Путь Одиссея

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Путь Одиссея » Искусство » Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами"


Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами"

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

На соседней ветке про "Трех богатырей" картина была названа отвратительной.
Полгода спустя от нечего делать стал опять всматриваться в нее и увидел много чего очень интересного. Пытаюсь найти то, что хотел сказать Васнецов, ибо название явно не соответствует тому, что изображено на картине.

Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами"

Итак небольшой эпиграф к картине из Нового завета: Ибо где будет труп, там соберутся орлы (Матф: 24:28) и "И вдруг после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего" (Матф: 24:29)

1. Победителя явно нет, ибо победитель собирает трупы своих воинов. Здесь трупы лежат вперемешку, т.е. погибли все, но славян больше. Хотя, что погибли все, не факт, но об этом чуть позже. Плюс имущество покойных не разграблено. Но это вторично.
2. Отсутствие коней, хотя они перед сражением были о чем свидетельствует один факт, изображенный на картине, но о нем опять же чуть позже.
3. Критики считают, что над полем светит луна, но я считаю, что это потухшее солнце (см. эпиграф) плюс ко всему для лунного света поле слишком хорошо освещено.
4. Птицы, якобы дерущиеся над полем разной породы. Это видно, если обратить внимание на лапы. Они разные. Еще можно предположить, что это самец орел и самка. Но не как два орла. Плюс ко всему они скорее не дерутся, а обнимаются, ибо один другого держит как бы за лапы, а второй просто положил ему голову на плечо. Здесь еще можно представить как примирение добра и зла. Или мужского и женского.  Орел и коршун (или ястреб). Один символ свободы, вознесения, гордости и т.д. - другой падальщик и символ нечистоты. Интересна фигура третьего орла. Он явно о чем-то печалится. Он как бы изгнан. Отторгнут той парой. Он склонил голову на восток. Отвергнутый самец. Если представить, что это души убитых, то она остается на земле.
5. Теперь о людях. И здесь самое интересное. Отряд явно был небольшой и нарвался на засаду. Центральная фигура по мнению критиков явно принадлежит юноше. Но мое мнение - это молодая девушка-воин. Об этом говорят женские украшения. который явно нет на других мужских телах. Плюс девичье лицо. Непокрытая голова и рядом нет шлема. Очень легкое вооружение. Маленький топорик по сравнению с топором рядом лежащего воина. Отсутствие щита. Вместо меча, явно женская сабелька, выпавшая из ножен.
Судя по всему главной целью была она и она даже не успела вступить в бой, ибо нападение было предательским. ЕЕ сразили выстрелом из лука. Теперь внимательно. В нее стреляли снизу вверх. Это видно по положению стрелы. Вывод для меня один - она была верхом на коне. И это не главное. Главное то, что она жива. Она лежит как бы под божественным лучом, исходящим с другой от солнца стороны. О том что она вот вот очнется говорит положение ее правой кисти и приоткрытый рот (очень похоже на стон). У мертвого человека кисть не может быть в подвешенном, приподнятом состоянии. Тем более, что перед нами явно не окоченевший труп. Об этом еще говорит то, что сама рана у нее не смертельная. Стрела вошла в предплечье, по уходящей от сердца и легких. Но жива не только она одна.
6. Рядом с ней лежит ее мужчина. Либо отец, либо муж. Может это их души все еще летают над полем, обнявшись. Они живы, поэтому и орлы все еще здесь. Орла три. Двое обнимаются, один в стороне. Это наверное душа убийцы. Остальных орлов нет, ибо остальные все умерли. Итак, ее мужчина. Он тоже частично лежит под лучом сверху, но тень смерти все-таки цепляет его. Есть ощущение, что левый глаз его все еще открыт. Он пока еще жив, ибо очень крепко сжат кулак. Никаких ран на нем не видно. На топоре чья-то кровь и пятна крови на плаще. Кстати это единственное изображение крови в картине. Еще немного крови на девушке. Такое ощущение, что всех остальных убила какая-то третья сверхъестественная сила, ибо видно, что все лежат в неестественных позах без следов насильственной смерти. Как на перевале Дятлова. Половец сзади, как бы рвет на себе рубаху. Ощущение действительно конца света и мистической смерти.
Воин, рядом с женщиной тоже без щита. Но таким топором одной рукой и не помахаешь. И не видно никого, кого-бы он им убил. Хоть топор и в крови. Отсутствие крови на этой картине лишь подчеркивает ее мистицизм и символизм. Вряд ли эта картина описывает сражение князя Игоря с половцами, которое по летописям длилось три дня и три ночи. Для меня вопрос: кто их всех убил?
Убитые птицами не тронуты, так что говорить о том, что это дерутся падальщики не приходится. Даже орел в нижнем углу явно не собирается питаться трупами.
6. Так кто же стрелял в жещину-воина? Чей орел сидит понурив голову в левом нижнем углу картины? Ответ ясен. Это славянский лучник с вытянутой рукой, на которой интересные символы в виде полумесяцев, а на шлеме все тот же красный флажок, что и у Алеши Поповича в "Трех богатырях" и на котором как бы уснул убитый кем-то половец. Обратите внимание на то, что так упасть обнявшись одновременно не возможно. Половец так же не мог упасть на воина позже, ибо накрыт луком, который держит русский. Вывод для меня один. Этот русский тоже жив. Он тоже приходит в себя, поднимает руку и пытается опереться на лук. Мертвый так лук держать не может. Рука мертвого также должна упасть вместе с луком. Может кстати это его душа бьется с душой женщины над полем. А сидящий орел, как раз принадлежит воину с топором.
лучник тоже освещен божественным светом, но еще меньше чем первые две фигуры. Лишь три фигуры лежат с умиротворенными живыми лицами. Лицо лучника, явно восточное.

Почему оставлена в живых эта троица?

Спасибо за внимание!

2

Neznaika написал(а):

Судя по всему главной целью была она и она даже не успела вступить в бой, ибо нападение было предательским.


Открытое поле. Стрела попала в грудь. Трудно говорить о "предательском выстреле из за угла". Да и тот  же топорик лежит рядом с ней. Значит она его вынула из за пояса увидев врага.

Neznaika написал(а):

Рядом с ней лежит ее мужчина. Либо отец, либо муж

Да нет. Скорее всего это охранный эскорт принцессы. Хотя кто то из охраны и мог быть тайно влюблён.

Neznaika написал(а):

Никаких ран на нем не видно. На топоре чья-то кровь и пятна крови на плаще. Кстати это единственное изображение крови в картине. Еще немного крови на девушке. Такое ощущение, что всех остальных убила какая-то третья сверхъестественная сила, ибо видно, что все лежат в неестественных позах без следов насильственной смерти. Как на перевале Дятлова.


Он мог быть быть убит в спину. Вот и не видно раны, так как сам он лежит на спине. Мистическая сила тут ни причём. Ибо в отличии группы Дятлова здесь показаны убитыми и нападающая сторона. Тела же остальных  русских войнов  не показаны полностью. Где то они лежат на спине, где то прикрыты щитом, где то сверху лежит тело убитого товарища. Причём нет изуродованных трупов, как это было в случае уральских студентов. Так что говорить о том, что они пали неким мистическим образом у нас нет ни каких оснований.

Neznaika написал(а):

Но таким топором одной рукой и не помахаешь


Ну почему не помахаешь.

«Да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя. Богатыри - не вы...».

Neznaika написал(а):

И не видно никого, кого-бы он им убил


Да лежащего рядом татарина и убил. Потом получил удар в спину, но рухнул не сразу, а не много покрутившись. так часто бывает при ранении в спину.

Neznaika написал(а):

Вряд ли эта картина описывает сражение князя Игоря с половцами, которое по летописям длилось три дня и три ночи. Для меня вопрос: кто их всех убил?


Да на такую эпическую битву девушку бы и не взяли. Какой там от неё толк. Дочь князя куда то перемещалась с небольшой группой охраны. И случайно напоролись на отряд татар.

Neznaika написал(а):

Половец так же не мог упасть на воина позже, ибо накрыт луком, который держит русский.


Но такое могло получится если половец упал не на убитого, а на смертельно раненого русича.

Neznaika написал(а):

Рука мертвого также должна упасть вместе с луком.


Думаю не стоит описывать процессы предсмертных судорог.

Neznaika написал(а):

Почему оставлена в живых эта троица?


К сожалению нет никакого хеппи энда.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.

Отредактировано Зелёный VS (2014-02-04 15:39:16)

3

Скорее всего это женщина. Молодая женщина. Она жива.
Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами"

Это её отец. Князь, сапоги модные красные. Он жив.

Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами"

Он получил удар по голове. Из-под шлема идёт кровь, правый глаз заплыл, левый открыт.
Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами"

Топор в крови - он рубанул в плечо татарина. Татарин тоже жив, или умер в судорогах.
Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами"

4

Сзади воин со щитом в позиции как бы встающего. Непонятно.

Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами"

Лучник тоже в странной позиции. И лысый труп на нём странно выглядит. Как будто спит.
Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами"

И вот этот дядя мне кажется жив. Он подозрительный. Может прикинулся мёртвым, а сам ждёт. Если князь с дочерью начнут вставать, он их добьёт. И не нравится мне почему-то его рука.
Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами"

Тогда третий орёл - это он. А два в воздухе - князь и дочь. Их духи.

Вообще довольно странная картина. А может автор просто хотел показать неидеальные естественные разные позы убитых.

Думаю сначала надо определиться рассвет это или закат. Соответственно бойцы оживают или умирают.

Отредактировано Русский (2014-02-04 17:59:34)

5

Русский написал(а):

Думаю сначала надо определиться рассвет это или закат. Соответственно бойцы оживают или умирают.


Это рассвет, ибо все-таки там изображена луна. Солнце озаряет женщину с другой стороны. Изображен процесс воскрешения, оживления и именно русских персонажей.
Девушка - молодая Русь, раненая, но живая. Она скоро встанет.

6

Вот она до побоища, до ранения:

Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами"

Топорик, сапожки, вообще цветовая гамма одеяния. Слушает предсказания. Тяжелые, поэтому и лицо более мальчишеское. Хотя связь довольно условная. Языческая Русь - еще ребенок. Двенадцать фигур вокруг нее, не считая фигур на заднем плане на склоне. Нагорная проповедь? Что написано на ковше не разобрать, но первое слово по-моему "земля". Ужаса и безысходности не видно на лицах только трех персонажей: самой девочки, князя за ней и воина с черным щитом. Что может значить воткнутое древком в землю копье острием вверх? Есть ли тут предатель? По логике он должен быть. Не тот ли что позади воина с черным щитом прикрывает лицо руками и с топором с красным топорищем?
думаю, что все картины Васнецова на тему древней Руси очень мистические и все взаимосвязаны. И главное, что в них есть пророчество.


Вы здесь » Путь Одиссея » Искусство » Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами"