«Двенадцать стульев» «Золотой теленок» Илья Ильф, Евгений Петров

Эти два романа- самые эзотерические тексты русской литературы 20 века, несмотря на то, что многие считают их вполне незамысловатыми и легкомысленными. На мой взгляд, это более эзотерические тексты, чем даже «Мастер и Маргарита». Следует сразу сказать, что авторы, наверняка, не догадывались об оккультном смысле своих произведений и тут нет противоречий, ибо талантливые люди способны внерациональными путями транслировать некоторые оккультные законы просто в силу того, что они чувствуют и воспринимают эти оккультные смыслы своим тонко настроенным творческим разумом и не только разумом, но и всем телом или всеми телами. Чтобы уяснить смысл романов, следует внимательно прочитать «Арканы ТАРО», тогда сразу станет ясно, что основная цель Пути Остапа Бендера- достижение Бессмертия. Что имеется в виду? Имеется в виду то, что Остап Бендер в романе «Золотой теленок» проходит все Арканы, представленные в системе Арканов ТАРО, а в романе «12 стульев» он пытается пройти через все 12 созвездий Зодиака. В некотором смысле оба текста- закодированные мистерии, целая серия инициаций, посвящений.
Вначале то, что попроще. Все 12 стульев, а вернее, те персонажи, которые ими обладают- представляют все 12 знаков Зодиака. Так называемая «работа с созвездиями»- это основное содержание и смысл 18 Аркана Луна. Смысл в том, чтобы пройдя многими человеческими путями, обрести опыт взаимодействия с этими созвездиями или точнее- с их представителями. В йогической практике подобное действо называется Сурьянамаскар- динамический комплекс асан, в котором каждая асана есть символический образ того или иного созвездия, его информационная и энергетическая матрица. Методология Остапа не проще и не менее искусна, ведь ему приходится каждый раз подстраивается к тому или иному «созвездию», мало того, как правило, чтобы получить стул, он каждый раз вынужден что-то отдавать. Остап очень грамотный адепт, он Мастер Жизни, он чтит Уголовный Кодекс и понимает, что грабеж- это самый плохой метод взаимодействия с окружающим миром. Если стул с потенциальным сокровищем- это энергия, то его взаимодействия с обладателями стула- это всегда обмен энергией и информацией.
Итак, 1 стул- знак Близнецы, стихия Воздух. Это стул, находившийся в бывшем доме Ипполита Матвеевича Воробьянинова, которого мы далее будем именовать для краткости Киса, в котором на момент появления в Старгороде Остапа был 2-й дом Старсобеса. Принадлежность к стихии Воздуха- духовые инструменты, на которых играли приживалки, пение старух, которым встретил этот знак Остапа, дымоходы, чердаки, по которым лазил мнимый инспектор пожарной охраны, многочисленные двери в том числе и с духовыми пружинами, громкоговоритель- труба, огнетушитель, который взял самое верхнее фа. Близнецы- это братья Альхена- Исидор, Афанасий, Кирилл, Олег и Паша Эмильевич, укравший стул. Кроме того, Киса и отец Федор, оба схватившиеся за ножки стула представляют собой почти точно графическое изображение знака Близнецов, такие вот Кастор и Поллукс. Пинание друг друга ногами и плевание- это инверсия, пародия на всю мифологию, связанную с образами Близнецов. Кроме того, стул во время этой комичной битвы находился в воздухе.
2 стул- знак Дева, стихия Земля. Хотя мадам Грицацуева, вовсе даже не Дева, но даже вдова, но все здесь пародия. Знойная женщина, мечта поэта- арбузные груди, краткий, выразительный нос, расписные щеки, мощный затылок и необозримые зады. Настоящая Афродита Пандемос, веленсдорфская Венера, олицетворенное плодородие Земли- Матери. Остап здесь жених, марьяжный король, был элегантен и пьян. Дарит вдове минуты любви и надежду, забирает у нее стул, золотую брошь, дутый золотой браслет, полдюжины золоченых ложечек и чайное ситечко.
3 стул- знак Лев, стихия Огонь. Людоедка Эллочка. Она Львица, потому что она- Людоедка, язык, состоящий почти из одних междометий, людоедский крик- Хо-хо, рыжий цвет волос, собачья шкура, изображавшая выхухоль, шиншилловый палантин (русский заяц, умерщвленный в Тульской губернии), комната, обставленное существом с воображением дятла, халатик, отороченный загадочным мехом то ли мексиканский тушкан, то ли шанхайский барс, все принадлежит в той или иной степени к миру животных. Остап играет делового человека имеющего в знакомых председателя ЦИК Узбекистана и дипломатов, совершает обмен- ситечко на стул.
4 стул- знак Водолей, стихия Воздух. Инженер Щукин. Тут все ясно как день. Фамилия Щукин и рыбная, и к воде имеет отношение. Вокруг голого была вода, выливавшаяся в щель квартиры. «Скажите, это вы здесь льете воду?- спросил Остап раздраженно». «Шумели краны. Вода в столовой образовала водоворот. В спальне она стояла спокойным прудом». «Воробьяниновский стул стоял в столовой, где было наиболее сильное течение воды… Стул слегка подрагивал и, казалось, собирался немедленно уплыть от своего преследователя». Остап представляется знакомым Эллочки, стул получает в обмен на неоценимую услугу: «Вы меня просто спасли!». Характерно, что каждый раз, прежде чем попытаться получить стул, надо войти в «созвездие», каждый раз применяя разные технологии контакта. На этот раз дверь была открыта длинным ногтем большого пальца.
5 стул- знак Козерог, стихия Земля. Авессалом Изнуренков.  На то, что это Козерог указывают следующие характеристики: постоянное блеяние, волосатые руки, бешено работающие ноги, подскакивание во время бега. Остап здесь официальное лицо – нечто вроде судебного пристава, стул забирает,  ничего не давши взамен, собственно, хозяин в силу спутанности сознания тут же забыл о потере.
6 стул- знак Овен, стихия Огонь. Поэт халтурщик Ляпис Трубецкой. Человек с бараньей прической, брюки из белой рогожки, кроме того, авторы сообщают: «Как и следовало ожидать, рассказ о Клотильде не вызвал в бараньей душе Ляписа никаких эмоций». Стул Остапом похищен не был, на этот раз он просто залез в комнату в отсутствии хозяина и вспорол обшивку.
7 стул- знак Весы, стихия Воздух. Стул стоявший в редакции «Станка». Почему это Весы? Причин несколько- во первых- Весы- это единственно неживой объект среди зодиакальных знаков, это инструмент, именно поэтому редакция газеты называется «Станок». Верстка газеты- это постоянная борьба за равновесие. Все отделы и авторы хотят дать материал, но площадь не резиновая, поэтому главному редактору постоянно приходится убирать, убавлять, добавлять материалы. Стихия Воздух- такую же привязку дал Джеймс Джойс в «Улиссе»- тамошняя редакция газеты ассоциируется с островом Бога Ветров Эолом «Одиссеи» Гомера. Редакция- это место, куда прилетают новости со всего света, где беспрерывно открываются и закрываются двери, где постоянно циркулирует воздух. Остап входит в «созвездие» якобы желая предъявить претензии.
8 стул- знак Рыбы, стихия Вода. Стул, вскрытый на пароходе «Скрябин», во время путешествия по Волге, в качестве лжехудожников. Стул, плывший по течению реки, который покачивался, вращался, погружался в воду, снова всплывал. «Вода свободно вливалась в его распоротое брюхо». Остап философствует: «Этот стул напоминает мне нашу жизнь. Мы тоже плывем по течению. Нас топят, мы выплываем». Плакат, нарисованный Остапом был платой за этот стул.
9 и 10 стул- знак Стрелец, стихия Огонь, знак Рак, стихия Вода. Это два стула проданные концессионерам монтером Мечниковым, человеком, измученным нарзаном. То, что один стул относится к знаку Рак, стихия Вода, очевидно, ведь он также был украден с парохода, во время круиза по реке. Почему второй стул Стрелец? Фамилия Мечников дает аллюзию на Лук Стрельца, Меч- тоже оружие. Стулья покупаются за деньги.
11 стул- знак Телец, стихия Земля. Захват стула происходил во время ялтинского землетрясения. То, как Киса прыгал за стулом, напоминало древнюю мистерию тавромахии, а «тавр»- это и есть Бык- Телец. «Стул сам собой скакнул в сторону и вдруг, на глазах изумленных концессионеров, провалился сквозь пол». «Издав собачий визг, Ипполит Матвеевич вцепился в него мертвой хваткой…залаял и, подхватил стул, побежал за Остапом». Затем, после вскрытия: «Раздался третий удар, земля разверзлась и поглотила, пощаженный первым толчком землетрясения и развороченный людьми гамбсовский стул». Наконец, Крым в древности назывался Таврия, Таврида.
12 стул- знак Скорпион, стихия Вода. Авторы несколько раз повторяют, что последний стул скрылся в товарном дворе Октябрьского вокзала. А знак Скорпион начинается как раз в Октябре. Остап отыскал этот стул в дождливый октябрьский день. И наконец, это Скорпион, потому что Киса во имя именно этого стула подло зарезал острой бритвой своего компаньона: «Далеко отставив руку с бритвой, изо всей силы косо всадил все лезвие сразу в горло Остапа. Сейчас же выдернул бритву и отскочил к стене»- очень похоже на пластику Скорпиона, который жалит свою жертву.
           Но не менее интересна и судьба отца Федора, по сути, он повторяет судьбу Попа из сказки Пушкина, толкование ее здесь.  Поскольку отец Федор «православный» христианин, да еще и священнослужащий, его мечта- заиметь на тещины сокровища свечной заводик- есть на самом деле мечта о маленьком таком, непмановском, мелкобуржуазном рае. Это его убогие представления о Бессмертии. Ведь воск для свечей- он не кончается, пчелки его все время производят, а людишки все время то рождаются, то помирают, поэтому и свечи будут нужны во все времена. Однако, как и большинство християн, он будучи крайне недалеким, да что там говорить- тупым бараном, был жестоко обманут архивариусом и погнался за иллюзией. По сути потратил всю свою жизню в погоне за галлюцинацией, что большинство из них и делает в своих жизнях. Жалкий конец его не оставляет никаких шансов на дальнейшую эволюцию его как сущности. Итак, он выхватывает у Кисы котелку колбасы и зажавши ее в зубах, взбиратеся на скалу. У Пушкина в сказке: «С первого щелка Прыгнул поп до потолка». Далее он начинать кричать, чтоб его спасли, но через несколько дней его крики превратились в сплошное нечленораздельное мычание- это тогда, когда экскурсоводы представляли его как дикого человека, неизвестно чем питающимся. У Пушкина: «Со второго щелка лишился поп языка». Наконец, отец Федор лишился разума, его снимают санитары и навсегда увозят в дурдом, у Пушкина: «А с третьего щелка Вышибло ум у старика».
Теперь более интересные вещи.

«Двенадцать стульев» «Золотой теленок» Илья Ильф, Евгений Петров

Итак, Остап проходит в романе «Золотой Теленок» все Арканы ТАРО, цель, как уже говорилось- достижение Бессмертия, только Остап называет это- Рио-де-Жанейро- «хрупкая мечта моего детства», где все поголовно ходят в белых штанах, чарльстон «У моей девочки…» Мулаты, бухта, экспорт кофе. В дальнейшем эта тема получит развитие и обоснование, а сейчас, начало Мистерии с 22 или Нулевого Аркана Шут, Дурак.

«Двенадцать стульев» «Золотой теленок» Илья Ильф, Евгений Петров

Вот как описывают авторы прибытие Остапа на данную территорию, которой является Советская Россия, для прохождения Великой Мистерии: «12 стульев»: «В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный. – Дядя!- весело кричал он.- Дай десять копеек!», «В руке молодой человек держал астролябию». «Золотой теленок»: «Гражданин в фуражке с белым верхом…двигался по улицам города Арбатова пешком, со снисходительным любопытством озираясь по сторонам. В руке он держал небольшой акушерский саквояж». Вместо собаки за Остапом увязался беспризорный, вместо котомки- саквояж, но в целом- идеальное совпадение. Даже белый верх фуражки есть в Аркане. Это воплощение в новую жизнь, реинкарнация. Почему у него в руках астролябия? Потому что ему пришлось в постсмертном путешествии ориентироваться по звездам. Гомер сообщает следующее о путешествии Одиссея на плоту по Океану, перед воплощением в земле феаков: «очей не сводил он с Плеяд, с Медведицы, с Ориона». Что у него в саквояже- опыт и наработки прежних жизней, а именно: 1- красная нарукавная повязка, на которой золотом было вышито слово «распорядитель», 2-  милицейская фуражка с гербом города Киева, 3- четыре колоды карт, 4- пачка документов с круглыми сиреневыми печатями, 5- докторский халат со стетоскопом, «я невропатолог, я психиатр. Я изучаю души своих пациентов», 6- азбука для глухонемых, 7- благотворительные открытки, 8- эмалевые нагрудные знаки, 9- афиша, 10- медовые краски в жестяных коробочках и кисточки. На афише следует остановиться подробнее: на афише был портрет самого Бендера в шальварах и чалме, «Приехал жрец, знаменитый бомбейский брамин (йог), сын Парвы, любимец Рабиндраната Тагора, Иоканаан Марусидзе (заслуженный артист союзных республик), номера по опыту Шерлока Холмса. Индийский факир.- Курочка невидимка.- Свечи с Атлантиды.- Адская палатка.- Пророк Самуил отвечает на вопросы публики.- Материализация духов и раздача слонов». Кроме того, он знает четыреста сравнительно честных способов отъема денег. И самое главное- это все чистая правда! Самое важное, что Остап в своей предыдущей жизни- брахман, представитель высшей Варны, на это указывает все- чалма, приехал жрец, бомбейский брамин, йог, любимец Тагора, а Тагор был по варне брахманом, кроме того, он сын Парвы, если имеется в виду Парвати, то это почти божественное происхождение, ибо Парвати- жена Шивы, а ее сыновья- Ганеша и победитель асура Тараки- Сканда. Особо следует обратить внимание на Свечи с Атлантиды- Остап Бендер- представитель Атлантиды, именно с астральной Атлантиды он прибыл, именно поэтому он вошел с северо-запада- Атлантида находилась если не на севере, то уж точно на Западе от Старгорода.

«Двенадцать стульев» «Золотой теленок» Илья Ильф, Евгений Петров

1 Аркан Маг- внутриутробное развитие, строительство нового Тела, питание соками матери и того мира, в который воплотился. Дворницкая-Матка. «Гость проворно спустился в дворницкую, снял апельсиновые штиблеты и растянулся на скамейке, обдумывая план действий на завтра», «Сын турецко- подданного за свою жизнь (жизни) переменил много занятий. Живость характера, мешавшая ему посвятить себя какому-нибудь одному делу, постоянно кидала его в разные концы страны (мира, вселенной) и теперь привела его в Старгород (Азиатида, материальный план, Россия) без носков, без ключа, без квартиры и без денег»- именно таков любой эмбрион в утробе- без носков и без ключа. «Лежа в теплой до вонючести дворницкой, Остап Бендер отшлифовывал в мыслях два возможных варианта своей карьеры». Аналогичные описания дает Гомер в 5 главе- «Путь Одиссея». Воплощение в «Золотом теленке» имеет ряд новых замечательных подробностей- Остап видит Храм Спаса на картошке- это обязательно, ибо браки в христианской Азиатиде заключались только через церковь, как же иначе можно было воплотиться, но из церковного подвала несло холодом, бил оттуда кислый винный запах- явное свидетельство загнивания культа. Далее он следует парадным шагом по Бульвару Молодых Дарований, где на всех скамьях сидели одинокие девицы с раскрытыми книжками. Взволнованные читательницы, бросающие на приезжего трусливые взгляды- это те женщины, которые могли его зачать, но не случилось, они в ожидании зачатия. Далее он стучится в дверь кабинета предисполкома. Это другой вариант утробы в нее надо войти через дверь, получить питание, а затем благополучно без эксцессов выйти, родиться. Председатель- в некотором смысле, бог-управитель этого мира, он встречает посетителя этого мира. Но Остап должен приветствовать его первым: «Здравствуйте, вы меня узнаете?». Далее Остап называется сыном лейтенанта Шмидта. Естественно, что любой человек в утробе- чей-то сын, иначе быть не может. Отец- герой в этой цивилизации, значит и к сыну отношение должно быть соответствующее. Появляется следующий посетитель и тоже сын лейтенанта Шмидта. Ничего удивительного. Иаков и Исав тоже были сынами одного отца и начали бороться за первенство еще в утробе. Шура Балаганов- представитель Арктиды- подробнее о принадлежности к цивилизациям позднее, сейчас же рыжеволосые кудри явно указывают на Арктиду- прародину всех ариев, русов и белорусов.

«Двенадцать стульев» «Золотой теленок» Илья Ильф, Евгений Петров

Следующий 2 Аркан Жрица Истока- рождение в новом мире- «Однако он отпустил братьев с миром, и они выбежали на улицу, чувствуя большое облегчение». Родовые муки, которые начались, когда в руках председателя вот-вот мог блеснуть длинный неприятный меч Немезиды, закончились. Братья знакомятся по настоящему и тут выясняется, что Шура вовсе не Спиноза и не Жан- Жак Руссо и даже не Марк Аврелий, а просто мелкий воришка. Остап наставляет своего названного братца: «Вот это нехорошо. Почему вы продаете свою бессмертную душу? Человек не должен судиться. Это пошлое занятие. Я имею в виду кражи. Не говоря уже о том, что воровать грешно- это к тому же бесцельная трата сил и энергии». Это опять же характеристика обстоятельств предыдущих жизней Балаганова. Да, Шура- представитель Арктиды, но не той высокой цивилизации Йогов, волхвов и мудрецов, а представитель деградировавшей Арктиды, ее человеческого мусора, люмпенов, чандала. Пребывания его во всяких допрах- это аналог постсмертного возмездия в разных адовых сферах. Появляется следующий посетитель, который опять же проходит через Бульвар Молодых Дарований- это воплощается Паниковский, представитель Хиттиды- Лемурии. Третье глупое дитя лейтенанта Шмидта переживает настоящую драму рождения, мало того, что уже в утробе- кабинете предисполкома у него начались проблемы эмбрионального развития, но и сами роды протекали очень тяжело- «Сейчас состоится вынос тела.. Прах покойного…был вынесен близкими и друзьями…После непродолжительной гражданской панихиды…Тело было предано земле…Паниковский шлепнулся на землю как жаба».

«Двенадцать стульев» «Золотой теленок» Илья Ильф, Евгений Петров

3 Аркан Повелительница сотворения- в человеческой жизни соответствует первым 2-3 годам жизни- главное здесь- рост и усиленной питание. Братья пообедали в летнем кооперативном саду «Искра», выпили квасу и насытившийся Балаганов благодарно взглянул на своего спасителя. Далее идет рассказ Шуры о Сухаревской конвенции. Сейчас вы будете удивлены! Поскольку Шура рассказывает о том, что с ним было до того, как он воплотился в Арбатове, то здесь в закодированной форме представлены реальные процессы раздела материального мира между эгрегорами или астральными цивилизациями! Суть в том, что этих эгрегоров и цивилизаций много, а Земля- одна на всех, все эти эгрегоры хотят кормиться- взимать дань с материального плана, вот для этого они и вынуждены договариваться, делить между собой различные страны, континенты, устанавливать границы, отслеживать и наказывать Нарушителей Договора. Остап позднее шутливо называет Сухаревскую конвенцию- «почтенный пакт, утвержденный трибуналом Лиги Наций»! «Никто из членов корпорации не имеет права переходить границы и вторгаться на чужую территорию с целью заработка…Весь спор произошел из-за дележа участков…Никто не хотел брать университетских центров. Никому не были нужны видавшие виды Москва, Ленинград и Харьков». Почему? Да потому что в развитых странах в основном живут продвинутые люди, которые сами с усами и не склонны кормить всяких паразитов, а вот провинция- это золотое дно! Там люди простодушные, неопытные, верят на слово, любят всяких пустозвонов, которые у них называются проповедниками и любят глазеть на всякие жульнические магические фокусы, которые у них называются чудесами. «Так вот, Балаганов, вы пижон…и сын пижона»- констатирует Бендер. Почему, однако, он сам не участвовал во всяких конвенциях? Потому что он представитель более высокой и продвинутой цивилизации, примитивный паразитизм на материальном плане- это не его стиль, ведь рано или поздно все равно начнут бить. Его цель глобальнее. Пятьсот тысяч. Это ровно в сто раз больше запросов Шуры. Мечта Бендера уехать в Рио-де-Жанейро это и есть его цель. «У вас там родственники?- А что, разве я похож на человека, у которого могут быть родственники?». Хотя географический Рио реально существует, но в эзотерическом смысле речь идет именно о другом пространстве- хрупкая мечта Бендера находится далеко за океаном, а Океан в мифологических традициях всех народов олицетворял Космос, там не строят социализм и там уважают миллионеров. То, что Рио- это почти миф, мечта, а не реальный город, признается сам Бендер уже под конец романа: «Все это выдумка. Нет никакого Рио-де-Жанейро…Мне один доктор все объяснил. Заграница- это миф о загробной жизни, кто туда попадает, тот не возвращается». Заграница- это мир за границей земной жизни. Бендер, философствуя, произносит загадочную фразу: «Мне скучно строить социализм. Что я каменщик, каменщик в фартуке белом?». Но сейчас она уже не звучит загадочно, когда мы узнали, что многие из большевиков были масонами и что советская коммунистическая иерархическая система знающими людьми так и называлась- Красное масонство. Авторам этот факт, очевидно, был хорошо известен.

«Двенадцать стульев» «Золотой теленок» Илья Ильф, Евгений Петров

4 Аркан Император- осознание своей цели в жизни и вообще, осознание своего Я. Когда Шура сообщает Бендеру, что он знает такого миллионера, этот момент и есть переход в новую фазу эволюции: «Нам предстоят великие бои…Выслать линейных в мое распоряжение. Частям прибыть в город Черноморск в наикратчайший срок. Форма одежды караульная. Ну, трубите марш! Командовать парадом буду я!». В Аркане этот момент символизируется атрибутами власти, которые держит в руках Император, целеустремленный взгляд, царская тиара. «Великий комбинатор чувствовал себя в положении хирурга, которому предстоит произвести весьма серьезную операцию. Все готово…Хирург с растопыренными руками подходит к операционному столу, принимает от ассистента стерилизованный финский нож». Но еще нет Колесницы, и стоит на земле он пока только одной ногой: «Миллионное дело приходится начинать при ощутительной нехватке денежных знаков».

«Двенадцать стульев» «Золотой теленок» Илья Ильф, Евгений Петров

5 Аркан Верховный жрец. Завладение Колесницей- средством передвижения по жизни. «Оригинальная конструкция- заря автомобилизма». Колесница, между прочим, в эзотерической традиции символизирует Тело, со всеми его функциями и атрибутами. Но не просто биологическое Тело- оно уже было в утробе, но и социальное, интеллектуальное, ритуальное. Бендер- здесь Верховный жрец- он ведет за собой, он знает цель, он знает как достичь этой цели. Адам Козлевич, водитель «Лорен- Дитриха»- представитель Пацифиды. Он тоже, как и его будущие компаньоны- чужой в этой жизни, в этой цивилизации, он честный вор, но никак не может адаптироваться к правилам Азиатиды, ничего у него не получается. «Куда теперь ехать?...Куда податься?». Теперь Остап дает четкую характеристику Козлевичу, если Шуру он обозначил как пижона, то в данном случае: «Все ваши беды происходят оттого, что вы правдоискатель. Вы просто ягненок, неудавшийся баптист». Бендер воодушевляет Адама, дает ему цель, причем, Козлевич пока знает только то, что ехать нужно в Черноморск и что бензин будет! А для него главное- движение. Он и в дальнейшем к главной цели Бендера относится вполне прохладно и без особого энтузиазма. Происходит переименование Колесницы, новое имя дает Бендер. Наконец, появляется четвертый компаньон- Паниковский бежит с гусем. «Влезайте,- предложил Остап,- черт с вами! Но больше не грешите, а то вырву руки с корнем». Если вы прочитали толкование «Сказки о золотой рыбке», то для вас будет совершенно очевидно, что имел в виду Бендер. Итак, команда в сборе. Все четыре, кроме того, что представляют четыре цивилизации,  представляют четыре Варны: Остап Бендер- брахман- он и мозг, он командующий парадом, он великий комбинатор, он император, он и верховный жрец. Шура Балаганов- кшатрий- сильный, но глупый и недальновидный. Адам Козлевич- вайшья- его Колесница обеспечивает движение по Пути. Паниковский- шудра, Старуха в сказке Пушкина так и названа- «черная крестьянка». «Если вам, как истому джентльмену, взбредет на мысль делать записи на манжетах, вам придется писать мелом. –Почему?- раздраженно спросил новый пассажир. – Потому что они у вас совершенно черные. Не от грязи ли?». Кроме того, Бендер называет его «вздорный старик». Далее идет точное и абсолютное аутентичное воспроизведение Аркана: «Станьте на колени, - сказал Остап. Паниковский так поспешно опустился на колени, словно ему подрубили ноги. – Хорошо,- сказал Остап, - ваша поза меня удовлетворяет. Вы приняты условно, до первого нарушения дисциплины, с возложением на вас обязанностей прислуги за все». Шудры в «Законах Ману»- так и называются- слуги.

«Двенадцать стульев» «Золотой теленок» Илья Ильф, Евгений Петров

6 Аркан Влюбленные. Влюбленный в данном случае не товарищ Бендер, а вовсе даже Александр Иванович Корейко. Хотя глава «Снова кризис жанра», повествующая о неудачном сватовстве Корейко к Зосе Синицкой девятая, а не шестая, но, учитывая то, что события происходят одновременно это правильная последовательность. Корейко- представитель Азиатиды. Он здесь фактический хозяин, хотя никто про это не знает, он обладатель десяти миллионов, он- тоже, как и Остап- великий комбинатор, он тоже знает сотни способов грамотного отъема денег, правда не у частных лиц, а у государства. Если под государством понимать всю цивилизацию, Азиатиду, то вырисовывается образ эдакого высшего иерарха масонской финансовой пирамиды, глава мировой закулисы, олигарх из олигархов. В таком случае и «Геркулес»- это не простая контора. Само название- есть намек на громкие и пышные наименования масонских лож. Есть те же ступени посвящения- рядовые сотрудники- подмастерья, которые ни о чем не догадываются и которых ни во что не посвящают, Берлага и Скумбриевич, которые непосредственно участвуют в аферах, но не знают всей подоплеки- полупосвященные Мастера,  директор «Геркулеса» Полыхаев- номинальный глава корпорации- степень Славного Рыцаря Храма, посвященный почти во все и, наконец, скромный, незаметный Александр Иванович Корейко- фактический руководитель, высший посвященный, тот, кто инициирует процесс- Рыцарь Кадоша. Но даже Рыцарь Кадоша, подвижник, сознательно изнурявший себя финансовыми веригами, влюбился со всей решительностью, на которую способен человек сильный, суровый и озлобленный бесконечным ожиданием. Зося Синицкая в нашей концепции- не просто внучка ребусника старика Синицкого, имевшего наружность гнома, но Душа, Атма, Царевна Лебедь. Не случайно ее первое появление в романе – после купания в Море. Эта та самая Царь Девица, которую уловил Иван в сказке Ершова «Конек Горбунок», там она тоже плавала в ладье по Окияну. Цель Адепта идущего путями Арканов ТАРО- это как раз «женитьба» на Царевне- полная, тотальная интеграция Личности и Души, в терминах Каббалы- Руах должен воссоединиться с Нешамой- это Аркан 19 Солнце, а затем обрести окончательное Бессмертие воссоединившись с Нефеш- это Аркан 21 Вселенная. Но, поскольку дело происходит в Советской России, где все делается через жопу, и миллионер не может открыто истратить ста рублей, сватовство кончилось полным фиаско. У нее- искания, а у него- всего лишь 46 рублей в месяц! И вообще, Корейко, с его хищническими инстинктами не достоин Бессмертия.

«Двенадцать стульев» «Золотой теленок» Илья Ильф, Евгений Петров

7 Аркан Колесничий.  7 глава романа «Сладкое бремя славы». Тут и комментировать почти ничего не нужно. «Командор пробега, водитель машины, бортмеханик и прислуга за все чувствовали себя прекрасно». Характерно, что один сфинкс- белый, другой- черный. Балаганов, соответственно- белый, Паниковский, соответственно - черный. Это и внешние характеристики и стиль поведения. Бендер - во время пробега отвечает за идеологическую часть, Козлевич - за техническую, Балаганов и Паниковский-  «добывают» пропитание.

«Двенадцать стульев» «Золотой теленок» Илья Ильф, Евгений Петров

 
8 Аркан Правосудие. Иначе можно назвать Аркан Возмездие. Действие Аркана начинается с того момента, как председатель комиссии по встрече вникнул в суть телеграммы. «Это жулики!- закричал он страдальческим голосом». Остап и не подозревал, начиная митинг, какая гроза надвигается над пассажирами Антилопы- «Хватай их, ребята!». На Балаганова уже пала тень набегающей толпы, уже протянулись  к нему здоровенные ручищи, но! «Машина забренчала всеми своими частями и быстро унеслась, увозя от справедливого наказания четырех правонарушителей». Тут же последовала месть Паниковскому за проявленную трусость. В телеграмме предлагалось задержать зеленую машину, идущую впереди пробега. Идея себя изжила. Действие Аркана закончилось. Они оказались на обочине- настоящая жизнь пролетела мимо, радостно трубя и сверкая лаковыми крыльями.

«Двенадцать стульев» «Золотой теленок» Илья Ильф, Евгений Петров

9 Аркан Отшельник. Эпизод с монархистом Федором Никитичем Хворобьевым, который ненавидел советскую власть. «Что это за рак- отшельник?»- подумал Остап», а потом спрашивает: «И давно вы живете таким анахоретом?». Хворобьев грезит об ушедшей навсегда жизни, т.е. смотрит не вперед, как Отшельник Аркана, а назад, в прошлое, но видит только тоскливое советское настоящее. В этом эпизоде раскрывается суть закона «Живи здесь и сейчас», с которым Хворобьев никак не может смириться- «Хамская власть!». Остап предлагает ему помочь и обещает устранить советскую власть на обратном пути. Что самое интересное- у него получилось! Ибо Советская власть рухнула, в том числе и благодаря этим двум книгам. Вы можете спросить: как это может быть? Да очень просто. Эти два романа- по своей глубинной, эзотерической сути- абсолютно антисоветские, за все время от их создания их прочитали практически все граждане СССР и они, сами того не ведая, стали носителями и проводниками этой антисоветской сути. В этом магическая сила Слова.

«Двенадцать стульев» «Золотой теленок» Илья Ильф, Евгений Петров

10 Аркан Колесо Фортуны. На этом Аркане заканчивается земной, профанический Путь. Далее начинаются собственно Мистерии. Далее- Путь Магов и Йогов. Здесь происходит трансформация. Прежний этап жизни закончен, значит, Колесо Фортуны делает свой оборот. «Весь день антилоповцы красили свою машину. К вечеру она стала неузнаваемой и блистала всеми оттенками яичного желтка. На рассвете следующего дня преображенная Антилопа покинула гостеприимный край и взяла курс на юг». Характерно, что покраска завершилась- к концу дня, т.е. жизненного цикла.
   
Аркан 11 Сила и Аркан 12 Повешенный- это стадии перехода от Жизни в атомарном Теле к Жизни в Эфирном Теле, если это управляемый процесс, но для обычных людей- это просто смерть. Поскольку Остап умирать пока не собирается, то мы пропускаем эти этапы Пути.

«Двенадцать стульев» «Золотой теленок» Илья Ильф, Евгений Петров

13 Аркан Смерть. «Навстречу ему (Корейко), оттуда, где кончается улица и начинается поле, спускался с горы большой желтый автомобиль. За рулем, согнувшись, сидел усталый шофер в хромовой тужурке. Рядом с ним дремал широкоплечий малый, свесив набок голову в стетсоновской шляпе с дырочками. На заднем сиденье развалились еще двое пассажиров: пожарный в полной выходной форме и атлетически сложенный мужчина в морской фуражке с белым верхом. – Привет первому черноморцу!- крикнул Остап, когда машина с грохотом проносилась мимо Корейки». Посмотрите на Аркан- Один встречается с Четверыми! В мистериальном значении этот Аркан носит название Пустая Голова- Скелет на коне. Смысл в том, что перед началом любой серьезной йогической работы следует установить в голове полную тишину и пустоту. Поразительно, как авторы точно обозначили точку встречи: оттуда, где кончается улица- Улица- это и есть земная жизнь, Поле- это и есть волновое, полевое пространство постсмертного бытия. Вы можете возразить: но ведь Антилопа двигалась из Поля! Правильно, но ведь еще никто не умер и потому здесь такая инверсия.

«Двенадцать стульев» «Золотой теленок» Илья Ильф, Евгений Петров

14 Аркан Умеренность, Воздержанность. Накопление сил, добывание информации, работа с внутренними энергиями. Хотя Остап считает, что миллион у него уже в кармане, но это наивный энтузиазм неофита, который еще не догадывается обо всей сложности и длине Пути. Он прогуливается по просторному номеру гостиницы «Карлсбад» и сообщает, что некогда он был мистиком- одиночкой. Персонаж Аркана- женщина и это верно, поскольку это пассивная фаза- телеграммы и назойливые приставания Паниковского- не в счет. По сути- эта фаза знакомства с новым миром. «Сейчас мы пойдем смотреть на драгоценного баранчика при исполнении им служебных обязанностей». Далее: «А я, как видите, не тороплюсь. Мы сидим  в Черноморске уже неделю, а я только сегодня иду на первое свидание». Но тут проницательность впервые подвела Остапа- он не выявил в красномордом подхалиме с белыми глазами обладателя десяти миллионов.

«Двенадцать стульев» «Золотой теленок» Илья Ильф, Евгений Петров

15 Аркан Дьявол, Фатум. Корейко, конечно не Дьявол, но нечто демоническое в нем есть. Самое главное, что он владеет деньгами, а значит и властью. Компаньоны привязаны к нему цепями своей алчности- им тоже хочется денег. Два человека у ног Дьявола- Тифона не только привязаны цепями, но и еще закрывают глаза. Это еще один великий слепой- Паниковский. «Слепой повернулся фронтоном к миллионеру, зацепил его палочкой по ноге и ударил плечом…Затем Корейко улыбнулся, взял слепого под руку и помог ему сойти на мостовую». Это была кража- по Паниковскому. А вот ограбление- по Балаганову: «Доблестные сыны лейтенанта Шмидта, отчаянно труся, приблизились к Александру Ивановичу». План был простой- Балаганов- справа, Паниковский- слева. «План был нарушен в самом же начале». Пока Корейко дрался с Балагановым, «Паниковский на четвереньках подобрался к месту побоища и сзади запустил обе руки в карманы скромного герсулесовца. Корейко лягнул его ногой». «Нищий. Ночные телеграммы. Книга о миллионерах. Мнимый слепой. И наконец- нападение. Чертовщина продолжалась». Однако на этом Аркан не закончился. Это только опыт Балаганова и Паниковского. Теперь на встречу идет сам великий комбинатор. Он напялил на себя милицейскую фуражку с гербом города Киева и направился на первое свидание. Вспомните, что ранее говорилось о содержимом саквояжа- это его прежние наработки, опыт жизней в иных мирах и временах. Однако теперь роли поменялись- Остап пытается зацепить, поймать Корейко, всучив обратно его же деньги, а тот старательно от них отказывается. Полный провал. Но он дает толчок к новому этапу эволюции.

«Двенадцать стульев» «Золотой теленок» Илья Ильф, Евгений Петров

16 Аркан Башня. Контора «Рога и копыта». Падающий с верхнего этажа башни- зицпредседатель Фунт- «Контора умерла». Главная задача этого этапа- легализация в городе Черноморске и собственно строительство Башни. «Следствие по делу Корейко может поглотить много времени. Сколько- знает один бог. А так как бога нет, то никто не знает». Если Остап говорит, что бога нет, значит так оно и есть. Легальность предполагает наличие жилья, прописки, работы, пишущей машинки, чернильного прибора, счета в банке и многого другого. «Нужно смешаться с бодрой массой служащих. Все это дает контора. Меня давно влечет к административной деятельности. В душе я бюрократ и головотяп». Поскольку этот этап довольно длинный и насыщенный событиями, обозначу только его окончания. Именно окончания. Первое окончание- полное моральное падение Васисуалия Лоханкина. Второе окончание- спасение Адама Козлевича из лап охмуривших его ксендзов. Тут два события: во- первых-«Адам Казимирович быстро положил молитвенник на ступеньку и упал в широкие, как ворота объятия Балаганова». Но упал он потому, что Остап доказал, что Бога нет! И никогда не было! Это медицинский факт. С вершины башни падает именно идея Бога, внедренная в сознание Козлевича. «Нет бога? – Нет,- ответил Остап. –Значит нет? Ну, будем здоровы». Почему все четверо, даже «третье глупое дитя»- Паниковский, в конце концов отказались от идеи Бога? Да потому что, имея за плечами множество реинкарнаций, они на собственном, в том числе и постсмертном опыте, убедились, что никакого Бога нет и никогда не было и всеми процессами жизни и смерти управляет Мать Природа. Третье окончание- это конец «Вороньей слободки», со сгоревшим на верхнем этаже Никитой Пряхиным, полезшим туда за цельной бутылкой хлебного вина. Четвертое окончание- бегство Александра Ивановича в неизвестном направлении. «Он учтиво пропустил Бендера вперед и вышел, захватив со стола небольшой пакетик, завернутый в газетную бумагу». Неожиданная трансформация: «Но Корейки не было. Вместо него на великого комбинатора смотрела потрясающая харя со стеклянными водолазными очками и резиновым хоботом». Все рухнуло. Подзащитный исчез. А счастье было так близко. «Остапу пришлось вытерпеть еще одно унижение. Его несли мимо ГЕРКУЛЕСа». Но затем «ему помогли подняться» и он вошел в газоубежище, где его ждала нить Ариадны, которая поведет его дальше к конечной цели. Зося Синицкая. «Смотрите, Бендер- вон барышня сидят. Это с нею Корейко всегда гулял».

«Двенадцать стульев» «Золотой теленок» Илья Ильф, Евгений Петров

17 Аркан Звезда. Глава «Погода благоприятствовала любви». Остап на последние деньги покупает букет роз, что вызывает неудовольствие Балаганова. Но он знает, что делать. Путь Остапа Бендера- это Путь Мага. Но это не Путь Йога. Деньги- это средство обретения могущества, но не Бессмертия. Чтобы обрести Бессмертие, надо было жениться на Зосе Синицкой. Но он думает, что деньги важнее. «Ночь показывала чистое телескопическое небо». Хотя в данном предложении нет слова Звезда, но представив себе этот образ- «чистое телескопическое небо», где «звездам числа нет, бездне- дна», мы ясно увидим главное содержание 17 Аркана. Главная здесь Зося- Исида, открывающая тайны бытия. «Остап сидел с Зосей на ступеньках музея древностей». «Почему вы меня полюбили?- спросила Зося, трогая Остапа за руку. –Вы нежная и удивительная,- ответил командор,- вы лучше всех на свете». «Но царевна всех милее, всех румяней и белее». Но когда Зося сообщает ему о том, где спрятался Корейко, Остап сразу забыл о своей любви. «Вы разве не проводите меня домой?- тревожно спросила Зося». «Дом» надо понимать в самом космологическом, метафизическом смысле. «Что?- сказал Остап.- Ах, домой? Видите, я…-Хорошо,- сухо молвила Зося,- до свидания. И не приходите больше ко мне. Слышите?» Интересно, что она не сказала «прощайте навсегда!»

«Двенадцать стульев» «Золотой теленок» Илья Ильф, Евгений Петров

18 Аркан Луна. Новое путешествие начинается ночью: «В ту же ночь из двора, бледно светя фарами, выехала Антилопа». Это дальнейший поиск Пути, но уже на бескрайних просторах Вселенной. Недаром следующая глава называется «Три дороги». «Антилоповцы катили уже третий день, но, кроме Остапа, никто толком не знал конечной цели нового путешествия». И это правильно- им и не нужно знать, они не готовы к этому Пути. Им хотелось остаться в Аркане 17 Звезда. «Зачем мы опять едем? К чему это все? Так хорошо было в Черноморске». В метафизическом смысле Аркан 17- это эгрегор постсмертного бытия перед последующим воплощением. Уже одно то, что они там оказались- большое достижение, ибо большинство народу, особенно в Азиатиде погибают уже на стадии 13, 15 и 16. Но поскольку Балаганов, Козлевич и Паниковский имеют за плечами множество циклов реинкарнации, пребывание в блаженном состоянии Аркана 17- для них дело привычное. Но дело в том, что после Аркана 17 воплощение адепта происходит с полным умиранием прежней Личности. Остапа, естественно, это не устраивает- его цель неуничтожимость Личности на всех этапах Пути, в этом смысл понятия Бессмертие. А для этого надо достичь Аркана 19 Солнце. И он про это знает, потому что уже не раз оступался на самом пороге в прошлых циклах. Поэтому он решительно движется вперед. Из трех дорог он выбирает самую тернистую, потому что это именно его дорога и потому что на соседних путях могут поджидать хищные собаки и шакалы. Но Балаганову, Козлевичу и Паниковскому дальше дороги нет. Антилопа превращается в груду обломков, Паниковский умирает, Козлевич и Балаганов возвращаются назад. Остап ночью, как и положено для Аркана Луна, садится внаглую в литерный поезд, который мчит его на восток, к месту смычки. Аркан Луна имеет подназвание- Оккультная иерархия. Пассажиры литерного поезда, на первый взгляд, никак не тянут на этот статус, но это не так. Кто они? Журналисты, пропагандисты, писатели. Те, кто воздействует Словом на массы людей, формирует коллективное сознание, а управление людьми при помощи Слова издревле считалось магическим умением. Конечно, говорить могут все, но управлять Словом, могут немногие. Остап и здесь, среди этих «акул пера» оказался не промах, он и прежде доказывал свое мастерское владение магией Слова, а здесь даже получил дивиденды, выгодно продав быстро состряпанный набор для написания статей.

«Двенадцать стульев» «Золотой теленок» Илья Ильф, Евгений Петров

 
19 Аркан Солнце. Главы «Гремящий ключ», «Александр-ибн-Иванович» и «Багдад». «Солнце встало над холмистой пустыней в 5 часов 02 минуты 46 секунд». Авторы очень подробно и удивительно точно описывают Аркан 19, в качестве иллюстрации можно процитировать практически всю главу- это и чистый горизонт, тысячи всадников, сама смычка Севера и Юга, оркестр, играющий «Интернационал», речи, торжественный банкет. Но самое главное не это, а это: «на опустевшей трибуне, среди окурков…сидел один только Корейко». Однако, как и положено в Совдепии, праздника не получилось. Не задалось с самого начала. «Мечта идиота» сбылась в нагретом и темном товарном вагоне, где воздух был плотный и устойчивый, как в старом ботинке. «Корейко, вздыхая, выдал недостающие деньги, взамен чего получил свое жизнеописание в желтой папке с ботиночными тесемками. Жизнеописание он тут же сжег в железной печке». Юридическая сторона всего этого предприятия понятна. Бендер получил миллион за компромат, информацию, которую он добыл неимоверными трудами и талантами. Корейко забыл, что главным законом Азиатиды является принцип «Ты- мне, я тебе», если хочешь что-то получать, надо что-то отдавать. Корейко хотел только брать. Остап Бендер доказал ему, что он не прав.  Корейко ему- миллион, Остап ему- папку с компроматом, а по сути- жизнь и свободу. В чем здесь метафизический смысл? Бендер, представитель Атлантиды, воплотившись в Азиатиде вычислил все тайные и преступные пороки хозяев Азиатиды и будучи человеком корыстным, индивидуалистом и даже эгоистом, не стал выступать в роли пророка- разоблачителя, а предложил выгодный обмен- ему часть награбленного, а он тихо и незаметно покидает совсем не симпатичную ему Азиатиду, чтобы раз и навсегда поселиться в Рио-де-Жанейро, который есть миф о загробной жизни и откуда не возвращаются. В этом Аркане происходит воссоединение Личности адепта и его Души- Атмы, которая в данном случае символизирована вздыбленным конем. Но Остап выбрал деньги, ошибочное решение, хотя для многих вполне приемлемое. Дело в том, что деньги, заработанные при жизни, дают возможность человеку успешно продвинуться в постсмертном пути только до 17 Аркана, но не дальше. Для достижения подлинного бессмертия- Аркана 21 Вселенная, они бесполезны. Итак, праздник не задался. «Остап вдруг опечалился. Его поразила обыденность обстановки». Из литерного поезда его унизительно выкинули, они остались без деликатесов, в самолет не пустили, пришлось покупать верблюдов- вот он, посмотрите на Аркан- Остап Бендер, Победитель, едет, держа в руке символ безграничных возможностей, навстречу Солнцу, но не на коне, а на верблюде!

«Двенадцать стульев» «Золотой теленок» Илья Ильф, Евгений Петров

20 Аркан Воскресение или Воззвание. Главы «Врата великих возможностей», «Индийский гость», «Дружба с юностью» и «Его любили…». «В тот печальный и светлый осенний день…главный сын лейтенанта Шмидта Шура Балаганов спал на скамье в пассажирском зале Казанского вокзала…по всему было видно, что бортмеханик Антилопы и уполномоченный по копытам несчастлив и нищ». «Вставайте, граф! Вас ждут великие дела!». Остап встречается с Балагановым, Козлевичем и Зосей теперь уже в новом качестве. В метафизическом смысле задача этого Аркана подготовка Великой Интеграции- Духа и Души, которые воссоединились в предыдущем Аркане 19- с Телом. Интеграция Руах, Нешама и Нефеш. Но Остап не воссоединялся со своей Душой в Аркане 19, поэтому: «Парад, надо сказать правду, не ладился, и великий комбинатор лгал, утверждая, что чувствует себя отлично. Справедливее сказать, что он ощущает некую неловкость». Бывшие компаньоны вставанием почтили память покойного Паниковского. Это тоже форма Воззвания. Балаганов с пятьюдесятью тысячами тащит кошелек с 1 р. 70 к. денег и надолго пропадает в очередном допре. Далее следует беседа Остапа с индийским гостем, и остается оной крайне недовольным: «Кришна! Вишну! Что делается на свете? Где сермяжная правда? А может, я дурак и ничего не понимаю, и жизнь прошла глупо, бессистемно?».  Оказывается и в индусской мудрости нет правды!  И тут он вспоминает о Зосе: «Зося! Я ошибся, я хочу приехать». Остап возвращается в Черноморск, встречается с Козлевичем и сообщает, что: ему очень плохо и что он не хочет жить вечно. А почему ему вдруг расхотелось жить вечно? Да потому что жить вечно в полном одиночестве- это тоска смертная. Но Зося уже замужем за Периклом Фемиди- секретарем изоколлектива железнодорожных художников. «Увели девушку! Прямо из стойла увели. Представитель коллектива Фемиди увел у единоличника-миллионера…».

«Двенадцать стульев» «Золотой теленок» Илья Ильф, Евгений Петров

21 Аркан Вселенная, Великое свершение. Глава 36 «Кавалер ордена Золотого Руна». Я буду рассматривать только канонический текст, потому что глава «Адам сказал, что так нужно», где Остап женится на Зосе, авторами не была включена ни в одно прижизненное издание. Взгляните еще раз на Великую Эмблему Арканов ТАРО. Аркан 21- это завершение человеческого Пути. Здесь сходятся все начала и концы. Это обретение окончательного Бессмертия, потому что адепт возвращается в полном сознании и Разуме в точку 0- откуда началось ВСЁ и становится Богом. Он объединяет собой все аспекты бытия. Он окончательно выходит из круга Кармы и перевоплощений и обретает полную Свободу. «Странный человек шел ночью в приднестровских плавнях. Он был огромен и бесформенно толст». Все эти драгоценности, которые Остап надел на себя- есть на самом деле оснащение его богатого, ценного, эфирного и астрального тела. Это одновременно и опыт и информация и энергия. «Поверх креста на замечательной ленте висел орден Золотого Руна- литой барашек… Этот орден есть только у нескольких человек в мире, да и то большей частью коронованных особ.- Золотое руно…дается за высшую доблесть! – А у меня как раз высшая!». И опять здесь все- чистая правда. Остап достиг высшего свершения, которое может достичь Великий Маг, но этого оказалось недостаточно! Надо было жениться на Зосе! Попытка незаконно перейти границу кончилась катастрофой. Пограничники, стражи, не пустили его. Он все теряет, кроме ордена Золотого Руна. «Долгий и сильный пушечной полноты удар вызвал колебание ледяной поверхности». Что это значит? А это значит- увы! новое воплощение: «Через десять минут на советский берег вышел странный человек без шапки и в одном сапоге. Ни к кому не обращаясь, он громко сказал: -Не надо оваций! Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Придется переквалифицироваться в управдомы!».
            В заключение- об экранизациях. На мой взгляд, идеальной экранизации ни первого, ни второго романа как не было, так и нет. В фильме М. Швейцера «Золотой теленок» было идеальное попадание актерских антропологических качеств с психотипами персонажей романа. В том числе и отчасти были переданы цивилизационные характеристики персонажей. Однако, оккультный смысл романа остался за кадром. Последняя телевизионная экранизация «Золотого теленка»- это просто апофеоз бездарности, все- мимо. Смотреть было совершенно невозможно. Ни один актер, даже играющий второстепенные роли не попал в персонаж. Особенно мне было жалко Меньшикова. Он неплохой актер, но он не Остап Бендер ни в малейшей степени. Остап Бендер, как уже говорилось- 100% Атлант, а Меньшиков- это 100% Азиатида, ни внешне, ни по внутренней, информационной сущности, интеллектуально- эмоциональной основе, он даже близко не стоит рядом с товарищем Бендером. Если хотите, идеальный американский Бендер- это Чили Палмер- Джон Траволта в фильме «Достать коротышку». Сравните внешность, энергетику, стиль поведения, абсолютную уверенность в себе, доминантность, взгляд, жесты, положение тела, мимику, «посмотри на меня» Джона Траволты и сравните все это с Олегом Меньшиковым и вы поймете, что я прав. Не надо было Меньшикову участвовать в этом убогом проекте. Вот что получается, когда эволюционно неподготовленные люди берутся за экранизации эзотерических текстов.
            Что же касается экранизаций «12 стульев», то фильм Гайдая, не смотря не легковесность, все же лучше передает дух и смысл романа, нежели телевизионная версия с Мироновым и Папановым. Миронов, хотя и великий актер, но в этом случае, произошло тоже самое, что и с Меньшиковым- он, увы, не Бендер.
     Ulisses. 2006.