На соседней ветке про "Трех богатырей" картина была названа отвратительной.
Полгода спустя от нечего делать стал опять всматриваться в нее и увидел много чего очень интересного. Пытаюсь найти то, что хотел сказать Васнецов, ибо название явно не соответствует тому, что изображено на картине.
Итак небольшой эпиграф к картине из Нового завета: Ибо где будет труп, там соберутся орлы (Матф: 24:28) и "И вдруг после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего" (Матф: 24:29)
1. Победителя явно нет, ибо победитель собирает трупы своих воинов. Здесь трупы лежат вперемешку, т.е. погибли все, но славян больше. Хотя, что погибли все, не факт, но об этом чуть позже. Плюс имущество покойных не разграблено. Но это вторично.
2. Отсутствие коней, хотя они перед сражением были о чем свидетельствует один факт, изображенный на картине, но о нем опять же чуть позже.
3. Критики считают, что над полем светит луна, но я считаю, что это потухшее солнце (см. эпиграф) плюс ко всему для лунного света поле слишком хорошо освещено.
4. Птицы, якобы дерущиеся над полем разной породы. Это видно, если обратить внимание на лапы. Они разные. Еще можно предположить, что это самец орел и самка. Но не как два орла. Плюс ко всему они скорее не дерутся, а обнимаются, ибо один другого держит как бы за лапы, а второй просто положил ему голову на плечо. Здесь еще можно представить как примирение добра и зла. Или мужского и женского. Орел и коршун (или ястреб). Один символ свободы, вознесения, гордости и т.д. - другой падальщик и символ нечистоты. Интересна фигура третьего орла. Он явно о чем-то печалится. Он как бы изгнан. Отторгнут той парой. Он склонил голову на восток. Отвергнутый самец. Если представить, что это души убитых, то она остается на земле.
5. Теперь о людях. И здесь самое интересное. Отряд явно был небольшой и нарвался на засаду. Центральная фигура по мнению критиков явно принадлежит юноше. Но мое мнение - это молодая девушка-воин. Об этом говорят женские украшения. который явно нет на других мужских телах. Плюс девичье лицо. Непокрытая голова и рядом нет шлема. Очень легкое вооружение. Маленький топорик по сравнению с топором рядом лежащего воина. Отсутствие щита. Вместо меча, явно женская сабелька, выпавшая из ножен.
Судя по всему главной целью была она и она даже не успела вступить в бой, ибо нападение было предательским. ЕЕ сразили выстрелом из лука. Теперь внимательно. В нее стреляли снизу вверх. Это видно по положению стрелы. Вывод для меня один - она была верхом на коне. И это не главное. Главное то, что она жива. Она лежит как бы под божественным лучом, исходящим с другой от солнца стороны. О том что она вот вот очнется говорит положение ее правой кисти и приоткрытый рот (очень похоже на стон). У мертвого человека кисть не может быть в подвешенном, приподнятом состоянии. Тем более, что перед нами явно не окоченевший труп. Об этом еще говорит то, что сама рана у нее не смертельная. Стрела вошла в предплечье, по уходящей от сердца и легких. Но жива не только она одна.
6. Рядом с ней лежит ее мужчина. Либо отец, либо муж. Может это их души все еще летают над полем, обнявшись. Они живы, поэтому и орлы все еще здесь. Орла три. Двое обнимаются, один в стороне. Это наверное душа убийцы. Остальных орлов нет, ибо остальные все умерли. Итак, ее мужчина. Он тоже частично лежит под лучом сверху, но тень смерти все-таки цепляет его. Есть ощущение, что левый глаз его все еще открыт. Он пока еще жив, ибо очень крепко сжат кулак. Никаких ран на нем не видно. На топоре чья-то кровь и пятна крови на плаще. Кстати это единственное изображение крови в картине. Еще немного крови на девушке. Такое ощущение, что всех остальных убила какая-то третья сверхъестественная сила, ибо видно, что все лежат в неестественных позах без следов насильственной смерти. Как на перевале Дятлова. Половец сзади, как бы рвет на себе рубаху. Ощущение действительно конца света и мистической смерти.
Воин, рядом с женщиной тоже без щита. Но таким топором одной рукой и не помахаешь. И не видно никого, кого-бы он им убил. Хоть топор и в крови. Отсутствие крови на этой картине лишь подчеркивает ее мистицизм и символизм. Вряд ли эта картина описывает сражение князя Игоря с половцами, которое по летописям длилось три дня и три ночи. Для меня вопрос: кто их всех убил?
Убитые птицами не тронуты, так что говорить о том, что это дерутся падальщики не приходится. Даже орел в нижнем углу явно не собирается питаться трупами.
6. Так кто же стрелял в жещину-воина? Чей орел сидит понурив голову в левом нижнем углу картины? Ответ ясен. Это славянский лучник с вытянутой рукой, на которой интересные символы в виде полумесяцев, а на шлеме все тот же красный флажок, что и у Алеши Поповича в "Трех богатырях" и на котором как бы уснул убитый кем-то половец. Обратите внимание на то, что так упасть обнявшись одновременно не возможно. Половец так же не мог упасть на воина позже, ибо накрыт луком, который держит русский. Вывод для меня один. Этот русский тоже жив. Он тоже приходит в себя, поднимает руку и пытается опереться на лук. Мертвый так лук держать не может. Рука мертвого также должна упасть вместе с луком. Может кстати это его душа бьется с душой женщины над полем. А сидящий орел, как раз принадлежит воину с топором.
лучник тоже освещен божественным светом, но еще меньше чем первые две фигуры. Лишь три фигуры лежат с умиротворенными живыми лицами. Лицо лучника, явно восточное.
Почему оставлена в живых эта троица?
Спасибо за внимание!