Развитие культуры Европы проходило постепенно, шаг за шагом. Одним из важных моментов в развитии было проживание состояния барокко, в архитектуре, живописи, стиле мышления.
«Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах разума.
Для барокко характерна идея спящего бога — деизм. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм. Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом бога. Однако, сотворив мир, бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться — у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл фон Линней систематизирует биологию («Система природы», 1735). Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества».
«Многообразие восприятия повышает уровень сознания — примерно так говорит философ Лейбниц».
«В эпоху барокко происходило становление принципиально нового, отличного от средневекового, аллегорического мышления. Сформировался зритель, способный понимать язык эмблемы».
Жители Наших территорий слепо пытались подражать, создавать копии, гнаться за европейцами и приспосабливать их пышность и изысканность в грубую действительность.
Мы не прочувствовали барокко не прониклись в достаточной мере, чтобы прогресс закрепился в эволюционном статусе.
Красота перешедшая в символизм была воссоздана из европейских шаблонов, но не создана здесь, не понята, а в 20 веке, вовсе отторгнута, и это понятно, она не была принята и прожита обществом.
Украине и России, Белоруссии нужна новая эпоха просвещения, самоидентичная, не чья либо.