Дж. Дж. Вудпекер
Словарь некоторых терминов, которые можно встретить в книгах Карлоса Кастанеды
Введение
Этот маленький словарик содержит объяснение некоторых базовых терминов, которые можно найти в книгах Карлоса Кастанеды. Рекомендуется читать либо перед, либо после (но ни в коем случае не вместо) прочтения, так сказать, первоисточника.
Раздел I
Фундаментальные понятия
Нагваль и тональ
Бесконечное множество всех возможных энергопотоков, образующих Вселенную, называется нагвалем. Видящие видят эти энергопотоки как светящиеся волокна и в силу ряда причин, про которые будет рассказано ниже, предпочитают называть их эманациями Орла. Вне зависимости от того, кто как их видит и кто как предпочитает их называть, эти энергопотоки пронизывают всю Вселенную, все огромное множество существующих в ней миров. Наиболее близкая и наименее кривая аналогия, которую можно привести - первозданный хаос, из которого впоследствии был построен мир. Соответственно, тональ - это упорядоченные полосы все тех же энергопотоков. Так, человеческий тональ - это знакомый всем физический мир, а также то, что принято называть культурой и цивилизацией, т.е. целостный мир, который можно назвать средой обитания человечества. Очевидно, что в любом, даже самом огромном и всеохватном тонале содержится неизмеримо меньше энеропотоков, чем в нагвале. Не менее очевидно, что, например, одна полоса может состоять из энергопотоков, ни одного из которых нет в какой-нибудь другой полосе; грубо говоря, тональ у каждого свой, а нагваль один на всех.
Точка сборки
Само понятие точки сборки введено еще древними видящими. Как и прочие названия, это чисто условный термин, но отказываться от него или заменять на другой нет никаких особых причин. Видящие видят точку сборки именно как светящуюся точку на коконе существа, наделенного осознанием (откуда, собственно, и произошло это название). Но понять, что они собственно видят, смогли только новые видящие, и, поняв это, они совершили самое большое и до конца ими самими не оценённое открытие. Вкратце суть его сводится к тому, что взаимодействие человека с миром полностью определяется положением точки сборки: а именно, её положением определяется, какие энергопотоки нагваля будут задействованы для упорядочивания и сборки образа мира, доступного для осознания. Соответственно, любое смещение точки сборки приводит к тому, что некоторые из ранее задействованных энергопотоков переходят в пассивное состояние, а некоторые из прежне пассивных активизируются и становятся доступными для осознания. Незначительное смещение точки сборки приводит, условно говоря, к изменению точки зрения на знакомый мир; сильное смещение приводит к попаданию в какой-нибудь из других миров. Так, например, можно проследить поведение студента на экзамене, бьющегося над решением трудной задачи в условиях невозможности задействования шпаргалки. Если студент хоть чуть-чуть въезжает в суть задачи и обладает пусть даже скромными познаниями в предмете, интенсивное сосредоточение на задаче может привести к сдвигу его точки сборки в положение, которое задействует энергопотоки, связанные с тем, что в человеческой реальности принято называть творчеством, что позволит ему решить эту задачу, которая за несколько минут до того казалась совершенно безнадёжной. Если же студент, как говорится, ни в зуб ногой, но вместе с тем в силу каких-либо причин провалиться на экзамене ему ну никак нельзя, и вдобавок потенциальные способности мага у него выше средних, то есть отличная от нуля вероятность, что в тот момент, когда он особенно интенсивно пожелает провалиться сквозь землю, произойдёт настолько сильное смещение точки сборки, что она соберёт просто другой мир; для присутствующих в аудитории это выглядело бы так, как если бы студент просто растворился в воздухе, а для студента - как если бы он вдруг оказался в совершенно незнакомом доселе месте. Древние видящие сосредоточились в основном на проникновении во все миры, до которых могли дотянуться, за что и подвергаются (отчасти справедливой) критике со стороны новых видящих. Впрочем, судьба новых видящих гораздо более незавидна, чем древних - ниже этот вопрос будет рассмотрен подробно настолько, насколько это к настоящему моменту возможно.
Самая главная тайна понятия о точке сборки - это его абсолютная универсальность и приложимость ко всем без исключения аспектам взаимодействия человека с миром (которое, как можно повторить, полностью определяется положением точки сборки). Именно положением точки сборки определяется тот тональ, который воспринимается осознанием обладателя этого положения точки сборки как целостный образ мира. Поэтому понятно, что носители осознания могут хоть как-то взаимодействовать друг с другом при наличии как минимум согласованности положений их точек сборки. Так, точки сборки всех современных людей находятся примерно в одной и той же области, что даёт их обладателям более-менее одинаковое восприятие привычного и знакомого каждому с детства мира. Сумасшествие - случайное и неконтролируемое смещение точки сборки. Как (по словам Кастанеды) говорил дон Хуан, сумасшедшие творят хаос из хаоса; маг, в отличие от сумасшедшего, управляет смещением точки сборки и открывает новые миры. Основное содержание магии - осознанное управление перемещением точки сборки. Ключ к магии - в осознании тайны точки сборки.
Раздел II
Магические техники
Все магические техники можно с некоторой долей условности разделить на две группы. Первая группа - это техники экономии энергии, необходимой для перемещения точки сборки. Необходимость в таких техниках возникла из-за того, что точка сборки современного человека намертво фиксирована в некоторой области, соответствующей восприятию обычного знакомого мира, и для того, чтобы ее расшевелить, нужен хотя бы минимум свободной энергии. Вторая группа - техники контролируемого сдвига точки сборки и удержания ее в новой позиции.
Прекращение внутреннего диалога
Внутренний диалог - способ удержания точки сборки в положении, соответствующем восприятию обычного человеческого мира. Кроме того, внутренний диалог отвлекает на себя изрядную часть свободной энергии человека. Прератив внутренний диалог, человек, во-первых, освобождает свою точку сборки от жесткой фиксации, во-вторых - высвобождает некоторое количество энергии. Поскольку внутренний диалог входит в привычку с самого раннего возраста, его нельзя остановит одним хотением; для этого есть много приемов, в основном сводящихся к неделанию в его разных видах. Некоторые из них перечислены ниже.
Вообще говоря, неделание можно практиковать, совершая любое действие или бездействие, не входящее в стандартный инвентарный список - например, фокусируя внимания на тех деталях мира, которые обычно от него ускользают, например на тенях предметов; совершая обычные действия не совсем обычным образом. Например, так выглядит один из способов неделания ходьбы:
"Сказки о силе", слова ДХ:
Сгибая пальцы особым образом, воин притягивает внимание к рукам; затем, направив расфокусированный взгляд на точку прямо перед собой над горизонтом, буквально затопляет свой тональ информацией. Тональ без взаимодействия один на один с элементами описания, неспособен разговаривать сам с собой и поэтому замолкает.
Практически неделание можно приложить к любому мыслимому виду человеческой деятельности. Упоминания о разных видах неделания рассыпаны по всем девяти книгам Кастанеды.
Избавление от чувства собственной важности
Самомнение, чувство собственной важности - один из главных энергетических "якорей" точки сборки. Как внутренний диалог лишает точку сборки подвижности, так чувство собственной важности поглощает практически всю свободную энергию человека. Чувство собственной важности вездесуще, многолико и всепроникающе, и изживание его - далеко нетривиальная задача. В книгах про это рассказано достаточно подробно.
Стирание личной истории
Человек связан с миром и обществом тысячами нитей. Как правило, у человека имеется множество привязок - к людям, воспоминаниям, какие-то социальные завязки. Уничтожение привязок к внешнему миру, достижение недоступности освобождает от капкана чужого внимания. Это также является хорошим средством от жалости к самому себе. Практикуется обычно с помощью следующих способов:
Пересмотр
Используется для освобождения свободной энергии, пойманной миром. Производится путем визуализации прошлых событий (путём перемещения точки сборки в ту же позицию, в которой она была при тех событиях) и забирания своей энергии, оставленной там вместе с освобождением от чужих энергий.
Разрушение обыденных привычек
Шаблоны поведения обусловлены, как правило, наличием личной истории и являются средством ее поддержания. Таким образом, разрушение обыденных привычек - это неделание личной истории и способ оставаться недоступным в мире.
Принятие на себя ответственности
Принятие на себя ответственности за каждое действие, совершённое в этом мире, отказ от всячеких сожалений по поводу его совершения и отрешенное принятие любых его последствий; отказ от любых оправданий и самооправданий по какому бы то ни было поводу.
Смерть как советчик
Величайший охотник в этом мире - смерть. Она может хлопнуть по плечу любого в любой момент. Поэтому наиболее разумная линия поведения - подход к каждому поступку как к последней битве. Неважно, победишь ты или проиграешь - ты никогда не потеряешь себя, даже перед лицом смерти. Вашим советчиком вместо самосожаления должна стать смерть. Действия, подсказанные смертью как советчиком, исполнены силы.
Практикуя вышеперечисленные техники, человек получает возможность войти в настроение воина.
Настроение воина
Настроение, в котором воин взаимодействует с миром, действие, совершенное с отрешенностью, но не теряя себя. Использование смерти как советчика; совершение любого поступка так, словно это твоя последняя битва на земле.
Короче и яснее: устойчивое удержание точки сборки в позиции, обеспечивающей недоступность, отсутствие жалости к самому себе, отрешенность. Смысл - недопущение пустой растраты энергии, максимально возможное в конкретной ситуации раскрытие каналов восприятия. Способ удержания и усиления настроения воина - сталкинг.
Сталкинг
Кратко - использование мира повседневной жизни как охотничьего угодья.
По сути сталкинг - способ оставаться недоступным в мире вообще и в конкретной ситуации в частности, но при этом добиваться своих целей. Другое дело, что в общепринятом смысле у воина, практикующего сталкинг, никаких целей нет, поскольку ко всему без исключения воин применяет контролируемую глупость.
Контролируемая глупость
Человек знания "видит" и знает, что нет ни одной ваещи, которая была бы важнее какой-либо другой вещи; у него есть только его контролируемая глупость, и он действует не ожидая результата, практикуя контролируемую глупость.
Иными словами, контролируемая глупость - это неделание повседневного обыденного поведения в социальной среде; при этом совершенно неважно, является практикующий её видящим или нет.
Раздел III
Собственно магия
Маг экономит энергию и снимает жесткую фиксацию с точки сборки не ради этих действий как таковых. Искусство контролируемого перемещения точки сборки в самые немыслимые позиции - цель, смысл и содержание магии. Но трудности и опасности, присутствующие на этом пути, не-вообразимы для далекого от магии человека и труднопреодолимы для мага.
Сновидение
Использование естественного сдвига точки сборки во время засыпания. Вместе с уничтожением шаблонов и неделанием является столбовой дорогой к изучению новых путей восприятия мира. Дает воину возможность совершения совершенно невероятных действий и знание мира "сновидения"
Самая доступная широким массам методика перемещения точки сборки. Требует очень большой концентрации намерения и безупречности, выражающейся в первую очередь в огромном терпении.
Сновидение - практически единственный безопасный (насколько вообще можно говорить о безопасности в магии) способ проникновения в магические миры. К сожалению, ни древние, ни новые видящие не придавали сновидению должного значения, увлекшись видением; для новых видящих видение стало губительным.
Видение
Помещение точки сборки в определенную позицию, приводящее к восприятию мира как состоящего из бесчисленных энерговолокон - эманаций Орла; хотя видение не является зрительным восприятием, описывается оно в терминах зрения - это его характернейшая черта. Является по сути одним из ужаснейших открытий, практически погубивших как старых видящих, так и новых, намертво привязав и тех, и других к Орлу - одной из могущественных сил нашего мироздания. Орел заставляет видящих воспринимать себя как источник эманаций, из которых соткан мир, являясь всего лишь их, так сказать, ретранслятором в нашем мироздании. По мнению видящих, именно Орел наделяет осознанием существа и он же поглощает это осознание в момент смерти. Древние видящие, вообще говоря, видели свою цель в проникновении во все доступные и недоступные миры всеми мыслимыми и немыслимыми способами, не заостряя своего внимания сугубо на Орле. Новые видящие называют себя воинами абсолютной свободы и ставят себе целью "проскользнуть мимо Орла, сохранив осознание", ставя таким образом Орла в центр всей своей практики. Зачем это нужно Орлу - неизвестно и вряд ли когда-нибудь станет известно, поскольку уж кто-что, а Орел свои тайны хранить умеет. Факт остается фактом: новые видящие намертво привязаны к Орлу призраком "абсолютной свободы", и поэтому участь их еще более незавидна, чем участь древних видящих.
На сегодняшний день очевидно, что практика новых видящих - тупиковый и смертельно опасный путь для любого мага. Достаточно один раз достичь состояния "видения" - и маг будет намертво привязан к Орлу. Хуже всего, что за новыми видящими - многовековая практика и устоявшаяся традиция, и почти все современные маги попадают на эту тупиковую тропу практически "по умолчанию". У новых видящих - отработанные техники и методики, но отработаны они, так сказать, "на Орла". Пока что ясно, что смертельно опасной является практика видения, и ее необходимо избегать любой ценой. В противовес этому можно развивать технику так называемого "безмолвного знания": она сродни видению, но абсолютно не связано со зрительными ощущениями. Сосредотачиваясь на каком-либо вопросе, маг получает ответ на него в виде безмолвного знания: из состояния незнания ответа он переходит в состояние знания точного ответа; трудно описать этот процесс менее корявым языком. Единственным же безопасным путем в магические миры остается только сновидение.
Заключение
В этом маленьком словарике приведены лишь ключевые термины и понятия, которые можно встретить в книгах Карлоса Кастанеды. Очень многое в него не включено просто за ненадобностью - книги К.Кастанеды отнюдь не перегружены специальной терминологией. Вместе с тем изложенный здесь материал может послужить хорошим подспорьем тем, кто попытается практиковать то, о чем писал Кастанеда, и уж в любом случае не будет помехой.