Михаил Шуньков: «Homo altaiensis — человек алтайский»
Михаил Шуньков: «Параллельно существовало не два, а минимум три вида человека» Михаил Шуньков: «Параллельно существовало не два, а минимум три вида человека»
Посмотреть все фото
[29.03.10] Новосибирские ученые нашли в Денисовой пещере неизвестный науке вид людей
24 марта журнал Nature опубликовал результаты генетических исследований древних останков человека, найденных в Денисовой пещере на Алтае, которые произвели фурор во всем мире. Оказалось, что 30–40 тыс. лет назад в Сибири обитал совершенно неизвестный науке вид людей, которые значительно отличались как от человека современного вида, так и от неандертальцев. Немецкие генетики, которым новосибирские археологи передали для исследований найденную в 2008 году косточку фаланги пальца, провели анализ образцов ДНК, сравнили их с палеогенетической картой мира и открыли новую страницу в истории человечества, которую в первой научной публикации назвали «Денисовский человек». Руководитель раскопок в Денисовой пещере и автор многочисленных публикаций об этом археологическом памятнике, замдиректора по научным вопросам Института археологии и этнографии СО РАН, д.и.н. Михаил Шуньков дал эксклюзивное интервью НГС.НОВОСТИ.
Справка: Денисова пещера (Солонешинский район Алтайского края) представляет наибольший научный интерес среди многослойных палеолитических объектов Алтая. Расположена в долине верхнего течения р. Ануй (51°23'48" северной широты и 84°40'35" восточной долготы). Пещера находится в нижнем ярусе гор на абсолютной высоте 670 м и на отметке 28 м от современного уровня реки, относится к горизонтальному типу и состоит из просторного центрального зала и трех расходящихся от него узких галерей. (Шуньков М.В., Агаджанян А.К. Палеография палеолита Денисовой пещеры)
Сегодня «Денисовский человек» проснулся бы знаменитым на весь мир. Как вы оцениваете значение этого научного открытия?
Открытие состоялось, но не сегодня, эти находки были сделаны два года назад. Потом мы отдали их на анализ и ожидали, что результаты будут неординарными. С профессиональной точки зрения мы уже осознаем, что процесс эволюции человека не был однолинейным. На протяжении нескольких лет мы работали на Алтае и представляли себе общую картину сосуществования как минимум двух видов — человека современного физического облика и неандертальца. Но мы вполне допускали, что здесь могли жить еще какие-то мигранты с других территорий, которые также оставили свой след. То, что это особый, новый вид, — для нас, конечно, радостное открытие. Нам приятно, что это исследование позволяет по-новому взглянуть на древнейшие процессы, которые происходили не только на Алтае, потому что это процессы общеевразийские. Потому это открытие и прозвучало так громко, что затрагивает очень большие территории и всю историю человечества, его эволюцию.
То, что параллельно существовало не два, а минимум три вида человека, — это сейчас достаточно обоснованная научная гипотеза.
Нужно очень спокойно и трезво оценить их взаимоотношения. Достижения материальной культуры, которые мы фиксировали как археологи, традиционно связывали с человеком современного физического облика — Homo sapiens. Оказалось, что это совершенно другой вид, и самое интересное, что этот вид по генетическим данным оказался более архаичным, чем неандертальцы и современные люди. Но с этой архаичной формой, тем не менее, связана достаточно прогрессивная культура, которая выглядит более совершенной, чем культура неандертальцев. Это культура начальной стадии верхнего палеолита. Денисова пещера — это многослойный археологический объект: там есть находки и среднего палеолита, и представители этого нового вида продолжают культуру, которая была заложена до них.
Мы можем говорить о непрерывности развития культуры и что эта форма человека не появилась между 30 и 40 тыс. лет назад на Алтае, а обитала там, начиная с периода 250–300 тыс. лет до нашей эры.
Останки более архаичного вида сочетаются с более прогрессивной материальной культурой…
В этом-то и интрига: нарушена логика, которая существовала до сегодняшнего дня. Это двигатель наших дальнейших исследований.
Можно ли сказать, что генетическое исследование фаланги пальца «Денисовского человека» — это венец раскопок и исследований археологического материала из Денисовой пещеры?
Это важное научное достижение, результат длительного труда большого коллектива ученых, возглавляемого директором нашего института академиком А.П. Деревянко. В Денисовой пещере работают не только археологи — там ведутся комплексные исследования, в которых принимают участие геологи, палеоботаники, палеозоологи, антропологи и археологи. Работы ведутся более 20 лет, и это закономерный результат крупномасштабных, комплексных междисциплинарных исследований.
Однако именно человеческих останков там найдено немного…
Совершенно верно, потому что это вообще редкий материал для палеолита, и его немного найдено и на Алтае, и вообще на территории Северной и Центральной Азии. Это уникальный материал, и когда мы обнаружили эту маленькую единичную косточку, мы еще не знали, что она нам принесет, но сразу поняли, что это неординарная находка. Было ясно, что благодаря тем методам, которые есть сейчас, она даст интересные результаты и позволит по-новому взглянуть на процессы древнейшей истории. Для этого понадобилось два года.
Находка, которая подвергается генетическим исследованиям, требует какого-то особенного обращения?
«Достижения материальной культуры традиционно связывали с Homo sapiens. Оказалось, что это совершенно другой вид»
Когда попадается материал, который предполагает изучение древней ДНК или какие-то другие виды анализа, которым нужна определенная «чистота», незагрязненность современным генетическим материалом, то запускается сравнительно простой процесс. Руками в стерильных перчатках экземпляр изымается, тут же пакетируется в герметичную упаковку, подписывается и хранится в холодильнике. Задача — как можно быстрее передать образец для исследований в лабораторию. В большей степени все зависит не от того, как материал загрязнен после извлечения, а от его сохранности. Это зависит от природных условий, но в данном случае нам повезло: условия консервации в алтайских пещерах, и в частности в Денисовой пещере, достаточно хорошие. Это предполагает, что мы можем найти еще материалы и получить еще палеогенетические данные.
Какими еще результатами палеогенетических исследований в Сибири вы располагаете?
Институт эволюционной антропологии имени Макса Планка в Лейпциге, лаборатория палеогенетики, которую возглавляет наш коллега Сванте Паабо, — это один из лучших коллективов в мире, который работает на новейшем оборудовании. Мы давно с ними работаем, и когда был обнаружен этот образец, вопрос о том, куда его отдать для исследований, не стоял. В сотрудничестве с этим коллективом уже были получены хорошие результаты по материалу из Узбекистана, по двум другим алтайским пещерам, которые находятся на расстоянии 100–150 км от Денисовой пещеры. В одной из пещер был получен материал по неандертальцам, и поэтому мы говорим, что на Алтае обитали в это время эти два типа человека.
Неандертальцы были носителями культуры, отличной от той, которая была зафиксирована в Денисовой пещере. С современной точки зрения она была более примитивной, но достаточно адаптированной для тех условий. В Денисовой пещере были предметы, которые выглядят более прогрессивно и технологически, и морфологически. Прежде всего, это различные украшения из кости и камня, которые изготавливал человек, обитавший в Денисовой пещере.
Главное, что этот алтайский человек не являлся непосредственным предком ни для неандертальца, ни для человека современного физического облика.
Они вымерли…
Так же, как и неандертальцы. Картина несколько усложнилась, чего и следовало ожидать. Мне кажется, главный итог в том, что мы не столько получили ответов, сколько вопросов — важных для нас и требующих дальнейшего решения. Нам придется раздвинуть горизонты наших исследований, увидеть перспективу — это самое главное для нас.
Насколько дороги палеогенетические исследования?
Мне трудно сказать, какова стоимость исследования одного образца, но это, конечно, дорого. Видите ли, дорого само оборудование, на котором эти исследования производятся. Но когда в арсенале ученых есть это оборудование, все упирается в наличие или нехватку времени.
Вывод о существовании человека нового вида был сделан в результате исследований митохондриальной ДНК. Теперь исследованию подвергнут ядерную ДНК. Есть ли вероятность ошибки?
Я думаю, что изучение ядерной ДНК даст больше информации, привнесет больше красок в эту сложную картину. Несомненно, картина усложнится — внутренне мы к этому готовы.
Есть ли другие образцы из Денисовой пещеры, которые могут быть исследованы генетиками?
Есть. И они сейчас находятся в работе.
Как это открытие отразится на археологии Алтая? Вам туристы не мешают работать в Денисовой пещере?
Алтай сейчас — это место притяжения людей, и с каждым годом их становится все больше и больше. Бесконечные экскурсии: вот вы работаете «у станка», а мимо идет поток людей, и не просто идет, а они постоянно спрашивают, почему вы вот эту деталь делаете именно так. Конечно, это утомляет, создает дополнительные трудности, потому что мы все-таки занимаемся кропотливым трудом, который требует сосредоточения.
Участники конференции по археологии. Денисова пещера, август 2005 года
Сейчас, конечно, интерес к этому повысится. Но мне бы хотелось, чтобы Денисова пещера не выглядела каким-то сенсационным объектом.
Хочется, чтобы люди понимали, что это — место, где ведется серьезная работа не ради какой-то сенсации. Ведь к этому моменту мы шли 20–30 лет, и я уверен, что исследования будут продолжаться еще примерно столько же.
Как вы думаете, что эта находка даст современному человеку?
Чем глубже и разностороннее мы знаем историю человека, чем богаче наша культура, чем она древнее и разнообразнее, тем богаче современное человечество. Если широкому кругу людей это может быть неинтересно, то ученым, которые создают сотовые телефоны, DVD-проигрыватели, двигают научный прогресс, — это очень важно. Эта гуманитарная составляющая служит базой для научных достижений. Знаменитый Нобелевский лауреат Жорес Иванович Алферов у нас на Денисовой пещере пробыл три недели, и если бы не звонок ему из администрации Президента, он бы не уехал — так он хотел остаться.
Вам не обидно, что работа археолога связана с тяжелым трудом на земле, а громкие научные открытия совершаются в далеких лабораториях в Германии?
Я чувствую связь с этим открытием, и мне совершенно не обидно. Мы делаем свое дело, делаем совершенно сознательно…
…и, судя по всему, делаете хорошо…
…Надеюсь, что так. Мы люди определенного склада, для нас ближе полевые экспедиционные исследования, поиск, интерпретация результатов. Но нам достаточно много времени приходится тратить и на лабораторные исследования, на работу в кабинете с осмыслением материала для написания статей. Я ощущаю себя частью этих исследований и вряд ли хотел бы поменяться местами с ученым в белом халате из стерильной лаборатории генетических исследований. Моя полевая форма, лопата, раскопочный нож мне гораздо больше по душе.
Аналогичные исследования в прошлом претендовали или даже объявлялись «открытиями года» в мировой науке. Как вы думаете, открытие нового вида людей на Алтае может претендовать на такое громкое название?
Я не сторонник громких эпитетов. Но открытие, которое сделано на Алтае, стоит в одном ряду и ничем не уступает открытию, которое было сделано в 2003 году в Индонезии на острове Флорес (находка останков неизвестного науке вида человека, названного Homo floresiensis, или «хоббит» — из-за невысокого роста, предположительный возраст 18 тыс. лет. — К.П.). Оно показывает не однолинейность, а многоплановость процесса эволюции человека, сложность этого процесса, потому что с индонезийской находкой тоже еще много вопросов. Там очень неоднозначный материал, как, думаю, и в нашем случае. Это сегодня все воспринимается как открытие, а потом начнется скепсис, анализ, у нас появятся оппоненты — это нормальный научный процесс.
Вы бы хотели клонировать «Денисовского человека»?
Мне гораздо интереснее реконструкция — представить себе, каким он был. Но не благодаря творческой фантазии, а с опорой на те научные данные, которые есть, строить модели древнего общества, реконструировать условия, в которых обитал этот человек. Мы этим занимаемся, и у нас есть достаточно хорошие результаты в этом направлении. Это мне гораздо интереснее, чем пройтись под ручку с клонированной особью этого человека по Алтаю.
Вам нравится название Homo denisova?
Не совсем. Если все наши выводы подтвердятся, это будет, скорее всего, Homo altaiensis — человек алтайский.
http://news.ngs.ru/more/61991/
«Наука в Сибири»
№ 21 (2756)
27 мая 2010 г.
НА ОБЩЕМ СОБРАНИИ РАН
17–18 мая в Москве состоялось годичное Общее собрание Российской академии наук.
Учеными Института археологии и этнографии СО РАН совместно с палеонтологами из Института эволюционной антропологии им. Макса Планка (Лейпциг) по результатам анализа митохондриальной ДНК, обнаруженной в Денисовой пещере (Алтайский край) открыт новый вид древнего человека, получивший название Homo altaiensis — человек алтайский.
http://www-sbras.nsc.ru/HBC/hbc.phtml?3+548+1