Размышлял над "Илиадой" и "Одиссеей".
Понятно, что между ними -- очень тесная связь. Это видно и на первый взгляд.
У произведений один автор.
В произведениях -- общие герои.
Одно произведение ("Одиссея") является сюжетным продолжением другого ("Илиада").
Однако, предполагаю, что этим дело не ограничивается, и что между "Илиадой" и "Одиссеей" еще более тесная связь. Смысловая.
Подобная той, что существует между двумя полушариями человеческого мозга. Можно, конечно, объявить "Одиссею" -- независимым государством и углубляться только в загадки "Одиссеи"... Однако, cам себе думаю, какой успех ожидает исследователя при таком подходе? Это же все равно, что изучать тайны только левого полушария мозга?
...Размышляя так, снова обратился к началу "Илиады" и "Одиссеи" и сопоставил их.
"Илиада":
Пой, богиня, про гнев Ахиллеса, Пелеева сына,
Гнев проклятый, страданий без счета принесший ахейцам,
Много сильных душ героев пославший к Аиду,
Их же самих на съеденье отдавший добычею жадным
Птицам окрестным и псам.
"Одиссея":
Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который,
Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен,
Итак, что мы имеем? Мы имеем единство зачина двух произведений. То есть, два произведения начинаются по одному шаблону: в них назван главный герой повествования. В случае с Одиссеем -- это более очевидно. В случае с Алиллесом, можно спорить, что именно Ахиллес -- главный герой "Иллиады" (а не Агамемнон, предводитель ахейцев; не Менелай, из-за жены которого происходит многолетнее сражение; не Одиссей, придумкой которого одерживается победа; не другие герои, о подвигах которых написано ярко и много). Однако, можно ли оспаривать факт того, что главный герой обозначен сказителем в самом начале повествования ? Мы же доверяем сказителю ?
Какой же вывод можно сделать из обнаруженного факта, что именно Ахиллес является главным героем "Илиады" ? Вывод есть.
Если мы понимаем, что Путь Одиссея -- есть путь к обретению бессмертия, и вспомним, что по легенде Ахиллес -- был почти-бессмертным (за исключением лишь одной незначительной части своего тела) и сопоставим эти два утверждения, станет понятно, почему именно Ахиллес -- главный герой Илиады, и какова идея "Илиады".
Гипотеза моя состоит в том, что "Илиада" -- это книга об опасностях, которая поджидают человека на пути к бессмертию, от которых не застрахован даже почти-бессмертный, такой как Ахиллес. (таким образом, у "Иллиады" и у "Одиссеи" -- общая тема; различие только в форме изложения темы).
И поскольку у нас есть ключ Улиса о том, что Одиссей, Пенелопа и Телемах -- представляют собой единое целое (единство, которое нужно достичь), нетрудно сделать следующий шаг, чтобы предположить, что Ахиллес и Одиссей, -- тоже две вариации одного единства. Просто один (Ахиллес) гибнет, а другой (Одиссей) -- отправляется в путь.
Это можно трактовать так, что даже при гибели человеческого сознания (Ахиллеса), тем не менее остается что-то, что не умирает, а продолжает движение...
Но если мы предположили, что Ахиллес и Одиссей -- это две разные части одного, можно предположить и про других героев, не погибших, а вернувшихся на свои острова. Ахиллес и Менелай, -- это одно целое. Менелай -- это уцелевшая часть Ахиллеса. Менелай -- вообще вернулся с Еленой, и не столкнулся с трудностями морского плавания.
И как ни невероятно, можно предположить, что Менелай и Одиссей -- это одно!
И вот тогда, становится понятно, зачем боги отправляют Телемаха к Менелаю! Плывя к Менелаю, Телемах плывет не только к Меналаю, Телемах плывет к Одиссею, к своему отцу, которого он не знает. Вернее сказать, Телемах думает, что он не знает Одиссея, не видит, не ощущает, не чувствует. Но себя-то Телемах чувствует. Про себя-то Телемах знает, что он -- живой. Что он -- живое Сознание в живущем теле. Это ли не свидетельство того, что его отец (Атман) жив? И вот Телемах плывет к живому Атману (к Менелаю, добравшемуся до своего, менелаевого, острова, вместе со своей, менелаевой женой, Еленой). Куда плывёт Телемах, плывя к Менелаю? Да к себе же! К своему Атману, который можно ощутить! И тогда становится понятен замысел богов, которые придумали отправить Телемаха в путешествие к Менелаю. Телемаха отправили в путешествие не только затем, чтобы он приобрел навыки мореплавания и научился добывать знания. Кроме обретения этих полезных навыков, Телемах должен установить (а затем укрепить) связь с собственной неуничтожимой самостью: со своим родителем, со своим Атманом.
Если отец Одиссей находится далеко (то есть настолько далеко, что неизвестно, жив он или умер), сначала нужно попытаться отправиться в путешествие к той части себя, которую можно ощутить, о которой ты точно знаешь, что она жива: к отцу Менелаю, к удачно добравшемуся до своего острова, к воплощенному, к живущему в гармонии со своей женой, с собственной природой.
Отредактировано avnucleus (2021-04-05 07:45:17)