Путь Одиссея

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Путь Одиссея » Эзотерика кинематографа » Пролетая над гнездом кукушки


Пролетая над гнездом кукушки

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Пролетая над гнездом кукушки
One Flew Over the Cuckoo's Nest

год
1975
страна
США
режиссер Милош Форман
сценарий Лоренс Хаубен, Бо Голдмэн, Кен Кизи

В ролях:
Джек Николсон
Луиза Флетчер
Брэд Дуриф
Уильям Редфилд
Кристофер Ллойд
Дэнни ДеВито

Канал "Культура" показал этот фильм 18 декабря. Даже не верится, что фильму уже 36 лет. Хотя первый раз его показали в СССР еще в году 87. Совершенно понятно почему не раньше - Милош Форман эмигрировал из социалистической Чехословакии после вторжения в нее советских войск в 68 г. так что с точки зрения идеологов из Госкино - он был врагом коммунизма, и соответственно его фильм можно было тогда трактовать как подрывное кино, ибо весь этот дурдом с его пациентами сидящими за колючей проволокой под надзором бесчеловечной администрации, однозначно был прозрачной аллюзией на соц. лагерь. А уж призыв разрушить тюремные решетки и вырваться на волю - и вовсе был идеологической диверсией. Так что фильм советскому зрителю показали только с началом перестройки. Но, как ни странно, он за эти годы не потерял актуальности, а в нем обнаружились новые смыслы, рассмотрению которых и будет посвящено это эссе.
То есть тот первичный смысловой ряд, который был актуален в конце 80-х он, в общем-то, остался, но оказалось что фильм гораздо глубже, и содержит больше, нежели ходульную идею о тирании и свободе.
Здесь мы обсудим два новых аспекта, уведенных при просмотре.
Первый - это конспирологический. Те, кто смотрел американский фильм «Остров», ну и  «Матрицу» конечно же, и читал мои разборы этих фильмов, сразу поймут, о чем речь.  В «Кукушке» есть почти все основные идеи, которые потом получат развитие в этих фильмах. Кроме того, последнее десятилетие появилось огромный массив литературы и сетевых ресурсов, под общим названием «Matrix», в которых разоблачается Система управления и надзора за человечеством. Правда пока авторы, разоблачающие Систему, так и не пришли к общему согласию, относительно того, КТО же они – эти Управители и Надзиратели. Моя точка зрения уже неоднократно была озвучена. Кроме того есть еще сочинения Еретика, который постоянно пишет о том, что наша планета – это Поле Игры и одновременно и исправительное учреждение, что у этого Поля есть внешняя Администрация, и что большинство жителей на этой планете по сути являются кормом, «овощами» для этой Администрации. А ведь именно так называют хроников в фильме – это «овощи». И Рептоиды, насколько знаю, тоже презрительно определяют большинство людей точно также. То есть даже не «овцами», а именно - «овощами». Впрочем, для этого у них есть все основания. Ведь если рассматривать психиатрическую клинику, как модель нашего мира, то хроники, бессловесные, полностью покорные, не имеющие своей воли и разума – это кто? Это християне всех мастей. Это однозначно. Они даже не рассматриваются в данной модели как какие-либо агенты или персонажи исторического процесса. Есть вторая группа пациентов, условно больная, в пограничном состоянии, эти еще не потеряли человеческий облик, еще имеют некоторые остатки Разума, но сильно поврежденную Волю. Опережая самого себя, скажу, что у них очень слабый Тональ. Почти все они в больнице добровольно, однако уходить из нее не желают. Им здесь комфортно, ибо здесь все просто и понятно, все движется по заведенному распорядку. Как говорил Морфиус - «Маленький мирок, надвинутый на глаза». Вот эти пациенты и являются предметов надзора Администрации. Под Администрацией тут понимается все – и Глав врач клиники – он у нас тут Бог – это как доктор Меррик в фильме «Остров», сестры, санитары.
Суть их деятельности – поддерживать в стабильности этот «маленький, надвинутый на глаза мирок», и речь вовсе не идет об излечении «пациентов», смысл – держать их всех по постоянным контролем. Кормить, травить сознание нейролептиками, потакать мелким прихотям, даже подносить зажигалку, когда что-то захочет закурить, терпеть их мелкие истерики и самое главное внушать им, что они больные и беспомощные, что внеший мир для них опасен, и что самое лучшее для них - это спокойно доживать свой век под присмотром Надзирателей. Когда старшая сестра отделения миссис Рэтчед проводит свои сеансы психотерапии – это скорее похоже на изощренное, холодное издевательство. Эти сеансы никого не излечивают, а наоборот – обостряют проблемы, провоцируют конфликты и вражду между пациентами. Когда они вместе с младшей темнокожей сестрой сидят на стульях и отчужденно и равнодушно взирают на подконтрольный контингент, сразу приходят на ум откровения Инсайдера. Что-то мне это напоминает двухголовых масонских орлов.

По меньшей мере, у двух пациентов явные сексуальные проблемы – у Билли Беббита вообще еще не было женщины, видимо из-за строгого христианского воспитания, религиозная мать, которая держит при себе сына и пресекает любые его попытки найти себе женщину. Аналогичный случай описан в фильме Хичкока «Психоз».  Это весьма характерно для христианских ортодоксов – любые сексуальные желания даже собственных детей объявляются греховными и порочными. Что ведет к тяжелым психологическим фрустрациям – в данном случае – Билли попытался преодолеть табу и запреты, подойти к женщине, но в силу внедренного страха, потерпел фиаско и попытался покончить с собой.
Мистер Хардинг – типичный средний американец, у которого опять же психологические проблемы на почве отношений с женой, ему все время кажется, что она обращает внимание на других мужчин, очевидно в силу мужской несостоятельности самого Хардинга. Матримониальный статус остальных совершенно не ясен, но очевидный факт – они здесь взаперти, без женщин и секса. Идеальный НМП!
Вот этот Новый, Старый Мировой Порядок попытался разрушить МакМерфи. Самое важное, что попал в тюрьму он как раз по сексуальной, и даже можно сказать – «педофилической» статье. «Изнасиловал» 15–летнюю девушку, которая сама желала секса. И хотя тогда в США еще не бушевали педоистерические страсти, срок ему все равно впаяли. По сути – он один единственный живой, природный и витальный человек в этом «маленьком мирке». Можно трактовать его появление в этой психбольнице как воплощение из другой, человеческой цивилизации. Он вообще-то не бунтарь и не повстанец, как Риддик, просто у него сильный природный Тональ, и его еще не успели запрограммировать. Вот он своей природной витальностью почти разрушил этот мирок. Он сразу стал сбивать все программы, внедренные в сознание пациентов психбольницы, распорядок, устоявшиеся отношения, этот скучный автоматизм. Вдохнул Жизнь в эту полуживую атмосферу. Особенно ярко это проявилось на рыбалке. Однако система сильнее, она отлаживалась столетиями и почти не дает шансов противостоять ей. Как только он всерьез преступил правила, сразу последовало наказание - электрошоком. Причем сам «Ад» - часть этой системы и тот, кто заведует электрошоковой – тоже один из Системы – хотя когда он появляется в коридоре больницы – все от него прячутся, как от Диавола. Первый раз  МакМерфи  простили и он остался при своих. Но вот замыслил он побег и прощальный вечер для новых друзей и как всякий непосредственный человек, все плохо спланировал, да еще поддался на человеческие чувства – жалость к Билли Беббиту, у которого еще не было женщины. Он решил его сделать наконец мужчиной, вывести из этого психиатрического тупика. И потом, уже утром, когда ситуация уже была критической,  у него была возможность сбежать, но опять же человеческое возобладало и он увидев распоротое горло Билли стал в ярости душить Надзирательницу.  Но вот нападение на Персонал – уже не прощается и дело кончилось Лоботомией – то есть уничтожением Личности.

2

Ulis написал(а):

Кроме того есть еще сочинения Еретика, который постоянно пишет о том, что наша планета – это Поле Игры и одновременно и исправительное учреждение, что у этого Поля есть внешняя Администрация, и что большинство жителей на этой планете по сути являются кормом, «овощами» для этой Администрации.

Но есть ещё Алекс Рон Гонсалес, который говорит о том же. При чём на более доступном языке, чем Еретик. По Гонсалесу мир не тюрьма, а поле деятельности заключённого. Настоящую тюрьму мы не видим, в ней находится наш Брама/атма, он полностью скован, в него вживлены всякие хитрые штучки, которые загружают в его мозг игру, которую мы воспринимаем как нашу жизнь. При игре наш Брама/атма, говоря нашим языком выделяет энергию, которую и использует администрация тюрьмы. То бишь мы как белки крутим колесо виртуального бытия, а уж вращение данного колеса вырабатывает энергию для тех или иных нужд тюремной администрации. Так вот овощем является именно тот кто азартно крутит колесо, режется без сна и отдыха в виртуальную стратегию. Этакий бледный рахитный геймер. При этом как вы понимаете без разницу за какую команду играет наш игрок, за христиан или за сатанистов с атеистами. Важно лишь одно, или ты в игре, или всякими способами хочешь её покинуть. Кто в игре тот овощ. Кто всеми доступными способами старается прекратить вращать колесо, тот на пути к новой свободной жизни. Ибо заключённый который не работает, не отдаёт энергию становится не рентабельным. Так что наша жизненная реальность это даже не тюрьма, а скорее как некая секта. Если ты больше не веришь в её постулаты и не желаешь на неё работать, то от тебя надо избавляться. А вот каким способом это уже другой вопрос.

3

Зелёный V SS написал(а):

Так что наша жизненная реальность это даже не тюрьма, а скорее как некая секта.

Склоняюсь к мнению что всетаки Зоопарк. Ты походи посмотри разве ты увидишь там здоровых животных ... вот она Клиника-то.  :flag:

4

OlMar написал(а):

Склоняюсь к мнению что всетаки Зоопарк. Ты походи посмотри разве ты увидишь там здоровых животных ... вот она Клиника-то

Такова природа нашей виртуальной реальности. Это же компьютерная игра. А где ты в игре видел здорового персонажа. Бегает чувак по подземелью мочит бесконечных монстров и зомби. Цель игры выбраться на конец на седьмой уровень и обессиленным распластиться на белом мягком ковре, которое есть великое тело Бога Медузы. Зоопарк отдыхает.

5

Второй аспект фильма, который здесь явно нарисовался – это Нагуализм. Тут мы не будем пускаться в конспирологию. Тут чистая психология и магия. Чтобы не писать диссертацию, опишу вкратце. Итак – психбольница – это классическое описание Тоналя у Кастанеды и у его последователей, особенно у Алексея Ксендзюка, в его книге «Человек неведомый», то есть внедренная внешним миром система описания этого мира, социальные и психологические импринты, которые наглухо отгораживает Человека от Нагуаля – то есть от мира энергий, природных стихий, космоса, свободы. Тут мы явно наблюдаем магический договор Персонала и Пациентов – первые Пациентов охраняют, кормят и «лечат», вторые – не бунтуют и тихо проживают свои жалкие годы за решеткой. Речь о Бессмертии тут даже не возникает. Как уже говорил у большинства Пациентов слабый Тональ, и они не способны не осмыслить свое положение, ни уже тем более - сопротивляться, пытаться что-то изменить. МакМерфи – человек с сильным Тоналем, он свеж, активен, жизнерадостен, у него сильная Воля и есть способности формировать Намерение, хотя в нем нет Безупречности.  Вот это его и губит. Главное в этой мистерии – это пара МакМерфи - и индейский Вождь. Человек Гора. Первоначально Вождь – немой и как бы даже глухой, безвольный и почти не реагирует на внешние раздражители. Сразу скажу, что Вождь - это Нагуаль самого МакМерфи. Не случайно он индеец. По правилам действий нагуалиста, описанных Кастанедой, первоначально следует установить некую связь Тоналя с Нагуалем, «оживить» его, «очеловечить», заставить отвечать на мысленные приказы. То же самое мы видим в фильме - МакМерфи буквально заставляет вождя играть в баскетбол. Происходит постепенная, медленная интеграция Тоналя и Нагуаля. Первый важный момент интеграции – это когда МакМерфи забрался на плечи Вождя и перепрыгнул через забор. Именно так на востоке обозначали соединение Эго и Атмана – Безногий сидит на плечах Слепого и Немого. Это уже есть первое смещение Точки Сборки – он вырвался за пределы больницы, на волю, к живым людям, к женщине, на море, на рыбалку – а это уже и есть выход в Астрал к чистым первозданным энергиям и стихиям.
Потом их обоих приговорили к наказанию, и здесь перед карой произошел их первый диалог – то есть ментальный контакт, интеграция Тоналя и Нагуаля. Однако тут следует сразу сказать, что та жесточайшая система, которая построена внешней Администрацией – заведомо не дает возможности выбраться из нее. Сил слишком мало. И это наглядно демонстрируется, когда МакМерфи попытался поднять каменную стойку с кранами. Одним Сознанием, Тоналем – эту границу не пробьешь. Ну и вообще Система многоуровневая, имеет много возможностей блокировать любые попытки из нее вырваться.
Тональ оживил Нагуаль, но сам был уничтожен. Это как раз тот случай из сказки, только наоборот – «Сам пропал, а коня жить оставил». Уничтожение Личности можно трактовать и как полную остановку Внутреннего Диалога, и Вождь завершает эту магическую процедуру удушая МакМерфи. Но при этом он говорит – «Я возьму тебя с собой!» Взял он или нет неизвестно, но именно пример МакМерфи – можно сказать алгоритм, Намерение – вырвать стойку - и дало силы Вождю эту стойку вырвать, разрушить ею внутренние барьеры и возвратиться на Волю, Большой Тональ, в котором он растворяется в конце фильма.

http://uploads.ru/t/z/O/o/zOoU6.png


Вы здесь » Путь Одиссея » Эзотерика кинематографа » Пролетая над гнездом кукушки