Три ключевые цитаты из «Пиковой дамы»:
1. «У тебя есть бабушка, которая угадывает три карты сряду, а ты до сих пор не перенял у ней её кабалистики?
- Да, чёрта с два! - отвечал Томский, - у ней было четверо сыновей, в том числе и мой отец: все четыре отчаянные игроки, и ни одному не открыла она своей тайны; хоть это было бы не худо для них и даже для меня».
2. «Тройка, семёрка и туз выиграют тебе сряду».
3. «Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе, так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место. Тройка, семёрка, туз - скоро заслонили в воображении Германна образ мёртвой старухи. Тройка, семёрка, туз - не выходили из его головы и шевелились на его губах. Увидев молодую девушку, он говорил: "Как она стройна!.. Настоящая тройка червонная". У него спрашивали: "который час", он отвечал: "без пяти минут семёрка". Всякий пузатый мужчина напоминал ему туза. Тройка, семёрка, туз - преследовали его во сне, принимая все возможные виды: тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлора, семёрка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком».
***
Где три, там и семь. В кабалистике, к примеру, менора - священный светильник храма, символ мироздания - стоит на треножнике. Из триединого основания меноры вырастает семь подсвечников (7 уровней микрокосма отражают 7 уровней макрокосма). Десять - общее число первооснов, сумма трёх и семи. При наличии Туза (в Таро часто изображается как божественная длань, которую Герман видит во сне в виде огромного паука) сия нумерология позволяла сорвать банк в Матрице (недаром занервничал агент системы Чекалинский «с неизменной своею улыбкою», будучи всегда наЧЕКу)…
Кто же путает карты игрока, вооруженного «знанием», полученным от графини? Собственная оплошность? обдернулся (карты слиплись), померещилось? При любом раскладе - «случай, бог изобретатель»… Вместо Туза (мужской длани из облачка) выпала Дама пик (Королева Мечей младшего аркана). Некоторое представление об этой даме, оседлавшей стихию Воздуха (и стало быть, информационно вооруженной), нам может дать германская Валькирия, всадница с мечом, забирающая павших на поле брани отсюда туда... Допустим, а кто тогда игрок Германн? Это не имя, фамилия (немецкая, с ударением на "манн") в значении «германец». GermАn получается сложением германского «ger» («метательное копье» у древних германцев) , а также латинского и нем. «mann» — человек. «Гер» и «хер» не только созвучны, но и явно мужские признаки. И, если учесть, что слово «фамилия» (семья) букв. родовое имя, наследуемое по материнской линии, то сама Земля копьеносцев (Германия) гарантирует герою Пушкина самородность. Правда, Германн, как и Евгений из "Медного всадника", "не тужит Ни о почиющей родне, Ни о забытой старине" - его занимает лишь ИГРА.
Германн - человек двойной природы, обрусевший немец, азартный и расчетливый, вместо ожидаемого выигрыша получил обухом по голове (сошел с ума – потерял голову) и угодил в Обуховскую лечебницу. С копьем судьбы шутки плохи… Так Королева мечей - валькирия покарала «копьеносца», ставшего марионеткой, бездушным игроком в Матрице, за алчность и попытку с низкими целями (да и средствами тоже) проникнуть в тайну Грандифлора (пушкинисты, обычно занятые подсчетами троек, семерок и тузов, упускают из виду, каким путем «копьеносец» проник в спальню старой la Vénus moscovite (и вышел оттуда), причем путь этот указала ему бедная Лиза: «Приходите в половине двенадцатого. Ступайте прямо на лестницу. Коли вы найдете кого в передней, то вы спросите, дома ли графиня. Вам скажут нет, -- и делать нечего. Вы должны будете воротиться. Но вероятно вы не встретите никого. Девушки сидят у себя, все в одной комнате. Из передней ступайте налево, идите всё прямо до графининой спальни. В спальне за ширмами увидите две маленькие двери: справа в кабинет, куда графиня никогда не входит: слева в коридор, и тут же узенькая витая лестница: она ведет в мою комнату").
Мораль проста:
САМОРОДНЫЙ! НЕ ИГРАЙ ПО ПРАВИЛАМ ТВАРЕЙ. И ПРИДЕШЬ ТУДА, КУДА НАДО.
Отредактировано Марина (2011-10-08 14:23:32)