Памятник на предполагаемом месте дуэли М.Ю.Лермонтова с Мартыновым.
http://www.kamushka.ru/page/02/025.htm
Он расположен на северо-западном склоне Машука у окружной дороги. В 1878 г. пятигорские фотографы А. К. Энгель и Г. И. Раев положили придорожный камень на поляне, где, по словам старожилов, произошла дуэль. Само место дуэли определила в 1881 году специальная комиссия, в состав которой входил первый биограф поэта профессор П.А. Висковатый и свидетели Евграф Чалов, державший лошадей участников дуэли, а также Иван Чухнин, брат извозчика Кузьмы Чухнина, по преданию, перевозившего тело Лермонтова с места дуэли в Пятигорск.
Памятник был открыт 15 июля 1915 г. без особых торжеств, т. к. в это время шла война. Автор проекта Б. М. Микешин. Ограда построена несколько позже, но в том же 1915 году. Ограда имела самостоятельное значение. Каменные столбики в виде пуль, тяжелые металлические цепи и громадные ожидающие добычи грифы («птицы-могильщики») должны были, видимо, символизировать «мучительную смерть от огнестрельной раны».
До сих пор продолжаются поиск точного места дуэли. Лермонтоведы считают, что «истинное» место дуэли находится гораздо дальше от города, где-то у Перкальской скалы. Если научные исследования позволят в будущем более точно установить место дуэли, то знаменитый обелиск будет, вероятно, перенесен на новое место.
Лермонтов пролежал, истекая кровью 5 часов под проливным дождем, пока секунданты искали врача и повозку. Его накрыл шинелью, оставшийся с ним секундант. Затем тело перевезли в «домик под камышовой крышей», как называли его в то время и до сих пор в Пятигорске.
А в день, когда царь узнал о смерти Лермонтова на дуэли, он не удержался и в узком кругу приближенных выпалил: «Собаке – собачья смерть»
http://www.bestreferat.ru/referat-58481.htm:
l
Автор памятника – скульптор Борис Михайлович Микешин. Памятник решено было сделать к 100-летию со дня рождения Лермонтова, но не успели и открыли в 1915 году. Несколько позже была сделана ограда по проекту скульптора Козлова. Она представляет собой каменные пули, соединенные цепями, а по углам – спящие грифы. Символика ограды трудно поддается объяснению. Известно, что Микешин был недоволен оградой и требовал ее снести.
И мне памятник не пришелся по душе. Что-то зловещее в нем… ВОПРОС К УЧАСТНИКАМ ФОРУМА: что символизируют грифы? Я обратила внимание, что их головы повернуты на четыре стороны света.
А «Дума» написана Лермонтовым в 1838, за три года до смерти:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию - презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты - его паденья час!
Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства -
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Отредактировано Марина (2011-07-21 16:43:18)