Двухсотлетний человек Bicentennial Man
1999 страна США, Германия
слоган «One robot's 200 year journey to become an ordinary man»
режиссер Крис Коламбус
сценарий Айзек Азимов, Николас Казан, Роберт Сильверберг
В главных ролях:
Робин Уильямс
Эмбет Дэвидц
Сэм Нил
Оливер Платт
Когда в начальных титрах голливудского фильма сообщается, что действие происходит в недалеком будущем, то можно с большой долей вероятности быть уверенным, что речь пойдет о прошлом Атлантиды. Сюжет или точнее, главная Идея этого фильма перекликается с более известным фильмом Спилберга Искусственный разум но без излишнего трагизма.
Фильм о том, как Робот становится Человеком. И не в плане сознания, психики, этики, хотя и в этом смысле тоже, а в самом прямом смысле - обретает все органы и чувства присущие Человеку.
Поначалу Робот - это просто Машина, конечно совершеннее кухонного комбайна, но отношение создателей к Роботу - именно как к бездушной Машине. Однако, Машина обучается и благодаря гуманизму своего первого владельца обретает черты индивидуальности, самости.
Первый шаг в очеловечиванию, персонализации - Робот стал владельцем банковского счета. Он научился изготавливать часы и стал зарабатывать деньги. Его владелец посчитал, что будет справедливо, если доход от этой деятельности будет получать Робот, которого он уже считал членом семьи. Потом он начинает ходить в одежде.
Следующий шаг - это строительство собственного дома, на заработанные деньги. Затем - обретение человеческой внешности. Затем - обретение искусственных аналогов человеческих органов. Затем - обретение способности к ощущениям и наконец - венец апгрейда - работоспособный фаллос. После чего Робот женится на внучке своего первого Владельца. Но и это еще не все - его друг, вначале - непризнанный гений и изобретатель загружает в тело Робота человеческую физиологию и даже кровь и тот теряет свое бессмертие и начинает стареть. И вот уже на смертном одре, со второй попытки Верховный суд ООН (ну или что-то в этом роде) признает его Человеком.
Что можно прочитать в этом тексте? Фильм снят по повести Айзека Азимова, посему глубина подтекста подразумевается. Думаю, что первый искусственный интеллект был создан еще в Атлантиде. Вопрос о том, что это был за ИИ? Если это были просто Роботы, созданные на основе электронных и механических компонентов - то тут проблем как бы нет. Если же эти Роботы были киборгами - то есть их мозг включал в себя живые биологические ткани ( что уже не является никакой фантастикой, ибо эксперименты по интеграции компьютерного железа с тканями мозга ведутся уже лет 15 как минимум) то в таком случае велика вероятность того, что эти Организмы действительно со временем могли очеловечиваться. То есть в психологически-когнитивном, а затем и в гражданском смысле.
А что это означает в пантеистическом смысле? А то, что в процесс реинкарнации и эволюции Душ могут быть включены искусственно созданные Субъекты. Особо акцентирую внимание на реинкарнацию - да, если Робот обрел все качества присущие природному, самородному Человеку, к тому же прожил в 3 раза больше, приобрел статус Гражданина данной цивилизации, то его Сознание вполне имеет шанс на реинкарнацию. Если так, то вполне вероятно, что среди воплощенных ныне Атлантов могут быть бывшие Киборги. Вот такой вывод.
Уровень эзотеричности - 3 из 10.
Фильм вообще очень качественный во всех смыслах, был номинирован на Оскар как лучший фильм года. Мне импонирует то, что в сюжете нет никакой - условно говоря - поножовщины. Никто никого не убивает. Фильм интеллигентный. Сэм Нил, играющий владельца Робота - просто воплощение мысли римлян - Pulchra res homo est, si homo est - "Прекрасное существо человек, когда он человек!". Именно он заложил основы самости и индивидуальности в Железо.
Визуально Робот безупречен, пока он робот и еще не стал человеком с лицом Робина Уильямса - его пластика совершенна. То есть - нет той параличной дискретной дерганности, которая лично меня раздражает в роботах в "Звездных войнах" и ряде других фильмах. Нет тупой механистичности и упертости в поведении, которую другие авторы фильмов про Роботов пытаются показать, как главные отличительные качества этих машин. История развивается постепенно, размеренно, охватывая 3 поколения одной семьи. Никакого дешевого драматизма. Все достаточно сдержанно и лаконично.
За качество - 9 из 10.