Русское православие в иконографии "Архангел Михаил побивает трясовиц"
Автор: Татьяна Василенко
АРХАНГЕЛ МИХАИЛ ПОБИВАЮЩИЙ ТРЯСАВИЦИллюстрацией к пониманию того, что есть такое русское православие, на мой взгляд, несомненно являются так называемые "иконы в духе лубка". Принято относить данный вид иконописи либо к чему-то "наивному", либо к старообрядческой традиции, но на мой взгляд всё это не верно. Русская Православная Икона, не "наивные картинки" и не старообрядческая "тайнопись" (хотя последнее в них и может присутствовать). Русская народная икона это одновременное Всё и Всё Живое здесь и сегодня - от Библии до Голубиной Книги, от Житий до заговоров, от молитв до святок. Хочется это признавать или нет, но официльная церковь веками (особенно конечно после раскола) уничтожала и затирала русское православие, пытаясь уподобить его "общечеловеческому". Это уничтожение коснулось всего. Можно вспомнить, например, как в 1837 году неким протоиереем Петром Смирновым был отправлен целых ворох доносов о "поклонение озеру Светлояру", в результате чего была до последней дощечки сожжена (в печи приходской церкви!!!), часовня воздвигнутая на холмах озера. Так же сжигались и русские, "не официальные" иконы. Разумеется все эти "сжигания" не помогли, "русское всё" не убиваемо. Русская иконография удивительна и волшебна, читать (смотреть) её - это значит по настоящему "читать по русски", глазами и сердцем видеть потаённое Русское Царство. В этой статье я предлагаю "почитать" иконы темы "Архангел Михаил побивает трясовиц".
В иконографии "Архангела Михаила побивающего трясовиц" отражение сюжета народных заговоров и преданий, стилистически напоминает житийные иконы. Можно легко увидеть основные моменты сюжета: св. Сисиний сидит на Синайской горе; из воды являются трясовицы, св. Сисиний обращается с молитвой к Господу; Господь посылает архангела; архангел вопрошает трясовиц об имени; трясовицы отвечают и архангел бьет их.
Архангел Михаил побивающий-12-ть трясовиц. Первая половина - середина XIX века. Центральная РоссияЧто это за сюжет? Лихорадки-трясовицы, проклятые за оскорбление и смерть Иоанна Крестителя дочери Ирода, Число лихорадок-трясовиц варировалось: 7, 9, 12, 40, 77, 99. Имя каждой было оригинально и отражало конкретное проявление хвори, к примеру: Тресея вызывает дрожь, Огнея бросает больного в жар, Ледея – в холод, Ломея ломает, Желтея вызывает желтый цвет кожи и так далее. Предания о взаимоотношениях дочерей Ирода с Иоанном Крестителем не всегда опирались на каноническую историю, но чаще всего имели в своей основе момент попытки развратить святого. Так к примеру, согласно одному народному сказу, как-то 77 дочерей Ирода, встретив Иоанна Крестителя, стали сначала сооблазнять его, а после, осознав безуспешность своих потуг ударились в оскорбления и глум, за что и были им прокляты. Иоанн вселил в них "трясовицу", заставив навечно трястись, корчится, ломаться, сушится и так далее.
Согласно народным верованиям, после своей смерти проклятые дочери Ирода бродят по миру и "насылают" трясовицу на тех, кто им люб из мужчин, или напротив на тех женщин, кто вызывает у них зависть. Интересно, что в народе, как отмечает Н. Толстой "из табуистических соображений" трясовиц звали весьма ласково и по доброму: добруха, кумоха, сестрица, тетка, гостьюшка, гостейка и др. Русская народная медицина главным средством от лихорадки считала заговоры, в которых непременно должны были перечисляться имена трясовиц. Знахарки (или просто хозяйки) носили эти записки с именами в нагрудном мешочке. Самые древние заговоры против лихорадки найденны в новгородских берестяных грамотах, и датируются 12-13 веком:" сихаїлъ сихаїлъ сихаїлъ аньглъ аньглъ аньглъ" - трижды выкликивается в них имя Архангела Сихаила (Сисиния). Хотя как заговоры, так и апокрифические предания отрицались, осуждались и преследовались официальной церковью, победить она их так же, как тот же Град Китеж, так и не смогла . Приведу пример одной забавной "кляузы" на эту тему: "Канунов много лживых и молитвы составлены лживые от трясавиц, Еремея попа болгарского басни, глаголет бо окаянный: седяще святому отцу Сисинию на горе Синайстей, виде седмь ангел, исходящих из моря, и ангела Сихаила именуема, и иная изыдоша седмь ангел, седмь свещь держаща, седмь ножев остряща. Все то еретицы списали. Суть между божественными писаньми лживыя писания несеяны от еретик льстивии сборники сельские, худые номоканунцы по молитвенникам у неразсудных попов, лживыя молитвы о трясавицах, и нежитех, и о недузех".
Но откуда взялся сам святой Сисиний в русских заговарах и на русских народных иконах?
Согласна преданию, Святой мученик Сисиний происходил из города Кизика. В годы царствования Диоклитиана, за исповедание Христа он был мучим лютыми пытками - привязан к диким коням и бит без милосердия, причем во время бичивания ему в ноздри вливали уксус. В конце концов его казнили, усечением главы мечом. Но если на Ближнем Востоке Святой Сисиний это воин, победитель женского демона, то на Руси Сисиния видели и изображали, как старца. Но и у нас его основная роль - победа над "женским демоном". Согласно народным поверьям, именно по его молитве Господь присылает архангела Михаила, и тот побеждает трясовиц. Коротко говоря, согласно заговорам, пребывая на Синайской горе, Сисиний, творит молитву, в ответ на которую Господь посылает архангела, который и вопрошает лихорадок об их именах. По мере того, как лихорадки называются, архангел их бьёт, в ответ те клянуться оставить болящего и его дом в покое:
Трясавицы со св"При море Черном стоит столп каменн; в столпе сидит святой великий апостол Сисиний и видит: возмутилось море до облаков, и выходит из него двенадцать жен простоволосых - окаянное дьявольское видение. И говорили те жены: "Мы - Трясовицы, дщери Ирода царя". И спросил их святой Сисиний: "Окаянные дьяволы! Зачем вы пришли сюда?" Они же отвечали: "Мы пришли мучить род человеческий; кто нас перебьет, к тому мы и привьемся и покаемся - помучим его; и кто заутреню просыпает, Богу не молится, праздники не чтет и, вставая, пьет и ест рано: то наш угодник". И помолился Богу св. Сисиний: "Господи, Господи! Избавь род человеческий от окаянных сих дьяволов!" И послал к нему Христос двух ангелов - Михаила и Аноса - и четырех Евангелистов. И начали бить Трясовиц, четырьмя дубцами железными, давая им по три тысячи ран на день. И взмолились им Трясовицы: "Святой великой апостол Сисиний и Сихайло, и Анос, и четыре Евангелиста, Лука, Марко, Матфей, Иоанн! Не мучьте нас! Где ваши имена святые заслышим и в котором роду имена ваши прославятся, того мы роду бегаем за три дня, за три поприща».
И вопросил их св. апостол Сисиний: "Что ваши дьявольские имена?" - Одна говорила: "Мне имя Трясея". Другая говорила: "Мне имя Огнея"; как печь смоляными дровами распаляется, так Огнея жжет тела человеческие. Третья говорила: "Мне имя Ледея"; а Ледея как лед студеный знобит род человеческий, и не может от него человек и в печи согреться. Четвертая говорила: "Мне имя Гнетея"; Гнетея же ложится у человека на ребра и взвивает утробу, если кто хочет есть, - пусть ест: только из души у того человека вон идет. Пятая говорила: "Мне имя Грынуша"; та ложится у человека в грудях, плечи гноит и выходит харканьем. Шестая говорила: "Мне имя Глухея"; та ложится у человека в голове, уши закладывает и голову ломит, и тот человек глух бывает. Седьмая говорила: "Мне имя Ломея"; Ломея же ломит, как сильная буря сухое дерево, у человека кости и спину. Восьмая говорила: "Мне имя Пухнея"; Пухнея же пущает отек на род человеческий. Девятая же говорила: "Мне имя Желтея"; Желтея же, как желтый цвет в поле. Десятая же говорила: "Мне имя Коркуша"; та всех проклятее: смыкает ручные жилы и ножные вместе. Одиннадцатая говорила: "Мне есть имя Глядея": и та всех проклятее! в ночи человеку сна не дает, и бесы приступают к тому человеку, и в уме он мешается. Двенадцатая говорила: "Мне имя Невея"; Невея же - сестра им старейшая, плясавица, которая усекнула главу Иоанна Предтечи; и та всех проклятее! Поймает человека, и не может тот человек жив быть"
(Помимо святого Сисиния, на Руси к защитникам от лихорадки относили так же Святого Маруфа и Святую Фотинию (Светлану). Святой Маруф (епископ Тагрита), согласно преданию, был известен своими целительными способностями. Он молитвой излечил правителя Издегерда от "головной болезни" и так же исцелил бесноватого сына Издегерда, после чего правитель (как гласит предание) хотел принять крещение, и хотя этого не сделал, но разрешил свободно исповедовать Христа в Персии). Святая Фотиния, по преданию была той самой самарянкой, с которой беседовал Спаситель у колодца Иаковлева (Ин. 4, 5-42), так же Житиё Святой Фотинии гласит о невиданных муках которые она претерпела за веру во временя императора Нерона)
В русских деревнях священники умели расправляться с лихородкой-трясовицею, творя такую молитву над болящим: "Во имя отца и сына и св. духа! Окаянные Трясовицы, заклинаю вас святым великим апостолом Сисинием и святыми евангелистами Лукою, Марком, Матфеем, Иоанном! Ты еси окаянная Трясея, ты еси окаянная Огнея, ты еси окаянная Ледея, ты еси окаянная Гнетея, ты еси окаянная Грынуша, ты еси окаянная Глухея, ты еси окаянная Ломея, ты еси окаянная Пухнея, ты еси окаянная Желтея, ты еси окаянная Коркуша, ты еси Невея, сестра старейшая! Заклинаю вас святым великим апостолом Сисинием, святым Сихайлом и Аносом и четырьмя Евангелистами: Лукою, Марком, Матфеем, Иоанном! Побегите от раба Божия, имярек, за три дня, за три поприща, а если не побежите от раба Божия, имярек, и я призову на вас великого апостола Сисиния и святых Сихайла и Аноса, и четырех Евангелистов: Луку, Марка, Матфея, Иоанна, и учнут вас мучить, даючи вам по четыре тысячи ран на день". После чего священник давал болящему пить воду с креста и говорил: "Крест всей вселенной хранитель, Крест церквам красота, Крест апостолам похвала, Крест царям держава, Крест христианам утверждение и недугам исцеление, Крест отцам просвещение и украшение, Крест бесам прогонитель, Крест трясовицам и идолам прогонитель, крест есть рабу Божию, имярек, ограждение".
Архангел Рафаил и священномученник Сисиний икона XIX вКак мы уже говорили, в иконографии "Архангела Михаила побивающего трясовиц", отражён весь сюжет "заговора". По композиции чаще всего на таких иконах можно различить деления по горизонтале и вертикале. В верхней части перед нами Господь, под ним архангелы и св. Сисиний, а в нижней части, в чёрной воде (ад) сами девы-трясовицы. В руках Архангел держит орудие (жезл, копье, трезубец), которым пронзает одну из трясовиц. Размер фигур на таких иконах иногда (но не всегда, см. иллюстрацию выше) отражает иерархию: архангел самым крупный, св. Сисиний поменьше, а трясовицы самые мелкие. В иконографии трясовицы могут быть представленны и молодыми женщинами, и как демоны (звероподобные, или птицеподобные). Трясовицы разноцветные, каждый цвет тут олицетворяет конкретную имя-хворь. Ещё одну интересную особенность в изображение дев-трясовиц на иконах отметил Андрей Топорков ( "Визуальная репрезентация заговоров от лихорадки на русских иконах"): "Лихорадки на иконах XIX в. подчас напоминают женщин, которые моются в бане или в речке либо совершают какой-то коллективный танец. При изображении обнаженных женщин художнику приходилось решать серьезную проблему: одно дело сказать, что лихорадки нагие, и совсем другое — написать их нагими.
Проблема обострялась по мере того, как лихорадки утрачивали демонический облик и все больше «очеловечивались». С одной стороны, зрителю должно быть понятно, что лихорадки относятся к женскому полу, а с другой — иконописец не имел возможности изобразить их грудь и низ живота. Чтобы разрешить это противоречие, художник писал лихорадок вполоборота, обрезал изображение снизу, писал лихорадок вообще без грудей либо с руками, прикрывающими груди; вообще не обозначал их половых органов. О том, что это женщины, на некоторых иконах можно догадаться только по женской прическе и чертам лиц, а также выступающему вперед животу". Возможно этот момент "дань" офицальным правилам, а возможно такая "скромность" проистекает из естественного нежелания "насовсем и всем" уравнять "женственность" с "демонизмом". Русское православие никогда не проявляло некую "однозначность", характерную для официальной церкви, впрочем это несколько иная тема.
Ну а в приведённом выше "разборе", я пыталась показать, как русское православие - сказкой, сном, всей своей заповедностью и тайной неразгаданной переливается из храма в дом, из предания в икону, из креста в тело, из иконы в душу, и обратно. Это вечное торжественное и лёгкое, понятное и сложное одновременно взаимодействие и составляет, как мне думается, тайну того, что зовётся русским православием (хотя никакого другого православия и нет наверное, и быть не может)
http://ic.pics.livejournal.com/tanya_va … iginal.jpg
Отредактировано Tantropos (2018-03-12 01:55:12)