Романов Филиппа Дика не читал, но из его биографии ясно, что в молодости он был левым неформалом и скорее всего был связан с коммунистическими молодежными группировками, за что удостоился чести - власти провели у него обыск. Хотя даже не завели уголовного дела и не посадили. Кроме того, он практически всю жизнь был системным наркоманом и употреблял: амфетамины, ЛСД, антидепрессанты, у него была паранойя, была попытка самоубийства, лежал в психиатрической клинике. Умер всего в 53 года от инсульта, который скорее всего был следствием многолетней интоксикации организма наркотическими препаратами.
Этот фильм, снятый по одноименному роману - почти автобиографический, потому что повествование идет от лица писателя фантаста которого так и зовут - Филипп Дик, хотя главный герой, Николас Брейди, скорее всего - некое идеальное Альтер Эго самого Филиппа Дика.
Так вот исходя из вводных данных о психическом и наркотическом статусе Автора, следует и рассматривать этот фильм. То есть это фильм-паранойя. В мире, в котором живет Николас Брейди и его друг Филипп Дик, Президент США правит уже пятый срок, благодаря тому, что он и его сообщники выкупили все предприятия производящие машинки для подсчета голосов. Но это еще не все, президент постоянно запугивает американцев несуществующей, как казалось вначале, а на самом деле реальной подрывной организацией Aramchek коммунистического толка. Поначалу Брейди, у которого периодически случаются то ли видения, то ли полуосознанные сновидения, считает, что Арамчек - это чисто фейк президента, как повод бесконечно удерживаться у власти и строить полицейское государство. Но потом он сам становится членом этой организации или скорее некой тайной генерации людей, которые являются агентами некой внеземной цивилизации, которую Брейди называет ВАЛИС. Это некий суперинтеллект, коллективный разум внеземного происхождения, который как бы засылает своих агентов на Землю и потом контролирует их, через спутник, посылая им пакеты различных образов и прямые команды. Агенты ВАЛИС считают что они пришли сюда на Землю именно из этой цивилизации и после смерти вернутся туда обратно. Кроме того, они считают, что у них в голове есть серебряное яйцо, и это нечто вроде зародыша будущей райской жизни. Что-то подобное мы уже читали...
Подчиняясь этим командам Николас Брейди, имея любимую жену, сына, дом, престижную работу, перспективы, начинает "подрывную деятельность", записав на своей студии песню со скрытыми призывами к бунту. Довольно комичные призывы, надо сказать. Правительственные агенты его тут же арестовывают и расстреливают, прежде всего как агента вражеского инопланетного разума. Филиппа Дика оставляют в живых, правда в тюрьме и под его именем начинают печатать нужные правительству романы.
В статье Вики о ВАЛИС http://en.wikipedia.org/wiki/VALIS утверждается, что создавая эту концепцию, Филипп Дик черпал свое вдохновение
в платонизме, и скорее всего и в неоплатонизме, гностицизме, зороастризме, буддизме, Новом Завете, книге пророка Даниила, в трудах средневекового христианского мистика Якоба Беме, алхимика Парацельса, Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, Мирча Элиаде и наконец Роберта Антона Уилсона, который все знает об Иллюминатах. То есть, если исключить из этого списка Юнга и Фрейда и Элиаде, то все остальное создало в голове у Дика невероятный винегрет из всякой тварной и дуалистической мути всех времен и народов. Особенно это касается гностицизма с ихними гнилыми тварными идейками о эманации, инволюции, Благом Боге и плохом Демиурге, о возвращении к Богу и пр.
Именно в этом контексте и следует смотреть этот фильм. Это личное мироощущение параноика и наркомана Филиппа Дика.
На мой взгляд ВАЛИС - это не что иное, как Бог Медуза. А может и Арахноиды.
Хотя многим этот фильм может показаться протестным, неформальным, антитоталитарным, на самом деле - это иллюминатская провокация. В том смысле что: Ага, вам не нравится правительство и власть, которое мы, агенты Арахноидов, контролируем? Тогда добро пожаловать к самому Богу Медузе! Мутное кино.
К тому же режиссер фильма повел себя кране недобросовестно, начинив видения Брейди десятками религиозных символов, которые экспонируются меньше 0.1 секунды - то есть налицо попытка программирования и внесознательного внушения, то есть режиссер нагло пытается вскрыть мозг зрителя как консервную банку, за что надо бить по голове и отрывать руки.