё партийное руководство района поёт

Что может быть лучше России
Черемух в цвету как в снегу
И речки что лентою синей
Лежит на зеленом лугу
Спросите у рощи весенней
Где ночью не спит соловей
Что может быть лучше России
Единственной песни моей.

Отредактировано Зелёный VS (2013-05-12 16:01:18)

17

Tri BogAtyrya i Tri KON YA .

Пиши русскими буквами. Когда ты пишешь русскими тебя не понять, а тут вообще черт ногу сломит. Пост удалю.

18

Добавлю отсебятины:
Если уж придавать каждой мелочи значение, то у Добрыни на груди виднеется нечто вроде креста. За бородой не видать.
Кстати, если борода это связь с родом, корнями и предками, то у Никитича она русая (рус, Арктида) и самая длинная из всей троицы. У Ильи уже покороче и с проседью (Да и сам Илья уже с прожидью) А вот Алеша уже совсем почти безбородый - имеется только небольшая щетина, а значит связь с предками практически отсутствует. Попович - сын попа (поп - прах отцов предавший), скорее всего и сам предатель. Все вооружение (скифский лук, стрелы, сабля) его говорит о том, что он конный лучник, кочевник, южанин, возможно даже потомок хазар-иудеев. Кроме того на шлеме имеется намек на арабскую вязь, а наносник  исполнен в виде византийского купола.
Далее, щит Добрыня держит наготове и способен, если что, прикрыть себя и товарища от вражьей стрелы. Щит  Ильи массивнее и тяжелее, но висит сбоку на руке. То есть Илья  еще в раздумьи - принимать бой или нет, нападать или обороняться. Хотя сам уже невольно защищает себя от Поповича. А вот у Алеши щит за спиной, хоть его и не видно почти. И защищаться Алеша явно не собирается. Для него естественная защита - это широкая спина и конь Ильи Муромца. И Добрыня в придачу. Если уж враг и откроет огонь, то первыми под обстрел попадут как раз Илья с Добрыней. А может уверен, что по нем стрелять не будут, так как свой, или подкуплен.

19

Древний написал(а):

Если уж придавать каждой мелочи значение, то у Добрыни на груди виднеется нечто вроде креста.

С таким же умпехом это может быть Оберег, амулет, какие носили до проклятого 988.

Древний написал(а):

Попович - сын попа (поп - прах отцов предавший)

Всё так. Ещё и взгляд у Алёши Поповича единственного из троицы какой-то лихой, можно сказать подлый, по лицу видно что замышляет недоброе.

20

Neznaika написал(а):

Хотелось бы понять еще значение гуслей, взятых с собой в дозор. Не праздновать ли потом пир на досках положенных на тела убитых русских героев, как это произошло после битвы на Калке.


Улис, спасибо за подробный анализ! И все-таки, зачем Алеше гусли? Не намек ли на участи впоследствии в формировании культуры? Той, что мы имеем сейчас, а именно культа артиста, лицедея, певца, клоуна и шута?
Кстати  картина "Бой славян со скифами" думаю стоит второй в этом цикле. Здесь появились как раз те, кого они видят еще издалека. А именно основная движущая сила большевизма и союзники Алеши - чернь, разбойники. Впечатляет погибающий молодой разбойник, лежащий в траве и из последних сил целящийся то ли в Илью, то ли в самого "бога". Напоминает всех этих Павок Корчагиных, Павликов Морозовых т.е. молодое обманутое поколение.

Третьей картиной из этого цикла можно поставить, хотя и с большим натягом "После побоища Игоря Святославича с половцами"
Если Улис сможешь проанализировать и связать, то буду благодарен. Я интуицией  чувствую связь всех этих картин, но эта как-то выпадает.

В.М. Васнецов "Три богатыря"

И уже заключительная картина "Витязь на распутье"

Отредактировано Neznaika (2013-05-15 02:27:59)

21

Neznaika написал(а):

"После побоища Игоря Святославича с половцами"

Два коршуна в Астрале бьются - кому достанутся Души погибших.

22

Neznaika написал(а):

После побоища Игоря Святославича с половцами

Отвратная картина.

23

KovalArt написал(а):

Отвратная картина.

Кому как.
Ты у воронов с коршунами спросил бы... ;)


Вы здесь » Путь Одиссея » Искусство » В.М. Васнецов "Три богатыря"