«Враг» Дежана Зечевича непременно займет свое достойное место среди вышеназванных шедевров. Ко всем чертам, характерным для балканских военных картин, здесь добавлен, причем весьма искусно, элемент мистики. Это придает фильму дополнительный зловещий оттенок.
Война окончена. Идет седьмой день войны. Инженерное подразделение занимается разминированием минных полей где-то в сельской Боснии. У каждого из бойцов за плечами несколько лет войны, свои страхи и скелеты в шкафу. Каждый спасается, как может : кто выпивкой, кто ухаживанием за оружием, а кто и молитвой. Но каждый мечтает попасть домой и зажить нормальной гражданской жизнью – без крови и выстрелов, в чистой постели, рядом с родными и близкими.
Время вахты гарнизона истекает, через пару дней прибудет смена, и для этих уставших от войны людей наконец-то настанет настоящий мир. В этот же день отряд, посланный для обследования заброшенной фабрики, приводит в лагерь нового человека. Он хромает на правую ногу, именуется просто Даба и говорит, что он свой. Между тем, нашли его на фабрике замурованным в подвале.
Даба (в балканской мифологии Даба – старейший демон) ведет себя очень странно : отказывается от воды и еды, ему совсем не холодно в лохмотьях, на вопросы лейтенанта он отвечает остроумно и вызывающе, демонстрируя полное пренебрежение к смерти. Солдаты один за другим поддаются силе его изворотливого ума и уловкам острого языка.
Уже на следующий день начинают происходить странные вещи : исчезает снайпер подразделения, смена все не прибывает, рация сломана, а лагерь оказался кем-то заминирован со всех сторон. В гарнизоне начинается ад…
Фигура Дабы в исполнении актера и продюсера Тихомира Станича является центральной для фильма и позволяет ему выйти за рамки жанра - из обычной военной драмы превратится в полновесный артхаус. Своим красноречивым молчанием и пронзительностью черных глаз он напоминает некоего Ганнибала Лектора. Даба предельно корректен, он никогда не лжет, не устраивает истерик и манерных сцен. Но двусмысленность этого одновременно притягательного и отталкивающего персонажа не дает зрителю ни минуты спокойствия, держа в напряжении до самой кульминационной сцены.
http://nokino.com.ua/fimffocus/463-vrag … atelj.html