Фрагменты из книги М. Зильбермана "Гиксосы и их потомки" Наиболее важные места выделены мной - Ulis.
2.«Пятая колонна» гиксосов в Египте эпохи
Среднего царства.
Царский город «Раамсес» («Пи-Рамсес - Город Раамсеса» или «Пер-Рамсес - Дом Раамсеса»), получивший это свое имя при Рамсесе II, был основан гораздо раньше, в эпоху Среднего царства. Первоначальное наименование города - «Ровати» («Врата Двух Дорог»),- в древности мимо него проходил Пелузийский рукав Нила, что давало ему выход к Средиземному морю; а также через город шла и знаменитая «Дорога Гора», ведущая в Ханаан.
Отрыта стела (так называемая "Стела Четырехсот лет эры Сетха"), сооруженная при Рамсесе II в память о 400-летней годовщине не столько переименования Ровати в «Аварис» в связи с перенесением туда столицы (резиденции гиксосских фараонов) из Мемфиса, сколько учреждения ими культа бога Сетха, родового бога номархов Рамессидов, в качестве главного государственного божества.
По сообщению Манефона, Аварис построен первым гиксосским царем Салитисом (первым фараоном XV династии, правление которого относят на 1680-1642 гг. до н.э. либо на 1630-1615 гг. до н.э. (по Franke)). Однако, согласно Папирусу Салье I (из числа «школьных», датируется первым годом правления Мернептаха) именно «царь Апопи (тронное имя "Ра-аа-аб-тауи",- по Манефону четвёртый царь гиксосов, т.е. тогда это - Апопи II, четвёртый фараон XIV династии)... построил (в Аварисе) ему (богу Сетху) храм». Следовательно, он и перенёс столицу, поскольку строительство храма (дома бога) - первоочередная необходимость для правителя.
Ветхий Завет (Быт.47.11) повествует о событиях тех «давно минувших лет»: «И поселил Иосиф отца своего и братьев своих, и дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли, в земле Раамсес». Таким образом, в Ровати и его окрестностях расселялось много разных родов хаабиру, прибывающих из Ханаана по основной магистрали - «Дороге Гора
В настоящее время для наименования «шасу» предложены две этимологии (А. Васильев. Шасу Новоегипетских источников и ранняя история Израиля): египетская - от глагола «шас»- «скитаться; и семитская - от «шаса» - «грабить» или «шосэ» - «грабитель».
В легендах об Аврааме Египет (в эпоху первой волны гиксосов, когда хаибири униженно просили египтян пустить их "пожить" в Дельте Нила), судя по стихам Псалма (87.4):
- тесть Моисея (Суд.1.16)). По-видимому, кени(ты), упомянутые в форме "к-н-и" на египетском обелиске времён ХII династии, обнаруженном на Синае (70-4.с224), были одним из первых племён хаабиру, пришедших в Египет ("כן" ("кен") акк., ивр.,- "истинный, правильный"). В этот же период кочевало на Синае и в южной части Ханаана племя мадианитян (перепродавших Иосифа в Египет), кровнородственное кенитам (Чис.10.29; Суд.4.11): «Ховав, сын Рагуила,- мадианитянин», а «Хебер Кенеянин отделился (тогда) от Кенеян, сынов Ховава». Имя второго сына Мадиана (отпрыска Авраама) в египетских текстах обозначено, как "Eperu, Apuriu" (99.с271).
Самые расхожие египетские украшения на колесницах: пальметки, противоборствующие звери, спиральные завитки - азиатского, гиксосского, происхождения. Наглазники же упряжи, сбруи, традиционно украшало изображение бога Сета (Сетха) - главного бога гиксосов. Некоторые тёмные аспекты истории древнеегипетских украшений связаны с серьгами. По не выясненным пока причинам до эпохи Нового Царства египтяне не носили серег. На этот факт обратил внимание Г.Картер в публикации о памятниках гробницы Тутанхамона. Египтолог выдвинул предположение о том, что серьги "завезли" в Египет гиксосы.
Преисподняя, «Страна без возврата» для «черно-голового», это - «дом, откуда вошедший никогда не выходит», где тень умершего влачит вечное безрадостное существование.
В более поздних текстах, воспевающих героическую борьбу Гора с Сетом и его воинством, говорится, что Астарта (Иштар) принимает участие в битвах богов египтян уже как союзница Гора и Ра (текст из храма города Эдфу): "И Хор сказал: "Поспеши, о Ра! Отыщем врагов, что внизу, на земле!" И тогда Ра, святой, пошёл; и Астарта была с ним (в его "Небесной ладье"). И искали они... (Сетха)".
В Саисском номе Дельты, где обосновались гиксосы, и куда их цари перенесли свою резиденцию, издревле почитался бог и хозяин этой земли (исконной земли Рамессидов) - воитель Сетх и находилось (в районе Ровати-Авариса) его святилище (54.с167). Поэтому и (Папирус Салье I) "царь Апопи (Ра-аа-аб-тауи) избрал своим богом Сета в качестве господина (этой земли) и не кланялся никакому (другому) богу египетскому. И он (Апопи) построил ему (Сету) храм превосходной работы и долговечный... рядом с дворцом царя... Апопи установил празднества и дни для приношений Сету во всякое время... И он поднимался каждый день, чтобы ежедневно приносить жертву... скотом Сету; и сановники его величества несли гирлянды цветов, подобно тому, как это делается в храме Ра-Горахте" (27., 48.); т.е. Апопи Ра-аа-аб-тауи, подобно номархам Среднего Царства, возложил на себя функции верховного жреца главного бога гиксосов (ранее же главным жрецом бога Сетха был номарх из дома Рамессидов).
Царь объединённого Египта считался "господином обоих венцов Гора и Сета", и носил, как символ единения страны, одновременно обе короны (двойной венец) - Юга и Севера. Ранее, до объединения Египта, Южные цари ("сутени") носили высокую белую корону ("хетгет"), их символы - лотос и гриф. Северные же цари ("биоти") носили своеобразный красный венец - ("дешрет"), их символы - папирус и кобра. В войне за объединение Древнего Египта в единое царство победил Юг, т. е. Сетх одержал победу над Гором и объединил страну.
Боги Сетх (Сутехи) и Гор (Горахте), владыки венцов и жезлов, считались покровителями царской власти. Так, в титулатуре фараонов II династии сочетание имён Сета и Гора означало (49-2.с429) «царь (объединённой страны)». Последний фараон II династии, после нового "объединения обеих земель" принял имя "Хасехемуи" ("Сияющий двумя жезлами") и называл себя и Гором, и Сетом (пятый царь этой династии называл себя только Сетом), (94,с172).
Бог Сетх эпохи гиксосов - "самый азиатский из всех египетских богов", отмечал египтолог Пьер Монте (80.с237). Он носил шлем "сирийского война" (т.е. "черноголового" из Рутену) с солнечным диском (египетский мотив) между рогами (шлем с рогами - головной убор Балу), оплетёнными лентами (символика Иштар-Астарты-Анат), которые у самой земли завязывались треугольным бантом (символика богини Неба, указывающая на её связь с Сетом (Астарта-Анат - жена Сетха-Баал-Хаддада)). Гиксосский Сетх носил азиатское одеяние и походил на Баал-Цафона-Хаддада, "как родной брат". В частности, стела с изображением (107.с 217) «правительственного писца и хранителя дома серебра» Мами была посвящена «Сетху из Цафона».
Синкретический бог Баал-Хаддад, в образе которого слились угаритский Баал-Цафон, аккадский Аддад и хурритский Тешшуб ещё до эпохи владычества гиксосов в Египте (и которого только жители Угарита и его окрестностей (ханаанеи, "черноголовые" и хурриты) могли занести в Египет),- громовержец, бог-воитель, победитель змея,- очень походил на древнеегипетского Сетха, и, по единодушному мнению историков (49.), был отождествлён с ним ко времени правления четвёртого фараона гиксосов Апопи Ра-аа-аб-тауи (ещё Группе (50.с105) доказывал тождественность (для Амарнского периода) угаритского Баал-Цафона и египетского Сетха).
Ещё во времена войн Рамсеса II с хеттами слово "Сет" было также и именем нарицательным в представлениях египтян Нового Царства и хеттов, и означало просто "бог" (как "ваал" или "эл") или, точнее, главный бог.
в своё время номархи Раммесиды роднились с царями-гиксосами Авариса (о чём в Фивах не забыли) и посещали великолепный храм Сетха, выстроенный фараоном Апопи по традиции на месте их старого родового святилища (возможно, отсюда и большая приверженность Раамсеса II к гиксосским богам)).
Образ бога Сетха со временем приобрел сугубо негативную окраску, сделался объектом насмешек, соединившим в себе все три ненавистных, презираемых имени: Сетх, Апопи и Цафон. В этом образе наименование "Апопи" - уже не имя царя, человека, но змея - "Апоп", и мифологически, и исторически неразрывно связанное с богом Сетхом. Цафон также уже не угаритский Баал-Цафон, а опять-таки змей, но древнегреческий - Тифон (94.), огнедышащий пятидесятиголовый дракон неимоверных размеров, демон (как считали пифагорейцы), враг Зевса, Всевышнего; однако сумевшего однажды даже одержать победу над ним (возможная параллель к гиксосскому этапу истории Египта).
С VIII в. до н.э., образ бога Сетха ("Светлейшего") воплощал в себе лишь тёмное, злое, демоническое начало; его, трусливо прятавшегося, постоянно убивали то бог Гор, то его мать Исида. Сетх был навсегда вычеркнут из состава Энеады (девятки) главных богов Египта и заменён Гором.
Но убить Сетха бог Гор так и не смог. Всякий раз богу гиксосов удавалось в последний момент спастись (подобно самим гиксосам). Даже когда Гор, схватив Сета за длинные ослиные уши, замахивался мечом, чтобы снести злодею голову, Сетх то превращался в змея и уползал под камень, то, обернувшись гиппопотамом или крокодилом, нырял в воду и прятался на дне реки.
корень «ykbm», найдены печати с этим именем); Shemsu (Шемеш); Сатапи (Шет-аби - «(благой) Шет (Шеду) - отец мой»; это имя может быть интерпретировано и как «Сет-аби» - «Сет - отец мой); Шутхи («Шет-ахи» - «Шет - мой брат»).
Манефон сообщает о том, что гиксосы, выдворенные из Египта, основали город Иерусалим (Шалем) и поселились в нём (44.с23,276).
Среди учёных, и в частности, представителей русской школы истории не отвергается точка зрения о том, что (1., 49.) хаабиру, в том числе и евреи, при гиксосах «возможно... сыграли в стране (Египте) очень заметную роль».
Существует довольно много косвенных свидетельств ("улик"), указывающих на племена "черноголовых", хаабиру, как на численно доминирующую компоненту состава союза гиксосов.
Цари гиксосов, носящие имя Апопи, происходили из родов «Ашер» и «Иссахар», соседствующих на земле Верхний Рутену (земле Ашер). Возможно, египтяне их (эти колена) даже не различали.
Символ, связываемый древней еврейской традицией с коленом «Иссахар»,- «осёл» - т.е. бог Сетх, с точки зрения египтян-гиксосов. Если предположить, что этот символ - отголосок египетской судьбы рода «Иссахар» в эпоху гиксосов, то не исключено, что царь (Апопи II), учредивший в Аварисе культ бога Сетха, происходил именно из этого рода.
В благословении Иакова (Быт.49.14,15) жребий колена "Иссахар" ("יששכר", где "שכר"- "плата, вознаграждение", а "יש"- "есть; достигнуть") в значительно более поздней (по отношению ко времени гиксосов) интерпретации учёных-левитов трактуется по смыслу слов, входящих в это наименование: "Иссахар - осёл, лежащий среди заград... стал работать в уплату дани".
В одном из текстов об Апопи говорится, что "его отец (бог) Сетх (осёл), властитель Авариса, подмял под себя все чужеземные страны".
Древнееврейская традиция: "осёл" - животное царей (и позднее пророков),- несомненно, свидетельствует о гиксосском периоде в истории потомков Евера-Авраама.
Сообщение же о том, что для Апопи, фараона гиксосов из ассимилированных выходцев из Месопотамии, но не египтянина, "его отец - Сетх" (Сетх-Баал-Цафон-Хаддад гиксосов), однозначно указывает на Хаддада, как на его личного бога (у ханаанеев институт личных богов не зафиксирован), как на прародителя, а не на как непосредственного отца его (Апопи) - фараона Египта (зачатого Сетхом по древнеегипетской традиции).
Итак, можно полагать, что для израильского колена «Иссахар», «осла крепкого», бог Адду (Сетх-Хаддад эпохи гиксосов),- илу (личный бог), а Иштар, как неоднократно упоминалось,- иштари (личная богиня).
Пророчество Неферти: Жрец-прорицатель предвещает: в междоусобной борьбе за власть «один будет убивать другого. Я показываю тебе сына в виде врага, брата в виде противника. Человек будет убивать своего отца... Будут устанавливаться законы, которые будут постоянно нарушаться... Будет страна мала (утрачено влияние в вассальных странах), а её правители многочисленны (централизованная государственная власть рухнет и страна распадётся на независимые номы); она будет опустошена (разграблены государственные зернохранилища и казна страны), хотя её доходы велики» (бедное государство при богатых и могущественных номархах).
Радость встречи вновь прибывших (гиксосов второй волны) с родственниками, уже давно жившими в Египте, описана в Ветхом Завете (Быт.45.14): "И целовал (Иосиф) всех братьев своих, и плакал, обнимая их
Существует суждение (81.с184), что гиксосы "не без помощи каких-то групп египтян, провозгласили себя египетскими фараонами".
Судя по содержанию Лейденского папируса, гиксосы намеренно инициировали массовый уход этнических египтян из Дельты: "Пустыня ("Азия") распространилась по всей стране (в Дельте). Номы опустели. Нигде нет больше египтян... Иноземное племя (гиксосов) пришло из-за границы в Египет" (опять же нет и речи о военном вторжении).
Так как «не было хлеба по всей земле, поэтому голод весьма усилился, и изнурены были от голода земля Египетская и земля Ханаанская (Быт 47.13)». Вероятно, в Нижнем Рутену, Угарите и Сирии засухи не было и гиксосы, зная о голоде в Египте, привезли с собой приличные запасы продовольствия: "Египтяне пришли к Иосифу и говорят: дай нам хлеба, зачем нам умирать... (а) серебро вышло у нас" (Быт.47.14-22).
Таким образом, гиксосы могли скупать землю у египтян Дельты, страдавших от голода: "Купи нас и земли наши за хлеб... И продали египтяне каждый своё поле... И досталась земля фараону (гиксосов)".
Люди, продававшие свои земельные участки, покидали территорию нома; и это явление, как гласит текст папируса, носило массовый характер. В счёт уплаты долгов ("Пророчество Неферти"): "Они (гиксосы) отнимут упряжки с пахоты... (и этим) ожесточат сердца тех, кто будет на жатве", (и ранее хорошо относился к пришельцам-гиксосам)
Известно, что до вторжения гиксосов правители номов (областей) считались собственниками своих земель. После изгнания гиксосов земли страны уже централизованы. Очевидно, эта централизация произошла при гиксосах. Многие историки связывают с этим фактом библейский рассказ о реформах Иосифа (Быт 47.20-26).
Обычную царскую десятину, налог, принятый и в Месопотамии, гиксосы заменили пятой частью: "И поставил Иосиф в закон земле Египетской, даже до сего дня: пятую часть давать фараону, исключая только землю жрецов" (Быт.47.26).
«Хауар- (ис)» («Нога (Уар)» - «Город ноги») от Манефона, не осведомлённого в том, что название "Хавар" идентично наименованию канала в окрестностях Ниппура - "Ховар". В народной этимологии Египта существовало много географических названий, инициированных (48.с188) легендой из цикла преданий об Осирисе, о его священных останках (частях тела, разбросанных Сетхом по всей стране). Так, главный город третьего нома Ниент-хани имел прозвище "Ха-уар-амент" - "Правая нога". Мало вероятно, чтобы фараон Апопи (II), "черноголовый", связывал введённое им наименование столицы, в которой он же и выстроил главный храм верховного бога азиатов Сетха (Сетха-Хаддада - своего личного бога), с ногой чуждого гиксосам Осириса, врага Сетха.
Проанализировав библейский текст ("Египет и Библия"), французский египтолог Пьер Монте приходит к выводу, что и легендарный Иосиф жил в столице гиксосов Аварисе (в земле Гошен).
Империя гиксосов в Азии простиралась от Египта (Цахи, Хар, Верхняя и Нижняя Рутену, Сирия) и до "страны рек Нахараин" (до Евфрата). Территория, подвластная гиксосам в Азии, чётко очертана в Книге Иисуса Навина (1.2-4) как земля, которую Господь дарует во владение сынам Израиля: "От пустыни (на Синае) и Ливана... до... реки Евфрат, всю землю хеттеев (владения хеттов в Х1V в. до н.э.) до Великого (Средиземного) моря к заходу солнца,- будут пределы ваши".
В Ветхозаветном повествовании о похоронах Иакова, также предполагается, что в то время Палестина входила в империю гиксосов: "И дошли они (без пограничных конфликтов, мирно и спокойно в траурной процессии от самого Египта) до (поселения)... при (реке) Иордане» 50. 10.
Рассматривая храмовую архитектуру периода 1800-1550 гг. до н.э. А. Мазар подчёркивает (104.с177) "религиозное единообразие, установившееся в Леванте в это время" (очевидно, связанное с повсеместным поклонением Сетху-Баал-Цафон-Хаддаду),
Текст Книги Исхода ((12.40), как он изложен в Септуагинте): "Времени же, в которое сыны Израилевы и отцы их обитали в Египте и в земле Ханаанской, было четыреста тридцать лет,"-
По современным данным (согласно Эвансу), гиксосы были изгнаны из Египта в 1567 году до н.э.;
Манефон в своей "Истории" описывает ужасающие злодеяния, содеянные гиксосами в Египте, явившие Древнему миру образцы невиданной и бессмысленной жестокости, бесчеловечности, породившие в душах египтян великое, неугасимое пламя ненависти ко всему, что связано с гиксосами, с их пребыванием в стране
Историограф Манефон пишет об исходе гиксосов следующее: "Против пастухов (амеу) восстал царь Фив и цари других египетских земель, и вели с ними жестокую многолетнюю войну". Фараон во главе войска из 480 (сумма цифр числа - 12, т.е. 480 - число сакральное и не обязательно достоверное) тысяч человек осадил Аварис, но не взял город и, "отчаявшись в исходе осады", "заключил с гиксосами договор, по которому все они должны были оставить Египет и в полной безопасности для себя удалиться... со своими семьями и имуществом".
Гиксосы "ушли из Египта в Сирию через пустыню... и в Иудее выстроили Иерусалим" (И.Флавий).
Судя по Карнакской надписи Яхмеса I, в его войнах с гиксосами египтянам помогал Крит - и флотом, и наемниками (Шахермейр предполагает даже наличие греко-ахейских дружин на службе у фараона). Мобилизацией чужестранцев для борьбы с гиксосами занималась мать Яхмеса I, царица Аххотеп.
Вождь неогиксосов Ирсу обосновался в Аварисе, вновь ставшем резиденцией захватчиков, укрепил и отстроил город, возродил культ Сетха, издавал законы.
О мятеже "нечистых" Манефон рассказывает так: в Аварисе, пожалованном фараоном "нечистым" из чувства сострадания, они "избрали своим предводителем некоего Осарсифа, жреца из Гелиополиса", с которым мстительный египтянин Манефон идентифицировал Моисея, по-видимому, заимствовав у последнего некоторые черты его исторического образа.
Вторит Манефону в этом вопросе и Страбон ("География" XVI,II,с36), вероятно, воспользовавшийся «Историями Помпея» Посидония: «Моисей, один из египетских жрецов, владел частью так называемого Нижнего Египта».
Готовясь к мятежу и захвату власти в государстве, Осарсиф укрепил город и вызвал подкрепление (200 тысяч воинов) из Иерусалима, направив посольство к "изгнанным... пастухам... родина предков которых - Аварис". "Гиксосы, пришедшие из Иерусалима, совместно с "нечистыми", обращались с покорённым населением бесчеловечно, их владычество казалось самым ужасным из всех зол". Они сжигали города и деревни, грабили храмы, оскверняли статуи богов, издевались над жрецами. (Данное описание вполне адекватно тексту папируса Харриса о зверствах "сирийца Ирсу", захватившего трон Египта). За время своего правления Осарсиф издал многие постановления, которые (по определению Манефона) были враждебны египетским обычаям.
По поводу реакции фараона на захват Осарсифом власти в стране, Манефон говорит следующее: узнав об этом Аменофис "впал в отчаяние, припомнив предсказание Аменофиса, сына Пааписа" и "своего пятилетнего сына Сетоса, называвшегося Рамсесом, по имени (его) отца - Рамсеса... он отправил... к другу, а сам бежал в Эфиопию". Через тринадцать лет "после этого Аменофис пришёл из Эфиопии с огромным войском, и сын его Рамсес также во главе своего войска. Вместе они напали на пастухов (амеу) и прокаженных, наголову разбили их и, многих из них умертвив на месте, остальных преследовали до сирийских пределов".
Мернептах (он же Минепта II)
(ок.1240-1231 гг. до н.э.)
тринадцатый сын; Сети II (он же Минепта III)
(ок.1230-1225 гг. до н.э.)
его сын
Сетенехт (он же Мерира Миамун II);
его сын
Рамсес III (1198(1204)-1166(1173))
Из приведённой генеалогии явствует, что только сын царя Сети II фараон Сетенехт носил тронное имя «Миамун», как и его дед, Рамсес II (Сетенепера). И тогда царь Аменофис (по Манефону)- однозначно фараон Сети II, а его сын Сетос, изгнавший Осарсифа,- Сетенехт Мерира Миамун II, известный в истории, как фараон, подавивший мятеж "сирийца Ирсу" и вернувший себе трон (фараоны Рамсес II и Сети II образу Сетоса не отвечают).
Следовательно, жрец Осарсиф и сириец Ирсу - один и тот же исторический персонаж (их деяния идентичны, а эпохи синхронны). Заметим, что имя "Ирсу", этимологически близкое (корень слова) к наименованию "Осарсиф", вероятно, связано с местом происхождения данного персонажа - «Сур» (Сирия).
Историограф Манефон определяет эпоху пребывания гиксосов в Египте со времени, когда «из восточных стран люди происхождения бесславного» (гиксосы второй волны) захватили Египет "легко и без сражения", и до изгнания неогиксосов, «нечистых», сирийца Ирсу-Осарсифа фараоном Сетенехтом (в ок.1212 году до н.э.), и оценивает её в 511 лет.
И тогда год появления в Египте гиксосов "второй волны" по Манефону - ок. 1723 г. до н.э. (511+1212).
Примечательно, что надпись на каменном памятнике (48.), стоявшем перед одним из египетских храмов (Булакский музей), говорит о четырёхсотом годе гиксосского царя Сет-Нуби (Золотой Сетх). По-видимому, Сет-Нуби происходил из рода, представляющего гиксосов первой волны. В ознаменование 400-летней годовщины пребывания своего рода в Египте он, будучи царём, и воздвиг этот памятник (судя по имени, Сетх-Нуби мог происходить из колена «Иссахар»).
Сын Авраама Измаил умер, когда ему было 137 лет (сумма цифр числа равна одиннадцати, но не двенадцати, что указывает на негативное отношение автора описания к образу Измаила). Патриарх оставил после себя двенадцать сыновей (двенадцать родов исмаилитов). Их имена: Наваиоф, Кедар, Адбеел, Мивсам, Мишма, Дума, Масса, Хадад, Тема, Иетур, Нафиш и Кедма
Заметим, что в Древнем Египте, как и во всём Древнем Мире, практиковались человеческие жертвоприношения. В частности, в пору сильнейшего, нестерпимого зноя египтяне сжигали живых людей в честь бога Сетха.
В Амарнский период и позднее, как и во времена пребывания союза гиксосских племён в Египте, ханаанеи, хурриты и хабиру считали своим главным богом синкретического Сетха-Хаддад-Тешшуба и поклонялись ему. Так, на Сидонской цилиндрической печати (50.с102,103) с аккадской клинописью (цилиндр эпохи Амарны) изображён молящийся царь, стоящий между богами Сетом (в виде осла) и Рашапой (в виде египетского война).
Исход евреев из Египта
Крайняя плоть во времена неолита приносилась в жертву богине Неба (подобно жертвам вакханалий (самооскопление) в честь Великой богини-матери)). "Восьми дней (восемь - сакральное число богини Неба) от рождения пусть будет обрезан… младенец" (Быт.17).
Санхунйатон, жрец и историк, живший, как считается (50.), до окончания Троянской войны, изложил в своей "Финикийской истории" архаичный миф об учреждении обычая обрезания у ханаанеев. По этому мифу бог-демиург Эл (Илу) во время какого-то ужасного бедствия, инициированного его отцом Шамемрумом (оскоплённым Элом), приносит Шамемруму в искупительную жертву не только своего сына (см. выше), но и свою крайнюю плоть, причём, принуждает сделать обрезание и всех своих сподвижников
Презрительное отношение к необрезанным, язычникам (например, филистимлянам), не раз высказанное в Танахе, запечатлено и в лексике ветхозаветных евреев: необрезанные - "арелим" ("орла"- "крайняя плоть").
В ритуал обрезания у евреев заложено совершенно иное содержание, нежели у ханаанеев. "Брит мила" ("завет (союз) обрезания"),- символ договора между Богом и каждым отдельным представителем избранного Им народа "Вот завет Мой… между Мной и между вами… Обрезайте крайнюю плоть вашу, и это будет знамением завета (договора)… и будет завет Мой на теле вашем (как напоминание)" (Быт.17.10-14).
В акте "Брит мила" речь идёт о человеческой крови, синониме человеческой души: если кто-либо из евреев не обрезан, то "истребится душа та из народа своего" (Быт.17). Очевидно, что при обрезании еврея важна не жертва собственно крайней плоти ("орла"), как у ханаанеев, а жертвоприношение крови из детородного члена, важнейшего мужского органа, призванного обеспечить мужчине продолжение рода и достойное бытиё при жизни и посмертно (за счёт сыновей). Примечательно, что когда в наше время многие евреи-репатрианты проходили в Израиле обряд обрезания, им не удаляли крайнюю плоть, но делали надрез на коже пениса таким образом, чтобы капала кровь.
Господь Бог желает, чтобы душа каждого из избранного Им народа гарантированно возвращалась к Нему. Отсюда и содержание "завета (союз) обрезания"- обязательство, принимаемое человеком на заре жизни, вернуть душу свою и посмертно «приложиться к народу своему». "Душа… Ты хранишь её во мне, и Ты в будущем возьмёшь её у меня" (46.с8). (Аналогия: подписание кровью договора с Сатаной о владении им душой умершего, - и выбор, и обязательство). Отсутствие же крайней плоти может расцениваться как знак, "метка Господня", на должнике.
. "И случилось дорогою на ночлеге, что встретил его Господь... Тогда взяла Циппора каменный нож и обрезала крайнюю плоть сына своего, и положила к ногам Его, и сказала: жених крови Ты мне (сейчас)… жених крови (души сына) - по обрезанию" (Исх.4.24-26).
Характерно, что на иврите слово "кровь" - мужского рода, а "душа"- женского. Судя по приведённому тексту, для души живого человека Господь Бог - не "муж" ("баал-байт"- "владыка (своего) дома", хозяин своих чад и домочадцев), но "жених" (потенциальный хозяин своей невесты, которая в силу договора непременно станет его женой, его собственностью(на Востоке)). Отсюда и образность выражения: при жизни человека Господь - "жених крови (души)", потенциальный собственник души мужчины, кровь которого Ему уже отдана в качестве гарантии её возврата. Живой человек сам владеет данной ему на время душой, и только во время сна: "Руке Его вверяю я дух мой, когда я сплю" (Из молитвы (46.)). Но после смерти иудея, Господь Бог - её безраздельный хозяин ("муж крови") в силу договора "Брит мила".
Согласно сведениям Геродота, описавшего страну египтян во второй книге своей "Истории", свиней приносили в жертву исключительно богам Осирису и его супруге Исиде "в каждый день полнолуния".
Заяц, по Ветхому Завету, также не входит в ряд "кошерных" животных и запрещён в пищу. И здесь просматриваются египетские истоки, но иной природы. По свидетельству Плутарха, евреи не едят зайца потому, что находят в нём сходство с ослом (длинные уши). В частности, на одном египетском рисунке (57.с200) представлена типичная сцена: "Гор убивает Сетха", в которой Сетх (осёл,- человек с головой осла) изображён в обличье зайца.
Гиксосское прошлое ветхозаветных евреев нашло отражение в их традиционо символически положительном видении образа осла, священного животного бога Сетха-Баал-Хаддада, главного бога большинства хаибири ещё в эпоху Судей. Так, белый осёл Мессии (Машиаха), на котором он въедет в Иерусалим,- символ мира и спасения.
... Хепри: Я соединился со своей сжатой ладонью и заключил в объятия свою тень как жену, и я влил семя в свои уста и дал от себя начало потомству (Хепри - двуполое божество: "Я - великий Он-Она") в образе богов Шу ("Пустота, воздух; ветер; животворное дыхание) и Тефнут ("Влага")... которые породили Геба ("Земля") и Нут ("Небо"), а (те) произвели на свет Осириса, Гора Слепого, Сетха, Исиду (Эннеада - гелиопольская девятка изначальных богов) и Нефтиду ("Небт-Хат"- "Госпожа дома") в одних родах друг за другом".
В последствии почитание Атума-Хепри было вытеснено поклонением "живому богу"- Ра, и более древний гелиопольский демиург слился с богом Ра в синкретический образ (традиционная египетская триада) «Ра-Атум-Хепри» ("Я утром - Хепри (молодой Ра), Ра - в полдень, и Атум - вечером"; (94.с180)), который и стал во главе Эннеады богов. "Ра соединён с телом его" (с телом Хепри-Неб-ер-чера), (Лейденский папирус), и отсюда Ра - бог-демиург: "он породил всё, он дал всем жизнь". Ра, уничтожив хаос и мрак, создал в мире порядок, основанный на мудрости, истине и справедливости ("Слава тебе, Ра, владыка правды"), воплощавшихся в его дочери Маат, постоянно находящейся в его небесной ладье ("Маат - сердце (разум) бога Ра").
Приведём весьма интересный диалог из "Книги Мёртвых" (Гл.175), в котором описывается, как убитый Сетхом Осирис, попав в безотрадную и угрюмую преисподнюю, оплакивает себя и взывает об участии к верховному богу (82.с32).
Осирис. О Атон! Что за пустынное место, в которое я попал? В нём нет воды, в нём нет воздуха, его глубину не измерить; оно черно как самая чёрная ночь (здесь Аменти похоже на Кур или Шеол).
"Он (Господь, «Шем») был (жил), и Он есть (жив), и Он будет (жить)..." (из еврейской молитвы (46.с7)).