Новые санкции будут направлены конкретно на уничтожение Путина и его окружения
Проект закона об ужесточении санкций против России, внесенный группой сенаторов от Республиканской и Демократической партий во главе с сенатором Линдси Грэмом, 14 августа был опубликован на сайте Конгресса США. И в нем очень много внимания уделено окружению Путина.
Документ под номером S.3336, озаглавленный «Закон об укреплении НАТО, борьбе с международной киберпреступностью и введении дополнительных санкций в отношении Российской Федерации», имеет и короткую версию названия: «Закон о защите безопасности Америки от агрессии Кремля».
Законопроект был внесен в Конгресс вскоре после встречи президента США Дональда Трампа с российским президентом Владимиром Путиным в Хельсинки 16 июля и содержит как политические заявления, так и перечень конкретных мер, которые законодатели предлагают принять в ответ на действия России.
В законопроекте говорится, что Соединенные Штаты не признают аннексии Россией Крыма – по образцу Декларации 1940 года о непризнании аннексии Советским Союзом стран Балтии. Также документ запрещает администрации США предпринимать шаги, направленные на выход страны из НАТО.
В отдельных главах законопроекта на Россию возлагается ответственность за применение химического оружия (речь идет об отравлении Сергея и Юлии Скрипаль в британском Солсбери), за кибератаки и за вмешательство в выборы президента США в 2016 году, а также высказывается мнение, что Россия могла совершить в Сирии военные преступления.
Когда будет рассмотрен законопроект, пока неясно. Предыдущий законопроект о санкциях в отношении России был принят в прошлом году подавляющим большинством голосов в обеих палатах Конгресса.
Радио Свобода публикует фрагменты законопроекта:
Расширение Закона о борьбе с противниками Америки через санкции
Через 180 дней после вступления в силу Закона о защите безопасности Америки от агрессии Кремля президент должен ввести санкции в отношении
(1) политических деятелей, олигархов и других лиц, которые участвуют, напрямую или не напрямую, в незаконных и коррумпированных действиях от имени Президента Российской федерации Владимира Путина, а также людей, действующих от имени этих политических деятелей, олигархов и лиц;
(2) российских полугосударственных юридических лиц, которые участвуют в незаконной и коррумпированной деятельности от имени Президента РФ Владимира Путина;
(3) членов семей лиц, указанных в параграфах (1) или (2), которые получают значительную прибыль от этой незаконной и коррумпированной деятельности; и
(4) лиц, включая финансовые институты, которые осуществляют денежные операции с лицами, описанными в параграфах (1), (2) или (3).
Разделы 236-237. Санкции в отношении инвестиций в энергетические проекты
Через 180 дней после вступления в силу Закона о защите безопасности Америки от агрессии Кремля президент должен ввести санкции в том случае, если лицо, зная об этом законе, инвестирует в энергетические проекты за пределами Российской Федерации, которые принадлежат российским государственными или полугосударственными компаниям, сумму, превышающую 250 млн долларов США.
Что касается собственно российских энергетических компаний, то предлагается следующее:
Санкции будут касаться лиц, которые продают, сдают в аренду или предоставляют РФ товары, услуги, технологии, финансирование на сумму более 1 млн долларов.
Подлежат запрету на поставки следующие товары и услуги:
(b) Товары, услуги, технологии, финансирование или иная поддержка, которая может значительно помочь Российской Федерации –
(1) в разработке нефтяных ресурсов, находящихся на территории РФ или
(2) в производстве нефти в РФ, включая любую прямую помощь в создании, модернизации и ремонте инфраструктуры, которая позволяет разрабатывать нефтяные ресурсы в Российской Федерации.
Раздел 238 – российский государственный долг
Раздел предписывает, что через 90 дней после вступления Закона в силу президент США должен
(1) разработать механизм, запрещающий гражданам США участвовать в сделках, предоставлять финансирование или вести какую-либо другую деятельность, которая касается российского государственного долга через 180 дней после вступления этого закона в силу;
“2) воспользоваться всеми правами, данными ему Законом об экономических правах в чрезвычайных международных обстоятельствах (50 U.S.C. 1701 et seq.), включая все, что необходимо для того, чтобы заблокировать и запретить все сделки по собственности и интересам одного или более российских финансовых институтов, указанных в пункте (b), если эта собственность и интересы находятся в США или во владении и контроле гражданина США.
В законе приводится следующий список:
(1) Внешэкономбанк.
(2) Сбербанк.
(3) ВTБ Банк.
(4) Газпромбанк.
(5) Банк Москвы.
(6) Россельхозбанк.
(7) Промсвязьбанк.
В проекте закона подчеркивается, что под российским национальным долгом имеются в виду облигации, выпущенные российским Центральным банком, Фондом национального благосостояния и казначейством Российской Федерации.
Раздел 239 вводит аналогичные меры в отношении лиц, которые сотрудничают с россиянами, вовлеченными во враждебные по отношению к США действия в кибернетическом пространстве.
Санкции предлагается вводить в тесной координации действий с Европейским союзом и Государственным департаментом США. Первый отчет соответствующим комитетам Конгресса о том, что именно сделано для выполнения этого закона, президент должен дать через 60 дней после вступления закона в силу.
Раздел 623 предписывает директору Национальной разведки в течение 180 дней с момента принятия закона представить Конгрессу детальный отчет о личном состоянии и активах Президента Российской Федерации Владимира Путина, включая
(1) приблизительную оценку и известные источники доходов Владимира Путина и членов его семьи, включая недвижимость, инвестиции, банковские счета, другие бизнес-интересы и информацию о соответствующих владельцах собственности; а также
(2) список наиболее значимых иностранных политических лиц и олигархов в Российской Федерации в зависимости от их близости к Владимиру Путину.
(b) Отчет должен носить форму несекретного документа, но может содержать секретный указатель.
Раздел 701. В течение 90 дней после принятия закона госсекретарь должен передать в Конгресс определение, подходит ли Россия под критерии государства-спонсора терроризма.
Раздел 704. Создание объединенного национального центра реагирования, цель которого – координировать действия правительства США в ответ на гибридные угрозы США и их союзникам со стороны правительства России, такие как:
дезинформация и пропаганда с помощью традиционных медиа и социальных сетей;
создание, инфильтрация и манипуляция культурными, религиозными, образовательными и политическими организациями или партиями;
нелегальная передача средств для коррупционной деятельности, совершения преступления и оказывания злонамеренного влияния;
диверсионные тактики и «серая» деятельность, в том числе посредством полувоенных организаций;
кибер- и иные нетрадиционные угрозы
использование энергетических ресурсов или инфраструктуры, чтобы оказывать влияние на суверенные страны и политических субъектов.
Раздел 705. Фонду противодействия российскому влиянию выделяется 250 миллионов долларов на 2020-2021 фискальные годы – чтобы помочь странам Европы и Азии защитить инфраструктуру и механизм выборов от кибератак, бороться с коррупцией и укреплять правопорядок, реагировать на гуманитарные кризисы и нестабильность, созданные вторжением или оккупацией Россией территорий в Грузии, Молдавии и Украине.
Раздел 706. Конгресс считает, что использование правительством России силы, разведопераций, кибератак, кампаний влияния, в том числе с помощью коррупции и дезинформации, являет собой явную угрозу странам Европы и Евразии.
В ответ правительства этих стран должны удвоить усилия по укреплению своих институтов, политических систем и гражданского общества.
Правительство США поддерживает демократические и правовые институты, которые правительство России пытается подорвать, включая НАТО, ОБСЕ и ЕС.
Правительство США должно увеличить усилия в Европе, чтобы противостоять угрозам фундаментальным правам человека и правопорядку, независимым СМИ, гражданскому обществу и другим демократическим институтам, сила которых играет ключевую роль в защите от пагубного российского влияния в долгосрочной перспективе.
Раздел 707. Конгресс считает, что правительство России злоупотребляет механизмами Интерпола в политических целях, чтобы преследовать и унижать политических оппонентов. США должны использовать свое влияние в Интерполе, чтобы помешать таким злоупотреблениям, включая приостановку для России возможности использовать подобные механизмы.
Раздел 708. Конгресс нашел, что
В марте 2016 года «Международной амнистии» выпустила доклад, в котором утверждалось: «Сирийские и российские силы умышленно атаковали медицинские объекты в вопиющем нарушении международных гуманитарных законов. Но по-настоящему шокирует то, что уничтожение больниц оказалось частью их военной стратегии».
21 сентября 2017 года представитель госдепартамента сообщила об авиаударах в провинциях Идлиб и Хама, в результате которых были повреждены медицинские объекты и убежища для гражданских лиц: «Эти атаки укладываются в знакомые рамки: медицинские объекты и работники, и гражданское население – жертвы ударов сирийского режима и его российских союзников».
В феврале 2018 года в результате сирийских и российских авиаударов были убиты 230 мирных жителей, повреждены не менее 9 медицинских объектов. В заявлении главы ведомства ООН по правам человека было сказано, что авиаудары, в зависимости от обстоятельств», «могут являться военными преступлениями».
В марте комиссия ООН по расследованию происходящего в Сирии заявила, что нанесенные неуправляемыми снарядами российские авиаудары по густонаселенным районам Алеппо 13 ноября, в результате которых не менее 84 человек погибли и 150 были ранены, могут представлять собой военные преступления».
В связи с этим в течение 60 дней после принятия закона госсекретарь должен передать в Конгресс доклад о возможных военных преступлениях и преступлениях против человечности, совершенные правительством России или полувоенными образованиями и контрактниками, действовавшими по его указанию в Сирии.
Раздел 709. В течение 90 дней после принятия закона, директор национальной разведслужбы в координации с госсекретарем и министром обороны должен передать в Конгресс доклад, в котором оценивается желание и способность российского правительства обеспечить вывод из Сирии иранских сил или связанных с Ираном вооруженных групп… оружие технологии и сведения, прямо или косвенно переданные российским правительством режиму Башара Асада, ливанской группировке «Хезболла», Ирану или связанным с ним силами в Сирии, которые угрожают безопасности или качественному военному превосходству Израиля.
Раздел 710. Конгресс считает, что технологические компании, в частности, социальные сети, несут ответственность за то, чтобы их платформы были свободны от дезинформации, распространяемой правительством России и других государств.
Комм. Ведмедик уже назвал будущее введение этих санкций - "фактическим объявлением экономической войны" и обещал ответить, в том числе и "другими средствами", под которыми, очевидно, следует понимать расширение спектра и количества террористических атак.