Кинта да Регалейра — неоготический дворцово-парковый комплекс неподалёку от Синтры в Португалии.
На протяжении многих эпох эти земли принадлежали различным людям, в 1892 их владельцами были бароны Регалейра,
богатая купеческая семья из Порту, в этом году её приобрёл за 25 000 португальских реалов Карвальо Монтейро.
Он захотел построить фантастическое место, где бы он смог собрать символы, отражающие его интересы и философию.
С помощью итальянского архитектора Луиджи Манини на четырёх гектарах земли он возвёл загадочные строения,
скрывающие символы, связанные с алхимией, масонством, орденом тамплиеров и розенкрейцеров.
Архитектура сочетает в себе стилевые элементы романики, готики, ренессанса и мануэлино.
Строительство началось в 1904 году и большинство проектов было реализовано уже в 1910 году.
Поместье было продано в 1942 году Вальдемару д’Ори, который использовал её в качестве частной
резиденции и реставрационных работ. В 1987 году усадьба было продана повторно, на этот раз японской корпорации «Aoki».
В 1997 году мэрия Синтры выкупила её и начала активную реставрацию,
уже в июне 1998 года Кинта да Регалейра была открыта для посещения публики.
В Королевском зале дворца висит галерея портретов португальских монархов.
Рассказывают, что в библиотеке К. Монтейру было немало книг, которые свидетельствовали об интересе ее хозяина к себастьянизму —
португальскому мессианскому культу, связанному с именем короля Себаштиана. Этот король в 1578 году сгинул в песках Северной Африки,
но считается, что он не погиб, а в один прекрасный день вернется и принесет стране новое процветание и славу.
После революции 1910 года К. Монтейру даже хранил у себя королевский трон, надеясь на возвращение монархии.
Путешествие по террасам парка и любая остановка в нем — это каждый раз открытие,
имеющее свою логику и последовательность, и, как хорошая пьеса, — свою драматургию.
Парк Регалейры задумывался как райский сад Эдем. На разных уровнях по нему разбросаны балконы,
бельведеры, беседки, гроты, скульптуры и крошечные озера, имеющие свой определенный смысл.
Например, египетский домик с мозаичным изображением священного ибиса, символизирует древние культы.
У входа в один из гротов вас встречают уже античные персонажи: скульптура Леды,
держащей в руке голубя, и Зевса в облике лебедя на краю крошечного озерка,
щиплющего ее заногу, — как бы воплощает языческое видение непорочного зачатия.
Переход с одной террасы парка на другую — это своего родапутешествие по кругам «Божественной комедии»
Данте: ад, чистилище, рай. Например, грот с каменной скамейкой украшен статуей Беатриче;
по краям скамейки, на которой высечено число DXV («515»), сидят две гончие.
В последней песне «Чистилища» говорится, что «Пятьсот пятнадцать, вестник Бога»,
а гончая — символ божественного вестника, который объявляет о пришествии Святого Духа и спасении христианства.
В то же время исследователи творчества Данте говорят, что «515» имеет и другой смысл:
если в DXV переставить местами последние знаки, получится DVX, что означает «вождь».
К таким сложным символам, использующим каббалистику, прибегали средневековые алхимики.
Поэтому, чтобы все понять в Регалейре, надо прекрасно разбираться в философии, мифологии,
поэзии и португальской истории, которым сценограф Л. Манини придал еще и черты театральности.
Но даже если и не знать скрытого смысла таинственных символов, каждый посетитель невольно осознает,
что ничего здесь не появилось чисто случайно, а наоборот, все выстроено в определенной закономерности.
Поэтому продвижение по кругам ада и чистилища к раю поневоле заставляет каждого сосредоточиться,
отбросив все суетные, посторонние мысли.
Вот у склона горы расположился пруд, в который со скал сбегает вода.
Посреди пруда брошены плоские камни, ступая по которым можно попасть к входу в грот,
скрытый изгибом склона и падающей сверху водой. Но камни положены так, что лишь зная,
с какой ноги надо начать по ним шагать, можно добраться до входа в грот.
На одной из террас парка стоит часовня, в которой все так же изящно, как и в других португальских часовнях,
только вот крест Ордена тамплиеров нарушает сходство. Справа от входа — неприметный проход к потайной винтовой лестнице,
которая ведет в склеп. В отличие от часовни склеп, как и положено быть, очень аскетичен. В этом и заключается дуализм
усадьбы Регалейра, где все построено на единстве противоположностей: небо — преисподняя, ад — рай, земной мир и мир потусторонний.
На одной из стен склепа виден знак «дельта луминозо» («сияющий треугольник») — символ масонства.
На потолке одного из залов дворца тоже присутствует аллегорическая картина,
изображающая три масонских добродетели — Силу, Мудрость и Красоту.
И, конечно, это не было случайным совпадением.
Обряды Ордена тамплиеров, алхимия, масонство — все было построено на таинствах и символах.
Орден тамплиеров, запрещенный во всех странах, в Португалии был просто переименован в Орден Христа.
Именно под его эгидой совершались все знаменитые португальские открытия, породившие мессианство себастьянизма,
которое, по-видимому, разделял владелец Регалейры.
На самой верхней террасе парка расположились менгиры — вертикально стоящие камни.
Один из них, поворачиваясь, открывает проход внутрь — в мир иной, потусторонний — преисподнюю, которая соседствует с райским Эдемом.
Несколько шагов отделяют от самоговерхнего яруса 30-метрового колодца, уходящего в недра горы.
Спиральная галерея, идущая вокруг колодца, имеет девять уровней, которые поддерживаются резными каменными колоннами.
Эти девять уровней, по которым либо поднимаешься к небесам, либо сходишь в преисподнюю, символизируют девять кругов ада,
девять кругов чистилища и девять кругов рая, описанных великим Данте. Все тот же дуализм:
небо — преисподняя, рай — ад, а между ними — путь посвящения.
Выложенный на дне колодца огромный крест тамплиеров вписан в восьмиконечную звезду — герб К. Монтейру,
что тоже подтверждает неслучайность и мистическую значимость всех этих символов.
Если медленно спускаться вниз, круг неба над головой постепенно становится все меньше, а крест тамплиеров — ближе.
Когда был сооружен «Колодец посвящения» — никто не знает.
Возможно, он существовал еще при прежних хозяевах Регалейры,
и потому К. Монтейру, склонному к мистике, так приглянулась эта усадьба.
Кто, когда и зачем соорудил этот колодец? Кого приводил с собой философ-миллионщик в этот колодец,
вход в который он так тщательно скрывал? Какие обряды и ритуалы в нем совершались, какие мистерии разворачивались?
Ответы на эти вопросы пока не найдены, но поистине велика была сила убеждений и
веры хозяина Регалейры в эти мистические символы, чтобы заставить его вгрызаться в недра скалы.
Был ли Карвальо Монтейру масоном или членом какого-либо другого тайного общества — тоже неизвестно.
Пока не найдены документы, которые бы подтверждали или опровергали это.
Но само местоположение усадьбы Регалейра замешано на мистике,
ведь хребет Синтра с древних пор был обителью древних культов.
И когда К. Монтейра возводил здесь свой дворец, он явно знал об этом.