kvolodja написал:
Вступление России в ВТО>
Вступление России в ВТО, какие плюсы и минусы нам даст эта организация. Проблема вступления России во Всемирную торговую организацию широко обсуждается в обществе. Политики и предприниматели, журналисты и рядовые граждане задаются вопросами, которые, по сути, сводятся к одному: зачем это нужно нашей стране? По мнению директора института проблем глобализации Михаила Делягина вступление в ВТО грозит нам существенными негативными явлениями в экономике, сколько положительными.
Следует сказать, что Всемирная торговая организация, объединяющая 144 страны (еще 31, в том числе и Россия, имеют статус наблюдателей), устанавливает правила международной торговли и разрешения всех связанных с ней споров.
Основные принципы ВТО - устранение дискриминации торговых партнеров (включая граждан), обеспечение максимальной свободы торговли (в том числе путем минимизации тарифов), последовательность и предсказуемость действий, поддержка развивающихся стран. Главная цель деятельности - обеспечение условий для конкуренции в международной торговле. Но в условиях глобализации, и без того превращающей конкуренцию из эффективного средства оздоровления слабых в не менее эффективный инструмент их уничтожения, это благое стремление объективно подрывает конкурентоспособность большинства неиндустриальных стран, лишая их не просто доходов, но самой возможности развития. Немудрено, что ВТО наряду с МВФ вызывает недовольство многих стран бывшего "третьего мира" и становится "фирменной" мишенью антиглобалистов, что ярко проявилось в срыве ее саммита в Сиэттле в декабре 1999 г. (именно тогда их движение впервые громко заявило о себе).
Данное событие спровоцировало паузу в процессе непрерывного ужесточения норм ВТО, что позволило России существенно продвинуться на пути к вступлению в эту организацию: переговоры, тянувшиеся со времени принятия решения о создании ВТО, резко ускорились и практически вышли на финишную прямую, став одним из неформальных приоритетов нынешнего правительства.
Да, самоизоляция в эпоху глобализации сродни суициду. Но и раскрытие заведомо неконкурентоспособных отраслей и регионов перед жесточайшей и неуклонно обостряющейся глобальной конкуренцией - не меньшее безумие. Для России дорога в будущее проходит через интеграцию, через воссоединение с развитой частью человечества, но идти по ней надо с открытыми глазами и трезвым умом. Каждый шаг требует тщательной подготовки: он будет оправдан, лишь если получаемые выгоды превысят издержки не только в кратко- и среднесрочной, но, что самое важное, в долгосрочной перспективе.
С экономической точки зрения аргументы сторонников "прорыва в ВТО" сводятся к тому, что в результате потери отечественных экспортеров от антидемпинговых преследований снизятся, ряд предприятий смогут вписаться в мировые технологические цепочки, а интеллектуальная собственность будет более надежно защищена.
Начнем с конца. Пока российское патентное дело остается на пещерном уровне, всеобъемлющая государственная защита нашей интеллектуальной собственности за рубежом не возможна, и вступление в ВТО здесь ничего не изменит. Реально оно лишь усилит защиту иностранной интеллектуальной собственности в России, т.е. значительно повысит расходы на продукцию глобальных монополистов, вроде корпорации "Майкрософт", продаваемую по завышенным монопольным ценам. Так стоит ли торопиться? Может быть, разумней сначала обуздать транснациональных монополистов, непосредственно виновных в появлении массовой "контрафактной" продукции?
О возможностях же встраивания российских предприятий в транснациональные технологические цепочки вообще ничего определенного не известно. Не вдаваясь в дискуссию о том, выгодно ли это России (с одной стороны, производства будут загружены, с другой - в стране будут оставаться средства только на зарплату), отметим: современные ТНК достаточно мощны, чтобы обеспечить свои интересы в нужных регионах и сферах без чьих-либо услуг. Те сотни российских предприятий, технологический уровень и профиль которых соответствуют потребностям транснациональных корпораций, так или иначе уже включены в их состав. Понятно, что вступление или невступление России в ВТО не сможет серьезно изменить поведение ТНК.
Таким образом, бесспорный аргумент в пользу "рывка" лишь один - антидемпинговые преследования. По оценкам, обусловленные ими потери российских экспортеров в 2000 г. составили 2 - 3 млрд. долл. Что и говорить, немало... если не сравнивать эту сумму с объемом экспорта - более 100 млрд. долл. Но 2,5% - не настолько значительная его доля, чтобы задача их получения стала одним из приоритетов государственной политики. Сокращение хотя бы вдвое невозврата экспортной выручки (оцениваемой в том же 2000 г. в 4,3 млрд. долл.) могло бы покрыть ущерб, наносимый экономике страны в результате применения антидемпинговых мер.
С макроэкономической точки зрения форсированное вступление России в ВТО - непозволительная роскошь. Не надо забывать, что в страну с относительно неблагоприятным инвестиционным климатом (по сравнению с США, Ирландией, Сингапуром, Канадой и рядом других таковым обладают все страны, а не только обюрокраченная Россия) значительные иностранные капиталовложения направляются, только если в нее не могут прийти товары. Мы своими глазами видим, что российский авторынок проще осваивать, вкладывая средства в строительство заводов в Узбекистане, Чехии и Германии, рынок бытовой электроники - в предприятия Юго-Восточной Азии, рынки качественной сантехники и обуви - в западноевропейские предприятия. Исключения лишь подтверждают общее правило.
Между тем вступление в ВТО открывает внутренний рынок именно для товаров, закрывая его тем самым для инвестиций. Возможность значимых капиталовложений сводится на нет еще и потому, что эта организация не допускает "принуждения к инвестициям", под которое в России подпадает более 80 нормативных актов, в том числе и уже отмененная льгота по налогу на прибыль, освобождавшая от него часть инвестиций.
В свете сказанного позиция либеральных радетелей за инвестиции, толкающих Россию в ВТО, представляется абсурдной. Основной их довод: это нужно, потому что наша промышленность, потребляя много комплектующих из-за рубежа, ужасно страдает от импортных пошлин. Действительно, после вступления страны в ВТО отечественная промышленность перестанет страдать, и не только от пошлин - как говорится, "отмучается".
Именно дилемма "либо товары, либо инвестиции" - причина замалчиваемого сторонниками вступления в ВТО феномена: экономическое развитие стран, становящихся членами этой организации, резко замедляется. В прошлом году рост российского ВВП и так затормозился более чем в полтора раза, сократившись с 8,3 до 5,24%. Неужели кому-то хочется вернуться во времена "нулевого роста" или и того хуже - экономического спада?
Даже если гипотетически допустить, что позитивные и негативные последствия вступления в ВТО для сегодняшней России уравновешивают друг друга, нельзя игнорировать тот факт, что мы абсолютно не приспособлены к достаточно жестким требованиям этой международной организации.
Многие политики-ультралибералы, оказавшись во власти, привычно рассматривают государство не как структурообразующий элемент рынка (именно так принято в цивилизованном мире), а как его непримиримую противоположность. Поэтому они не хотят видеть ситуаций, когда госрегулирование выступает в качестве инструмента, обеспечивающего экономическую свободу. В результате оно существует как способ зарабатывания денег нищим и глубоко коррумпированным чиновничеством, а не как механизм проведения нужной стране политики. Фиктивно-демонстративный характер государства проявляется в том, что его в избытке там, где без него легко можно обойтись (например, в сфере выдачи всевозможных разрешений), и явно не хватает там, где его присутствие совершенно необходимо, например, во внешней торговле.
Россия почти не применяет таких повсеместно распространенных методов защиты рынка, как нетарифные ограничения торговли товарами. Из 161 вида услуг, выделяемых ВТО, наш рынок относительно защищен по считанным направлениям (наиболее известны баталии вокруг банковских, страховых и пенсионных услуг).
Не исключено, что наша страна окажется в положении, когда любое ухудшение конъюнктуры вынудит ее либо со скандалом выходить из ВТО, чтобы поддержать свою конкурентоспособность, либо идти на новую разрушительную девальвацию.
Вступление в ВТО требует не только цивилизованного регулирования внешней торговли, но и значительной подготовительной работы, которую за короткий срок нельзя выполнить по чисто техническим причинам.
Присоединяясь к ВТО, каждая страна согласует график приведения своего внешнеторгового режима в соответствие с ее достаточно жесткими правилами. Чтобы продлить этот период и сделать процесс вступления максимально комфортным, большинство стран предварительно старается ужесточить защиту собственных рынков. Россия же поступила наоборот: по данным исследовательского центра при Международной бизнес-школе МГУ, средневзвешенный импортный тариф был снижен с 16% в 1999 г. до нынешних 10, а с учетом льгот - до 8%. Если Россия вступит в ВТО на таких условиях, она уже никогда не сможет повысить общий уровень импортных тарифов, даже если ухудшение конъюнктуры вызовет категорическую необходимость этого.
Преградой на пути в ВТО сегодня является и отсутствие всякого представления об отраслевых приоритетах. Само понятие "промышленная политика" практически не используется в программных документах правительства. А поскольку нет приоритетов, то осмысленные переговоры с ВТО попросту не возможны: никто не знает, какие отрасли будут развиваться, а какие нет и, соответственно, какие отрасли нужны и требуют защиты, а какими можно пожертвовать. Жизненно необходимые не то что для развития - для существования Федерации трансферты регионам и низкие относительно мировых тарифы на услуги естественных монополий могут рассматриваться как субсидирование экспорта. Это потребует их отмены в течение нескольких лет, а следовательно - разрушения экономики.
Наконец, возникнет необходимость изменить многие законы и документы - с непредсказуемыми последствиями. Достаточно сказать, что уже заключенные соглашения о разделе продукции придется корректировать, а таможенный союз стран СНГ, скорее всего, и вовсе распускать.
Делая вывод о разумности форсированного вступления в ВТО, надо исходить из тенденций развития не только России, но и мира.
ВТО нацелена на глобальную интеграцию, а в мире возрастает роль интеграции региональной. Два ее центра - НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли, объединившая США, Канаду и Мексику) и Евросоюз - в близком будущем могут быть дополнены Юго-Восточной Азией.
Развитые страны все больше ориентируются на региональные интересы, зачастую (скрыто или явно) саботируя деятельность и решения ВТО. США стараются как можно быстрее затянуть Россию туда именно для того, чтобы помешать нам войти в экономическую "орбиту" Евросоюза.
Можно вскочить "в отцепленный вагон": вступить в ВТО, когда развитые страны (в первую очередь Евросоюз, куда направляется 35% нашего экспорта и с чьими рынками связаны основные надежды на вступление) уже начнут пренебрегать ее правилами, усиливая региональный протекционизм. В итоге мы понесем убытки, раскрывшись перед глобальной конкуренцией. На рынки же развитых стран нас все равно не пропустят, ибо те начнут играть в "другую игру". Здесь уместно вспомнить древнюю китайскую поговорку: дверь может быть открыта только в одну или другую сторону, но никогда в обе одновременно.
Ситуация усугубляется постепенным вступлением в Евросоюз стран Восточной Европы (а это еще 15% российского экспорта), что затруднит российским производителям доступ на их рынки.
В результате прорыв в ВТО, увеличив импорт при - в лучшем случае - стагнации экспорта, ввергнет Россию в валютный кризис. Внешние выплаты и рост импорта размоют золотовалютные запасы и, по оценкам экспертов, за два года сократят их до уровня, делающего неизбежной более масштабную и разрушительную, чем в 1998 г., девальвацию. Альтернатива одна - новые внешние займы. Но вполне возможно, что их обусловят уступками в политической и экономической самостоятельности (зарубежные эксперты уже обсуждают вероятность отчуждения полезных ископаемых Сибири и Дальнего Востока.
Таким образом, форсированное вступление в ВТО обязательно создаст угрозу не то что экономической безопасности, а самому существованию России.
Мы должны не хвататься за мифические "палочки-выручалочки", не пытаться перескочить через ступени исторического развития, а терпеливо заниматься модернизацией своей страны. Дорогу в ВТО нам откроют не бесчинства неолуддитов и не хитрость переговорщиков, а рост эффективности госрегулирования, в том числе и благодаря его дебюрократизации.
Карта стран стран участниц, наблюдающих и не входящих в ВТО. Отмеченные страны серым цветом, чем-то напоминает карту зон влияния Сионо-Сетха с ГРУ