Белое солнце пустыни
Год 1970
страна СССР
режиссер Владимир Мотыль
сценарий Валентин Ежов, Рустам Ибрагимбеков, Марк Захаров
оператор Эдуард Розовский
композитор Исаак Шварц
В ролях
Анатолий Кузнецов
Спартак Мишулин
Кахи Кавсадзе
Павел Луспекаев
Раиса Куркина
Тамара Федотова
Николай Годовиков
Муса Дудаев
Николай Бадьев
В. Кадочников
Этот фильм явно выходит за рамки традиционных советских фильмов про гражданскую войну. Большинство из всей советской кинопродукции той поры уже давно забыто, а эта картина живет и нет- нет да посмотришь еще раз, хотя видел уже раз 20. Что-то притягивает твое внимание в этом фильме.
Итак. Первое. Фильм по своей структуре и метафизическому смыслу построен на базовых архетипах. Это- мифологическая история, сделана по всем канонам русской волшебной сказки.
Второе. В фильме Товарищ Сухов проходит целый ряд посвящений, как и любой сказочный или мифологический герой и все его посвящения - есть прохождения мистерий Арканов ТАРО.
Разберем поподробнее.
Предположим, что т. Сухов- умер- погиб на войне- идет война, а погибнуть на войне- проще простого. Сейчас мы не будем опираться на исторические реалии. Для нас сама война- за кадром. Итак, Сухов, сразу после физической смерти, проходит Аркан 13 Смерть и оказывается где? В пустыне- это Аркан 14 Умеренность. У Пушкина в "Сказке о царе Салтане"- это первый этап посмертного пути Гвидона- пустынный остров. Не буду подробно описывать характеристики и значения каждого из Арканов. Надеюсь, что этот текст читает уже подготовленный читатель. Перед Суховым - безбрежная пустыня или Дол, как называли Астральное пространство русские волхвы. Здесь трудно выжить, но Сухов- герой, маг, волхв. И он обязательно выживет.
Вот первая встреча- Голова, закопанная в песок. У Пушкина в поэме "Руслан и Людмила" тоже есть Голова без Тела. В эзотерическом смысле- это Дух, лишившийся возможности обрести свое новое эфирное Тело или потерявший его- в данном случае- его закопали враги. Будем считать, что Саид тоже недавно умер, но в отличие от Сухова, который Эфирное Тело имеет, Саид выбрал неправильную жизненную стратегию- стал тягаться с сущностью сильнее его и вот результат- как только после смерти он попал в Царство, где Абдулла- Хозяин, тот его тут же поймали, закопали и оставили умирать в пустыне, под убийственным солнцем. Сухов его откапывает- у него на это есть лопата- т.е. навыки и умения, наработанные в течение всей жизни, у него есть Сила, чтобы откопать Саида и у него есть Доброта. Откапывание- это фактически возвращение умершему эфирного тела, которого он лишился. Саид становится Добровольным Помощником, который обязательно должен быть у любого сказочного героя.
Сухов хотел уже было отправиться Домой- т.е. на новое воплощение, но тут ему представилась возможность проявиться себя именно как Магу и Волхву- если бы вернулся, воплотился на этом этапе- ничего бы не приобрел в своей постсмертной эволюции. Как это и бывает с большинством граждан, но Сухов уже был готов к подвигам, поэтому его позитивная Карма и его наработанный эволюционный статус дали ему возможности продвинуться далеко вперед. А как далеко- сейчас выясним.
Ему дают задание- сохранить гарем из женщин Востока. Что это такое? Гарем принадлежал Абдулле - если мы подразумеваем, что Абдулла тоже Маг - это значит 9 его жен - это его 9 Шакти - не хватает одной - Десятой - Атмы. Именно из за этого он в итоге и проигрывает. Ведь он Черный Маг- все его Шакти- купленные. А настоящий Волхв должен по любви жениться на своей Душе- Царевне.
Своего гарема он лишился, потому что началась война - как на земле, так и на небе. Это как в волшебных сказках - либо коня потерять, либо голову сложить. Он решил пока Гарем оставить, поскольку, если лишишься головы, то и Гарем не понадобится.
Итак Сухов вдруг оказался Султаном- вокруг него 9 Шакти, и они действительно считают его своим Господином. Это сразу подняло его в статусе. Следующий Аркан 15 Тифон- Тифон в данном случае Абдулла- Царь, лишившийся Царства, и Маг, лишившийся всех своих Шакти. Но зато у него есть целое войско, которое первым видит Саид. Надо понимать, что и войско у Абдуллы - астральное. Каждый маг, тем более Черный - обязан иметь свое астральное войско. Вот именно его и встретил Саид, перевалив за бархан. Если у Пушкина Гвидон подстреливает из лука коршуна, то тут Саид убивает двух воинов Абдуллы, хотя тот не слишком скорбит по этой потере - ведь это не люди, а Силы.
Все дальнейшее повествование выстраивается как мистерия борьбы с Тифоном- т.е. это Аркан 15, который приходится преодолевать не одномоментно, как в некоторых других текстах, а в течение всей Большой Мистерии.
Сухов, тем временем входит в крепость- это Аркан 16 Башня. У Пушкина- Гвидон с Матушкой входят в город- "И дивясь пред собой Видит город он большой, Стены с частыми зубцами, И за белыми стенами Блещут маковки церквей". Здесь церквей нет, здесь старинная крепость, да еще и музей. И точно так же как Гвидон, который стал править на остове Буяне и называться Князь. Сухов сразу стал начальником, комендантом этой крепости.
Петруха в данном случае - тоже помощник, только не добровольный, а назначенный, помощник мага, неопытный, наивный, неумелый, который неумолимо гибнет в этой войне, рано ему воевать с Магами.
Следующий Аркан 17 Звезда. Это еще один обитатель Астрала - Бог Управитель данного Царства - Верещагшин, с его скромным домиком, садиком, женой, павлинами и осетровой икрой. Идеальное совпадения с изображением Аркана 17. Он таможенник - поставлен сюда блюсти закон более высокими инстанциями, поэтому до поры до времени, пока не началась война в Астрале - он был в неприкосновенности и все местные, царьки его уважали. Но царь на небе - пал, кто теперь будет царствовать - неизвестно, поэтому- Тоска и неопределенность.
Поскольку Сухов и Верещагин- одного рода- племени, то Сухов, естественно, желает найти в нем союзника, но даже демонстрация удали и магических навыков- срывание чалмов с аксакалов не убелило Верещагина- он то здесь, в Аркане Звезда- давно- обжился, куда ему, зачем? Авось все уляжется, утрясется.
Пулемета он не дал, поэтому возвращаемся в Аркан 16 Башня. Петруха тут задумал жениться на Гюльчатай. Почему у него ничего не вышло? Потому что он еще не дорос до этой стадии эволюции, когда он может иметь жену- супругу - Шакти в Астрале. Для этого надо быть Магом или тантрическим Йогом, а у него может и женилики то нет, поэтому его притязания отвергаются, мало того из за своих необоснованных мечтаний он и погиб. Абдулла он ведь еще и Маг Оборотень, поэтому и подстерег его, проткнул штыком и был таков.
Между тем т.Сухов, даже будучи комендантом крепости- Башни и имея 9 восточных Шакти, мечтает о Екатерине Матвеевне и шлет ей мысленные послания, которые несомненно являются мантрами- медитациями, направленными на активизацию и пробуждения Души Атмы- Царевны Лебеди у Пушкина.
Замечательна сцена, когда он во сне видит себя в окружение всех 9 Шакти в обнимку с самой главной - его Душой- Екатериной Матвеевной. У Гомера- Это Пенелопа, а Сухов, соответственно, получается- Одиссей. Маг с десятью Шакти, женившийся на Царевне- Душе- есть совершенный Архат- это Аркан 21 Вселенная, но Сухову до него еще очень далеко.
А пока Сухов, уснувший на стене Башни, проспал, вхождение вражеского отряда в его цитадель. И вот как это и есть в Аркане Башня - он с этой вершины падает вниз - да еще как падает - на дно черной ямы - в пустую нефтяную емкость - а это, между прочим - Аид- точка 6 Арканов ТАРО. Именно туда отправился Одиссей, когда гостил на острове у Цирцеи. Без посещения Аида никак нельзя. Никакой уважающий себя Маг не пройдет мимо такой возможности. С точки зрения здравого смысла- прятаться в этой емкости - верх безумия, если рассматривать фильм как реальность- ведь убежать оттуда невозможно- это ловушка, в которую он сам себя загнал, но с точки зрения магической- это очень здраво- это Аид, который находится совсем в другом пространстве и спрятаться туда от превосходящих сил, сделаться на время невидимым- это очень правильно.
Абдулла, несмотря на то, что он Черный Маг - в Аид лезть не хочет - мало ли что - вдруг обратно не выберешься, поэтому пытается выкурить Сухова огнем - это как раз стихия Аида. Но тут ему начинает ставить палки в колеса Добровольный Помощник Сухова- Саид, который спасает Сухова в уплату на свое спасение. Да и Верещагин усовестился и решил сподмогнуть земляку. Погибает он почти зазря, но зато красиво, да и время его уже вышло.
Сухов из Аида вылезает и Абдуллу убивает. В фильме все это довольно скомкано, и неправдоподобно, но мы находимся в магической реальности, поэтому некоторые нелепости тут не имеют значения.
Итак Мистерия завершилась- Сухов доказал свою магическую силу, фактически он дошел до Аркана 19, если окончательной битвой мы будем считать Аркан 18 Луна- хотя она проистекала при ярком солнце, но сам смысл Аркана- проползти меж двух огней- между псов и шакалов и остаться в живых, обхитрить всю эту Оккультную Иерархию- вот его главный смысл.
Сухов прощается со своим временным Гаремом и отправляется Домой - куда? На новое воплощение! Но не просто так- а новым опытом и знаниями, которых у него ранее не было- был просто красноармеец Сухов- а теперь Тантрический Маг - Воин.
И это еще один мотив- мотив Возвращения Домой, на Землю, после долгих Странствий - делает этот фильм действительно космическим, недаром наши космонавты всегда смотрят его перед полетом в космос.