Накануне 217-летия со дня рождения поэта "Вечерка" попросила эксперта-почерковеда Сергея Сергеева составить графологический портрет Александра Сергеевича.
- Что вас, как эксперта, удивило при изучении дневников Пушкина?
- В первую очередь, наряду с быстротой письма, меня удивило строение почерка поэта. Оно специфическое, очень индивидуальное и похоже на наш современный вариант прописей. Абсолютно отличается от каллиграфического, от принятого правилами в XIX веке стандарта. У Александра Сергеевича форма букв самобытная, продуктивная, а это уже говорит, что он своим высоким личностным развитием не шагал в ногу со временем, а опережал его.
- Получается, талант Пушкина в почерке отразился?
- Александр Сергеевич - это личность с большой буквы, человек-«революционер» - психологически зрелый, прогрессивный, ставящий перед собой цель и добивающийся ее. Быстрая скорость и хороший визуальный нажим, явные чернильные штрихи от пера это показывают, говорят о быстром восприятии, деятельной активности, результативной мотивированности. А ровные строчки и интервалы между строками и словами говорят о системности автора, практическом подходе, уверенности и самообладании.
- А что скажете по поводу его нечитаемого мелкого почерка?
- Он может говорить о неком отторжении "социальной маски", желании скрыться от людей и не общаться с ними эмоционально. Когда он работал, делал он это тяжело, с каким-то надрывом. Об этом говорят следующие признаки: много черноты в штрихах, зачеркнутостей, мелкий размер букв с многочисленными углами. В такие моменты социум и общество для Александра Сергеевича были просто фоном, который мешал делу. Он был способен проигнорировать всех и вся, даже просьбы близких, и тем более, людей из дальнего окружения. Но в целом Александр Сергеевич готов был придерживаться рамок приличия в обществе. Тогда он надевал так называемую социальную "маску", был более любезен с людьми и понятен им. И образцы его почерка того времени, как и рисунки на полях, говорят об этом. Поэт был общителен, коммуникабелен, обладал хорошим вкусом, мог вести разговор на разные темы. А его высокий интеллект часто выручал его в многочисленных спорах и непредвиденных ситуациях.
[Образец почерка Александра Сергеевича Пушкина из дома-музея Трубецкого в Иркутске.]
Образец почерка Александра Сергеевича Пушкина из дома-музея Трубецкого в Иркутске.
- Вы обратили внимание на рисунки на полях. То, что они появились, говорит об образности его мышления?
- Вовсе нет. Судя по аркадам в букве "б" и сжатой верхней зоне в букве "в", Александр Сергеевич размышлял больше логически, придерживался анализа, критически оценивал факты. Пушкин мало фантазировал и мечтал, он был прежде всего практическим исследователем, а в теории - более жестким, принципиальным и не гибким идеалистом. Скорее, он образы искусственно трансформировал из анализа и сопоставления объектов и действий. Обдумывая события, слог, рифму, Пушкин часто рисовал на полях фигуры и лица людей, тем самым он помогая себе создать требуемый образ. Поэтому его рисунки обладают эмоциями – от грусти до надменности.
- Так какой же все-таки был характер Пушкина, судя по его дневникам?
- Полагаю, что несмотря на наличие большой семьи, преданных друзей и широкой известности в стране, внутренне он был несчастным и одиноким. Его душа изнывала от боли, находилась в постоянном напряжении, не могла полностью расслабиться. Боль и тоска, провоцировали мрачные эмоции раздражения и негатива. Если отталкиваться от типологии психотерапевта Исраэля Одэма, Александр Сергеевич имел в почерке признаки невротизации или "одинокого волка". Характеризующие значения: напряженность, постоянная готовность к борьбе, собранность, ожидание подвоха от окружающих, неприятие, душевный надлом, а на этом фоне - беспокойство, подозрительность, нерадостная жизненная позиция с переходом в депрессию.
- В письмах классика к Наталье Гончаровой и его дневниках почерк разный?
- Если мы посмотрим образец почерка Александра Сергеевича в письме к Наталье Гончаровой, то мы видим, что общий стиль и форма почерка поменялись. Он стал более гармоничным, однородным, форма букв приобрела некоторую мягкость, здесь углы разбавлены с дуговыми, более гладкими штрихами. Скорость написания быстрая, но уже без нервности в движении – интервалы стали ровнее. Скорее всего, Пушкин не просто с симпатией относился к Гончаровой в начале их отношений, он ее идеализировал и обожествлял. И он готов был ради нее перевоплотится в абсолютно совершенного человека, стать вовлеченным в ее жизнь. И соответственно, он прилагал все усилия, чтобы чувствовать себя ценным, значимым для Натальи Гончаровой, которая вскоре стала его женой.
- Мог ли Пушкин пренебречь дуэлью и помириться с Дантесом?
- С большой уверенностью можно сказать, что нет. Пушкина довольно быстро начинают грызть разрушающий внутренний раскол и нервозность, ему уже трудно сосредоточиться и увидеть вещи всеобъемлюще. Ему катастрофически не хватает интегративности, чтобы принять иную точку зрения, он слишком категоричен и принимает такие же решения. Это касается и дуэлей. Дантес выстрелил пулей, которую Александр Сергеевич, как фаталист, искал последние несколько лет своей жизни.
http://vm.ru/news/2016/06/05/grafolog-u … 22432.html