Даосская притча от Чжуан-цзы Корень войны
Сюй Угуй увиделся с царём У-хоу, и тот сказал:
— Вы, учитель, уже давно живёте в далёких лесах, питаясь кореньями и плодами. Не наскучили ли вам пырей и лебеда, коль скоро вы пожаловали ко мне, единственному? А может быть, вы пришли потому, что состарились? Или возжелали мяса и вина? Или хотите быть облагодетельствованы от моего алтаря духов плодородия?
— Я, Угуй, вышел из рода бедного и незнатного, а потому никогда бы и не посмел отведать царского вина и мяса. Но вскоре мне придётся позаботиться о вас, государь.
— Что такое?
— Придётся позаботиться и о вашем духе, и о теле, государь, — ответил Сюй Угуй.
— Что значат эти слова?
— Небо и Земля одинаково вскармливают всё живое. Поднявшихся высоко нельзя считать лучшими, пребывающих внизу нельзя считать худшими! Вы, государь, — единственный повелитель десяти тысяч колесниц и ради удовольствия своих ушей, глаз, рта и носа заставляете тяжко трудиться народ всего царства. Но дух удовлетвориться этим не может. Дух любит согласие и ненавидит распущенность. Распущенность — это болезнь духа. Вот я и не могу не сокрушаться о том, что вы, государь, сами навлекаете на себя болезнь.
— Давно уже хотел я повидаться с вами, учитель, — сказал царь. — Желаю любить народ и во имя справедливости положить конец войнам. Возможно ли сие?
— Нет, — ответил Сюй Угуй. — В любви к людям — начало погибели людей. В желании ради справедливости положить конец войнам — корень войны. Если вы, государь, начнёте так действовать, всё пропало. Ибо красивые слова — это орудие зла. Вы ратуете за человечность и долг, а на деле сеете ложь. На всякую форму найдётся другая форма, всякий успех породит вражду, всякий замысел вызовет противодействие. Не выставляйте, государь, ряды ваших воинов на галереях и башнях, не приводите лучников и всадников к вратам дворцового храма, не замышляйте измены ради приобретения, не надейтесь хитростью одолеть других, не пытайтесь победить людей ни умом, ни оружием. Убивать кого попало, захватывать чужие земли ради собственной корысти и собственной похоти — кому от этого хорошо? Где находится истинная победа? Если вы, государь, от этого откажетесь, будете пестовать в себе искренность и жить по закону Неба и Земли, отринув мысли об убийстве и не утесняя других, то разве понадобится вам, государь, ратовать за прекращение войн?