Книги не читал, и анализ буду делать только на основе фильмов, которые являются самостоятельными реальностями. Причем мощными и магическими. Чтобы понять истоки всей истории, нужно понять предыисторию, которая рассказывается в анимированной притче о Девственнице, нарисованной Гесером на полях книги в фильме первом. Девственница жила в Византии. Византия- это христианская Империя, христианство провозгласило Культ Девственницы Богоматери Марии, как одну из основных теологических Доктрин. И провозгласило Девственность- святостью. И вот с одной такой Девственницы все и началось.
Кто-то пожелал этой Девственнице Зла и наслал на нее Проклятие. Девственница стала сеять смерть вокруг себя. В городе воцарилась тьма и разорение и из этой тьмы восстали Воины Тьмы. А из людей против них восстали Воины Света. Значит, делаем вывод- конец Света в фильме втором произошел из за Девственности одной девушки. Которая, как потом выяснилось- сама себя прокляла. А прокляла она себя, потому что у нее есть Мать, которая больна и из которой она не вышла замуж. Значит, у нас есть Мать - без мужа и ее Дочь Девственница. Так это же история Арктиды! И дочь Девственница- это Душа - Атма, заброшенная в христианский мир из Арктиды - на съедение волкам. А поскольку у нее нет Мужа - Елисея, да еще в этом мире, в котором она живет, проповедуется Культ Девственности, то все ее магические силы обращаются в свою противоположность - во зло и разорение.
Потому что Женщина НЕ ДОЛЖНА быть Девственницей - ее миссия - продолжать Жизнь, порождать ее, рожать и выкармливать. А когда она - Девственница - она идет против Природы, становится кармически Черной и сеет вокруг себя Зло, Тьму и Разорение - и из этой субстанции, вернее даже сказать из этой почвы и восстают Воины Тьмы.
Хотя не ясно все же - той, первоначальной Девственнице действительно Кто-то наслал проклятие, и она осталась Девственницей? Или она была Девственницей, и Кто-то наслал на нее проклятие? А если Девственница- это наша Мировая Душа? Богиня Нут, у которой уже нет супруга Геба? И Кто-то пожелал этой Мировой Душе зла и наслал на нее проклятие? И по моему мы знаем кто этот Кто- то! Паучки! Которые ползают на протяжении обоих фильмов то тут то там, ненавязчиво так, почти не заметно. И игрушка резиновая гражданки Шульц в паучка превращается, а главное силы Тьмы - они ведь Вампиры, Хищники, жизненную силу из людей высасывают, и Пауки - тоже- поймают мушку в сети, в кокон замотают, парализуют и еще из живой жизненные соки высасывают!
И колдунья, которую поймали Воины Света, очень уж похожа на Наину из поэмы "Руслан и Людмила". Колдуны и ведьмы, истязающие Род Человеческий. Но против Воинов Света выступили Воины Тьмы, которые как мы помним, взошли, как посеянные зубы Дракона, из Тьмы и Разорения, посеянного прОклятой Девственницей. Шлем Гесера в этой битве- с двумя крыльями - а это, между прочим, шлем солярных богов - Вотана, Гермеса, Осириса. А против него Завулон в звериной шкуре в качестве эгиды. Причем битва идет не на Земле, а на мосту между мирами и когда эта битва достигла небес- то есть Астрала, Гесер остановил Великую Битву и Светлые Бессмертные и Темные Бессмертные заключили между собой Договор о Равновесии сил. Которое будет нарушено через тысячи лет, когда придет Великий Иной, который перейдет на сторону Тьмы. Под конец анимированной истории Девственницы этим Великим Иным показан Городецкий, но как мы знаем из фильма второго - это на самом деле его сын - Егор. А Егор - это почти Гор.
Зачинается основной рассказ тем, что Антон, самый что ни на есть Лох и Чайник, решил вернуть жену, обратившись к Черной Магии, которую любезно согласилась осуществить вышеупомянутая потомственная ведьма гражданка Шульц. Какая у нее корысть, помимо денежной оплаты ритуала? Городецкий навечно повязан убийством своего ребенка и кармически становится либо клиентом, либо сотрудником, либо жертвой Темных. Как карта ляжет. Душа убиенного, нерожденного дитяти попадает в распоряжении гражданки Шульц. Обряду не дает свершиться Ночной Дозор, о нарушении Договора составляется Протокол, в котором зафиксированы все детали и обстоятельства несостоявшегося ритуала, в частности то, что гражданка Шульц обманула своего клиента, сказав ему, что ребенок - не его. Но это в данном случае несущественно, а существенно то, что Антон хотел убить ребенка. Который жил в это время в утробе его жены. С которой у него произошла размолвка и она ушла к другому. И это ни в малейшей степени не есть причина травить плод. Чей бы он не был. Протокол, между прочим - существует вечно в Архивах Акаши и любой, кому доступны эти архивы, сей протокол может прочесть.
Антон оказывается Иным и становится сотрудником Ночного Дозора. Дальнейшее развертывание событий - лишь следствие его звонка в дверь гражданки Шульц. Которое в итоге закончилось Концом Света - не в христианском, а в кармически-космическом смысле, в смысле торжества Темных в данном месте мироздания.
Чтобы окончательно прояснить, кто есть кто в этой вечной космической битве, следует обратить внимание на ряд деталей. Прежде всего - в фильме нет никакого Бога. Светлые - это Люди, причем самородные. Темные - это не Дьяволы. Выше уже упоминалось о крыльях на шлеме Гесера. Имя Завулон - это имя одного из 12 сыновей Иакова, Бытие. 49. 13. «Завулон при береге морском будет жить». Значит, мы имеем дело с иерархией Тварей. Которые деликатно названы Вампирами.
Твари существуют за счет выкачивания различными способами жизненной энергии самородных людей, можно представить это как вампиризм, хотя напрямую высасывание крови продемонстрировано только дважды - когда Парикмахер попытался покушать Егором и во второй серии - убийство милиционера в метро. В остальных случаях происходит высасывание не крови, а жизненной силы жертвы, то есть чисто энергетический вампиризм.
То что Темные - это именно Твари, Астроклоны, не имеющие Атмана, хорошо продемонстрировано убиением вампира Парикмахера - от него остается только разрушенная Астральная оболочка.
Светлые - это явно солярные силы, о чем говорит солярный логотип организации «Горсвет», желтый цвет дежурных машин. Но есть еще одна важная деталь - Роза на рычаге переключения передач в машине Семена - а это символ Исиды! Гесер и Ольга, судя по фотографии в военной форме, были мужем и женой, и поскольку оба они - Бессмертные, то следовательно мы имеем дело с четой Богов, которых в мифологиях достаточно много, например Нут и Геб, Нертус и Ньерд или их потомки- Фрея и Фрейр. Гесер - Бог еще и потому, что существует вне актуального времени и пространства, мало того, умеет останавливать время!
В каком смысле Иные - не такие как все? По моему обоснование элементарное - это самородные Люди, с высоким эволюционным статусом, долгой кармической историей, достигшие Бессмертия в одной из прежних жизней и ставшие на защиту других самородных людей. Об этом Егору говорит Ольга в фильме первом - Иные - это те, кто прошел через нечеловеческие испытания и обрел нечеловеческие способности. В частности - умение проходить в плотном теле в иные мерности пространства - времени, хотя в силу специфики их деятельности, проходить им приходится в основном в иные мерности Сумрака - пространства, в которых хозяйничают Темные. А когда Егор спрашивает, он какой Иной, ему отвечают- это ты решишь САМ.
В этой фразе заключен один из главных онтологических смыслов фильма - нет никакой предопределенности, никакого Замысла и Промысла, Вселенная творится в каждое мгновении времени и все решает Выбор каждого конкретного человека. Даже Темные, Твари имеют некоторую свободу выбора.
Антон свой выбор сделал, когда ударил по рукам и взял на себя грех убийства детеныша, тем самым запустил колесо кармы, оно же Колесо Фортуны, которое покатилось в итоге в фильме втором. Вопрос только в том - это индивидуальный Конец Света или всеобщий? Можно трактовать разрушение Москвы - как разрушение индивидуального, субъектного пространства-времени, которое почти закончилось гибелью Личности, Духа, если бы Гесер не остановил Время.
Тут еще одна идея заключена - убийство своего потомства - есть самоубийство. Хотя сын Антона - Егор родился, но само покушение на его убийство, зафиксированное навечно в Протоколе - перевесило чашу весов и предопределило его выбор - Великий Иной стал Темным и виноват в этом оказался сам Городецкий.
Можно, конечно, рассматривать все это как грамотную интригу Завулона, но в том-то вся проблема, что Завулон не вмешивается в сам Выбор, он использует результаты Выбора - в данном случае - выбором Антона Городецкого ударить по рукам и вытравить детеныша.
Это важная идея, которая в корне противоречит христианским представлениям о функциях Темных сил в Мироздании. С точки зрения христианской демонологии - Дьявол - он активный провокатор, постоянно искушает человека, чинит ему козни. И человек, может избежать этих козней только под защитой Бога.
На самом деле, дело обстоит прямо противоположным образом - сам Человек, делая неправильный Выбор, становится провокатором Темных сил, он как бы активизирует их, впускает их в свое индивидуальное пространство, дает им возможность и право управлять своей судьбой.
Когда Человек начинает «морщить море», то только тогда из моря вылазит Бес. Не хочешь чтобы он вылез - не морщи море. Все просто.
Тем более, что Завулон - не Диавол и не Сатана. А кто же? Сетх! Именно Сетх является Богом Авраама, Исаака и Иакова, и сына Иакова - Завулона. Первое указание на то что Завулон - это Сетх дано в фильме первом - его сопровождают Доберманы. А Доберман более всего похож на Салаву - священное животное Сетха - «Салава более всего походит на очень крупную собаку, однако имеет более вытянутую узкую морду и длинные стоячие уши». Следующее указание это расстановка сил в фильме втором. Завулон - Сетх, у него есть подруга - ведьма Алиса - это явная Нефтида - по мифу - жена Сетха. Антон Городецкий в этой конструкции - Осирис, а Светлана - Исида. Ну а Егор - это сын Осириса - Гор. Только в мифе Гор, возмужав, стал Великим Светлым и сверг с престола Египта убийцу своего отца. Но время сделало свой полный оборот, и теперь еГор стал Великим Темным.
День рождения еГора празднуется в гостинице «Космос», и многие обстоятельства пира воспроизводят миф. Осирис-Городецкий - в зеленом, как и изображают Осириса на фресках. Сетх-Завулон - в красной рубашке в клеточку. Завулон как и в мифе - спаивает Антона, отравливает его, и тот падает на землю. Далее в мифе происходит убийство Осириса. В фильме семя Антона - Егор запускает Конец Света, который в итоге должен стать и концом самого Антона, если бы Гесер не остановил время. Светлана-Исида спешит на помощь к Осирису, но тоже падает, ибо Егор из нее выкачивает всю жизненную силу. Единственное различие с мифом, то что Егор - не сын Светланы.
Когда она проходит по коридору гостиницы и на ходу бросает охраннику - «Даже не думай!» - просто мурашки по коже! В этом Сила!
Интрига Завулона более хитроумная, чем технологии уловления «на живца», которые лейтмотивом проходят в первой части фильма - в том числе и с экрана телевизора. Его цель - пресечь появление Великой Светлой, которая может перетянуть чашу весов в сторону Светлых, а значит - самородных людей. И Городецкий здесь является живцом, приманкой и его тщательно и со знанием дела заманивают в сети. О возможности такого развития событий Городецкого информирует сам Гесер, рассказывая о судьбе Ольги.
Светлана-Девственница в свои 29 лет и это ненормально. Это против Природы. По сути - воронка проклятия начинает раскручиваться и набирать силу именно потому что она - Девственница. Мать у нее умирает, у самой у нее - детей нет - а это означает, что Род - пресекается и Душа - гибнет. Вот и получается Воронка, у Гомера - Харибда.
Поначалу к ней посылают Великого Соблазнителя Игната, но тот терпит фиаско. Тогда посылают Антона, который силой Духа добивается ее признания. А по сути это была Инициация, поскольку Гесеру уже сразу стало ясно, что она - Иная, если любая ее мысль неизбежно материализуется. Причем всегда с разрушительной модальностью. Потому что она не знает о своей избранности и не умеет контролировать мысль, что обязан уметь делать Иной.
Во втором фильме - она уже стажер Дозора, но и Гесер и Завулон, которые существуют вне времени, знают, КТО она. События развиваются в полном соответствии с законами причинно-следственных связей - поскольку вселенская гармония мужского-женского начала разрушена и провозглашена святость Девственности, то дальним следствием этого является то, что Светлана уже будучи стажером Дозора - по-прежнему Девственница, а у Антона уже 12 лет не было женщины - что по меньшей мере странно для молодого человека.
Вместо того, чтобы творить Любовь и новую Жизнь, они едут ловить Вампиров, одним из которых оказывается сын Антона Егор, который в одном из пространств Сумрака втыкает в Светлану-Исиду заряженную иглу для высасывания жизненной силы, но в ее руках остается важная улика - Шапка Егора. Если его вычислят по этой шапке - его ликвидируют по решению Инквизиции. Антон, чтобы спасти сына от ликвидации, выкрадывает шапку из хранилища вещественных доказательств и попутно узнает о существовании Мела Судьбы и решает с его помощью переиграть ситуацию. Но в итоге получается еще хуже.
Мел Судьбы - это магический инструмент, который возвращает твою индивидуальную Вселенную в ситуацию того самого критического Выбора - точку бифуркации, с которой и началось разветвление судьбы. Но попытка изменить с его помощью чужую судьбу заканчивается трагически, о чем Зоар и сообщает Антону. Он говорит, что чужую судьбу вообще изменить нельзя - можно это понимать и так - чужую судьбу нельзя изменять. Ты просто на это не имеешь права.
То, как Зоар, Бессмертный хранитель, буднично отдает Мел Городецкому - не должно вводить в заблуждение - Мел достается только Великим. Обычный человек просто не попадет в ситуацию, когда в его руки попадается этот мел, даже если он возьмет его случайно в руки, он не будет знать, что это Мел Судьбы. Потому что этот Мел Судьбы - он всегда рядом. Надо только достигнуть высокого уровня, чтобы увидеть это.
Егор выкрадывает мел и показывает его Завулону, но тот и не собирается к нему прикасаться. Интересный момент. Из контекста - неясно почему, может объяснение есть в книге?
Могу только предположить, что и Завулон и Гесер находятся на таком уровне организации Вселенной, на котором уже нет Судьбы или Кармы как таковой. Поэтому и изменить ничего невозможно. А произвольно менять чужую судьбу - это даже Темные не позволяют себе делать. Поэтому он Мел и не берет в руки, а предлагает отдать его Алисе.
Но и она ничего ни в своей судьбе, ни в судьбе вампира Костика изменить не может.
Второй магический инструмент, который появляется в фильме - это попрыгунчик. Первоначально им оперирует Завулон, но так, вхолостую. На дне рождения, он передает этот попрыгунчик Егору, который им и запускает Конец Света. По сути - этот инструмент - зримый образ незримого действия Кармы. Ты запускаешь процесс, изменяешь, искривляешь пространство-время, тут же идет ответная реакция. Причем она - эта ответная реакция, может ветвиться бесконечно, и разрастаться как лавина, покрывая все большее количество людей. Ударил по рукам, дабы вытравить детеныша - и вот целая лавина следствий.
Самое интересное, что сами Темные вовсе не хотят такого развития событий - у кого они будут вампирить, если все разрушено? Они ведь привыкли комфортно жить. К тому же, многие из них сами гибнут от ответной волны Кармы. Вот и ведьма Шульц, которая последние 12 лет проживает жабой в живом уголке, намекает Антону, что все можно переиграть и что стеночка ее избушки-то осталась и - «Милок» и свою Марусю с паучьими лапками послала Алису с Мелом разыскать.
И вот время остановлено и он бежит по разрушенному городу и на стеночке избушки пишет - «НЕТ!» Момент конечно потрясающий! Один из самых потрясающих эпизодов в мировой истории кино! Но понять, прочувствовать это дано только тем, кто прожил множество жизней и не раз попадал в ситуации, когда ты видишь, ощущаешь на собственной шкуре результаты своих предыдущих жизней, видишь все причины следствия, но ничего в прошлом изменить не можешь!
В этом из главных смыслов фильма - не совершай непоправимых действий!
Пространство - время возвращается к своему первоначальному варианту - ну что по рукам? Да нет, сами разберемся, по человечески. Ну, на НЕТ и СУДА НЕТ.